Работа по адаптации ребенка к дошкольному учреждению
Оценка 4.8

Работа по адаптации ребенка к дошкольному учреждению

Оценка 4.8
doc
11.05.2020
Работа по адаптации ребенка к дошкольному учреждению
Работа по адаптации ребенка к дошкольному учреждению.doc

Работа по адаптации ребенка к дошкольному учреждению

Анализ массовой педагогической практики показал, что основной причиной эмоционального стресса родителей и детей раннего возраста является период адаптации. Родители задумываются, стоит ли отдавать ребенка в дошкольное учреждение или продолжать воспитывать дома. Бесспорно, родители лучше всех других взрослых знают и любят своего ребенка, но иногда они, не имея опыта воспитания детей, могут принести вред. У некоторых родителей нет достаточно глубокого представления о жизни ребенка в детском саду, о созданных там условиях воспитания и обучения. Поэтому нужно начинать сотрудничество с семьями малышей перед их поступлением в дошкольное учреждение.

Совместная подготовка ребенка к посещению детского сада – залог успешной адаптации. Следовательно, работа должна сводиться не только к подготовке, непосредственно, ребенка, а всех участников воспитательно - образовательного процесса (детей, родителей, педагогов), т.е. созданию целостной системы.

Данная система предусматривает организацию работы в рамках трех этапов по направлениям: с детьми, педагогами и родителями.

  1. Доадаптационный период.

Цель этапа – обеспечение условий для оптимизации периода социальной адаптации ребенка раннего возраста.

Организация работы

Работа с семьей.

Задачи:

- формировать положительный настрой детей и родителей на детский сад;

- снижать эмоциональное напряжение и тревогу;

- просвещать родителей по вопросам подготовки ребенка к посещению ДОУ.

В нашем детском саду организован клуб «Заботливые родители», в котором педагог-психолог организует занятия - встречи: 1, 2, 3, 10-я посвящены работе с родителями; 4-9-я встречи – совместной работе с детьми и родителями.

Содержание занятий с родителями

 

Задачи

Упражнения

Встреча 1

Знакомство семей будущих воспитанников друг с другом и сотрудниками детского сада; раскрытие понятия «адаптация», ее виды.

Знакомство, представление педагога-психолога; Информационная справка «Адаптация и ее виды».

Встреча 2

Раскрыть проблемы адаптации ребенка и пути их решения; оказать помощь в организации режима дня ребенка; формировать у родителей представление о питании как о значимом факторе облегчения адаптации.

Информационные справки: «Как вести себя, чтобы облегчить период адаптации ребенка», «Режим дня и питание ребенка», «Слезы при расставании, как справиться».

Упражнения: «Спорные ситуации в воспитании и общении с детьми», «Составь меню».

Памятки: «Режим дня», «Как быстрее привыкнуть к детскому саду».

Встреча 3

Раскрыть психологические особенности детей раннего возраста; показать значение игрушки в жизни детей, ее воспитательные и развивающие функции; раскрыть значение правильного выбора одежды ребенка.

 Информационная справка: «Психологические особенности возраста», «Что должен уметь ребенок, который идет в детский сад», «Правильный выбор одежды ребенка по сезонам». «игра и игрушки в жизни детей раннего возраста».

Упражнения: «Магазин игрушек». Памятки: «Одежда и обувь по сезонам», «Примерный перечень игрушек и развивающего оборудования для детей».

Встреча 4 «В гостях у зайчихи Ляли»

Пробуждать интерес ребенка к жизни детского сада; привлекать родителей к совместной деятельности с детьми; учить детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом; развивать умение ориентироваться в пространстве.

Знакомство с зайчихой, игра «Зайка», игра «Лиса и заяц», рисование «Морковка для зайца».

Встреча 5 «Кот и мышата»

Пробуждать интерес ребенка к жизни детского сада; привлекать родителей к совместной деятельности с детьми; учить детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом; развивать умение ориентироваться в пространстве, мелкую моторику.

Знакомство с котиком, изображение котят, игра «Котик», игра «Котик и мышата», рисование «следы котика».

Встреча 6 «Прогулка в лес»

Развивать элементарные коммуникативные навыки через диалог со взрослыми, игрушками (здороваться, прощаться); развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, игру, общение со взрослыми и сверстниками; познакомить с вариантами взаимодействия родителей с детьми (играми).

Игра «По ровненькой дорожке», встреча с ежиком, игра «Еж и лиса», игра «Ежик», рисование «Иголки для ежика».

