Рабочие программы по информатике (начальный курс) для 5,6 классов
Оценка 4.6

Рабочие программы по информатике (начальный курс) для 5,6 классов

Оценка 4.6
Документация
docx
информатика
5 кл—6 кл
01.02.2022
Рабочие программы по информатике (начальный курс) для 5,6 классов
Рабочие программы по информатике (начальный курс) для 5,6 классов на 2021-2022 уч.г., УМК Л.Л. Босова, А.Ю. Босова
рп, информатика, 5,6 кл..docx

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Тогучинского района

«Киикская средняя школа»

 

«Рассмотрено»

ШМО учителей __________________

Протокол № ____от _______________

Руководитель ШМО ______________

«Согласовано»

Зам. директора УВР МКОУ «Киикская средняя школа»

________________ В.Н. Макеева

«_____» _______________2021г

 

 

 

 

 

Рабочая программа

 

Учебный предмет: информатика (начальный курс)

Классы: 5,6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель РП:

учитель информатики

Ливанова Т.Ю.

 

 

 

 

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа предмета «Информатика (начальный курс)» для 5,6 классов разработана на основе: основной образовательной программы основного общего образования МКОУ Тогучинского района «Киикская средняя школа», утвержденной приказом от 01  сентября 2016 года № 130/2.

Цели

 Изучение информатики вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя в 5—6 классах:

• развитию общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладению уме­ниями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

• целенаправленному формированию таких общеучебных поня­тий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;

• воспитанию ответственного и избирательного отноше­ния к информации; развитию познавательных, интеллекту­альных и творческих способностей учащихся;

Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «Информатика (начальный курс)» относится к предметной области «Математика и информатика». В учебном плане МКОУ Тогучинского района «Киикская средняя школа» из части, формируемой участниками ОУ, на изучение курса информатика (начальный курс) в 5,6 классах выделено 35 часов (0,5 часа в неделю).

Класс

Количество часов в неделю

Количество недель в году

Кол-во часов в году

Кол-во

пров.

практ.

работ

5

0,5

35

17,5

0/18

6

0,5

35

17,5

0/22

 

УМК

1)      Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. – 88с.

2)      Босова Л.Л., Босова А. Ю. Информатика и ИКТ: учеб­ник для 5 класса. — М.: БИНОМ. Лаборатория зна­ний, 2017.

3)      Босова Л.Л., Босова А. Ю. Информатика и ИКТ: учеб­ник для 6 класса: — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.

 

 Внесенные изменения в авторскую программу и их обоснование

5, 6 классы

Тема

 

План

(в часах)

(5, 6 кл.)

Факт (часы)

Обоснование

5 кл.

6 кл.

1

Компьютер

7

3

 

Час отдан на  тему «Алгоритмика» (6 кл) ввиду важности и сложности этой темы.

2

Объекты и системы

8

 

4

 

3

Информация вокруг нас

12

6

 

 

4

Подготовка тестов на компьютере

8

3

 

Два часа отданы на тему «Создание мультимедийных объектов», т.к. это метапредметная компетенция востребованная уже с 5 класса, а с текстовым процессором учащиеся знакомы с начальных классов.

5

Компьютерная графика

6

3

 

 

6

Информационные модели

10

 

5

 

7

Создание мультимедийных объектов

7

2

3

Два часа добавлены за счет темы «Подготовка текстов на компьютере»

8

Алгоритмика

8

 

5

1 час – за счет темы «Компьютер» (5 кл), 1 час из резерва.

9

Повторение

4

0,5

0,5

 

Итого

 

70

17,5

17,5

 

 

В количество всех часов уменьшены вдвое относительно авторской программы, т.к. согласно учебному плану ОУ на изучение курса информатика (начальный курс) в 5 и 6 классах отводится 0,5 часа, а не 1 час, как в авторской программе.

 

Виды и формы текущей аттестации

1)      Практическая работа, проводится в течение всего учебного года в соответствии с планированием.

2)   Понятийный диктант, проводится в течение учебного года как текущий контроль хода освоения учащимися планируемых предметных и метапредметных результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Планируемые результаты освоения учебного предмета

5 класс

Личностные результаты— это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в ос­новной школе, являются:

• наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

• понимание роли информационных процессов в современном мире;

• владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

• развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

• способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

 

 

• готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

• способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

• способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эрго­номических и технических условий безопасной эксплуата­ции средств ИКТ.

Метапредметные результаты — освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов спосо­бы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изуче­нии информатики в основной школе, являются:

  владение общепредметными понятиями «объект», «систе­ма», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

  владение информационно-логическими умениями: опреде­лять понятия, создавать обобщения, устанавливать анало­гии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умо­заключение  и делать выводы;

  владение умениями самостоятельно планировать пути до­стижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных усло­вий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

  владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель;

  умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую;

  умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  умение использования средств ИКТ для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; комму­никация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные результаты включают: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных, социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

• формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

• формирование представления об основных изучаемых понятиях — «информация», «алгоритм», «модель» — и их свойствах;

• развитие алгоритмического мышления; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

• формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления дан­ных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствую­щих программных средств обработки данных.

 

6 класс

Личностные результаты— это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в ос­новной школе, являются:

• наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

• понимание роли информационных процессов в современном мире;

• владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

• развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

• способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

 

 

• готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

• способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

• способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эрго­номических и технических условий безопасной эксплуата­ции средств ИКТ.

