Работа над техникой в классе баяна Детской Школы Искусств
Оценка 4.8

Работа над техникой в классе баяна Детской Школы Искусств

Оценка 4.8
docx
08.09.2022
Работа над техникой в классе баяна Детской Школы Искусств
методическая разработка Работа над техникой в классе баяна Детской Школы Искусств.docx

 

 

                                    Методическая разработка

 

 

 

 

 

 

 

    Работа над техникой в классе баяна Детской Школы Искусств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кабачевский Денис Викторович                                                             

Преподаватель детской школы искусств

Краснозерский район, с. Майское                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемы развития баянной техники учеников-баянистов, формирование необходимого аппарата «воплощения», воспитание свободы движений всегда были в центре внимания музыкальной педагогики. Вопрос недостаточного развития технического мастерства, напряженных, скованных движений, мышечной зажатости рук учеников – баянистов в ДШИ остается и сегодня одним из серьезных в решении проблем исполнительства на баяне.

Художественная сторона исполнения музыкального произведения зависит от должного уровня развития техники, что ведет к совершенствованию исполнительского мастерства. В художественной деятельности музыканта само понятие исполнительского мастерства складывается из сочетания музыкальных и технических данных, и только при наличии обоих компонентов возможен успех в области исполнительства. Поэтому развитие технического мастерства должно занимать чрезвычайно важное место, и в особенности на начальном этапе обучения игре на инструменте. Не удивительно, что этому вопросу уделялось много внимания в практической педагогике, в методических пособиях и трудах по теории исполнительства.

Некоторые виды баянной техники настолько сложны, что для их овладения требуются многие годы специальной работы. Эта работа продолжается у баянистов всю жизнь, начиная с первого знакомства с инструментом.

В данной методической разработке будут рассмотрены технические упражнения разных приемов, таких как арпеджио, секвенции, трезвучия- аккорды, гаммы двойными нотами.

Далее представлены возможные варианты развития техники игры на баяне и рассмотрены их основные задачи.

Арпеджио

Арпеджио – важнейшая техника игры, которая применяется во многих музыкальных произведениях, развивает технические навыки, и в последующем облегчает разучивание произведения.

Это незаменимый прием, придающий исполнению разнообразие и особый характер. Арпеджио можно использовать их в соло и даже создавать мелодические линии благодаря его плавному звучанию.

 

Данное упражнение предназначено для начальных классов музыкальных школ и служит одним из многих показателей техник арпеджио. Оно наглядно показывает ребенку, что арпеджио – это способ исполнения аккордов, при котором звуки берутся последовательно.

На примере следующего упражнения можно посмотреть, насколько могут быть полезны разные виды техник арпеджио. Пример ниже показывает технику на развитие безымянного пальца, где при задействовании третьих и четвертых нот развивается правильное нажатие и поднятие пальца на нужную высоту. При выполнении упражнения подниматься должен лишь безымянный палец, а не вся кисть. Также делается небольшой акцент при нажатии на четвертую ноту.

 

Упражнение 3 захватывает первую и вторую октаву, что дает ребенку освоиться в новой высокой тесситуре и подготавливает к переходу ученика к более сложной четырехпальцевой системе арпеджио. Упражнение лучше играть, применяя штрих легато для более точного  понимания и нахождения нот, чтоб позволить слышать данное упражнение как неразрывную линию, одно целое непрерывное звучание.

Упражнение 4 полноценно задействует  основные четыре пальца правой руки, благоприятно влияя на собранность и координацию пальцев.

 

Данный вид технического упражнения предназначен для развития основных пальцев правой руки и способствует в последующем облегчению игры в направлении освоения нового репертуара, связанного с техническим упражнением арпеджио, способствует «не залипанию» и развитию одних из основных пальцев, таких как среднего и безымянного. Упражнение хорошо сочетается с основными штрихами легато и стаккато, где на первые две ноты можно применить легато, а на третьи и четвертые – стаккато, и наоборот.
Секвенция

Секве́нция — последовательное перемещение одноголосного или многоголосного музыкального построения в восходящим или нисходящим направлении. Секвенции являются основой многих стилей. Гармонические секвенции активно используются в джазе, фьюжне, мелодические в рок и металл импровизациях. Во многом неоклассика построена на секвентном развитии.

Рассмотренные ниже упражнения дают базовые навыки понятия секвенции и применения ее в работе.

Упражение позоляет понять длительности, триоли, и развить технику вариаций, а так же мелкую моторику игры.

Данное упражнение служит профилактикой «смазанной» игры, точности ритма и удаления ненужных пауз между триолями.

Упражнение способствует развитию точности пальцев при мелкой технике, где расстояние между пальцев плотное, а положение разное.

  Это упражнение развивает беглую «вариационную» технику, дает понятие и расположенность тональности, в которой играется упражнение.

Упражнение развивает мелкую моторику мизинца, где выделенное акцентированным нажатием на четвертую и последнюю шестнадцатую приходится на него, что немало важно. Использование пятого пальца происходит в разной позиции, при этом укрепляется и развивается общее положение пальцев.

Аккорды и трезвучия

Культура исполнения аккордов, как и двойных нот, связана со слуховым контролем атаки звуков аккорда и его снятия, а также точностью исполнения штриха. Исполнение аккордов требует быстрой перегруппировки пальцев. Чередование аккордов в тесном и широком расположении делает задачу еще более сложной. Важной предпосылкой точного звукоизвлечения является предварительное осознание представления исполняемого аккорда. Исполнение нескольких аккордов потребует предварительной структурной модели этой взаимосвязи.

Рассмотрим следующие упражнения.