Встреча 7 «Мишка»

Развивать элементарные коммуникативные навыки через диалог со взрослыми, игрушками (здороваться, прощаться); развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, игру, общение со взрослыми и сверстниками; познакомить с вариантами взаимодействия родителей с детьми (играми).

Встреча с мишкой, игра «большие ноги – маленькие ножки», танец с мишкой, игра в бубен «громко – тихо», игра «Мишка косолапый», игра «Разбуди мишку», рисование «мед для мишки».

Встреча 8 «Курочка и цыплята»

Развивать умение родителей играть с детьми; способствовать адаптации малышей к детском саду; закреплять знания частей лица, умение их показывать у себя; развивать изобразительные навыки.

Встреча с петушком, игра с петушком, изображение цыплят. Игра «Вышла курочка гулять», игра «Цыплята и лиса», рисование зернышек для петушка.

Встреча 9 «Солнышко»

Формировать дифференцированные связи с окружающими людьми; развивать навыки совместной игры, предметного взаимодействия; вызвать положительное отношение к детскому саду; расширять словарный запас.

Встреча с собакой, игра «Солнышко и дождик», «поездка» на солнечную полянку, игра «Утром солнышко встает», игра «Взошло солнышко», рисование «Солнышко».

Встреча 10

Систематизировать полученные знания об адаптации у родителей; обсудить вхождение ребенка в детский сад; анкетирование родителей о готовности ребенка к поступлению в детский сад.

Алгоритм вхождения в детский сад; анкетирование о готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение; заполнение анкет для родителей «Обратная связь».

 

Работа с педагогами.

Задача: актуализировать знания педагогов о возрастных особенностях детей и  развить профессионально-личностные качества, способствующие построению эмоционально доверительных отношений с воспитанниками.

Тренинг рассчитан на пять встреч:

- снятие эмоционального напряжения педагогов;

- формирование гуманистической позиции в общении с детьми раннего возраста;

- актуализацию профессиональной позиции в работе;

- обучение педагогов использованию нетрадиционных способов поддержки ребенка.

Содержание тренинговых занятий с педагогами

Задачи

Игры и упражнения

Повысить уровень компетентности о базисных характеристиках раннего возраста. Дать возможность поразмышлять над проблемами работы и путями их решения.

Упражнения: «Передай предмет», «Психологический портрет ребенка раннего возраста».

Игра «Объяснялки».

Информационная справка «Возрастные особенности детей раннего возраста».

Выделить основные трудности взаимодействия с детьми. Раскрыть особенности общения. Развивать умение снимать внутреннее напряжение.

Упражнения: «Ласковое слово», «Возвращение в свое детство», «Как говорить с ребенком», «Трудности взаимодействия с детьми».

Информационная справка «Особенности общения с детьми раннего возраста».

Игры на напряжение и расслабление.

Дать представления о поведенческих проявлениях свойств темперамента. Способствовать расширению возможностей понимания ребенка. Закреплять умение снимать внутреннее напряжение.

Упражнения: «Поделись улыбкой», «Игры для детей различных типов темпераментов».

Игра «Большой паззл», игры на снятие напряжения.

Информационная справка «Психологическая характеристика типов темперамента»

Повысить уровень знаний по руководству игровой деятельностью, научить создавать обстановку, в которой ребенок чувствовал бы себя свободно, легко и радостно, находил бы отклик своим интересам и потребностям. Совершенствовать навыки совместной игровой деятельности. Познакомить с нетрадиционными способами поддержки ребенка в адаптационный период.

Упражнения: «Магазин игрушек», «Попроси игрушку».

Игры: «Каракули», «Рвакля», «Пластилиновые узоры», пальчиковые игры.

Информационная справка «Роль игры в развитии ребенка раннего возраста.

Предоставить педагогом возможность задать интересующие вопросы и получить на них ответы. Обобщить полученные знания.

Упражнения: «Передай привет», «Ответы в конверте», «ребенок раннего возраста» - групповой рисунок.

 

  1. Адаптационный период.

Цель: оказание психолого-педагогическую поддержки детям, родителям, педагогам

Организация работы

Работа с детьми.

Задача: оказать психолого-педагогическую поддержку детям, поступающим в ДОУ.

В данный период  проводится программа А.С. Роньжиной «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению».

