Работа учителя-дефектолога с обучающимися с нарушением слуха Автор:
учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т.
Нарушение слуха, каким бы тяжелым оно ни было, не является непреодолимым препятствием при обучении ребенка.
Слабослышащие – дети с частичным нарушением слуха, при котором возможно самостоятельное речевое развитие, хотя бы в минимальной степени. Состояние слуха слабослышащих детей достаточно разнообразно: от небольшого нарушения восприятия и понимания шепотной речи до резкого ограничения восприятия и понимания речи разговорной громкости.
На сегодняшний день процессы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха, инклюзированных в общеобразовательные учреждения расширяются. Учащиеся, владеющие самостоятельной речью, при наличии небольших аграмматизмов и недостатков в произношении могут обучаться в общеобразовательной школе (классе). Условия обучения в общеобразовательной школе отличаются от специальной. Выявленное у ребенка снижение слуха должно быть компенсировано слухопротезированием. Ребенок должен сидеть в классе за первой партой, он должен быть обеспечен педагогической помощью специалиста дефектолога- сурдопедагога.
Учитывая особенности слабослышащих детей, на уроках используем специальные приемы и методы подачи материала, которые активизируют познавательную деятельность учащихся и способствуют развитию речевых умений и навыков:
- работа над словарем предусмотрена программой начиная с 1 класса. Такая работа способствует формированию у слабослышащих детей точного понимания значений слов, навыка правильного употребления их в речи, выработке умения строить предложения и изменять формы слов. Работа над словарём имеет следующие задачи:
- обогащение словарного запаса учащихся;
- уточнение и расширение понимания ими значений слов;
- выработка у детей умения правильно употреблять слова в самостоятельной устной и письменной речи, а также умения выделять в слове отдельные его части и на этой основе самостоятельно образовывать новые слова;
- различные упражнения в группировке слов на основе того или иного признака (сходство или противоположность в значении слов, их составных частей и т.д.), упражнения в анализе состава слова и в самостоятельном образовании слов при помощи приставок и суффиксов. Особые трудности возникают у слабослышащих детей при работе над однокоренными словами;
- отрабатывают на занятиях лексические, грамматические темы, обеспечивая, таким образом, наиболее полное усвоение материала ребенком коррекционной направленности их обучения;
- словесные методы (рассказ, объяснение, беседа) в обучении слабослышащих детей ориентированы на учет их возможностей восприятия словесной информации и особенностей речевого развития. и на первых этапах обязательно сочетаются с наглядными и практическими методами;
- особое значение придается уточнению требований к речи учителя, формам и условиям ее предъявления. Суть этих требований в следующем: хорошее освещение лица, говорящего; четкость, выразительность, плавность речи, соблюдение орфоэпических норм произношения, исключение утрированной артикуляции; постепенное наращивание темпа и приближение его к темпу нормальной разговорной речи; опора на дополнительные средства (письменные записи, дактильную речь);
Опора на предметно-практическую деятельность пронизывает все стороны обучения слабослышащих школьников, оказывает разностороннее коррекционнокомпенсаторное влияние на развитие различных компонентов их психической деятельности. В условиях этой деятельности в процессе конструирования макетов, аппликаций, объёмных картин и других видов ручной деятельности учащиеся приобретают определённые трудовые навыки, получают знания о многих природных и общественных явлениях, усваивают навыки счёта, учатся ориентироваться в пространстве, во времени.
Одной из эффективных форм организации работы по развитию устной речи считается использование речевых зарядок, в содержании которых отрабатываются различные стороны устной речи: работа над звуками, голосом, речевым дыханием, орфоэпическими правилами, темпом речи, интонацией. Материал речевых зарядок подбираем с учетом программных требований к общеобразовательным предметам, уровня общего и речевого развития слабослышащих обучающихся и фонетического принципа так, чтобы он обеспечивал речевую практику учащихся и способствовал развитию речи в целом.
Создание таких образовательных условий позволяет осуществлять компенсацию и коррекцию психических свойств слабослышащих детей, формировать и развивать их речевую деятельность, слуховое восприятие, понятийное мышление, словесную память и личностные качества.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.