Рабочие программы по обществознанию по новой образовательной программе
Оценка 4.6

Рабочие программы по обществознанию по новой образовательной программе

Оценка 4.6
doc
13.05.2021
Рабочие программы по обществознанию по новой образовательной программе
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 5-9 КЛАССЫ 2019-2020 ТОМИЛОВА Е.П..doc

 

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Баженовская средняя общеобразовательная школа № 96»

 

 

                           Рассмотрено                                                                                          Утверждено

                           Школьное методическое                                                                 Директор МАОУ «БСОШ № 96№

                           объединение учителей                                                                      _______________

                           естественнонаучного цикла                                                           Приказ №

                           Протокол №                                                                              

                           от

 

 

Рабочая программа

по общеобразовательному предмету «Обществознанию» (включая экономику и право)

для учащихся 6-9 классов

на     учебный год

 

 

 

 

                                                                                   Составитель: Томилова Е.П.

                                                                                       учитель истории и обществознания

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по обществознанию, базисного учебного плана, с учетом авторской программы основного общего образования по обществознанию  под редакцией академика РАО, доктора педагогических наук Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой - кандидата педагогических наук, Л. Ф. Иванова, кандидата педагогических наук; А. И. Матвеева,  кандидата педагогических наук, рассчитанной на 34 часа (1 урок в неделю) в соответствии с учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации.

Место курса в учебном плане:

Учебный предмет «Обществознание» как часть предметной области «Общественно-научные предметы» изучается на уровне основного общего образования в качестве обязательного предмета в 6 – 9 классах. Нормативный срок реализации РП на уровне основного общего образования составляет 4 года.

Недельное количество часов, отводимое на изучение «Обществознания», определяется учебным планом. Общее количество учебных часов на изучение учебного предмета «Обществознание» в 6 – 9 классах составляет:

Распределение учебных часов по классам:

Классы

Недельное распределение

учебных часов

Количество учебных недель

Количество часов

по годам обучения

6

1 ч.

34

34 ч.

7

1 ч.

34

34 ч.

8

1 ч.

34

34 ч.

9

1 ч.

34

34 ч.

 

Планируемые результаты освоения программы курса:

1. Личностные результаты изучения предмета: Личностные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с группой личностных результатов и раскрывают и детализируют основные направленности этих  результатов. Оценка достижения этой группы планируемых результатов ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации. 1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,  чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

2. Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД). Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с подгруппами универсальных учебных действий,  раскрывают и детализируют основные направленности метапредметных результатов. Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.

Регулятивные УУД:

1.      Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

●       анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

●       определять совместно с педагогом критерии оценки планируемых образовательных результатов;

●       идентифицировать препятствия, возникающие при достижении собственных запланированных образовательных результатов;

●       выдвигать версии преодоления препятствий, формулировать гипотезы, в отдельных случаях — прогнозировать конечный результат;

●       ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной деятельности с учетом выявленных затруднений и существующих возможностей;

●       обосновывать выбранные подходы и средства, используемые для достижения образовательных результатов.

2.      Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

●       определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

●       обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

●       определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

●       выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (определять целевые ориентиры, формулировать адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

●       выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

●       составлять план решения проблемы (описывать жизненный цикл выполнения проекта, алгоритм проведения исследования);

●       определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

●       описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде алгоритма решения практических задач;

●       планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3.      Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

●       различать результаты и способы действий при достижении результатов;

●       определять совместно с педагогом критерии достижения планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

●       систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии достижения планируемых результатов и оценки своей деятельности;

●       отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

●       оценивать свою деятельность, анализируя и аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

●       находить необходимые и достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации;

●       работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик/показателей результата;

●       устанавливать связь между полученными характеристиками результата и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик результата;

●       соотносить свои действия с целью обучения.

4.      Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

●       определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

●       анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

●       свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств;

●       оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

●       обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

●       фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5.      Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

●       анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

●       соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы о причинах ее успешности/эффективности или неуспешности/неэффективности, находить способы выхода из критической ситуации;

●       принимать решение в учебной ситуации и оценивать возможные последствия принятого решения;

●       определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

●       демонстрировать приемы регуляции собственных психофизиологических/эмоциональных состояний.