Содержание работы в рамках этого направления  обеспечивает эмоционально-комфортное состояние детей, развивает психологическую автономность и самостоятельность, а также формирует доверительные отношения с воспитателем.

Педагог-психолог проводит с детьми упражнения и игры, способствующие снятию психоэмоционального напряжения, снижению импульсивности, тревоги и агрессии, совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков, развитию познавательных процессов.

Работа с родителями.

Задача: обеспечить психолого-педагогическую поддержку родителям.

Цикл состоит из практических занятий клуба «Заботливые родители»,  которые проводятся 1-2 раза в месяц в течение года, на которых предоставляется информация о возрастных особенностях детей, эффективных приемах поддержки ребенка в адаптационный период.

Темы занятий клуба

1.      Что такое адаптация. Поведение ребенка в период адаптации.

2.      Мы учимся играть.

3.      Кризис 3х лет.

4.      Родитель – это звучит гордо.

5.      Роль матери и отца в развитии ребенка раннего возраста

6.      Секреты психологического здоровья.

7.      Полезные и бесполезные игрушки.

8.      Детские страхи.

9.      Воспитание культурно – гигиенических навыков.

10.  Трехлетний ребенок – это личность

Работа с педагогами.

Задачи: обучить основам стандартизированного наблюдения по основным параметрам адаптации для заполнения адаптационных листов и играм, для успешной адаптации детей.

Проводится в форме мастер-классов, консультаций.

  1. Постадаптационный период.

Цель: формирование основных новообразований социального развития у детей.

Организация работы

Работа с детьми.

Основная задача: обеспечить ребенку условия для накопления уникального опыта первичной социализации.

Для реализации задачи предлагаются:

- игры по освоению социального пространства ДОУ;

- знакомство малышей с детьми старшего возраста;

- малыши в гостях у старших детей.

Работа с родителями.

Основная работа в этом периоде – психолого-педагогическое просвещение родителей, направленное на развитие родительской компетентности и воспитательного потенциала семьи.

Задача:  развитие у родителей базовых качеств, необходимых для воспитания детей, обучение игровому взаимодействию и общению.

Данный компонент реализуется с помощью проведения практических занятий клуба «Заботливые родители», о которых говорилось выше, а также папок – передвижек и совместных досугов детей и родителей.

Работа с педагогами.

В постадаптационный период педагог должен уметь строить отношения с каждым ребенком. Ему необходимо учитывать индивидуальные особенности.

Задача: отслеживание уровня нервно-психического и эмоционально-личностного развития детей.

Педагог-психолог проводит мониторинг  степени адаптации, уровней нервно-психического и эмоционально-личностного развития детей, по результатам которого составляется индивидуальный маршрут развития ребенка для дальнейшей работы педагогами.

Данная система по успешной адаптации, проводимая педагогом-психологом в нашем дошкольном учреждении способствует снижению эмоционального стресса родителей и детей, установлению доверительных отношений и сплочению как детского, так и взрослого (родителей и педагогов) коллектива.

Такое вхождение в детский сад дает положительный эффект: дети легче привыкают к новой обстановке, меньше болеют; возникает контакт с родителями и педагогами, уменьшается число конфликтов и взаимных претензий между ними.


Работа по адаптации ребенка к дошкольному учреждению

Работа по адаптации ребенка к дошкольному учреждению

Информационная справка: «Психологические особенности возраста», «Что должен уметь ребенок, который идет в детский сад», «Правильный выбор одежды ребенка по сезонам»

Информационная справка: «Психологические особенности возраста», «Что должен уметь ребенок, который идет в детский сад», «Правильный выбор одежды ребенка по сезонам»

Встреча с собакой, игра «Солнышко и дождик», «поездка» на солнечную полянку, игра «Утром солнышко встает», игра «Взошло солнышко», рисование «Солнышко»

Встреча с собакой, игра «Солнышко и дождик», «поездка» на солнечную полянку, игра «Утром солнышко встает», игра «Взошло солнышко», рисование «Солнышко»

Предоставить педагогом возможность задать интересующие вопросы и получить на них ответы

Предоставить педагогом возможность задать интересующие вопросы и получить на них ответы

Работа с родителями. Основная работа в этом периоде – психолого-педагогическое просвещение родителей, направленное на развитие родительской компетентности и воспитательного потенциала семьи

Работа с родителями. Основная работа в этом периоде – психолого-педагогическое просвещение родителей, направленное на развитие родительской компетентности и воспитательного потенциала семьи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2020