Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных
Педагогические задачи |
Создать условия для выполнения работы над ошибками; совершенствовать умения правильно писать безударные падежные окончания имен существительных; способствовать развитию орфографической зоркости; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке |
Планируемые предметные |
Научатся выполнять работу над ошибками; правильно писать безударные падежные окончания имен существительных; определять склонение и падеж имен существительных |
Метапредметные УУД |
Познавательные: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из личного опыта; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения |
Личностные |
Понимать то, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; проявлять этические чувства (стыд, совесть, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость), сочувствие и сопереживание людям; понимать чувства одноклассников, собеседников; владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учащегося |
|||||||||||||||||||||||||||||
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь). |
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Прочитайте задание 165. Какие антонимы вы подобрали к каждому имени существительному из слов для справок? – Прочитайте имя существительное – антоним в скобках в той же падежной форме, что и данное имя существительное. – Укажите склонение имен существительных и выделите их окончания. |
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Объясняют выполнение задания. (См. РМ, Приложение 2.) |
|||||||||||||||||||||||||||||
Минутка чистописания. |
Проводит минутку чистописания. – Запишите буквосочетания. – Спишите предложение. Разберите его по членам предложения. Над словами обозначьте части речи. |
Выполняют чистописание.
На землю выпала роса. |
|||||||||||||||||||||||||||||
Работа над словами с непроверяемым написанием |
Организует работу над словами с непроверяемым написанием. – Отгадайте загадку. На четырех ногах стою, Ходить же вовсе не могу. |
Записывают словарное слово в индивидуальный словарик. |
|||||||||||||||||||||||||||||
|
На мне ты любишь отдыхать, Когда устанешь ты гулять. (Кровать.) (См. РМ, Приложение 3.) – Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций. – Подберите однокоренные слова, синонимы к слову «кровать» |
Подбирают однокоренные слова, синонимы к словарному слову, составляют предложения |
|||||||||||||||||||||||||||||
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока |
Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Прочитайте тему урока. – Сегодня на уроке будем упражняться в правописании безударных падежных окончаний имен существительных Есть гласные ударные, Парные согласные нужно проверять, |
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока |
|||||||||||||||||||||||||||||
IV. Общая характеристика выполнения работы |
Проводит количественный и качественный анализ орфографических и пунктуационных ошибок. – Объясните написание безударных гласных. – Объясните написание парных согласных. – Объясните написание безударных падежных окончаний имен существительных |
Анализируют допущенные ошибки, объясняют орфограммы. (См. РМ, Приложение 4.) |
|||||||||||||||||||||||||||||
V. Повторение, обобщение, систематизация знаний и умений по изученной теме |
Организует выполнение работы над ошибками. Проводит разбор типичных грамматических ошибок и затруднений с последующим объяснением |
Выполняют работу над ошибками. Участвуют в обсуждении правил. Самостоятельно подбирают аналогичные примеры по данным орфограммам и пунктограммам с использованием словарей, учебников. Решают индивидуальные грамматические задания. Выполняют самостоятельную работу с языковым разбором |
|||||||||||||||||||||||||||||
VI. Обобщение ранее изученного материала. Работа по учебнику (упражне- ние 246). |
Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения. – Прочитайте имена существительные и предлоги. – Составьте и запишите словосочетания, употребив в них любое из данных имен существительных с предлогом. Укажите падеж и склонение имен существительных. (См. РМ, Приложение 5.) – Расскажите правило правописания безударных падежных окончаний имен существительных. – В каком еще склонении и падеже у существительных пишется окончание -и? (В первом склонении в родительном падеже.)(См. РМ, Приложение 6.) |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Работа в тет- ради (зада- ние 167) |
Организует работу в рабочей тетради. – Прочитайте. Допишите пропущенные окончания. Придумайте к тексту заголовок и запишите его. – Выполните письменно разбор любого из выделенных имен существительных как части речи |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
VII. Итог урока. Рефлексия |
Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
– Как правильно написать безударные падежные окончания имен существительных? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание |
Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии. – Выполнить задание 166 в рабочей тетради |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
От сырости (3 скл., Р. п.) – от сухости (3 скл., Р. п.),
без радости (3 скл., Р. п.) – без печали (3 скл., Р. п.),
после встречи (1 скл., Р. п.) – после разлуки (1 скл., Р. п.),
к весне (1 скл., Д. п.) – к осени (3 скл., Д. п.),
о щедрости (3 скл., П. п.) – о скупости (3 скл., П. п.),
о геройстве (2 скл., П. п.) – о трусости (3 скл., П. п.),
о правде (1 скл., П. п.) – о лжи (3 скл., П. п.),
на рассвете (2 скл., П. п.) – на закате (2 скл., П. п.).
