Работа логопеда по Совершенствованию грамматического строя речи у старших дошкольников в условиях логопедического пункта ДОУ
Оценка 5

Работа логопеда по Совершенствованию грамматического строя речи у старших дошкольников в условиях логопедического пункта ДОУ

Оценка 5
docx
07.12.2020
Работа логопеда по Совершенствованию грамматического строя речи у старших дошкольников в условиях логопедического пункта ДОУ
статья Борисенко В. В..docx

Совершенствование грамматического строя речи у старших дошкольников в условиях логопедического пункта ДОУ

 Одним из главных показателей развития личности, является развитие речи.  Для полноценного речевого и общего психического развития, важнейшим условием является своевременное формирование грамматического строя языка ребенка, поскольку язык и речь выполняют ведущую роль в развитии мышления и речевого общения. Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов деятельности.

Каждый год растет число детей, имеющих отклонения в развитие. Из них большую часть составляют дети с нарушениями в речи.  Речь ребёнка формируется под влиянием речи взрослых.   Педагог несет огромную ответственность за правильное формирование речи детей.

На базе нашего дошкольного образовательного учреждения осуществляет работу логопедический пункт (логопункт). Основной задачей работы учителя-логопеда на логопункте является коррекция звукопроизношения. На логопункт зачисляются дети, имеющие фонетические нарушения речи, у которых нередко обнаруживаются пробелы в некоторых лексико-грамматических категориях, что, несомненно, может привести к трудностям в период школьного обучения. Проводя более глубокое логопедическое обследование у данных категорий детей, мы выявили трудности в подборе глаголов к существительному; изменении существительных женского, мужского и среднего рода по числам; образовании множественного числа существительных в родительном падеже; согласовании существительных с числительными (один цыпленок, пять цыплят) и другие. Проанализировав результаты проведённой диагностики, можно сделать вывод, что помимо традиционных задач по коррекции речевого развития перед учителем-логопедом возникают новые, а именно связанные с совершенствованием лексико-грамматического строя речи детей, посещающих логопункт.

Процесс автоматизации звука проводится поэтапно – изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях, в связной речи. В связи с этим становится целесообразным использование таких форм работы с дошкольниками, которые позволяют параллельно с коррекцией звукопроизношения (а именно с автоматизацией звука, поскольку это длительный и трудоемкий этап) расширять и активизировать словарный запас, формировать основные грамматические категории как основу дальнейшей развитой связной речи. Поэтому игры по развитию лексико-грамматических категорий можно использовать на всех этапах автоматизации правильного произношения, подбирая речевой материал индивидуально, для каждого автоматизируемого звука.

В рамках темы самообразования «Совершенствование лексико-грамматического строя речи у детей в условиях логопункта ДОУ» работа над развитием лексико-грамматической стороны речи у детей с нарушениями речи становится одной из основных задач коррекционного обучения и воспитания. Решение этой задачи предполагает формирование и развитие словаря и грамматически правильное оформление речевого высказывания. Развитие словаря ребенка тесно связано с развитием мышления и других психических процессов, а также с формированием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического. Оно обусловлено развитием представлений ребенка об окружающей действительности.

В основе работы учитывали накопленный опыт в логопедической теории и практике. Логопедическое воздействие в целом осуществляли в рамках методической системы, предложенной Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Л.Г. Парамоновой, Т.А. Ткаченко. Предлагаемые авторами задания были модифицированы на более углубленное изучение грамматического строя. Особое внимание обращали на специфические характеристики дизонтогенетического хода развития детей с нарушением речи; особенности усвоения детьми грамматических форм; последовательность формирования словарного запаса в односоставном, двусоставном и распространенном предложениях. На индивидуальных занятиях проводятся беседы по обобщающим понятиям с целью их закрепления, уточнения, выявления характерных признаков обобщения, расширения словарного запаса. Уделяется большое внимание в ходе беседы вопросам, которые не только заставляют детей рассуждать, делать выводы, но и помогают формировать фразовую речь. Например, лексическая тема «Домашние животные»: что есть только у животных? что есть у каждого животного? Какую пользу они приносят человеку?

Дети с нарушением произношения звуков, нередко говорят фонетически чисто только под  наблюдением взрослых, но без такового возвращаются к дефектной речи.  Автоматизизация звуков здесь важно проводить на материале лексических тем. Например, подбираем предметные картинки по теме «Животные» со звуком [л] – волк, лось, белка, ; со звуком [р] – бобер, барсук, рысь, крот. По теме «Посуда» со звуком [ш]  – ковш, кувшин, друшлаг,чашка, со звуком [с] – стакан, самовар, кастрюля, сахарница, сухарница и т.д. подбираем грамматические упражнения с автоматизируемым звуком. В этом мне очень помогают пособия Л.М. Козыревой, Н.Н. Бутусовой, В.В. Коноваленко и других.

Для формирования навыков словоизменения на индивидуальных занятиях используются такие игры, как «Какой, какая, какое?» – правильное употребление форм прилагательных, «Один-много» – образование множественного числа существительных, «Веселый счет» – согласование числительных с существительными, «Нет чего? Нет кого?», «Чего много?» – употребление родительного падежа множественного числа, «Кто кем будет?» – усвоение категории творительного падежа.

