Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с основными
положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования по изобразительному искусству, на основе требований к результатам
освоения основной образовательной программы начального общего образования по
изобразительному искусству, с учетом Примерной авторской программы И.Э Кашекова,
А.Л.Кашеков «Изобразительное искусство 1 класс»:
(образовательная программа
«Перспективная начальная школа»). 2015г., включенной в ее структуру, и ориентирована
на работу по учебнометодическому комплекту:
для учителя
1. Хрестоматии литературных произведений к урокам ИЗО
2. Альбомы по искусству . Могут содержаться на электронных носителях.
3. Книги о художниках и художественных музеях, по стилям изобразительного искусства
и архитектуры
4. Портреты русских и зарубежных художников по основным разделам курса. Могут
содержаться на электронных носителях.
5. Учебник И.Э Кашекова, А.Л.Кашеков «Изобразительное искусство 1 класс»: М.:
Академкнига/Учебник, 2013..
6.
Программы по учебным предметам. Основы светской этики. Изобразительное
искусство. Физическая культура: 1 4 кл. – М., Академкнига/Учебник,2013. ___ с. (Проект
«Перспективная начальная школа») УМК «Перспективная начальная школа»
1. 5. Учебник И.Э Кашекова, А.Л.Кашеков «Изобразительное искусство 1 класс»: М.:
Академкнига/Учебник, 2013..
для учащихся
ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ: безотметочный
контроль и оценка предметных знаний и умений учащихся в первом классе
предусматривают выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета
учеником.
Система оценки достижения планируемых результатов.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность
ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких
умственных действий учащихся, которые направлены на анализ своей познавательной дея
тельности и управление ею.
Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных про
цедур:
• с помощью специально сконструированных диагностических задач, нацеленных на
оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных
действий;
• при анализе выполнения проверочных заданий по русскому языку, когда на основе
можно сделать вывод о
допущенных ребёнком,
характера ошибок,
сформированности метапредметных умений.
Сформированность коммуникативных учебных действий может быть выявлена на ос
нове наблюдений за деятельностью учащихся, а также на основе результатов выполнения
заданий в совместной (парной или командной) работе.
Оценка предметных результатов может быть описана как оценка планируемых ре
зультатов по предмету. В системе предметных знаний можно выделить опорные знания
(знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего
2 обучения) и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему
знаний.
При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе
освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных
ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебнопознавательных и
учебнопрактических задач. Иными словами, объектом оценки являются действия, выпол
няемые учащимися с предметным содержанием.
В первых классах контрольные работы не проводятся, поэтому устанавливаются сле
дующие формы контроля за развитием предметных знаний и умений учащихся:
• устный опрос;
• письменный опрос; самостоятельные проверочные работы, специально формирую
щие самоконтроль и самооценку учащихся после освоения ими определенных тем;
самостоятельные работы, демонстрирующие умения учащихся применять
усвоенные по определенной теме знания на практике;
• тестовые диагностические задания;
•
• комплексные контрольные работы,
графические работы: рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и т.д.;
проверяющие усвоение учащимися
определенных тем, разделов программы, курса обучения за определенный период
времени (четверть, полугодие, год).
В первом классе используются три вида оценивания: текущее, тематическое и итоговое.
Текущее оценивание наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая со
путствует процессу становления умения и навыка. Его основная цель анализ хода формиро
вания знаний и умений учащихся, формируемых на уроках окружающего мира (наблюдение,
сопоставление, установление взаимосвязей и т.д.). Это даёт возможность участникам образо
вательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и при
нять необходимые меры к устранению.
Тематическое оценивание является важным звеном в конце изучения тематических
блоков, так как даёт возможность учащимся подготовиться, при необходимости пересдать
материал и таким образом исправить полученную ранее оценку «зачёт/незачёт». В конце
изучения каждого тематического блока формой тематического контроля является
выполнение тестовых заданий.
Итоговое оценивание проводится как оценка результатов обучения четыре раза в год: в
конце первой, второй, третьей и четвертой четверти учебного года.
Для мониторинга метапредметных результатов первоклассников используются ком
плексные проверочные и тренировочные задания. Они помогают ученику оценить, насколько
грамотно он умеет понимать инструкции, анализировать разные ситуации; осознать, что
предметные знания пригодятся ему не только при решении учебных задании, но и при ре
шении жизненных задач.