 

Познавательные УУД:

6.      Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

●       подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

●       выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

●       выделять общий признак или отличие двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство или отличия;

●       объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

●       различать/выделять явление из общего ряда других явлений;

●       выделять причинно-следственные связи наблюдаемых явлений или событий, выявлять причины возникновения наблюдаемых явлений или событий;

●       строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

●       строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом их общие признаки и различия;

●       излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

●       самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

●       объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности;

●       выявлять и называть причины события, явления, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

●       делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

7.      Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

●       обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

●       определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

●       создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

●       строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

●       создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

●       переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот;

●       строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

●       строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

●       анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) с точки зрения решения проблемной ситуации, достижения поставленной цели и/или на основе заданных критериев оценки продукта/результата.

8.      Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

●       находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

●       ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

●       устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

●       резюмировать главную идею текста;

●       преобразовывать текст, меняя его модальность (выражение отношения к содержанию текста, целевую установку речи), интерпретировать текст (художественный и нехудожественный — учебный, научно-популярный, информационный);

●       критически оценивать содержание и форму текста.

9.      Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

●       определять свое отношение к окружающей среде, к собственной среде обитания;

●       анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

●       проводить причинный и вероятностный анализ различных экологических ситуаций;

●       прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на другой фактор;

●       распространять экологические знания и участвовать в практических мероприятиях по защите окружающей среды.

10.    Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей, справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем. Обучающийся сможет:

●       определять необходимые ключевые поисковые слова и формировать корректные поисковые запросы;

●       осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, базами знаний, справочниками;

●       формировать множественную выборку из различных источников информации для объективизации результатов поиска;

●       соотносить полученные результаты поиска с задачами и целями своей деятельности.

Коммуникативные УУД:

11.    Умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

●       определять возможные роли в совместной деятельности;

●       играть определенную роль в совместной деятельности;

●       принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы);

●       определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

●       строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

●       корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;

●       критически относиться к собственному мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно ошибочно) и корректировать его;

●       предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

●       выделять общую точку зрения в дискуссии;

●       договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

●       организовывать эффективное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

●       устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

12.    Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

●       определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать и использовать речевые средства;

●       представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

●       соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

●       высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

●       принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

●       создавать письменные тексты различных типов с использованием необходимых речевых средств;

●       использовать средства логической связи для выделения смысловых блоков своего выступления;

●       использовать вербальные и невербальные средства в соответствии с коммуникативной задачей;

●       оценивать эффективность коммуникации после ее завершения.

13.    Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ). Обучающийся сможет:

●       целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

●       использовать для передачи своих мыслей естественные и формальные языки в соответствии с условиями коммуникации;

●       оперировать данными при решении задачи;

●       выбирать адекватные задаче инструменты и использовать компьютерные технологии для решения учебных задач, в том числе для: вычисления, написания писем, сочинений, докладов, рефератов, создания презентаций и др.;

●       использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

●       создавать цифровые ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

3. Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:

Человек. Деятельность человека

Выпускник научится:

•        использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;

•        характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;

•        в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;

•        характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;

•        приводить примеры основных видов деятельности человека;

•        выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.

Выпускник получит возможность научиться:

•        выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;

•        оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;

•        оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;

•        использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;

•        моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.

Общество

Выпускник научится:

•        демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;

•        распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;

•        характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;

•        различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;

•        выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;

•        характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;

•        на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;

•        раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;

•        конкретизировать примерами опасность международного терроризма.

Выпускник получит возможность научиться:

•        наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;

•        выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;

•        осознанно содействовать защите природы.

Социальные нормы

Выпускник научится:

•        раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;

•        различать отдельные виды социальных норм;

•        характеризовать основные нормы морали;

•        критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;

•        раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;

•        характеризовать специфику норм права;

•        сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;

•        раскрывать сущность процесса социализации личности;

•        объяснять причины отклоняющегося поведения;

•        описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.

Выпускник получит возможность научиться:

•        использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;

•        оценивать социальную значимость здорового образа жизни.

Сфера духовной культуры

Выпускник научится:

•        характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;

•        описывать явления духовной культуры;

•        объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;

•        оценивать роль образования в современном обществе;

•        различать уровни общего образования в России;

•        находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;

•        описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;

•        объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;

•        учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;

•        раскрывать роль религии в современном обществе;

•        характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.

