Разработка рабочих листов по разделу «О наших близких, о семье»
Москвина В.А., студентка 3 курса
Михайлис Л.С., руководитель ВКР
Свердловская область,
ГАПОУ СО «Камышловский
педагогический колледж»
Аннотация: в данной статье рассматривается аспекты для составления продукта выпускной квалификационной работы, а именно комплект рабочих листов литературного чтения во 2 классе по разделу «О наших близких, о семье» для реализации в условиях инклюзивного образования.
Ключевые слова: комплект, рабочий лист, инклюзивное образование, задержка психического развития.
В настоящее время одна из актуальных проблем – это образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Актуальность выбора темы для выпускной квалификационной заключается в том, что помогает разнообразить формы, виды и работы образовательного процесса, а также в школах возрастает численность обучающихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья.
Актуальность данной темы заключается в том, что численность обучающихся в образовательных учреждениях возрастает, указано в информационной справке о мониторинге системы образования оценки положения дел в сфере соблюдения права детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на образование. А также актуальность данного вопроса подтверждаются на федеральном и региональном уровнях.
По статистике Министерства просвещения РФ, дети с ЗПР — самая многочисленная категория среди детей с ограниченными возможностями здоровья (около 40%). Это могут быть как ребята, которые по своему развитию близки к возрастной норме, так и дети, которые сильно отстают в развитии и нуждаются в специализированной помощи. Наглядно процентное соотношение обучающихся с ОВЗ и ЗПР представлено в приложении 1.
Приложение 1.
Проблемой исследования является: недостаточное количество рабочих листов для организации уроков по литературному чтению во 2 классе по разделу «О наших близких, о семье» (для реализации в условиях инклюзивного образования).
Практическая значимость проекта заключается в том, что комплект рабочих листов может быть использован студентами педагогического колледжа для прохождения различных видов практик (в процессе практической подготовки), а также учителями начальных классов для повышения эффективности и интереса организации урока, так как учебно-методическая разработка имеет высокую педагогическую ценность.
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность определили выбор темы выпускной квалификационной работы: «комплект рабочих листов для организации уроков по литературному чтению во 2 классе по разделу «О наших близких, о семье» (для реализации в условиях инклюзивного образования)».
По определению В.Ф. Шаталова под рабочим листом понимается: рабочий лист - это специально разработанный учителем лист с заданиями, которые необходимо выполнить по ходу объяснения материала или после изучения темы.
Рабочие листы предполагают работу с обучающимися с нормой развития, а также с задержкой психического развития (вариант 7.2).
Комплект рабочих листов для организации уроков литературного чтения во 2 классе по разделу «О наших близких, о семье» (для реализации в условиях инклюзивного образования) состоит из следующих компонентов: титульный лист, пояснительная записка, содержание с темами, по которым разработаны рабочие листы с заданиями, список литературы и приложения.
На титульном листе указывается наименование организации, наименование методической разработки, год издания.
Пояснительная записка включает в себя актуальность, цель данного комплекта рабочих листов для организации уроков по литературному чтению во 2 классе (для реализации в условиях инклюзивного образования).
В основной части разработанные рабочие листы для обучающихся 2 класса для организации уроков литературного чтения (в условиях инклюзивного образования).
Список литературы содержит источники, с помощью которых были разработаны рабочие листы для организации уроков литературного чтения во 2 классе.
Приложения включают материалы, необходимые для проверки выполненных заданий, а также критерии оценивания.
Структура рабочего листа включает в себя:
тему;
инструкцию;
целеполагание;
задания уровневой сложности.
Цель комплекта рабочих листов – обоснование, разработка и пробация комплекта рабочих листов литературного чтения во 2 классе по разделу «О наших близких, о семье» (для реализации в условиях инклюзивного образования).
Комплект рабочих листов составлен по разделу «О наших близких, о семье» учебного предмета «Литературное чтение» для 2 класса и включает темы:
Тема |
Количество часов |
«Отец и сыновья». Л.Н. Толстой |
1 ч. |
«Песня матери». А.А.Плещеев |
1 ч. |
«Сыновья» В.А. Осеева |
1 ч. |
«Быль для детей». С.В. Михалков |
1 ч. |
«Салют». С.А. Баруздин |
1 ч. |
Основу рабочего листа составляет практический блок с разноуровневыми заданиями, направленными на усвоение новых знаний и овладение способами действий по В.П. Беспалько.
Рабочий лист можно рассматривать как:
модель урока и средство управления учением;
метод организации самостоятельной работы обучающихся;
форму организации учебно-познавательной деятельности и тд.
Методическое обеспечение проектирования осуществлялось на основе анализа методических пособий психологов, учителей начальных классов и классов компенсирующего коррекционно-развивающего образования, разработок по организации работы с детьми нормой развития, а также с детьми с ОВЗ в НОО. В ходе анализа было выявлено, что необходимо создавать условия, которые будут повышать успеваемость обучающихся с ЗПР (вариант 7.2).
Также по итогам анализа аналогов были выявлены следующие проблемы:
ü отсутствие рабочих листов по разделу «О наших близких, о семье»;
ü отсутствие заданий оформленных под федеральную рабочую программу;
ü отсутствие заданий, адаптированных под категорию детей с задержкой психического развития (вариант 7.2).
Таким образом, я считаю, что данная методическая разработка, позволит решить указанные проблемы в учебном процессе.
В данном случае объектом проектирования выступал педагогический процесс в условиях инклюзивного образования.
Разработка комплекта рабочих листов для организации уроков по литературному чтению во 2 классе по разделу «О наших близких, о семье» (для реализации в условиях инклюзивного образования) осуществлялась на основе следующих этапов педагогического проектирования, выделенных Безруковой В.С.
При разработки рабочих листов для организации уроков по литературному чтению во 2 классе по разделу «О наших близких, о семье» (для реализации в условиях инклюзивного образования) учитывались особенности обучающегося с ОВЗ и с нормой развития.
Можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день рабочий лист является универсальным и актуальным средством обучения в педагогическом процессе. Хочется обратить внимание на то, что нет ни одного комплекта рабочих листов, собранных по разделу «О наших близких, о семье». Поэтому данная разработка будет удобна в использовании для учителей начальных классов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.