Работа по учебнику (упражнение 246)
В первом склонении,
Помню даже во сне,
В предложном и дательном
Пишется… -е.
И во втором склонении
В предложном падеже
Пишу я без сомнения
Окончание… -е.
А в третьем склонении,
Не ошибись смотри,
В родительном, дательном,
Даже в предложном
Всегда пишу я
Окончание… -и.
Тест «Падежи имён существительных»
– Выберите верные ответы.
1. Укажите ряд, в котором все имена существительные собственные:
а) мама, бабушка, отец;
б) (река) Волга, (автомобиль) Волга, (кинотеатр) «Волга»;
в) (газета) «Труд», Москва, улица.
2. Укажите ряд, в котором все имена существительные одушевлённые:
а) сапог, кошка, дверь;
б) цветы, воробей, гусеница;
в) собака, женщина, врач.
3. Имена существительные отвечают на вопросы:
а) кто? что?;
б) какой? какая?;
в) как?.
4. Укажите ряд, в котором все существительные 3 склонения:
а) сирень, ночь, женщина;
б) дверь, зверь, дочь;
в) бандероль, полынь, лазурь.
5. Укажите ряд, в котором все существительные 1 склонения:
а) лошадь, лошадка, машина;
б) дядя, тётя, старшина;
в) лосось, окно, поле.
6. Укажите ряд, в котором все существительные 2 склонения:
а) время, конь, тётка;
б) конь, брат, окно;
в) ряд, дно, дочка.
7. Укажите ряд, в котором все имена существительные употреблены в форме родительного падежа:
а) книга из библиотеки, мало времени, около деревни;
б) находиться в плавании, у дочери, на доске;
в) из библиотеки, в библиотеке, на крыше.
8. В каком ряду на месте пропуска пишется Е?
а) По трасс, на лошадк, в сара;
б) по отмел, в пол, к лошад;
в) на сирен, в комнат, в музык.
9. В каком ряду на месте пропуска пишется И?
а) В тетрад, в землянк, на отшиб;
б) в устав, в театр, в здани;
в) на лошад, по возможност, от бол.
Ответы. 1 – б, 2 – в, 3 – а, 4 – в, 5 – б, 6 – б, 7 – а, 8 – а, 9 – в.
Работа в тетради (задание 167) Следы на снегу
Выпала пороша! На скатерти (3 скл., П. п.) снегов видны следы. Охотники присматриваются к местности (3 скл., Д. п.). Вот у осинки (1 скл., Р. п.) на полянке (1 скл., П. п.) следы зайчишки (1 скл., Р. п.). Здесь он прислушивался к тишине ночи (3 скл., Р. п.). У лесной опушки (1 скл., Р. п.) след лисицы (1 скл., Р. п.). От берёзки (1 скл., Р. п.) идут следы белки (1 скл., Р. п.). Она затаилась в вершине (1 скл., П. п.) высокой ели (3 скл., Р. п.). Охотник вернулся без добычи (1 скл., Р. п.), но радостным и светлым остался день первой пороши (1 скл., Р. п.).
(На) скатерти – сущ., на чем?, н. ф. – скатерть, неодуш., нариц., ж. р., 3 скл., П. п., ед. ч., второстепенный член.
Зайчишки – сущ., кого?, н. ф. – зайчишка, одуш., нариц., м. р., 1 скл., Р. п., ед. ч., второстепенный член.
Охотник – сущ., кто?, н. ф. – охотник, одуш., нариц., м. р., 2 скл., И. п., ед. ч., подлежащее.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.