Комплексная работа позволяет выявить и оценить как уровень сформированности
важнейших предметных аспектов обучения, так и компетентность первоклассника в решении
разнообразных проблем.
ТАБЛИЦА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
№ п/п
Разделы
Количество часов
Примерная или авторская
программа
Рабочая программа
1
2
3
Мой дом в искусстве
Мои друзья всегда со мной
Природа лучший учитель
15 ч
5 ч
10 ч
15 ч
6 ч
12 ч
3 художника
Итого
30 ч
33 ч
ТАБЛИЦА ТЕМАТИЧЕСКОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ
№ п/п
Разделы, темы.
Колво часов по рабочей программе
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
1.9
1.10
1.11
1.12
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
3.1
Мой дом в искусстве.(15
ч)
Мой дом в искусстве.
Дом, в котором я живу .
Моя мама.
Семья – «семь – я» .
Семья за обедом.
«Красна изба пирогами» .
Мои игрушки.
Мои книжки.
Одежда.
Мебель.
Животные у нас дома.
Все дома.
Отдых семьей.
Мои друзья всегда со
мной (6 часов)
Мой самый лучший друг.
Мы вместе учимся и
играем.
Мы мечтаем.
День рождения друга.
Четвероногий друг.
Праздник с друзьями.
Природа лучший
учитель художника (12
часов)
Природа Земли .
Посмотри на небо.
Поля, луга, поляны.
Море и горы.
Деревья.
Насекомые.
Домашние животные на
природе.
Дикие животные.
4
2
1
2
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
1
1
1 Мы
планеты.
все
жители
Обобщающий урок. Мы
все жители планеты Земля .
итого
33
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Программа состоит из 21 раздела, последовательно раскрывающих взаимосвязи
искусства и жизни, вводящих учащихся в проблемное поле искусства и обучающих
основам языка художественной выразительности.
В структурировании художественного материала нашел свое отражение
концентрический принцип – опора на наиболее значимые явления культуры и
произведения различных видов и жанров искусства, с которыми учащиеся встречались в
дошкольном возрасте и обращаются на предметах гуманитарного цикла в начальной школе.
Использование этого принципа
даст возможность формировать устойчивые связи с
предшествующим художественноэстетическим и жизненным опытом школьников.
Каждый раздел курса включает рекомендованные примерной программой блоки,
отражающие деятельностный характер и коммуникативнонравственную сущность
художественного образования: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства
(обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство?», «Значимые темы
искусства. О чем говорит искусство?», «Опыт художественнотворческой деятельности».
Таким образом, в каждом разделе, каждой теме программы учитывается специфика
искусства: содержание учебного материала, эмоциональноценностная направленность
тематики заданий, знакомство с языком художественной выразительности живописи,
графики, скульптуры, архитектуры, декоративноприкладных искусств и дизайна,
художественнотворческий опыт в разных видах и жанрах искусства, использование
различных материалов и техник. Каждое задание одновременно раскрывает разные стороны
искусства: типологическую, ценностноориентационную, языковую и деятельностную.
Программа нацеливает на знакомство с изобразительным искусством от витагенного
(жизненного) опыта ребенка. В таком контексте искусство, станет ближе и понятнее,
приобретет для ученика личностный смысл, т.к. хорошо знакомые понятия выглядят
убедительнее, чем нечто новое, неизведанное, а искусство дает возможность взглянуть на
известные явления другими глазами.
Главная цель и смысл любого искусства – художественный образ. Поэтому уже с
первого класса при восприятии произведения искусства и в художественной деятельности
необходимо стремиться к пониманию ребенком этой специфики искусства. Однако
знакомство с понятием «художественный образ», так же как и с языком («азбукой»)
искусства, начнется со второго класса. Содержание освоения искусства в первом классе –
пропедевтическое. В рамках программы ребенок готовится к этому, постепенно входя в
искусство через свой собственный небольшой, но очень яркий и важный для него
жизненный опыт.
Опыт освоения реального мира синхронизируется с опытом освоения искусства, итогом
является осознание главных общечеловеческих ценностей как жизни, так и искусства.