У многих детей вызывает затруднение подбор действий животных. Для расширения данной лексической категории на занятиях используются следующие упражнения:  «Исправь ошибку», «Кто как голос подает?», «Кто, что делает?», «Подбери действия», «Отгадай, кто это?».

Для обогащения словаря прилагательными, детям предлагаются такие упражнения, как «Назови, что из чего  сделано?» (употребление относительных прилагательных), «Угадай, чьи следы?», «У кого чей хвост?», «Чья это вещь?» (употребление притяжательных прилагательных), «Подбери признак» (употребление прилагательных), упражнения «Закончи предложение» (образование сравнительной степени наречий), «Скажи правильно», «Скажи наоборот» помогают приобрести навыки правильного употребления наречий, обозначающих признаки действия.

По мере закрепления у детей речевых навыков включаются в занятия игры и упражнения, способствующие формированию навыков словообразования: «Слова-родственники» (образование родственных слов), «Что из чего?» (образование относительных прилагательных), «Подружи слова» (образование сложных слов) и др.

Перечисленные упражнения периодически проводятся с опорой на речедвигательный анализатор. Используются мяч, прищепки, даются шнуровки с лексико-грамматическими заданиями, выкладываются с детьми счетные палочки по контурам к определенной лексической теме и т.п. Они вызывают живой интерес у детей, помогают осуществить плавный переход от игры к учению.

Практика работы показывает, что все дети с нарушениями речи имеют в той или иной степени отклонения в понимании предлогов, неправильном их употреблении в предложениях, опускании предлогов. Так как в условиях логопункта нет специально отведенных занятий по правилам употребления предложно-падежных конструкций, необходимо сочетать автоматизацию звуков с упражнениями на закрепление правильного и сознательного употребления в речи предложных конструкций: «Куда спрятался котенок», «Что и куда, положим?», «Расставь посуду», «Разложи игрушки», «С чем испекла бабушка пирог?» и т.д. При этом можно использовать графические схемы предлогов, а также готовые пособия по данному направлению.

Достаточно часто в индивидуальные занятия включаются наиболее известные упражнения на развитие операций классификации, обобщения: «4-й лишний», «Найди лишнее слово», «Продолжи ряд», «Назови одним словом», «Ассоциации» и др.). Упражнения предлагаются детям в различных формах – речевых (стихотворных), иллюстративных, что обеспечивает интерес и разнообразие. В некоторых заданиях предлагается раскрасить определенным цветом предмет, относящийся к определенной группе понятий, раскрасить и озаглавить группу понятий и др. Такие задания, помимо развития словарного запаса и операций мышления, способствуют развитию мелкой моторики рук, что также благотворно влияет на развитие речи дошкольников с нарушениями речи.

Такая система работы не может быть в полной мере эффективной, если в ней не участвует семья. Поэтому нужно привлекать и выстраиваеть тесное сотрудничество с родителями. Познакомив их с трудностями речевого развития детей, даем задания на дом, сочетающие в себе работу в нескольких направлениях, проводим разъяснительные консультации по возникающим вопросам.

Повторная логопедическая диагностика детей, посещающих логопункт, показывает положительную динамику по следующим показателям: существенно улучшилось состояние словарного запаса детей, в особенности употребление существительных, обозначающих понятия, названия частей и деталей предметов; прилагательных, обозначающих цвета, свойства и качества материалов. А также наблюдается уменьшение количества ошибок: в преобразовании единственного числа существительных в множественное число; в образовании формы родительного числа существительных; в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; в образовании относительных, притяжательных прилагательных; в образовании приставочных глаголов.

Самоконтроль за произношением при сосредоточении внимания детей на смысловой стороне высказывания в ходе интеллектуальных игр способствует более быстрому переходу от скорректированной логопедом отраженной речи к самостоятельным её формам. В результате такого подхода расширяется словарный запас, увеличиваются представления детей, прививается познавательный интерес.

Можно сделать вывод, что такая всесторонняя, комплексная работа обеспечивает положительный суммарный эффект коррекционно-логопедической деятельности по совершенствованию грамматического строя речи у детей в условиях логопедического пункта ДОУ.

 

Литература

1. Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет. – М., 2005.

2. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. – М., 1990.

3. Выготский Л.С. Психология. – М., 2002.

4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. – Екатеринбург, 2003.

5. Коноваленко С.В, Коноваленко Г.В. Развитие связной речи и логического мышления у дошкольников с ОНР. – М., 2005.

6. Основы логопедической работы с детьми / Под ред. Чиркиной Г.В. – М., 2005.

7. Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. – СПб., 2007.

8. Переслени Л.И., Фотекова Т.А. Особенности познавательной деятельности школьников с недоразвитием речи и с задержкой психического развития // Дефектология. – 2002. – № 2. – С. 3-10.


 

Совершенствование грамматического строя речи у старших дошкольников в условиях логопедического пункта

Совершенствование грамматического строя речи у старших дошкольников в условиях логопедического пункта

В этом мне очень помогают пособия

В этом мне очень помогают пособия

Литература 1. Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет

Литература 1. Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.12.2020