Выпускник получит возможность научиться:

•        описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;

•        характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;

•        критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.

Социальная сфера

Выпускник научится:

•        описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;

•        объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;

•        характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;

•        выделять параметры, определяющие социальный статус личности;

•        приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;

•        описывать основные социальные роли подростка;

•        конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;

•        характеризовать межнациональные отношения в современном мире;

•        объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;

•        характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;

•        раскрывать основные роли членов семьи;

•        характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;

•        выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.

Выпускник получит возможность научиться:

•        раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;

•        выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;

•        выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;

•        формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;

•        использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;

•        находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа.

Политическая сфера жизни общества

Выпускник научится:

•        объяснять роль политики в жизни общества;

•        различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;

•        давать характеристику формам государственно-территориального устройства;

•        различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;

•        раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;

•        называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;

•        характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

•        осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;

•        соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.

Гражданин и государство

Выпускник научится:

•        характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;

•        объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;

•        раскрывать достижения российского народа;

•        объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;

•        называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;

•        осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;

•        характеризовать конституционные обязанности гражданина.

Выпускник получит возможность научиться:

•        аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;

•        использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.

Основы российского законодательства

Выпускник научится:

•        характеризовать систему российского законодательства;

•        раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;

•        характеризовать гражданские правоотношения;

•        раскрывать смысл права на труд;

•        объяснять роль трудового договора;

•        разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;

•        характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;

•        характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;

•        конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;

•        характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;

•        раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;

•        анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;

•        исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;

•        находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.

Выпускник получит возможность научиться:

•        на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;

•        оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;

•        осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.

Экономика

Выпускник научится:

•        объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;

•        различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

•        раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;

•        характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;

•        характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;

•        объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;

•        называть и конкретизировать примерами виды налогов;

•        характеризовать функции денег и их роль в экономике;

•        раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;

•        анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;

•        формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;

•        раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

•        характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;

•        использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;

•        обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.

Выпускник получит возможность научиться:

•        анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;

•        выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;

•        анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;

•        решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;

•        грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

•        сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.

Содержание курса: Обществознание является одним из основных гуманитарных предметов в системе общего образования, поскольку должно обеспечить формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ, гражданской активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.

Основой учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования являются научные знания об обществе и его основных сферах, о человеке в обществе. Учебный предмет «Обществознание» в основной школе многогранно освещает проблемы человека и общества через призму основ наук: экономика, социология, политология, социальная психология, правоведение, философия, акцентируя внимание на современные реалии жизни, что способствует формированию у обучающихся целостной картины мира и жизни человека в нем.

Освоение учебного предмета «Обществознание» направлено на развитие личности обучающихся, воспитание, усвоение основ научных знаний, развитие способности обучающихся анализировать социально значимую информацию, делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам, выработку умений, обеспечивающих адаптацию к условиям динамично развивающегося современного общества.

Учебный предмет «Обществознание» на уровне основного общего образования опирается на межпредметные связи, в основе которых лежит обращение к таким учебным предметам, как «История», «Литература», «Мировая художественная культура», «География», «Биология», что создает возможность одновременного прохождения тем по указанным учебным предметам.

Человек. Деятельность человека

Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность. Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Способности и потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения.

 

 

Общество

Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Современное российское общество, особенности его развития.

Социальные нормы

Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия. Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия. Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни.

Сфера духовной культуры

Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.

Социальная сфера жизни общества

Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство. Социальная политика Российского государства.

Политическая сфера жизни общества

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное самоуправление. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.

Гражданин и государство

Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Государственные символы России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Способы взаимодействия с властью посредством электронного правительства. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка.

Основы российского законодательства

Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности административно-правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

Экономика

Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство   основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох.

Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция.

Календарно-тематическое пЛАНИРОВАНИЕ. (6 КЛАСС 34 ЧАСА)

№ п/п, № урока в разделе, теме

 

Тема урока

Плановые сроки изучения учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

ВВЕДЕНИЕ - 1час

1/1

Введение в курс обществознания.