Семейные и школьные будни и праздники, общение и игры с друзьями, природа во всем
многообразии ее проявлений – все это становится объектом внимания больших и
5 маленьких художников, шаг за шагом осваивающих окружающий мир и явления в нем
происходящие.
Поскольку именно на основе этих межнациональных, межэтнических образов
представлений формировалось искусство, ими оно питалось на протяжении тысячелетий,
знание его основ поможет ребенку войти в мир художественных образов и свободно их
интерпретировать в искусстве любого народа, любой эпохи. Причем интерпретация может
происходить как в устной литературной, так и в художественнотворческой форме.
Особенности изучаемого курса:
• опора на эмоциональный витагенный опыт ребенка;
• понимание основной специфики искусства – художественного образа;
• акцент на развитие визуальной культуры, освоение знаковосимволических кодов
искусства, позволяющих активно использовать его коммуникативную функцию;
• вовлечение ребенка в диалог с искусством и по поводу искусства с целью развития
речи, оценочных суждений;
• постоянное обращение к региональной культуре и искусству: музеям, памятникам
архитектуры, художественным промыслам, традициям родного края.
Наряду с основной формой организации учебновоспитательного процесса – уроком – в
процессе изучения программы рекомендуется активно использовать внеаудиторные
занятия: экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные
заповедники, региональные культурные центры, на выставки, в театры и концертные залы.
Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися в
процессе изучения курса «Изобразительное искусство» должны приобрести
информационные и компьютерные технологии, аудио и видеоматериалы.
Целью изучения предмета «Изобразительное искусство» является развитие личности
учащихся средствами искусства, получение эмоциональноценностного опыта восприятия
произведений искусства и опыта художественнотворческой деятельности.
В соответствии с этой целью решаются задачи:
• воспитание визуальной культуры как части общей культуры современного
человека, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного
опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств,
уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
• развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения
подходить к любой своей деятельности творчески; способностей к эмоционально
ценностному отношению к искусству и окружающему миру; навыков
сотрудничества в художественной деятельности;
• освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных,
декоративноприкладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и
общества;
• овладение
формирование
художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах
художественнотворческой деятельности, разными художественными материалами;
совершенствование эстетического вкуса.
элементарной художественной
грамотой,
Общая логика учебнометодического комплекта выстраивается с
учетом
концептуальных идей системы «Перспективная начальная школа».
№ п/п
1.
Наименование раздела
Мой дом в искусстве (15 часов)
Содержание программы
Опыт восприятия окружающего мира.
Внешний вид зданий разного предназначения.
Отличие жилого дома от дворца, замка,
6 старый,
необычный,
Описание дома,
общественного
(величина,
украшение).
оперируя
понятиями: большой, маленький, красивый,
обычный,
новый,
высокий, низкий, многоэтажный, деревянный,
каменный, нравится, не нравится. Найти в
домах на фотографиях черты, сходные с
собственным домом,
что
нравится, что не нравится; объяснить,
почему. Понимание того, что прежде чем
построить дом, его надо нарисовать.
Художественные материалы:
цветные
карандаши, восковые мелки, фломастеры,
цветная бумага.
определить,
здания
Представление о своем доме в первую
очередь ассоциируются с образом матери.
Изображение матери и дитя художниками
разных стран в разные времена (в иконе –
Богоматерь Владимирская, в живописи
Леонардо да Винчи, Рембрандт, П. Пикассо,
А. Дейнека, Г. Климт, К. ПетровВодкин, А.
Пластов). Качества мамы, которые выделяют
художники в своих произведениях.
Сравнение образов матери и дитя у разных
художников. Описание отношения матери к
ребенку, выявленное по ее взгляду, жесту.
Сравнение Образа Богоматери с иконы
Богоматерь Владимирская и Мадонны Бенуа
Леонардо да Винчи. Качества мамы, которые
выделяют художники в своих произведениях.
Интерпретация смысла поговорки «Семья
– это семь «Я». Изображение художниками
разных семей и взаимоотношений внутри них
(например, семья Эхнатона со спинки трона,
«Семья молочницы» Л. Ленена, «Святое
семейство» Рембрандта). Описание сюжета
картины по плану: Кто изображён на
картине? Что делают герои картины? Что
выражают лица героев? Как природа и
окружающая среда отражают настроение
людей? Варианты размещения фигур на
листе. Рассказ о картине Рембрандта
«Святое семейство».
