Данный материал представлен в формате Word и разработан в помощь учителю при проведении урока в курсе физики 10 класса по соответствующей теме. Учащимся необходимо заполнить пропуски при работе с текстом учебника, также можно организовать беседу с просмотром презентации. Материал полностью готов к распечатке
Тема: Превращения энергии при механических колебаниях. Резонанс. § 22
Цель:
1.Показать, что при колебаниях происходят превращения кинетической энергии в потенциальную и обратно
2.Рассмотрим вынужденные колебания
3.Выясним, что такое механический резонанс.
Ход урока
Если отклонить маятник от ПУР, то
1.груз ________________ (уровень 2) по отношению к начальному уровню 1
2.запасом какой энергии будет обладать маятник? ____________________, которая будет ___________________, а
______________________ энергия будет равна ________________ (точка В)
3.отпустим маятник, он движется к ПУР, опускаясь ____________, при этом его _______________ энергия _____________
(_______________ высота), а _______________ энергия _______________ (_________________ скорость) (точки ВО)
4.В ПУР маятник обладает __________________ скоростью (точка О)
5.маятник начинает ___________________, при этом ___________________ энергия __________________ (________________
высота), а ___________________ энергия __________________ (__________________ скорость) точки ОА)
6.достигнув точки А, ___________________ энергия опять будет ___________________, а ____________________ энергия
равна __________________
7.далее процессы АО будет похож на ________________, а процессы ОВ похожи на ___________
8.Части от периода:
ВО _______________
ОА _______________
АО _______________
ОВ _______________
При наличии трения амплитуда колебаний _________________ и постепенно _____________________
Мы знаем, что при свободных колебаниях возвращающая сила является ____________________ внутренних сил системы.
Следствие – частота свободных колебаний определяется ________________________________________________________ и
называется __________________________________.
Вынужденные колебания ___________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
Как раскачать качели без особых усилий?
Надо толкать их с частотой _________________ их ________________ частоте
Резонанс _________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
Чем ______________ частота изменения _______________ силы к ______________ частоте, тем ________________ амплитуда
вынужденных колебаний.
Причина резонанса: направление движения тела _________________ с направлением _______________ силы, которая
совершает _________________ работу, «подкачивая» систему энергией, а значит ___________________ амплитуда колебаний
Опасный резонанс
Полезный резонанс
Подписать на схеме колебаний превращения энергии
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕЦель: рассмотрим механические волны в разных средах, опишем основные характеристики, свойства и виды волн, а также
свойства звуковых волн.
Тема: Механические волны. Звук. § 23
Когда тело движется в среде, то оно _______________ с частицами среды, т.е. приводит частицы среды в ________________
Такое «возмущение» среды ______________________ в пространстве от источника на некоторое расстояние
Механические волны _______________________________________________________________________________________
Примеры механических волн: _________________________________________________________________________________
Ход урока
О с н о в н ы е х а р а к т е р и с т и к и в о л н
ν
1.Гребень _______________________________________________
2.Частота
________________________________________________________________________________________________
3.Период Т – ________________________________________________________________________________________________
λ
4.Длина волны
___________________________________________________________________________________________
5.Амплитуда Хm ___________________________________________________________________________________________
6.Скорость волны
________________________________________________________________________________________
υ
Что общего у этих волн? ____________________________________________
Что отличного у этих волн? ____________________________________________
Волны переносят _____________________, а не ______________________
Интерференция волн – это ___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
поперечные
продольные
Это волны, при распространении которых _______________
___________________________________________________
_
Они распространяются _________________________ средах
Это волны, при распространении которых ______________
___________________________________________________
Они распространяются _________________________
средах
В и д ы в о л н
инфразвук
З в у к о в ы е в о л н ы
звуковые
ультразвук
частота
применение
Скорость распространения звуковых волн в ________________ средах __________________ (чем плотность среды больше,
тем скорость звука ____________________)
Причина звука: ________________________________ тело
Звуковые волны в воздухе – это ___________________ волны
Чем больше частота волны, тем звук _______________
Чем амплитуда больше, тем громкость _________________
Децибел – единица ______________________
Болевой порог – громкость равная ________________________
Тембр определяет _______________________ звуков (отличить один звук от другого)
Чистый тон – звук только _________________________ частоты
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Уровень 1
1.Заполнить в таблице применение инфра и ультразвука
Уровень 2
2.Две волны имеют одинаковую частоту, но скорость первой волны в 2 раза больше, чем скорость второй. Для какой из волн
длина волны больше? Во сколько раз больше?
Уровень 33.В каких средах могут распространятся поперечные волны? Обоснуйте ответ
4. В каких средах могут распространятся продольные волны? Обоснуйте ответ