РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Жизнедеятельность человека» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью (Уровень начального общего образования) (вариант 6.4)
Оценка 4.7

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Жизнедеятельность человека» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью (Уровень начального общего образования) (вариант 6.4)

Оценка 4.7
docx
08.12.2020
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Жизнедеятельность человека»  для обучающихся с нарушениями  опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью  (Уровень начального общего образования) (вариант 6.4)
Жизнедеятельность человека.docx

                                                                                              РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Жизнедеятельность человека»

 для обучающихся с нарушениями

 опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью

 (Уровень начального общего образования)

(вариант 6.4)

                                                                                                                                        Составитель: учитель

                                                                                                                                                                                    начальных классов Лаврентьева Л.Д

Пояснительная записка

        Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Жизнедеятельность человека» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598) и Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.4) (одобрена решением от 22.12.2015г. Протокол №4/15).

        Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.

          Цель обучения - формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.

          Основными задачами программы являются: знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения), формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).

           Программа разработана на основе: Положения о рабочей программе учебных предметов в соответствии с требованиями утверждённого ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); на основе примерной адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжёлыми и множественными нарушениями развития; на основе требований федерального государственного образовательного стандарта образования; учебно-методического комплекса.

           В соответствии с учебным планом на освоение учебного предмета “Жизнедеятельность человека” отводится 1 класс дополнительный: 1 час в неделю (33 часа в год с учётом дополнительных каникул)

 Сроки реализации программы:2018- 2019 учебный год.

        Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.

         В процессе обучения по программе у ребенка формируются представления о России, её культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе.

          Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для формирования умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная целенаправленная последовательная работа специалистов и родителей. Важно сформировать у ребенка типовые модели поведения в различных ситуациях: поездки в общественном транспорте, покупок в магазине, во время пожара и др.

         Специфика работы по программе заключается в том, что занятия проводятся не только в классе, но и во дворе, в местах общего пользования (парк, магазин, кафе и т.д.) Ребенок знакомится с различными организациями, предоставляющими услуги населению, с транспортом, наблюдает за деятельностью окружающих людей, учится вести себя согласно общепринятым нормам поведения.

Программа представлена следующими разделами:

- «Представления о себе»,

- «Семья».

Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание:

- представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни (режим дня, питание,

сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и профилактика болезней), поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье,

полезных и вредных привычках, возрастных изменениях.

Освоение содержания раздела «Семья» предполагает формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи,

взаимоотношениях между ними, семейных традициях. Ребенок с ТМНР учится соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения

в семье.

Важно, чтобы образцом культуры общения для ребенка являлись доброжелательное и заботливое отношение к окружающим,

спокойный приветливый тон. Ребенок учится понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к

общению и взаимодействию с ними.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими.

- Представления о собственном теле.

- Распознавание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта.

-  Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.

- Отнесение себя к определенному полу.

-  Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания.

-  Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, свои интересы, хобби и др.

-  Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям.

Представления о мире, созданном руками человека

-  Интерес к объектам, изготовленным руками человека.

- Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая

площадка, и др.), о транспорте и т.д.

- Умение соблюдать элементарные правила безопасности в повседневной жизнедеятельности.

Расширение представлений об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о

профессиональных и социальных ролях людей.

-  Представления о профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.).

-  Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальной

роли.

-  Определение круга своих социальных ролей, умение вести себя в конкретной ситуации соответственно роли.

Освоение навыков учебной деятельности и накопление опыта продуктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

-  Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и

сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта соответствующих возрасту и полу ребенка.

Стремление находить друзей, участвовать в коллективных играх, мероприятиях, занятиях, организовывать личное пространство и

время (учебное и свободное).

-  Умение находить друзей на основе личностных симпатий.

-  Умение строить дружеские отношения, оказывать поддержку и взаимопомощь, сопереживать, сочувствовать.

-  Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой и доступной трудовой деятельности.

-  Умение организовывать свободное время с учетом своих интересов.

Накопление положительного опыта сотрудничества, участия в общественной жизни.

-  Интерес к праздничным мероприятиям, желание принимать участие в них, получение положительных впечатлений от

взаимодействия в процессе совместной деятельности.

-  Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов в быту, дома и в школе.

-  Умение соблюдать традиции государственных, семейных, школьных праздников.

Представления об обязанностях и правах ребенка.

-  Представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на неприкосновенность личности и достоинства и др.

- Представления об обязанностях обучающегося, сына/дочери, гражданина и др

Формирование представления о России.

-  Представление о государственной символике.

-  Представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России.

      Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с

необходимыми оздоровительными процедурами.

-  Формирование умений определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), локализировать болезненные ощущения и

сообщать о них взрослым.

-  Умение соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром и вечером, мытье рук после посещения туалета и др.), чередовать

их с занятиями.

Содержание учебного предмета

       Программа представлена следующими разделами:

«Представления о себе»,

«Семья».

        Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание:

представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни (режим дня, питание,

сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и профилактика болезней), поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье,

полезных и вредных привычках, возрастных изменениях.

       Освоение содержания раздела «Семья» предполагает формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи,

взаимоотношениях между ними, семейных традициях. Ребенок с ТМНР учится соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения

в семье.

