Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Баженовская средняя общеобразовательная школа № 96»
Рассмотрено Утверждено
Школьное методическое Директор МАОУ «БСОШ № 96№
объединение учителей _______________
естественнонаучного цикла Приказ №
Протокол №
от
Рабочая программа
по общеобразовательному предмету «Обществознанию» (включая экономику и право)
для учащихся 6-9 классов
на учебный год
Составитель: Томилова Е.П.
учитель истории и обществознания
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по обществознанию, базисного учебного плана, с учетом авторской программы основного общего образования по обществознанию под редакцией академика РАО, доктора педагогических наук Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой - кандидата педагогических наук, Л. Ф. Иванова, кандидата педагогических наук; А. И. Матвеева, кандидата педагогических наук, рассчитанной на 34 часа (1 урок в неделю) в соответствии с учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации.
Место курса в учебном плане:
Учебный предмет «Обществознание» как часть предметной области «Общественно-научные предметы» изучается на уровне основного общего образования в качестве обязательного предмета в 6 – 9 классах. Нормативный срок реализации РП на уровне основного общего образования составляет 4 года.
Недельное количество часов, отводимое на изучение «Обществознания», определяется учебным планом. Общее количество учебных часов на изучение учебного предмета «Обществознание» в 6 – 9 классах составляет:
Распределение учебных часов по классам:
Классы |
Недельное распределение учебных часов |
Количество учебных недель |
Количество часов по годам обучения |
6 |
1 ч. |
34 |
34 ч. |
7 |
1 ч. |
34 |
34 ч. |
8 |
1 ч. |
34 |
34 ч. |
9 |
1 ч. |
34 |
34 ч. |
Планируемые результаты освоения программы курса:
1. Личностные результаты изучения предмета: Личностные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с группой личностных результатов и раскрывают и детализируют основные направленности этих результатов. Оценка достижения этой группы планируемых результатов ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации. 1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
2. Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД). Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с подгруппами универсальных учебных действий, раскрывают и детализируют основные направленности метапредметных результатов. Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
Регулятивные УУД:
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
● анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
● определять совместно с педагогом критерии оценки планируемых образовательных результатов;
● идентифицировать препятствия, возникающие при достижении собственных запланированных образовательных результатов;
● выдвигать версии преодоления препятствий, формулировать гипотезы, в отдельных случаях — прогнозировать конечный результат;
● ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной деятельности с учетом выявленных затруднений и существующих возможностей;
● обосновывать выбранные подходы и средства, используемые для достижения образовательных результатов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
● определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
● обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
● определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
● выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (определять целевые ориентиры, формулировать адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
● выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
● составлять план решения проблемы (описывать жизненный цикл выполнения проекта, алгоритм проведения исследования);
● определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
● описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде алгоритма решения практических задач;
● планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
● различать результаты и способы действий при достижении результатов;
● определять совместно с педагогом критерии достижения планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
● систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии достижения планируемых результатов и оценки своей деятельности;
● отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
● оценивать свою деятельность, анализируя и аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
● находить необходимые и достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации;
● работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик/показателей результата;
● устанавливать связь между полученными характеристиками результата и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик результата;
● соотносить свои действия с целью обучения.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
● определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
● анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
● свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств;
● оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
● обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
● фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
● анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
● соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы о причинах ее успешности/эффективности или неуспешности/неэффективности, находить способы выхода из критической ситуации;
● принимать решение в учебной ситуации и оценивать возможные последствия принятого решения;
● определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
● демонстрировать приемы регуляции собственных психофизиологических/эмоциональных состояний.
Познавательные УУД:
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
● подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
● выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
● выделять общий признак или отличие двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство или отличия;
● объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
● различать/выделять явление из общего ряда других явлений;
● выделять причинно-следственные связи наблюдаемых явлений или событий, выявлять причины возникновения наблюдаемых явлений или событий;
● строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
● строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом их общие признаки и различия;
● излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
● самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
● объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности;
● выявлять и называть причины события, явления, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
● делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
● обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
● определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
● создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
● строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
● создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
● переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот;
● строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
● строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
● анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) с точки зрения решения проблемной ситуации, достижения поставленной цели и/или на основе заданных критериев оценки продукта/результата.