Данная техника развивает быструю перегруппировку аккордов, взаимодействуют основные четыре пальца, постепенно подключаясь по очереди, тем самым положительно влияя на правильную постановку аккордов от самого малого до большого аккорда.

Это упражнение служит для правильного одновременного нажатия сильных пальцев – первого и второго, за счет последующего нажатия безымянного пальца эта задача становится сложнее. Так же при этом развивается прием «рогатки», где между первым и вторым пальцами увеличивается расстояние.

Упражнение служит для развития одновременного нажатия трех пальцев и постепенного перемещения большого пальца при хождении аккорда вверх. Также способствует развитию правильной аппликатуры, так называемой «лапки кисоньки», где все нажатия происходят подушечками.

При работе аккорда, постановке, очень часто тему ведут верхние ноты аккорда, слабые пальцы – мизинец и/или безымянный. Упражнение дает подготовку, базовые навыки.

Упражнение играется с поднятием отдельных двух пальцев, где остальные пальцы стоят на последующем нажатии, тем самым развивается точность одновременного нажатия. Самое важное то, что развиваются отдельные пальцы, в том числе безымянный и мизинец, а так же удобные к одновременному поднятию среднего и безымянного.

Гаммы двойными нотами

Изучение гамм не самое интересное в развитии игры на баяне. Но есть много причин, почему начинать свои практические занятия с гамм — это хорошая идея.

Во-первых, играть гаммы на баяне – это хороший способ разыграться, отличный способ разогреть руки, точно так же бегун будет растягивать свое тело перед отправлением на трассу.

Игра гамм включает в себя некоторые технические движения, которые положительно влияют на развитие ребенка, и дают основу понимания строения многих произведений. Гаммы идеально обеспечивают платформу для практики технических элементов. Они также отлично подходят для улучшения четкости нот, развития контролируемого звука и увеличения скорости. Так что играть гаммы это полезно!

Наконец, гаммы помогут узнать тональности, аккорды, лучше ориентироваться в нотах, в импровизации, написании песен.

1 октаваДля начала игры гамм в первую очередь подходит до-мажорная гамма, базовый элемент, с которого и начинается игра на инструменте. В первую очередь необходимо играть гамму в первой октаве, в дальнейшем переходя на вторую, а в последующем, и на третью. И лишь овладев первой и второй октавами, можно переходить к игре октав с двойными нотами.

1 и 2 октавыДля развития исполнительских навыков немаловажное значение имеет аппликатура гамм (терциями). Предложенная аппликатура может быть изменена в зависимости от особенностей строения исполнительского аппарата учащегося. Необходимо стараться играть, не напрягая кисть, так как из-за маленькой мензуры могут возникнуть болевые ощущения и напряжение кисти.

Также для развития терциевой игры и большого пальца применяется упражнение, состоящее из триолей, где приемом секвенций по гамме исполняются терциевые ходы, восходящие, а затем нисходящие.

Игра секстами позволит ребенку увеличить интервал между двумя пальцами, благодаря чему будет развиваться собранность и точность нажатия большого интервала, одновременное нажатие разных пальцев, что существенно сложнее, чем в небольшом интервале.

Таким образом, в ходе работы были рассмотрены разнообразные техники игры на баяне, которые играют огромную роль в развитии ребенка. Представленные технические упражнения помогают овладеть правильной техникой игры на баяне, в процессе их выполнения разрабатываются пальцы учащегося, тренируются навыки исполнения, развивается точность, уверенность и собранность. И, несомненно, использование таких упражнений позволит ребенку достичь успеха в изучении инструмента.


 

Методическая разработка

Методическая разработка

Проблемы развития баянной техники учеников-баянистов, формирование необходимого аппарата «воплощения», воспитание свободы движений всегда были в центре внимания музыкальной педагогики

Проблемы развития баянной техники учеников-баянистов, формирование необходимого аппарата «воплощения», воспитание свободы движений всегда были в центре внимания музыкальной педагогики

Оно наглядно показывает ребенку, что арпеджио – это способ исполнения аккордов, при котором звуки берутся последовательно

Оно наглядно показывает ребенку, что арпеджио – это способ исполнения аккордов, при котором звуки берутся последовательно

Секвенция Секве́нция — последовательное перемещение одноголосного или многоголосного музыкального построения в восходящим или нисходящим направлении

Секвенция Секве́нция — последовательное перемещение одноголосного или многоголосного музыкального построения в восходящим или нисходящим направлении

Упражнение развивает мелкую моторику мизинца, где выделенное акцентированным нажатием на четвертую и последнюю шестнадцатую приходится на него, что немало важно

Упражнение развивает мелкую моторику мизинца, где выделенное акцентированным нажатием на четвертую и последнюю шестнадцатую приходится на него, что немало важно

Так же при этом развивается прием «рогатки», где между первым и вторым пальцами увеличивается расстояние

Так же при этом развивается прием «рогатки», где между первым и вторым пальцами увеличивается расстояние

Во-первых, играть гаммы на баяне – это хороший способ разыграться, отличный способ разогреть руки, точно так же бегун будет растягивать свое тело перед отправлением на…

Во-первых, играть гаммы на баяне – это хороший способ разыграться, отличный способ разогреть руки, точно так же бегун будет растягивать свое тело перед отправлением на…

Игра секстами позволит ребенку увеличить интервал между двумя пальцами, благодаря чему будет развиваться собранность и точность нажатия большого интервала, одновременное нажатие разных пальцев, что существенно…

Игра секстами позволит ребенку увеличить интервал между двумя пальцами, благодаря чему будет развиваться собранность и точность нажатия большого интервала, одновременное нажатие разных пальцев, что существенно…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.09.2022