Слова для справки: дружный, заботливый,
трудолюбивый,
безмятежный
безразличный, спокойный, сосредоточенный,
любящий, тихий, теплый, ласковый, уютный.
Варианты размещения фигур на листе.
нежный,
Наблюдение художниками жизни разных
семей. Обед как важное семейное действо.
7 особенностей быта
Показатель
и
взаимоотношений между членами семьи
(семьи – богатые или бедные, городские или
сельские;
отношения дружные или
напряженные; о чем они могут разговаривать
между собой). Предметы, расположенные
художниками на столе, рассказывают о
людях, которые ими пользуются, об образе
их жизни.
Изображение художниками предметов,
используемых во время чаепития: чайников,
чашек, самовара, и разнообразных лакомств.
Особое отношение на Руси к пряникам.
Способы изготовления пряников в старинных
русских городах.
Пряники лепные и
печатные. Формы и украшения пряничных
досок.
куклы,
Из истории развития куклы. Самодельные
куклы из деревяшек, соломы, тряпочек.
Современные
изготавливаемые
фабричным способом. Игрушки должны быть
добрыми и создавать у детей хорошее
настроение. В производстве игрушек важную
роль играет работа художника. Этапы
работы с бумагой.
посвоему.
Детские книги красивы и нарядны. В
детских книгах всегда много иллюстраций,
которые художник рисует к тесту. Одних и
тех же персонажей разные художники
изображают
Сравнение
изображения медведя, лисицы, волка или
других зверей,
выполненные разными
художниками. Определение художника по
его художественной манере. Понимание того,
что художник, передавая главные черты
героя,
придает ему определенную
индивидуальность.
Портрет – это
изображение реального человека или
литературного героя. Работу над портретом
начинают с размещения фигуры в центре
листа, цветом намечают пятно лица и шею.
Особенности работы цветным мелком –
плашмя и кончиком.
Одежда не только украшает человека, она
оберегает его от непогоды. Удобная и
красивая одежда создает хорошее
настроение самому человеку и тем, кто на
него смотрит. Определение, какая одежда
подойдет для праздника, а какая для спорта,
учебы,
Модную
загородной прогулки.
8 одежду создают художникимодельеры.
Мода на одежду существует очень давно.
Раньше люди носили одежду совсем не
похожую на современный костюм. Костюмы
людей разных стран в разное время. Люди,
одетые в старинные костюмы, напоминают
героев разных сказок.
Определение
костюмов героев одной сказки.
В каждом доме есть мебель: столы,
стулья, кровати, диваны, шкафы. Мебель
может быть очень разнообразной по форме,
цвету, материалу. Рассмотреть разнообразие
форм и стилей мебели на примере стула или
стола. Красота и удобство мебели. Выбрать
среди изображений стульев и столов разной
формы и декора, те, что подходят друг другу
по стилю. Декор – украшение. Стиль –
сходные черты
Наблюдение за жизнью,
домашних
животных, их движениями, привычками.
Художники, изображая животное, передают
его характер и настроение (веселый,
добродушный, дружелюбный или злобный,
сварливый,
Рассмотреть
рисунки художников (В. Сутеева, В.
Чижикова, Е. Чарушина и др.). Рассказать,
какой характер у зверей.
агрессивный).
В выходные дни вся семья собирается
дома. Совместная работа по дому (уборка,
приготовление пищи) и совместный отдых
(чтение, просмотр фильма, игра в шахматы,
прогулка за город и т.д.).
Изображение
художниками отдыха разных семей и оценка
ситуаций, представленных в произведениях
искусства.
Художников во все времена привлекала
тема отдыха в семейном кругу. Сюжеты
картин П. Кончаловского, А. Дейнеки,
Матисса, Ренуара и др. на темы семейного
отдыха. Размещение изображения на всей
плоскости листа.
Рассмотреть рисунки и картины
художников, изображающие детей (В. Серов,
З. Серебрякова, А. Пластов и др.).