8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
● находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
● ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
● устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
● резюмировать главную идею текста;
● преобразовывать текст, меняя его модальность (выражение отношения к содержанию текста, целевую установку речи), интерпретировать текст (художественный и нехудожественный — учебный, научно-популярный, информационный);
● критически оценивать содержание и форму текста.
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
● определять свое отношение к окружающей среде, к собственной среде обитания;
● анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
● проводить причинный и вероятностный анализ различных экологических ситуаций;
● прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на другой фактор;
● распространять экологические знания и участвовать в практических мероприятиях по защите окружающей среды.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей, справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем. Обучающийся сможет:
● определять необходимые ключевые поисковые слова и формировать корректные поисковые запросы;
● осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, базами знаний, справочниками;
● формировать множественную выборку из различных источников информации для объективизации результатов поиска;
● соотносить полученные результаты поиска с задачами и целями своей деятельности.
Коммуникативные УУД:
11. Умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
● определять возможные роли в совместной деятельности;
● играть определенную роль в совместной деятельности;
● принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы);
● определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
● строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
● корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;
● критически относиться к собственному мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно ошибочно) и корректировать его;
● предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
● выделять общую точку зрения в дискуссии;
● договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
● организовывать эффективное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
● устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
● определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать и использовать речевые средства;
● представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
● соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
● высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
● принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
● создавать письменные тексты различных типов с использованием необходимых речевых средств;
● использовать средства логической связи для выделения смысловых блоков своего выступления;
● использовать вербальные и невербальные средства в соответствии с коммуникативной задачей;
● оценивать эффективность коммуникации после ее завершения.
13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ). Обучающийся сможет:
● целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
● использовать для передачи своих мыслей естественные и формальные языки в соответствии с условиями коммуникации;
● оперировать данными при решении задачи;
● выбирать адекватные задаче инструменты и использовать компьютерные технологии для решения учебных задач, в том числе для: вычисления, написания писем, сочинений, докладов, рефератов, создания презентаций и др.;
● использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
● создавать цифровые ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
3. Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:
Человек. Деятельность человека
Выпускник научится:
• использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;
• характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;
• в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
• характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;
• приводить примеры основных видов деятельности человека;
• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
• выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;
• оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
• оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;
• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;
• моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.
Общество
Выпускник научится:
• демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;
• распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
• характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
• различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
• выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
• характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;
• на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
• раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
• конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
Выпускник получит возможность научиться:
• наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
• выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;
• осознанно содействовать защите природы.
Социальные нормы
Выпускник научится:
• раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
• различать отдельные виды социальных норм;
• характеризовать основные нормы морали;
• критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;
• раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;
• характеризовать специфику норм права;
• сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
• раскрывать сущность процесса социализации личности;
• объяснять причины отклоняющегося поведения;
• описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
• оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Выпускник научится:
• характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;
• описывать явления духовной культуры;
• объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
• оценивать роль образования в современном обществе;
• различать уровни общего образования в России;
• находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;
• описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;
• объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
• учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;
• раскрывать роль религии в современном обществе;
• характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
Выпускник получит возможность научиться:
• описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
• характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
• критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.
Социальная сфера
Выпускник научится:
• описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;
• объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
• характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
• выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
• приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
• описывать основные социальные роли подростка;
• конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
• характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
• объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
• характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;
• раскрывать основные роли членов семьи;
• характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;
• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
• раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
• выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;
• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
• формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;
• находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа.
Политическая сфера жизни общества
Выпускник научится:
• объяснять роль политики в жизни общества;
• различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
• давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
• различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
• раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
• называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
• характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
• соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.
Гражданин и государство
Выпускник научится:
• характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
• объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
• раскрывать достижения российского народа;
• объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
• называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;
• осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
• характеризовать конституционные обязанности гражданина.
Выпускник получит возможность научиться:
• аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;
• использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.