 

 

 

Глава I «Человек в социальном измерении» -10 часов

2/1

Человек - личность

 

 

 

3/2

Индивидуальность - плохо или хорошо?

 

 

4/3

Человек познаёт мир

.

 

 

5/4

Учимся узнавать и оценивать себя.

 

 

6/5

Человек и его деятельность.

 

 

7/6

Учимся правильно организовывать свою деятельность.

 

 

8/7

Потребности человека.

 

 

9/8

Мир мыслей и чувств

 

 

10/9

На пути к жизненному успеху.

 

 

 

11/10

Обобщение по теме: «Человек в социальном измерении».

 

 

Глава II Человек среди людей- 11часов

12/1

Межличностные отношения.

.

 

 

 

13/2

Виды межличностных отношений.

 

 

14/3

Человек в группе.

 

 

 

15/4

О поощрениях и наказаниях.

 

 

16/5

Общение.

 

 

17/6

Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими

 

 

18/7

Учимся общаться

 

 

19/8

Конфликты в межличностных отношениях.

 

 

20/9

Как не проиграть в конфликте

 

 

21/10

Учимся вести себя в ситуации конфликта

 

 

22/11

Обобщение по теме: «Человек среди людей».

 

 

Глава III Нравственные основы жизни- 11 часов

23/1

Человек славен добрыми делами.

 

 

 

24/2

Главное правило доброго человека

 

 

25/3

Учимся делать добро.

 

 

26/4

Будь смелым.

 

 

27/5

Имей смелость сказать злу «нет»

 

 

28/6

Учимся побеждать страх

 

 

29/7

Человек и человечность.

 

 

30/8

Прояви внимание к старикам

 

 

31/9

Обобщение по теме: «Нравственные основы жизни».

 

 

32-34/10-11

Обобщение по курсу обществознание. 6 класс.

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (7 КЛАСС 34 ЧАСА)

 

№ п/п,

 № урока в разделе, теме

Тема урока

Плановые сроки изучения учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

Введение – 1 час

1.      / 1

Введение.

 

 

 

Регулирование поведения людей в обществе – 11 часов.

2.      / 1

Что значит жить по правилам.

.

.

 

3.      / 2

Права человека и гражданина.

 

 

4.      / 3

Права ребенка и их защита.

 

5.      / 4

Почему важно соблюдать законы.

 

 

6.      / 5

Защита Отечества.

 

 

7.      / 6

Военная служба.

 

 

8.      / 7

Для чего нужна дисциплина.

 

 

9.      / 8

Виновен - отвечай.

 

 

10.   

11.  / 9,10

Кто стоит на страже закона.

 

 

12.  / 11

Контрольный тест по теме «Регулирование поведения людей в обществе».

 

 

 

Человек в экономических отношениях - 13 часов.

13.   

14.  / 1,2

Экономика и ее основные участники.

 

 

15.  / 3

Мастерство работника.

 

 

16.  / 4

 

Производство: затраты, выручка, прибыль.

 

 

17.   

18.  / 5,6

Виды и формы бизнеса.

 

 

19.  / 7

Проект «Ты предприниматель».

 

 

20.   

21.  / 8,9

Обмен, торговля, реклама.

 

 

22.  / 10

Деньги, их функции.

 

 

23.   

24.  / 11,12

Экономика семьи.

.

 

 

25.  / 13

Практикум по теме «Человек в экономических отношениях».

 

 

Человек и природа –  5 часов.

26.  / 1

Воздействие человека на природу.

 

 

27.  / 2

Охранять природу - значит охранять жизнь.

 

 

28.  / 3

Закон на страже природы.

 

 

29.  / 4

Практикум по теме «Человек и природа».

.

 

 

30.  / 5

Проект «Глобальные проблемы человечества и пути их решения».

 

 

Повторение – 4 часа.

31.  / 1

Обобщение и систематизация знаний.

 

 

32.  / 2

Итоговая контрольная работа.

 

 

33.  / 3

Урок-конференция. Обобщение курса «Обществознание».

 

 

34.  / 4

Контрольная работа по курсу 7 класса

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (8 КЛАСС 34 ЧАСА)

№ п/п, № урока в разделе, теме

Тема урока

Плановые сроки изучения учебного материала

 

Скорректированные сроки изучения учебного материала

Введение – 1 час

1./1

 

 

Вводный урок.