Сосредоточить внимание на том, как
художник относится к изображенным детям,
какие черты и качества подчеркивает.
Прочитать отрывки из стихотворений о
друзьях,
образами,
представленными художниками и соотнести
сравнить
с
9
2.
Мои друзья всегда со мной
(6 часов) с образами своих друзей.
Человек учится всегда, когда получает
новую, полезную информацию: на уроке в
школе, читая книгу, просматривая фильм,
беседуя с другим человеком. Художники,
изображая, как люди общаются друг с
другом, показывают взаимоотношения между
людьми, их характеры и привычки.
Саша и Юра»,
Рассмотреть картины,
изображающие
беседующих между собой детей (например,
В.Серов «Дети.
З.
Дейнека
Серебрякова «Девочки»,
«Будущие летчики» и др.). Предложить
ребенку представить себя среди этих детей и
рассказать, о чем идет разговор, о чем дети
мечтают.
А.
Каждый человек отмечает свой день
рождения и дни рождения близких ему
людей. Принято поздравлять друзей с днем
рождения, дарить подарки. Рассмотреть
поздравительных
варианты
открыток.
стилизации
в
изображении растений, животных, птиц.
Особенности поздравительной открытки:
красочность,
праздничность.
План работы над открыткой:
оформления
Приемы
нарядность,
1. Придумать, что было бы другу приятно
получить в подарок.
2. Подготовить нужный по размеру и
форме лист бумаги.
3. Выбрать художественный материал –
краски, цветную бумагу, цветные карандаши
или фломастеры.
4. Определить цвет фона.
5. Вырезать элементы изображения и наклеить
их на фон.
6. Цветным фломастером можно написать
поздравление другу.
Многие люди дома имеют животных.
Самым преданным другом может быть
собака. Рассмотреть фотографии разных
собак и рисунки художников, изображающие
взаимоотношения детей с четвероногим
другом. Рассказать, о своем четвероногом
друге.
Настоящие друзья всегда рядом – и в
будни и в праздники. Вспомнить, какие
праздники ребенок встречал вместе с твоими
друзьями.
Подготовка к празднику.
Исполнение ролей сказочных персонажей.
10 3.
Природа лучший учитель
художника (12 часов)
Характер и внешний вид персонажа.
Человек живёт на большой и прекрасной
планете Земля. Природа Земли разнообразна:
равнины, степи, леса, моря, горы. Рассказать,
что привлекает в разных природных
ландшафтах, чем нравятся горы, море, леса,
равнины и др. Рассмотреть изображения
природы художниками в разное время года и
в разную погоду. Вспомнить какие места
видел на картинах, по телевизору или
побывал сам. Сравнить соответствует ли
изображение этих мест на картине
впечатлениям. Определить, какие цвета
художники используют для изображения
листвы, травы, неба, воды. Какие цвета
художники используют для изображения
зимы, весны, лета, осени. Пейзаж
изображение природы в искусстве.
Небо бывает приветливым и нежным,
бывает грозным и страшным. Художники
любят изображать разные его состояния.
Иногда по небу плывут пушистые белые
облака. Рассмотреть изображения облаков на
картинах художников
Н.
Рериха). Разнообразие формы облаков.
Вспомнить, как летом в солнечную погоду
смотрел на облака и представлял, на что они
похожи.
(например,
Равнинная местность может быть совсем не
скучной, если увидеть ее глазами художника.
Соотнести фрагменты с изображением поля,
луга, листвы с картинами художников и
найти, откуда они. Пейзажи И. Левитана, И.
Шишкина, И. Куинджи, М. Нестерова с
изображением степи, полей, луга.
Рассмотреть изображения моря и гор в
картинах художников. Рассказать какие они.
Вспомнить литературные
произведения
(стихи, сказки, рассказы), где действие
происходит на море или в горах. Как авторы
описывают море и горы.
На Земле много разнообразных деревьев. Они
большие или маленькие, толстые или тонкие,
мощные или нежные. Породы деревьев и их
внешний вид. Изображение деревьев в
произведениях художников.
Характер
деревьев.
На природе в теплое время года обитает
множество насекомых: бабочки, стрекозы,
жуки, осы, мухи и т.д. Одни насекомые
11 безвредные и красивые, другие – страшные и
опасные или надоедливые.