Основы российского законодательства
Выпускник научится:
• характеризовать систему российского законодательства;
• раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
• характеризовать гражданские правоотношения;
• раскрывать смысл права на труд;
• объяснять роль трудового договора;
• разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
• характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
• характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
• конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
• характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
• раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
• анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
• исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
• находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
• на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
• осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.
Экономика
Выпускник научится:
• объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
• различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
• раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
• характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;
• характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
• объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;
• называть и конкретизировать примерами виды налогов;
• характеризовать функции денег и их роль в экономике;
• раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
• анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
• раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
• характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
• использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;
• обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
• выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
• анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
• решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
• грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
• сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.
Содержание курса: Обществознание является одним из основных гуманитарных предметов в системе общего образования, поскольку должно обеспечить формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ, гражданской активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.
Основой учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования являются научные знания об обществе и его основных сферах, о человеке в обществе. Учебный предмет «Обществознание» в основной школе многогранно освещает проблемы человека и общества через призму основ наук: экономика, социология, политология, социальная психология, правоведение, философия, акцентируя внимание на современные реалии жизни, что способствует формированию у обучающихся целостной картины мира и жизни человека в нем.
Освоение учебного предмета «Обществознание» направлено на развитие личности обучающихся, воспитание, усвоение основ научных знаний, развитие способности обучающихся анализировать социально значимую информацию, делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам, выработку умений, обеспечивающих адаптацию к условиям динамично развивающегося современного общества.
Учебный предмет «Обществознание» на уровне основного общего образования опирается на межпредметные связи, в основе которых лежит обращение к таким учебным предметам, как «История», «Литература», «Мировая художественная культура», «География», «Биология», что создает возможность одновременного прохождения тем по указанным учебным предметам.
Человек. Деятельность человека
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность. Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Способности и потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения.
Общество
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Современное российское общество, особенности его развития.
Социальные нормы
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия. Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия. Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.
Социальная сфера жизни общества
Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство. Социальная политика Российского государства.
Политическая сфера жизни общества
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное самоуправление. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.
Гражданин и государство
Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Государственные символы России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Способы взаимодействия с властью посредством электронного правительства. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка.
Основы российского законодательства
Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности административно-правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
Экономика
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция.
Календарно-тематическое пЛАНИРОВАНИЕ. (6 КЛАСС 34 ЧАСА)
№ п/п, № урока в разделе, теме |
Тема урока |
Плановые сроки изучения учебного материала |
Скорректированные сроки изучения учебного материала |
ВВЕДЕНИЕ - 1час |
|||
1/1 |
Введение в курс обществознания.
|
|
|
Глава I «Человек в социальном измерении» -10 часов |
|||
2/1 |
Человек - личность |
|
|
3/2 |
Индивидуальность - плохо или хорошо? |
|
|
4/3 |
Человек познаёт мир . |
|
|
5/4 |
Учимся узнавать и оценивать себя. |
|
|
6/5 |
Человек и его деятельность. |
|
|
7/6 |
Учимся правильно организовывать свою деятельность. |
|
|
8/7 |
Потребности человека. |
|
|
9/8 |
Мир мыслей и чувств |
|
|
10/9 |
На пути к жизненному успеху.
|
|
|
11/10 |
Обобщение по теме: «Человек в социальном измерении». |
|
|
Глава II Человек среди людей- 11часов |
|||
12/1 |
Межличностные отношения. .
|
|
|
13/2 |
Виды межличностных отношений. |
|
|
14/3 |
Человек в группе.
|
|
|
15/4 |
О поощрениях и наказаниях. |
|
|
16/5 |
Общение. |
|
|
17/6 |
Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими |
|
|
18/7 |
Учимся общаться |
|
|
19/8 |
Конфликты в межличностных отношениях. |
|
|
20/9 |
Как не проиграть в конфликте |
|
|
21/10 |
Учимся вести себя в ситуации конфликта |
|
|
22/11 |
Обобщение по теме: «Человек среди людей». |
|
|
Глава III Нравственные основы жизни- 11 часов |
|||
23/1 |
Человек славен добрыми делами.