 

Глава 1. Личность и общество – 6 часов

2./1

Что делает человека человеком?

 

3./

Человек, общество, природа.

.

 

4./3

Общество  как  форма жизнедеятельности людей.

 

 

5./4

Развитие общества.

 

 

6./5

Как стать личностью.

 

 

7./6

Практикум по теме «Личность и общество».

 

 

Глава 2. Сфера духовной культуры – 8 часов

8./1

Сфера духовной жизни.

 

 

9./2

Мораль.

 

 

10./3

Долг и совесть.

 

 

11./4

Моральный выбор – это ответственность.

 

 

12./5

Образование.

 

 

13./6

Наука в современном обществе.

 

 

14./7

Религия как одна из форм культуры.

 

 

15./8

Контрольная работа по теме  «Сфера духовной культуры».

 

 

Глава 3. Социальная сфера – 5 часов

16./1

Социальная структура общества.

 

 

17./2

Социальные статусы и роли.

.

 

18./3

Нации и межнациональные отношения.

 

 

19./4

Отклоняющееся поведение.

 

 

20./5

Проект. «Социальный портрет моего сверстника».

 

 

Глава 4. Экономика – 14 часов

21./1

Экономика и её роль в жизни общества.

 

 

22./2

Главные вопросы экономики.

 

 

23./3

Собственность.

 

 

24./4

Рыночная экономика.

 

 

25./5

Производство - основа экономики.

 

 

26./6

Предпринимательская деятельность.

 

 

27./7

Роль государства в экономике.

 

 

28./8

Распределение доходов.

 

 

29./9

Потребление.

 

 

30./10

Инфляция и семейная экономика.

 

 

31./11

Безработица, ее причины и последствия.

 

 

32./12

Мировое хозяйство и международная торговля.

 

 

33./13

Практикум  по  теме «Экономика».

 

 

34./14

Повторение. Обобщение.

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (9 КЛАСС 34 ЧАСА)

 

№ п/п,

№ урока

в разделе, теме

Тема урока

Плановые сроки изучения  учебного материала

 

Скорректированные сроки

изучения учебного материала

Введение – 1 час

1./1

Вводный урок

 

 

Глава 1. Политика – 11 часов

2./1

Политика и власть.

 

 

3-4/2-3

 

Государство.

.

 

5./4

Политические режимы.

 

 

6-7./5-6

Правовое государство.

 

 

8./7

Гражданское общество и государство.

 

 

9./8

Участие граждан в политической жизни.

 

 

10./9

Политические партии и движения.

 

 

11/10

Межгосударственные отношения.

 

 

12/11

Практикум по теме «Политика».

 

 

Глава 2.  Гражданин и государство – 9 часов

13./1

Основы конституционного строя РФ.

 

 

14-15/2-3

 

Права и свободы человека и гражданина.

 

 

16./4

Высшие органы государственной власти в РФ.

 

 

17./5

Россия – федеративное государство.

 

 

18./6

Судебная система РФ.

 

 

19./7

Правоохранительные органы РФ.

 

 

20./8

Практикум по теме «Гражданин и государство».

 

 

21./9

Контрольная работа по темам «Политика», «Гражданин и государство».

 

 

Глава 3. Основы российского законодательства – 13 часов

22./1

Роль права в жизни человека, общества и государства.

 

 

23./2

Правоотношения и субъекты права.

 

 

24./3

Правонарушения и юридическая ответственность.

 

 

25./4

Гражданские правоотношения.

 

 

26./5

Право на труд. Трудовые отношения.

 

 

27-28/6-7

Семья под защитой закона.

 

 

29./8

Административные правоотношения.

 

 

30./9

Уголовно-правовые отношения.

.

.

 

31./10

Правовое регулирование отношений в сфере образования.

 

 

32./11

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

 

 

33./12

Практикум по теме «основы российского законодательства».

 

 

34./13

Итоговая контрольная работа.

 

 

 


Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесса.

Печатные пособия:

 

Безбородое А. Б. Обществознание: учеб. / А. Б. Безборо­дое, М. Б. Буланова, В. Д. Губин. — М., 2008.

Морозова С. А. Обществознание: учеб.-метод, пособие / С. А. Морозова. - СПб., 2001.