Вспомнить, каких насекомых видел, и чем
они е запомнились. Героями, каких сказок
были насекомые. Какими они были, добрыми
или злыми, красивыми или уродливыми.
Рассмотреть внимательно фотографии жуков
и бабочек, их формы и украшения.
Определить из каких простых элементов
состоят их украшения (полоски, кружки,
треугольники).
За городом на природе под заботой
человека живут разнообразные домашние
животные и птицы: лошади, коровы, овцы,
козы, утки, гуси, куры, индюки. Они обычно
пасутся недалеко от дома своего хозяина на
полянке или на лугу. Рассмотреть, как
художники изобразили домашних животных.
Рассказать, какие они.
В лесах, степях, горах живут дикие
животные.
Дикие животные бывают
травоядными и хищниками. Вспомнить,
качества свойственны диким животным.
какие качества животных
Определить,
подчеркнули художники
своих
произведениях (Дюрер, В. Ватагин, П.
Пикассо и др.). Вспомнить сказки, героями
которых были животные.
в
году
познакомился
Обобщение материала. Ребенок в этом
учебном
с
изобразительным искусством и узнал, что
произведения художников посвящены самым
важным для каждого человека темам: семье,
родному дому, дружбе, любви к природе и к
животным. Одним словом тому, что человека
постоянно окружает, к чему он привыкает и
поэтому не всегда замечает. Художник,
изображая окружающий мир, обязательно
выражает свое отношение восхищение или
разочарование, удивление или недоумение,
восторг или тревогу. Художник учит
каждого человека видеть и ценить то
обыденное, что всегда находится рядом с
ним.
Научись и ты ценить свой дом, свою
семью, свой город или село, где ты живёшь и
наш общий дом планету Земля.
12 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА, КУРСА
Изучение окружающего мира в начальной школе дает возможность учащимся достичь
следующих результатов развития:
1) в личностном направлении:
в ценностноориентационной сфере: эмоциональноценностное и осмысленное
восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства; приобщение
к художественной культуре как части общей культуры человечества; воспитание
художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и
оценивать явления окружающего мира и искусства;
в трудовой сфере: овладение основами культуры практической работы
различными материалами и инструментами для эстетической организации и
оформлении бытовой и производственной среды;
в познавательной сфере: развитие способности ориентироваться в мире народной
художественной культуры; овладение элементарными средствами художественного
изображения, для развития наблюдательности реального мира, способности к
анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально
нравственной оценки.
Обучающиеся получат возможность научиться:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного
обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся
критериев.
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения
общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого
человека.
2) в метапредметном направлении:
Регулятивные УУД:
формирование активного отношения к традициям культуры как эстетической и
личностнозначимой ценности;
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества и к культуре других
народов, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных
образах предметноматериальной и пространственной среды и понимании красоты
человека;
умение воспринимать и терпимо относится к другой точке зрения, другому
восприятию мира;
Обучающиеся получат возможность научиться:
составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные УУД:
развитие художественнообразного мышления как неотъемлемой части целостного
13 мышления человека;
формирование способности к целостному художественному восприятию мира;
развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;
получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как
основы формирования навыков коммуникации
Обучающиеся получат возможность научиться:
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и
группировать
факты и явления; определять причины явлений, событий.
перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе
обобщения знаний.
Коммуникативные УУД:
обретение творческого опыта, предопределяющего способность к самостоятельной
продуктивной художественной деятельности; умение подходить эстетически к
любому виду деятельности; готовность к осознанному выбору
Обучающиеся получат возможность научиться:
доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и
письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и
пытаться её обосновать, приводя аргументы.
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым
изменить свою точку зрения.
читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с
автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и
искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять
главное; составлять план.
договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в
совместном решении проблемы (задачи)..
договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в
совместном решении проблемы (задачи).
учиться уважительно относиться к позиции другого,
пытаться
договариваться.
3) в предметном направлении:
в результате изучения раздела «Мой дом в искусстве»
обучающиеся научатся:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
воспринимать и эмоционально оценивать окружающие здания.
сравнивать предметы, находить в них общие черты.
понимать, что работа над созданием любого нового здания начинается с его
зарисовки.