|
|
|
24/2 |
Главное правило доброго человека |
|
|
25/3 |
Учимся делать добро. |
|
|
26/4 |
Будь смелым. |
|
|
27/5 |
Имей смелость сказать злу «нет» |
|
|
28/6 |
Учимся побеждать страх |
|
|
29/7 |
Человек и человечность. |
|
|
30/8 |
Прояви внимание к старикам |
|
|
31/9 |
Обобщение по теме: «Нравственные основы жизни». |
|
|
32-34/10-11 |
Обобщение по курсу обществознание. 6 класс. |
|
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (7 КЛАСС 34 ЧАСА)
№ п/п, № урока в разделе, теме |
Тема урока |
Плановые сроки изучения учебного материала |
Скорректированные сроки изучения учебного материала |
Введение – 1 час |
|||
1. / 1 |
Введение. |
|
|
Регулирование поведения людей в обществе – 11 часов. |
|||
2. / 1 |
Что значит жить по правилам. . |
. |
|
3. / 2 |
Права человека и гражданина. |
|
|
4. / 3 |
Права ребенка и их защита. |
|
|
5. / 4 |
Почему важно соблюдать законы. |
|
|
6. / 5 |
Защита Отечества. |
|
|
7. / 6 |
Военная служба. |
|
|
8. / 7 |
Для чего нужна дисциплина. |
|
|
9. / 8 |
Виновен - отвечай. |
|
|
10. 11. / 9,10 |
Кто стоит на страже закона. |
|
|
12. / 11 |
Контрольный тест по теме «Регулирование поведения людей в обществе». |
|
|
Человек в экономических отношениях - 13 часов. |
|||
13. 14. / 1,2 |
Экономика и ее основные участники. |
|
|
15. / 3 |
Мастерство работника. |
|
|
16. / 4
|
Производство: затраты, выручка, прибыль. |
|
|
17. 18. / 5,6 |
Виды и формы бизнеса. |
|
|
19. / 7 |
Проект «Ты предприниматель». |
|
|
20. 21. / 8,9 |
Обмен, торговля, реклама. |
|
|
22. / 10 |
Деньги, их функции. |
|
|
23. 24. / 11,12 |
Экономика семьи. . |
|
|
25. / 13 |
Практикум по теме «Человек в экономических отношениях». |
|
|
Человек и природа – 5 часов. |
|||
26. / 1 |
Воздействие человека на природу. |
|
|
27. / 2 |
Охранять природу - значит охранять жизнь. |
|
|
28. / 3 |
Закон на страже природы. |
|
|
29. / 4 |
Практикум по теме «Человек и природа». . |
|
|
30. / 5 |
Проект «Глобальные проблемы человечества и пути их решения». |
|
|
Повторение – 4 часа. |
|||
31. / 1 |
Обобщение и систематизация знаний. |
|
|
32. / 2 |
Итоговая контрольная работа. |
|
|
33. / 3 |
Урок-конференция. Обобщение курса «Обществознание». |
|
|
34. / 4 |
Контрольная работа по курсу 7 класса |
|
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (8 КЛАСС 34 ЧАСА)
№ п/п, № урока в разделе, теме |
Тема урока |
Плановые сроки изучения учебного материала |
Скорректированные сроки изучения учебного материала |
Введение – 1 час |
|||
1./1
|
Вводный урок.