Каверин Б. И. Обществознание /Б. И. Каверин, П. И. Чи­жик. - М., 2007.

Обществознание: пособие для поступающих в вузы / под ред. В. В. Барабанова. — СПб., 2001.

Тишков В. А. Российский народ: кн. для учителя / В. А. Тиш-ков. - М., 2010.

Кравченко А. И. Социология и политология: учебное пособие для студентов средних проф. учеб. заведений / А. И. Крав­ченко. — М., 2000.

Философия: учеб. / под ред. О. А. Митрошенкова. — М., 2002.

Философия: учеб. / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидори-ной. — М., 2004.

Балашов Л. Е. Практическая философия / Л. Е. Бала­шов. — М., 2001.

Социальная психология: учеб. для вузов / Г. М. Андрее­ва. — М., 2004.

Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. — СПб., 2005.

Григорович Л. А. Педагогика и психология: учебное пособие / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. — М., 2003.

Исаев Б. А. Социология в схемах и комментариях: учеб. пособие / Б. А. Исаев. — СПб., 2008.

Кравченко А. И. Основы социологии: учебное пособие для студентов средних спец. учеб. заведений / А. И. Кравчен­ко. - М., 2004.

Кравченко  А.   И.   Социология  в  вопросах  и  ответах /

A.   И. Кравченко. - М., 2008.

Латышева В.  В.  Основы социологии: учеб. для ссузов /

B.  В. Латышева. — М., 2004.

Миголатьев А. А. Курс политологии: учеб. / А. А. Миго-латьев, В. В. Огнева. — М., 2005.

Политология: учеб. / под ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуто-рова. — М., 2005.

Смирнов Г. Н. Политология: учеб. / Г. Н. Смирнов [и др.]. — М., 2008.

Липсиц И. В. Экономика: учеб. для вузов. — М., 2007.

Михайлушкин А. Н. Основы экономики: учеб. для ссузов / А. Н. Михайлушкин.— М., 2003.

Носова С. С. Основы экономики: учеб. для студентов об­разовав учреждений среднего проф. образования / С. С. Но­сова. — М., 2002.

Экономика для колледжей: базовый курс. - Ростов н/Д, 2005.

Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия / Е. Е. Румянцева. - М., 2005.

 

 

 

Цифровые образовательные ресурсы:

 

http://www.rsnet.ru/ - Официальная Россия (сервер орга­нов государственной власти Российской Федерации).

http://www.president.kremlin.ru/ - Президент Российской Федерации.

http://www.rsnet.ru/ - Судебная власть Российской Федерации.

http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf — Собрание зако­нодательства Российской Федерации.

http://www.socionet.ru - Соционет: информационное про­странство по общественным наукам.

http://www.ifap.ru - Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.

http: //www.gks.ru - Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация.

http://www.alleng.ru/edu/social2.htm - Образовательные ре­сурсы Интернета - обществознание.                                                  http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social - Обществознание в школе (дистанционное обучение).                                                                                     

http://www.lenta.ru   -   актуальные   новости   общественной жизни.                          

http://www.fom.ru - Фонд общественного мнения (социо­логические исследования).     

http://www.ecsocman.edu.ru - Экономика. Социология. Ме­неджмент. Федеральный образовательный портал.                                                                            http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html - Граждановедение. Приложение к «Учительской газете».                                                                                                                  http://www.50.economicus.ru - 50 лекций по микроэкономике. 

http://www.gallery.economicus.ru - Галерея экономистов.                             

http://www.be.economicus.ru — Основы экономики. Вводный курс.                        

http://www.cebe.sib.ru - Центр экономического и бизнес-образования: в помощь учителю.

http://www.mba-start.ru/ - Бизнес-образование без границ.                              

http://www.businessvoc.ru - Бизнес-словарь.                                                              

http://www.hpo.opg - Права человека в России.                                                                

 http://www.uznay-prezidenta.ru - Президент России - граж­данам школьного возраста.

http://www.mshr-ngo.ru - Московская школа прав человека.                       

http://www.ombudsman.gov.ru - Уполномоченный по пра­вам человека в Российской Федерации: официальный сайт.                                                                                http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm - Де­кларация прав школьника.   

 http://www.school-sector.relarn.ru/prava/ - Права и дети в Интернете.                            