воссоздавать целое по его части.
конструировать здание в объеме из пластилина или бумаги, украшать его.
воспринимать и сравнивать образы матери у разных художников.
понимать, что тема материнства привлекала художников в разные времена.
находить среди заданных слов для справки те, которые помогут раскрыть
собственные ощущения от образа.
изображать себя рядом с мамой.
сравнивать и давать оценку разным семьям с картин художников.
давать описание сюжета художественного произведения по плану. И
14 •
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
использовать слова для справки и подбирать новые для описания сюжета.
осознанно рассматривать художественное произведение и разгадывать смысл
деталей, используемых художником, для раскрытия содержания произведения.
получить элементарные сведения о способах размещения фигур на листе.
создавать элементарную композицию на заданную тему из нескольких фигур на
плоскости.
внимательно рассматривать и интерпретировать сюжет, давать описание
художественного произведения.
понимать роль деталей картины (предметов, элементов природы, костюмов
персонажей и т.п.) в создании целого образа произведения.
осознавать связь между предметами, изображенными в картине с человеком.
придумывать и рассказывать истории об образе жизни человека по предметам,
которыми он пользуется в быту.
изображать предметы быта и орудия труда простой формы.
искать и находить в книгах, журналах, Интернете материал на заданную тему.
понимать, какими должны быть хорошие детские игрушки. Д
давать оценку разнообразным игрушкам.
понимать роль художника в производстве игрушек.
конструировать и украшать игрушку из бумаги.
определять, какая одежда подходит для праздника, а какая для спорта, учебы,
загородной прогулки.
иметь представление о том, что одежду конструируют художникимодельеры.
понимать, что для того, чтобы создать одежду, ее надо сначала нарисовать.
уметь изображать разные фасоны одежды для куклымодели.
иметь представление о разнообразии одежды в различные времена.
соотносить образы персонажей сказок со временем, которое в них отражается по
костюмам эпохи.
находить книги со сказками Ш. Перро, Х. Андерсена, братьев Гримм и др.,
рассматривать иллюстрации и описывать особенности костюма героев.
определять по сходным элементам костюма героев из одной сказки.
придумывать и изображать одежду для сказочного персонажа.
Обучающиеся получат возможность научиться:
изображать свой дом таким, каким ребенку хочется его увидеть.
изображать себя рядом с мамой.
рисовать свою семью.
рисовать предметы, которые могут рассказать об образе жизни их хозяина.
слепить «пряник», придав ему такую форму и вид, чтобы было понятно, для кого он
предназначен.
делать игрушку, её основой будет цилиндр из белой или цветной плотной бумаги.
изображать гуашью или цветными мелками на тонированной бумаге портрет
главного героя любимой книжки.
В результате изучения раздела «Мои друзья всегда со мной» обучающиеся научатся:
•
•
•
•
•
понимать особенности изображения детей художниками.
соотносить образ друга в живописи, графики и поэзии.
проявлять личностное эмоциональноценностное отношения к образам детей,
изображенных художниками.
рисовать своего лучшего друга или подружку.
давать оценку бытовым ситуациям, изображенным художником, с точки зрения
15 Обучающиеся получат возможность научиться:
•
•
•
•
•
•
•
рисовать своего лучшего друга или подружку, отражать, чем они увлекаются.
представлять себя на месте героев художественного произведения, давать оценку
их характерам, жестам, додумывать, о чем они думают, мечтают.
рассказывать, о чем мечтают герои картины, используя слова для справки.
делать в подарок другу поздравительную открытку.
лепить из пластилина или глины себя и свою собаку. Если собаки нет, придумать
ее.
показывать отношения между друзьями – человеком и собакой.
делать из бумаги головной убор для любимого героя сказки.
В результате изучения раздела «Природа лучший учитель художника» обучающиеся
научатся:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
их пользы для приобретения нового опыта.
принимать позитивный опыт общения, отраженный в произведениях искусства.
участвовать в выполнении коллективной художественной работы.
изображать фигурку ребенка в разных поворотах, соблюдая основные пропорции.
рассматривать варианты оформления поздравительных открыток.
осваивать простейшие приемы стилизации в изображении растений, животных,
птиц.
понимать специфику оформления поздравительной открытки.