|
||
Глава 1. Личность и общество – 6 часов |
|||
2./1 |
Что делает человека человеком? |
|
|
3./ |
Человек, общество, природа. |
. |
|
4./3 |
Общество как форма жизнедеятельности людей. |
|
|
5./4 |
Развитие общества. |
|
|
6./5 |
Как стать личностью. |
|
|
7./6 |
Практикум по теме «Личность и общество». |
|
|
Глава 2. Сфера духовной культуры – 8 часов |
|||
8./1 |
Сфера духовной жизни. |
|
|
9./2 |
Мораль. |
|
|
10./3 |
Долг и совесть. |
|
|
11./4 |
Моральный выбор – это ответственность. |
|
|
12./5 |
Образование. |
|
|
13./6 |
Наука в современном обществе. |
|
|
14./7 |
Религия как одна из форм культуры. |
|
|
15./8 |
Контрольная работа по теме «Сфера духовной культуры». |
|
|
Глава 3. Социальная сфера – 5 часов |
|||
16./1 |
Социальная структура общества. |
|
|
17./2 |
Социальные статусы и роли. |
. |
|
18./3 |
Нации и межнациональные отношения. |
|
|
19./4 |
Отклоняющееся поведение. |
|
|
20./5 |
Проект. «Социальный портрет моего сверстника». |
|
|
Глава 4. Экономика – 14 часов |
|||
21./1 |
Экономика и её роль в жизни общества. |
|
|
22./2 |
Главные вопросы экономики. |
|
|
23./3 |
Собственность. |
|
|
24./4 |
Рыночная экономика. |
|
|
25./5 |
Производство - основа экономики. |
|
|
26./6 |
Предпринимательская деятельность. |
|
|
27./7 |
Роль государства в экономике. |
|
|
28./8 |
Распределение доходов. |
|
|
29./9 |
Потребление. |
|
|
30./10 |
Инфляция и семейная экономика. |
|
|
31./11 |
Безработица, ее причины и последствия. |
|
|
32./12 |
Мировое хозяйство и международная торговля. |
|
|
33./13 |
Практикум по теме «Экономика». |
|
|
34./14 |
Повторение. Обобщение. |
|
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (9 КЛАСС 34 ЧАСА)
№ п/п, № урока в разделе, теме |
Тема урока |
Плановые сроки изучения учебного материала |
Скорректированные сроки изучения учебного материала |
Введение – 1 час |
|||
1./1 |
Вводный урок |
|
|
Глава 1. Политика – 11 часов |
|||
2./1 |
Политика и власть. |
|
|
3-4/2-3
|
Государство. |
. |
|
5./4 |
Политические режимы. |
|
|
6-7./5-6 |
Правовое государство. |
|
|
8./7 |
Гражданское общество и государство. |
|
|
9./8 |
Участие граждан в политической жизни. |
|
|
10./9 |
Политические партии и движения. |
|
|
11/10 |
Межгосударственные отношения. |
|
|
12/11 |
Практикум по теме «Политика». |
|
|
Глава 2. Гражданин и государство – 9 часов |
|||
13./1 |
Основы конституционного строя РФ. |
|
|
14-15/2-3
|
Права и свободы человека и гражданина. |
|
|
16./4 |
Высшие органы государственной власти в РФ. |
|
|
17./5 |
Россия – федеративное государство. |
|
|
18./6 |
Судебная система РФ. |
|
|
19./7 |
Правоохранительные органы РФ. |
|
|
20./8 |
Практикум по теме «Гражданин и государство». |
|
|
21./9 |
Контрольная работа по темам «Политика», «Гражданин и государство». |
|
|
Глава 3. Основы российского законодательства – 13 часов |
|||
22./1 |
Роль права в жизни человека, общества и государства. |
|
|
23./2 |
Правоотношения и субъекты права. |
|
|
24./3 |
Правонарушения и юридическая ответственность. |
|
|
25./4 |
Гражданские правоотношения. |
|
|
26./5 |
Право на труд. Трудовые отношения. |
|
|
27-28/6-7 |
Семья под защитой закона. |
|
|
29./8 |
Административные правоотношения. |
|
|
30./9 |
Уголовно-правовые отношения. |
. . |
|
31./10 |
Правовое регулирование отношений в сфере образования. |
|
|
32./11 |
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. |
|
|
33./12 |
Практикум по теме «основы российского законодательства». |
|
|
34./13 |
Итоговая контрольная работа. |
|
|
Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесса.
Печатные пособия:
Безбородое А. Б. Обществознание: учеб. / А. Б. Безбородое, М. Б. Буланова, В. Д. Губин. — М., 2008.
Морозова С. А. Обществознание: учеб.-метод, пособие / С. А. Морозова. - СПб., 2001.
Каверин Б. И. Обществознание /Б. И. Каверин, П. И. Чижик. - М., 2007.
Обществознание: пособие для поступающих в вузы / под ред. В. В. Барабанова. — СПб., 2001.