http://www.chelt.ru - журнал «Человек и труд».    

http://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm - Духов­ная жизнь общества.                                    

http: //www, countries. ru /library, htm - Библиотека по куль­турологии.   

http://www.russianculture.ru/ - Культура России.                                    

http://www.ecolife.ru/index.shtml - Экология и жизнь. Меж­дународный экологический портал.                                                                                                                       http://www.ecosysterna.ru/ - Экологический центр «Экоси­стема».                          

http://www.priroda.ru/ - Национальный портал «Природа России».                                        

http://www.fw.ru - Фонд «Мир семьи» (демография, семей­ная политика).                                

http: //www.glossary.ru/ - Глоссарий по социальным наукам.                                                         

http://www.ihtik.lib ru/encycl/index.html - Энциклопедии, словари, справочники.

Обществознание: 8-11 классы: программное средство учеб­ного назначения на основе мультимедиа. - М., 2004.

 

Технические средства обучения:

 

1.     Автоматизированное рабочее место учителя.

2.     Телевизор

3.     Видеомагнитофон

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Обществознание».

  

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен

Знать/понимать

• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

• первичного анализа и использования социальной информации.

 

Личностные универсальные учебные действия.

Выпускник научится:

·       образ социально-политического устройства - представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;

·       знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;

·       ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;

·       основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействие между общественными и политическими событиями;

·       гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

·       эмоционально  положительное принятие своей этнической идентичности;

·       уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

·       уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

·       уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

·       позитивная моральная самооценка и моральные чувства - чувство гордости при следовании  моральным нормам, переживания, стыда и вины при их нарушении;

·       умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

·       готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

·       потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

·       умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;

·       устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

 

Регулятивные универсальные учебные действия.

Выпускник научится:

·       целеполаганию, включая постановку новых целей, при образовании практической задачи в познавательную;

·       самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

·       планировать пути достижения целей;

·       уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

·       принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

·       осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результатам и по способам действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

·       адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы исполнения, как в конце действия, так и по ходу его реализации.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Выпускник научится:

·       учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

·       формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения совместной деятельности;

·       устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор;

·       аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образам;

·       задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

·       осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

·       адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

·       адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

·       владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

·       работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

 

Познавательные универсальные учебные действия.

Выпускник научится:

·       основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

·       осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

·       давать определения понятиям;

·       устанавливать причинно-следственные связи;

·       обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;

·       строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

·       объяснять явление, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследований;

·       основам ознакомительного, изучающего, усваивающего поискового чтения;

·       структурировать тексты, включая умения выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

 

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся.

Выпускник научится:

·       создавать различные геометрические объекты с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;

·       создавать диаграммы различных видов в соответствии с решаемыми задачами;

·       создавать графические объекты проведением рукой произвольных линий с использованием специализированных компьютерных инструментов и устройств;

·       выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией;

·       участвовать в обсуждении (аудио-видео-форум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета;

·       использовать возможности электронной почты для информационного обмена;

·       вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета;

·       осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения;

·       соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относится к частной информации и информационным правам других людей;

·       вводить результаты измерений и другие цифровые данные для их обработки, в том числе статистической, и визуализации;

·       проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать свое время с использованием ИКТ.

 

 

Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Выпускник научится:

·      планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приемы, адекватные исследуемой проблемы;

·      выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;

·      распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

·      использовать такие естественнонаучные методы и приемы - наблюдение, постановка проблемы, выдвижения "хорошей гипотезы", эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели (теории);

·      использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук:  постановка проблемы, опроса, описание, сравнительно-историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;

·      ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства адекватные обсуждаемой проблеме;

·      отличать факты обсуждений, мнений и оценок, критически относится к суждениям, мнениям, оценка, реконструировать их основания;

·      видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.

Стратегия смыслового чтения и работа с текстом.

Выпускник научится:

·       ориентировать в содержании текста и понимать его целостный смысл;

·       находить в тексте требуемую информацию;

·       решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста;

·       структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

·       преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы, переходить от одного представления данных к другому;

·       интерпретировать текст;

·       откликаться на содержание текста;

·       откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом - мастерство его исполнения;

·       на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

·       в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

·       использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочное суждение и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

 

Система оценки достижения планируемых результатов

 

Нормы оценки знаний за устный ответ учащихся.