        Важно, чтобы образцом культуры общения для ребенка являлись доброжелательное и заботливое отношение к окружающим,

спокойный приветливый тон. Ребенок учится понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к

общению и взаимодействию с ними.

        Содержание предмета:

        Представления о себе:

        Идентификация себя со своим именем, своей половой принадлежности (как мальчика или девочки, юноши или девушки).

Представление о частях тела. Представление о лице человека. Представление о строении человека. Представление о состоянии своего

здоровья, важности соблюдения режима дня и правил личной гигиены. Называние своего возраста, даты рождения. Представление о

возрастных изменениях человека. Называние своего имени и фамилии. Представление о занятиях в свободное время. Рассказ о себе.

       Семья:

        Представление о членах семьи, о родственных отношениях в семье. Представление о бытовой и досуговой деятельности членов

семьи. Представление о профессиональной деятельности членов семьи. Рассказ о своей семье. Формирование представлений о себе,

осознание общности и различий с другими. Представления о собственном теле. Распознавание своих ощущений и обогащение сенсорного

опыта. Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале. Соотнесение себя к определенному

полу. Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания. Умение сообщать общие сведения о себе: имя,

фамилия, возраст, пол, место жительства, свои интересы, хобби и др. Представления о возрастных изменениях человека, адекватное

отношение к своим возрастным изменениям. Представления о мире, созданном руками человека. Интерес к объектам, изготовленным

руками человека. Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая

площадка, и др.), о транспорте и т.д. Умение соблюдать элементарные правила безопасности в повседневной жизнедеятельности.

Расширение представлений об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей. Представления о профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель

и т.д.). Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальной роли.

            Определение круга своих социальных ролей, умение вести себя в конкретной ситуации соответственно роли. Освоение навыков

учебной деятельности и накопление опыта продуктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Умение соблюдать правила

поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и

формы  контакта соответствующих возрасту и полу ребенка. Стремление находить друзей, участвовать в коллективных играх,

мероприятиях, занятиях, организовывать личное пространство и время (учебное и свободное). Умение находить друзей на основе

личностных симпатий.

          Умение строить дружеские отношения, оказывать поддержку и взаимопомощь, сопереживать, сочувствовать. Умение

взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой и доступной трудовой деятельности. Умение организовывать свободное время с

учетом своих интересов. Накопление положительного опыта сотрудничества, участия в общественной жизни. Интерес к праздничным

мероприятиям, желание принимать участие в них, получение положительных впечатлений от взаимодействия в процессе совместной

деятельности.

Тематическое планирование 1 дополнительный класс

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

1

Предварительная контрольная беседа. Представления и знания ребёнка о себе.

2

Я – мальчик. Моё имя, фамилия.

3

Мой возраст. Мой день и месяц рождения.

4

Чем я люблю заниматься в свободное время.

5

Лицо человека. Названия, назначения частей лица.

6

Части тела человека. Названия, назначения частей тела.

7

Кожа человека. Её функции. Гигиена кожи.

8

Мой адрес. Моё самочувствие.

9

«Как смогу о себе расскажу». Названия, назначения частей тела. Закрепление.

10

Гигиена тела. Различение вентилей, смешивание воды.

11

Мытьё с мылом, ополаскивание и вытирание рук.

12

Умывание лица. Мытьё шеи.

13

Подстригание ногтей.

14

Чистка зубов. Значение. Правила.

15

Мытьё, вытирание и чистка ушей.

16

Расчёсывание волос.

17

Беседа по закреплению темы «Гигиена тела»

18

Обращение с одеждой, обувью. Одежда по сезонам. Виды верхней зимней одежды.

19

Одежда по сезонам. Весна/осень.

20

Летняя одежда.

21

Специальная одежда.

22

Последовательность раздевания/одевания на прогулку.

23

Обувь по сезонам.

24

Детали застёжек, завязок одежды, обуви.

25

Закрепление темы: «Обращение с одеждой, обувью»

26

Приём пищи: питьё напитка из кружки; питьё через соломинку.

27

Завтрак. Еда руками. Обед. Еда ложкой первых блюд.

28

Второе блюдо. Еда вилкой. Использование салфетки.

29

Закрепление знаний темы: «Приём пищи»

30

Пользование туалетом

31

Профессии взрослых членов семьи.

32

Что любит дома делать каждый член семьи?

33

Повторение. Моя семья и я.

Итог

33

 


 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Жизнедеятельность человека» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью (Уровень начального общего образования) (вариант 6

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Жизнедеятельность человека» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью (Уровень начального общего образования) (вариант 6

В процессе обучения по программе у ребенка формируются представления о

В процессе обучения по программе у ребенка формируются представления о

Интерес к объектам, изготовленным руками человека

Интерес к объектам, изготовленным руками человека

Содержание учебного предмета

Содержание учебного предмета

Стремление находить друзей, участвовать в коллективных играх, мероприятиях, занятиях, организовывать личное пространство и время (учебное и свободное)

Стремление находить друзей, участвовать в коллективных играх, мероприятиях, занятиях, организовывать личное пространство и время (учебное и свободное)

Летняя одежда. 21

Летняя одежда. 21
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.12.2020