Тишков В. А. Российский народ: кн. для учителя / В. А. Тиш-ков. - М., 2010.
Кравченко А. И. Социология и политология: учебное пособие для студентов средних проф. учеб. заведений / А. И. Кравченко. — М., 2000.
Философия: учеб. / под ред. О. А. Митрошенкова. — М., 2002.
Философия: учеб. / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидори-ной. — М., 2004.
Балашов Л. Е. Практическая философия / Л. Е. Балашов. — М., 2001.
Социальная психология: учеб. для вузов / Г. М. Андреева. — М., 2004.
Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. — СПб., 2005.
Григорович Л. А. Педагогика и психология: учебное пособие / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. — М., 2003.
Исаев Б. А. Социология в схемах и комментариях: учеб. пособие / Б. А. Исаев. — СПб., 2008.
Кравченко А. И. Основы социологии: учебное пособие для студентов средних спец. учеб. заведений / А. И. Кравченко. - М., 2004.
Кравченко А. И. Социология в вопросах и ответах /
A. И. Кравченко. - М., 2008.
Латышева В. В. Основы социологии: учеб. для ссузов /
B. В. Латышева. — М., 2004.
Миголатьев А. А. Курс политологии: учеб. / А. А. Миго-латьев, В. В. Огнева. — М., 2005.
Политология: учеб. / под ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуто-рова. — М., 2005.
Смирнов Г. Н. Политология: учеб. / Г. Н. Смирнов [и др.]. — М., 2008.
Липсиц И. В. Экономика: учеб. для вузов. — М., 2007.
Михайлушкин А. Н. Основы экономики: учеб. для ссузов / А. Н. Михайлушкин.— М., 2003.
Носова С. С. Основы экономики: учеб. для студентов образовав учреждений среднего проф. образования / С. С. Носова. — М., 2002.
Экономика для колледжей: базовый курс. - Ростов н/Д, 2005.
Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия / Е. Е. Румянцева. - М., 2005.
Цифровые образовательные ресурсы:
http://www.rsnet.ru/ - Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации).
http://www.president.kremlin.ru/ - Президент Российской Федерации.
http://www.rsnet.ru/ - Судебная власть Российской Федерации.
http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf — Собрание законодательства Российской Федерации.
http://www.socionet.ru - Соционет: информационное пространство по общественным наукам.
http://www.ifap.ru - Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.
http: //www.gks.ru - Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация.
http://www.alleng.ru/edu/social2.htm - Образовательные ресурсы Интернета - обществознание. http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social - Обществознание в школе (дистанционное обучение).
http://www.lenta.ru - актуальные новости общественной жизни.
http://www.fom.ru - Фонд общественного мнения (социологические исследования).
http://www.ecsocman.edu.ru - Экономика. Социология. Менеджмент. Федеральный образовательный портал. http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html - Граждановедение. Приложение к «Учительской газете». http://www.50.economicus.ru - 50 лекций по микроэкономике.
http://www.gallery.economicus.ru - Галерея экономистов.
http://www.be.economicus.ru — Основы экономики. Вводный курс.
http://www.cebe.sib.ru - Центр экономического и бизнес-образования: в помощь учителю.
http://www.mba-start.ru/ - Бизнес-образование без границ.
http://www.businessvoc.ru - Бизнес-словарь.
http://www.hpo.opg - Права человека в России.
http://www.uznay-prezidenta.ru - Президент России - гражданам школьного возраста.
http://www.mshr-ngo.ru - Московская школа прав человека.
http://www.ombudsman.gov.ru - Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт. http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm - Декларация прав школьника.
http://www.school-sector.relarn.ru/prava/ - Права и дети в Интернете.
http://www.chelt.ru - журнал «Человек и труд».
http://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm - Духовная жизнь общества.
http: //www, countries. ru /library, htm - Библиотека по культурологии.
http://www.russianculture.ru/ - Культура России.
http://www.ecolife.ru/index.shtml - Экология и жизнь. Международный экологический портал. http://www.ecosysterna.ru/ - Экологический центр «Экосистема».
http://www.priroda.ru/ - Национальный портал «Природа России».
http://www.fw.ru - Фонд «Мир семьи» (демография, семейная политика).
http: //www.glossary.ru/ - Глоссарий по социальным наукам.
http://www.ihtik.lib ru/encycl/index.html - Энциклопедии, словари, справочники.