Оценка 5:

           Ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса: правильно раскрыто содержание понятий права, ответ    самостоятельный, с опорой на ранее приобретённые знания и дополнительные сведения.

Оценка 4:

             Ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный, есть неточности в изложении понятий права, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.

 

Оценка 3:

             Ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечётко определяет понятия права, затрудняется в самостоятельном объяснении, непоследовательно излагает материал.

Оценка 2:

              Ответ неправильный, не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя.

 

Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по обществознанию

% выполнения

0-35

36-60

 

61-85

86-100

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»

 

Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся по истории и обществознанию

Отметка

 

«2»

 

«3»

 

«4»

 

«5»

Содержание

1

Общая информация

Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана.

 

Информация частично изложена.  В работе использован только один ресурс.

Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса.

Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса.

2

Тема

Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны.

Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Ясно изложен материал.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Полностью изложены основные аспекты темы урока.

3

Применение и проблемы

 

 

Не определена  область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный.

Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный.

Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен.

Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем.

 

 

 

 

 



Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Баженовская средняя общеобразовательная школа № 96»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Баженовская средняя общеобразовательная школа № 96»

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе

России, чувство ответственности и долга перед

России, чувство ответственности и долга перед

Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах

Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать…

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать…

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации

Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной…

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной…

Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:

Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:

Выпускник получит возможность научиться: • наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни; • выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать…

Выпускник получит возможность научиться: • наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни; • выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать…

Сфера духовной культуры Выпускник научится: • характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры; • описывать явления духовной культуры; •…

Сфера духовной культуры Выпускник научится: • характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры; • описывать явления духовной культуры; •…

Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов

Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов

Гражданин и государство Выпускник научится: • характеризовать государственное устройство

Гражданин и государство Выпускник научится: • характеризовать государственное устройство

Выпускник получит возможность научиться: • на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения,…

Выпускник получит возможность научиться: • на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения,…

Выпускник получит возможность научиться: • анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников; • выполнять практические задания, основанные на ситуациях,…

Выпускник получит возможность научиться: • анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников; • выполнять практические задания, основанные на ситуациях,…

Освоение учебного предмета «Обществознание» направлено на развитие личности обучающихся, воспитание, усвоение основ научных знаний, развитие способности обучающихся анализировать социально значимую информацию, делать необходимые выводы и…

Освоение учебного предмета «Обществознание» направлено на развитие личности обучающихся, воспитание, усвоение основ научных знаний, развитие способности обучающихся анализировать социально значимую информацию, делать необходимые выводы и…

Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества

Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества

Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в

Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в

Календарно-тематическое пЛАНИРОВАНИЕ

Календарно-тематическое пЛАНИРОВАНИЕ

Межличностные отношения.

Межличностные отношения.

Имей смелость сказать злу «нет» 28/6

Имей смелость сказать злу «нет» 28/6

Почему важно соблюдать законы

Почему важно соблюдать законы

Проект «Ты предприниматель»

Проект «Ты предприниматель»

Итоговая контрольная работа

Итоговая контрольная работа

Практикум по теме «Личность и общество»

Практикум по теме «Личность и общество»

Отклоняющееся поведение. 20

Отклоняющееся поведение. 20

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (9

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (9

Основы конституционного строя

Основы конституционного строя

Административные правоотношения

Административные правоотношения

Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесса

Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесса

Носова С. С. Основы экономики: учеб

Носова С. С. Основы экономики: учеб

Московская школа прав человека

Московская школа прав человека

Уметь • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли; • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и…

Уметь • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли; • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и…

Родине, чувство гордости за свою страну; · эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; · уважение к другим народам

Родине, чувство гордости за свою страну; · эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; · уважение к другим народам

Коммуникативные универсальные учебные действия

Коммуникативные универсальные учебные действия

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся

Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности

Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности

Система оценки достижения планируемых результатов

Система оценки достижения планируемых результатов

Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по обществознанию % выполнения 0-35 36-60 61-85 86-100

Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по обществознанию % выполнения 0-35 36-60 61-85 86-100

Применение и проблемы

Применение и проблемы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2021