Метапредметные результаты — освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов спосо­бы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изуче­нии информатики в основной школе, являются:

  владение общепредметными понятиями «объект», «систе­ма», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

  владение информационно-логическими умениями: опреде­лять понятия, создавать обобщения, устанавливать анало­гии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умо­заключение  и делать выводы;

  владение умениями самостоятельно планировать пути до­стижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных усло­вий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

  владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель;

  умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую;

  умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  умение использования средств ИКТ для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; комму­никация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные результаты включают: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных, социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

• формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

• формирование представления об основных изучаемых понятиях — «информация», «алгоритм», «модель» — и их свойствах;

• развитие алгоритмического мышления; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

• формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления дан­ных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствую­щих программных средств обработки данных.

 

 

2.     Содержание учебного предмета

При реализации программы учебного предмета «Информатика» у учащихся формируется  информационная и алгоритмическая культура; умение формализации и структурирования информации, учащиеся овладевают способами  представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных; у учащихся формируется представление о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; представление об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах; развивается алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; формируются представления о том, как понятия и конструкции информатики применяются в реальном мире, о роли информационных технологий и роботизированных устройств в жизни людей, промышленности и научных исследованиях; вырабатываются навык и умение безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в сети Интернет, умение соблюдать нормы информационной этики и права.

 

 

5 класс

Компьютер (3 часов)

Информация и информатика. Компьютер — универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. Основные устройства компьютера и тех­нические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер.

Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила имено­вания файлов.

Компьютерные объекты, их имена и графические обозначения. Элементы поль­зовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач.

Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши.

Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его структура.

Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Информация вокруг нас (6 часов)

Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения.

Код, кодирование информации. Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.

Хранение информации. Носители информации. Всемирная паутина. Браузе­ры.

Средства поиска информации: компьютерные каталоги, поисковые машины, запросы по одному и нескольким признакам. Передача информации. Обработка информации. Изменение формы представления информации. Метод координат. Систематизация информации. Поиск информации. Поиск информации в сети Интернет.

Получение новой информации. Преоб­разование информации по заданным правилам. Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы.

Информация и знания.

Подготовка текстов на компьютере (3 часов)

Текстовый редактор.

Подготовка Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац.

Приемы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.).

Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматиро­вание и заполнение данными.

Компьютерная графика (3 часов)

Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов.

Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов.

Устройства ввода графической информации.

Создание мультимедийных объектов (2 часов)

Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.

 

6 класс

Объекты и их системы (4 часа)

Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидно­сти объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Система и окружающая среда.

Персональный компьютер как система. Файловая система. Операционная система.

Информационные модели (5 часов)

Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные ин­формационные модели. Простейшие математические модели. Табличные   информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное реше­ние логических задач. Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы.  Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

Создание мультимедийных объектов (3 часа)

Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.

 

Алгоритмика (5 часов)

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, си­стема команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей. Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в ли­тературных произведениях, на уроках математики и т. д.).

Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертежник, Черепашка, Робот.

Резерв учебного времени: 1 час.

 


3.     Тематическое планирование

5 класс

 

№п/п

Раздел

Тема

1

Информация вокруг нас

(1 час)

Информация вокруг нас

2

Компьютер

(3 часа)

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией

3

Ввод информации в память компьютера

4

Управление компьютером

5,6

Информация вокруг нас (2 часа)

Хранение  и передача информации

Кодирование информации

7

Подготовка текстов на компьютере (3 часа)

Текстовая информация

8

Информация, информационные процессы

9

Представление информации в форме таблиц

10-12

Компьютерная графика

(3 часа)

Компьютерн.графика

13

Информация вокруг нас

(3 часа)

Систематизация и поиск информации.

14

Преобразование информации по заданным правилам

15

Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий.

Обработка информации.

16,17

Создание мультимедийных объектов

(2 часа)

Создание анимации

Создание слайд – шоу

18

Повторение (1 час)

Повторение

 

 

6 класс

№п/п

Раздел

Тема

1

Объекты и системы

(4 часа)

Объекты окружающего мира

Компьютерные объекты

2

Отношения объектов и их множеств

3

Классификация объектов

Классификация компьютерных объектов

4

Системы объектов

Персональный компьютер как система

Как мы познаем окружающий мир

5

Информационные модели

(5 часов)

Понятие как форма мышления

Определение понятия

6

Информационное моделирование как метод познания

Словесные и математические информационные модели

7

Табличные информационные модели

Вычислительные таблицы

8

Решение логических задач с помощью таблиц

9

Графики и диаграммы

Схемы

Графы

10

Алгоритмика

(5 часов)

Определение алгоритма

Исполнители

11

Формы записи алгоритмов

12

Линейные алгоритмы

Алгоритмы с ветвлениями

Алгоритмы с повторениями

13

Управление исполнителем  Черепашка

14

Управление исполнителем Чертежник

15

Создание мультимедийных объектов

(3 часа)

Создание линейной презентации

Настройка анимации в презентации

16

Гиперссылки в презентации

Создание иллюзии движения средствами редактора презентации

17

Работа над презентацией «История развития компьютерной техники»

18

Повторение

(1 час)

Итоговый урок

 


 

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Пояснительная записка Статус документа

Пояснительная записка Статус документа

Подготовка тестов на компьютере 8 3

Подготовка тестов на компьютере 8 3

Планируемые результаты освоения учебного предмета 5 класс

Планируемые результаты освоения учебного предмета 5 класс

ИКТ для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами

ИКТ для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами

ИКТ в условиях развития информационного общества; • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и

ИКТ в условиях развития информационного общества; • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и

Предметные результаты включают: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного…

Предметные результаты включают: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного…

Компьютерные объекты, их имена и графические обозначения

Компьютерные объекты, их имена и графические обозначения

Табличное реше­ние логических задач

Табличное реше­ние логических задач

Тематическое планирование 5 класс №п/п

Тематическое планирование 5 класс №п/п

Повторение (1 час) Повторение 6 класс №п/п

Повторение (1 час) Повторение 6 класс №п/п

Управление исполнителем Черепашка 14

Управление исполнителем Черепашка 14
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2022