Обществознание: 8-11 классы: программное средство учебного назначения на основе мультимедиа. - М., 2004.
Технические средства обучения:
1. Автоматизированное рабочее место учителя.
2. Телевизор
3. Видеомагнитофон
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Обществознание».
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
Знать/понимать
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации.
Личностные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
· образ социально-политического устройства - представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;
· знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;
· ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;
· основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействие между общественными и политическими событиями;
· гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
· эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
· уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
· уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
· уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
· позитивная моральная самооценка и моральные чувства - чувство гордости при следовании моральным нормам, переживания, стыда и вины при их нарушении;
· умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
· готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
· потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
· умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
· устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
· целеполаганию, включая постановку новых целей, при образовании практической задачи в познавательную;
· самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
· планировать пути достижения целей;
· уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
· принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
· осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результатам и по способам действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
· адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы исполнения, как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
· формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения совместной деятельности;
· устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор;
· аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образам;
· задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
· осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
· адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
· владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
· работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Познавательные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
· основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
· осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
· давать определения понятиям;
· устанавливать причинно-следственные связи;
· обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;
· строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
· объяснять явление, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследований;
· основам ознакомительного, изучающего, усваивающего поискового чтения;
· структурировать тексты, включая умения выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся.
Выпускник научится:
· создавать различные геометрические объекты с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;
· создавать диаграммы различных видов в соответствии с решаемыми задачами;
· создавать графические объекты проведением рукой произвольных линий с использованием специализированных компьютерных инструментов и устройств;
· выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией;
· участвовать в обсуждении (аудио-видео-форум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета;
· использовать возможности электронной почты для информационного обмена;
· вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета;
· осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения;
· соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относится к частной информации и информационным правам других людей;
· вводить результаты измерений и другие цифровые данные для их обработки, в том числе статистической, и визуализации;
· проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать свое время с использованием ИКТ.
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Выпускник научится:
· планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приемы, адекватные исследуемой проблемы;
· выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
· распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
· использовать такие естественнонаучные методы и приемы - наблюдение, постановка проблемы, выдвижения "хорошей гипотезы", эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели (теории);
· использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опроса, описание, сравнительно-историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
· ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства адекватные обсуждаемой проблеме;
· отличать факты обсуждений, мнений и оценок, критически относится к суждениям, мнениям, оценка, реконструировать их основания;
· видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
Стратегия смыслового чтения и работа с текстом.
Выпускник научится:
· ориентировать в содержании текста и понимать его целостный смысл;
· находить в тексте требуемую информацию;
· решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста;
· структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
· преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы, переходить от одного представления данных к другому;
· интерпретировать текст;
· откликаться на содержание текста;
· откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом - мастерство его исполнения;
· на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
· в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
· использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочное суждение и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Система оценки достижения планируемых результатов
Нормы оценки знаний за устный ответ учащихся.
Оценка 5:
Ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса: правильно раскрыто содержание понятий права, ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретённые знания и дополнительные сведения.
Оценка 4:
Ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный, есть неточности в изложении понятий права, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.
Оценка 3:
Ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечётко определяет понятия права, затрудняется в самостоятельном объяснении, непоследовательно излагает материал.
Оценка 2:
Ответ неправильный, не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя.
Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по обществознанию
% выполнения |
0-35 |
36-60
|
61-85 |
86-100 |
Отметка |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся по истории и обществознанию
Отметка |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
Содержание |
||||
1 Общая информация |
Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана.
|
Информация частично изложена. В работе использован только один ресурс. |
Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса. |
Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса. |
2 Тема |
Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны. |
Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно. |
Сформулирована и раскрыта тема урока. Ясно изложен материал. |
Сформулирована и раскрыта тема урока. Полностью изложены основные аспекты темы урока. |
3 Применение и проблемы
|
Не определена область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный. |
Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный. |
Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен. |
Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.