Данный материал представлен в формате Word и предназначен в помощь при проведении урока в 9 классе по соответствующей теме. Материал используется как приложение к разработке урока и презентации по соответствующей теме. Учащимся предлагается самим сформулировать тему урока, провести множество опытов и сформулировать выводы, заполнив пустые места в рабочем листе. Здесь имеется тест для закрепления, а также домашнее задание
Тема: ______________________________________________________________________________________________________
Виды звуков
Источник звука ____________________________________________________________________________________________
Звук – это воспринимаемые ___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
Упругие волны, которые воспринимаются __________________________________________ слухом, называются звуковыми
20 Гц
20 000 Гц
ЗВУК
Для существования звука необходимы:
1
2
3
4
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
Громкость звука зависит от _______________________
Высота звука зависит от _____________________
Единица громкости звука называется _________________
Уровень громкости измеряется в ___________________ давление звука в белах (или децибелах дБ)
Окраска звука – это _______________ это то, чем отличаются два _____________________ звука, исполненные
_______________________ музыкальными инструментами
К о н т р о л ь н ы й т е с т
1. Какое выражение всегда верно:
А) всякое звучащее тело колеблется Б) всякое колеблющееся тело звучит
2.Как изменится громкость звука, если уменьшить амплитуду колебаний его источника?
А) уменьшится Б) увеличится В) не изменится
3. От чего зависит высота звука?
А) амплитуды колебаний Б) частоты колебаний В) скорости звука
4. В каких единицах измеряется громкость звука
А) децибел Б) сон В) герц
5. Что такое основной тон?
А) качество, которое позволяет отличить звуки одних источников от звуков других
Б) высота сложного звука самой высокой частоты
В) высота сложного звука самой низкой частоты
1
2
3
4
5
Д о м а ш н е е з а д а н и е:
1 – й уровень:
Параграфы: 34 – 37, конспект, стр 129, вопросы письменно 1, 3,4, а так же стр 129 упр 31 (2)
2 – й уровень:
Объясните прочитанное: В годы Великой Отечественной войны на одной артиллерийской точке наших войск жил кот.
Однажды он сильно забеспокоился выбежал из блиндажа на улицу стал сильно мяукать, хвост `держал трубой`. Солдаты не
понимали реакцию кота, пока в небе не увидели вражеские самолеты...В последующие разы как только кот выбегал на улицу
объявлялась тревога кот никогда не подводил солдат.
3 – й уровень:
1. Выполнить домашние эксперименты
http://
classfizika.narod.ru/9_26.htm
2. Подготовить презентацию по теме
•
•
•
3. Поиск и сравнение информации в сети ИНТЕРНЕТ по темам «Шум и методы борьбы с ним», «Влияние ультразвука
(инфразвука) на человека»
«Звуки в литературных произведениях»
«Колокола, звонят колокола…»
«Физика и музыка»Фамилия, имя учащегося
Устный опрос
Умею ли я выполнять экспериментальные задания?
Усвоил (а) ли понятия высоты, громкости и тембра?
Могу ли я применять полученные знания на практике?
Оценка
«+»
«»
Понравился ли Вам урок?
а) было легко и интересно, б) было трудно, но интересно, в) было трудно и интересно
Чувствовали ли вы себя комфортно на уроке?
Текст – кейс (для работы с текстом)
Распечатать на группы (по их количеству)
Обратимся к опыту и посмотрим, как образуется звуковая волна. Для этого нам потребуется
металлическая линейка, которую мы зажмем в тиски. Теперь, воздействуя на линейку, мы сможем наблюдать
колебания, но никакого звука не слышим. И тем не менее вокруг линейки создается механическая волна. Обратите
внимание, когда линейка смещается в одну сторону, здесь образуется уплотнение воздуха. В другую сторону –
тоже уплотнение. Между этими уплотнениями образуется разряжение воздуха. Продольная волна – это и есть
звуковая волна, состоящая из уплотнений и разряжений воздуха. Частота колебаний линейки в данном случае
меньше звуковой частоты, поэтому мы не слышим этой волны, этого звука.
Как мы убедились, звук появляется в результате колебаний тела со звуковой частотой. Распространяются
звуковые волны во все стороны. Между слуховым аппаратом человека и источником звуковых волн обязательно
должна быть среда. Эта среда может газообразной быть, жидкой, твердой, но это обязательно должны быть
частицы, способные передавать колебания. Процесс передачи звуковых волн должен обязательно происходить там,
где есть вещество. Если вещества нет, никакого звука мы не услышим.