создавать поздравительную открытку в подарок другу.
выполнять работу по плану, вносить свои идеи в выбор сюжета, конструкцию,
декор изделия.
рассматривать и прокомментировать фотографии разных собак и рисунки
художников, изображающие взаимоотношения детей с четвероногим другом,
используя слова для справки.
показывать отношения между друзьями – человеком и собакой в собственной
художественной деятельности.
лепить из пластилина или глины себя и свою собаку.
рассказывать, что привлекает в разных природных ландшафтах, чем нравятся
горы, море, леса, равнины и др.
рассматривать и комментировать на основании личностной оценки ландшафты
разных географических зон Земли.
рассматривать и комментировать изображения природы художниками в разное
время года и в разную погоду.
понимать разницу и находить в журналах, интернете фотографии с
особенностями природы севера и юга, запада и востока.
делать зарисовки природы.
определять, какие цвета художники используют для изображения листвы, травы,
неба, воды.
определять, какие цвета, используют художники для изображения зимы, весны,
лета, осени.
наблюдать небо в разную погоду, видеть разные состояния, разный характер.
искать и представлять по очертаниям облаков изображения птиц, животных.
фантазировать и создавать придуманные образы.
соотносить фрагменты картин с изображением поля, луга, листвы с картинами
художников и находить, откуда они.
изображать фрагмент поля, луга или полянки гуашью или пастелью.
соотносить породу дерева, его внешний вид с его характером.
16 •
•
•
находить изображения деревьев в пейзажах художников, описывать их характер.
изображать графическими средствами деревья разного характера.
создавать пейзаж в технике коллажа.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• фантазировать и изображать белые пушистые облака на чистом небе.
•
изображать фрагмент поля, луга или полянки гуашью или пастелью.
•
изображать море или горы в технике аппликация.
•
изображать тонкое, нежное, молодое деревце или большое, крепкое, мощное дерево.
•
выполнять пейзаж в технике аппликации
•
выполнять с друзьями коллективную работу.
•
вырезать и наклеить индивидуальные работы на подготовленный фон.
•
изображать домашнее животное.
•
подбирать технику, которая отвечает замыслу.
•
передавать его облик и характер.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема урока
Колво
часов по
№
№
пп/п
Мой дом в искусстве
(15 часов)
1 2 Дом, в котором я живу.
По плану По факту
Дата проведения
Примечания
теме
2
1
2
1
1
1
1
2
1
1
1
1
«Красна изба пирогами».
Семья за обедом.
3 Моя мама.
4 5 Семья – семь"я".
6
7
8 Мои игрушки.
9 Мои книжки.
10
11 Одежда
12 Мебель.
13 Животные у нас дома.
14
15 Отдых семьей.
Все дома.
Мои друзья всегда со мной. (6 часов)
16 Мой самый лучший друг.
17 Мы вместе учимся и
18 Мы мечтаем.
играем.
1
1
1
17 День рождения друга.
19
20 Четвероногий друг.
21 Праздник с друзьями.
1
1
1
Природа лучший учитель художника (12 часов)
22 Природа Земли.
23 Посмотри на небо.
24 Поля, луга, поляны.
25 Море и горы.
26
27
28
29
30 Домашние животные на
31 Дикие животные.
32 Мы все жители планеты
Насекомые.
природе.
Деревья.
Земля
Обобщение по теме:
"Чему мы научились за
год"
33
1
1
1
1
2
2
1
1
1
1
18 19
Рабочие программы для индивидуального обучения
Рабочие программы для индивидуального обучения
Рабочие программы для индивидуального обучения
Рабочие программы для индивидуального обучения
Рабочие программы для индивидуального обучения
Рабочие программы для индивидуального обучения
Рабочие программы для индивидуального обучения
Рабочие программы для индивидуального обучения
Рабочие программы для индивидуального обучения
Рабочие программы для индивидуального обучения
Рабочие программы для индивидуального обучения
Рабочие программы для индивидуального обучения
Рабочие программы для индивидуального обучения
Рабочие программы для индивидуального обучения
Рабочие программы для индивидуального обучения
Рабочие программы для индивидуального обучения
Рабочие программы для индивидуального обучения
Рабочие программы для индивидуального обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.