Работа по адаптации ребенка к дошкольному учреждению
Анализ массовой педагогической практики показал, что основной причиной эмоционального стресса родителей и детей раннего возраста является период адаптации. Родители задумываются, стоит ли отдавать ребенка в дошкольное учреждение или продолжать воспитывать дома. Бесспорно, родители лучше всех других взрослых знают и любят своего ребенка, но иногда они, не имея опыта воспитания детей, могут принести вред. У некоторых родителей нет достаточно глубокого представления о жизни ребенка в детском саду, о созданных там условиях воспитания и обучения. Поэтому нужно начинать сотрудничество с семьями малышей перед их поступлением в дошкольное учреждение.
Совместная подготовка ребенка к посещению детского сада – залог успешной адаптации. Следовательно, работа должна сводиться не только к подготовке, непосредственно, ребенка, а всех участников воспитательно - образовательного процесса (детей, родителей, педагогов), т.е. созданию целостной системы.
Данная система предусматривает организацию работы в рамках трех этапов по направлениям: с детьми, педагогами и родителями.
Цель этапа – обеспечение условий для оптимизации периода социальной адаптации ребенка раннего возраста.
Организация работы
Работа с семьей.
Задачи:
- формировать положительный настрой детей и родителей на детский сад;
- снижать эмоциональное напряжение и тревогу;
- просвещать родителей по вопросам подготовки ребенка к посещению ДОУ.
В нашем детском саду организован клуб «Заботливые родители», в котором педагог-психолог организует занятия - встречи: 1, 2, 3, 10-я посвящены работе с родителями; 4-9-я встречи – совместной работе с детьми и родителями.
Содержание занятий с родителями
|
Задачи |
Упражнения |
Встреча 1 |
Знакомство семей будущих воспитанников друг с другом и сотрудниками детского сада; раскрытие понятия «адаптация», ее виды. |
Знакомство, представление педагога-психолога; Информационная справка «Адаптация и ее виды». |
Встреча 2 |
Раскрыть проблемы адаптации ребенка и пути их решения; оказать помощь в организации режима дня ребенка; формировать у родителей представление о питании как о значимом факторе облегчения адаптации. |
Информационные справки: «Как вести себя, чтобы облегчить период адаптации ребенка», «Режим дня и питание ребенка», «Слезы при расставании, как справиться». Упражнения: «Спорные ситуации в воспитании и общении с детьми», «Составь меню». Памятки: «Режим дня», «Как быстрее привыкнуть к детскому саду». |
Встреча 3 |
Раскрыть психологические особенности детей раннего возраста; показать значение игрушки в жизни детей, ее воспитательные и развивающие функции; раскрыть значение правильного выбора одежды ребенка. |
Информационная справка: «Психологические особенности возраста», «Что должен уметь ребенок, который идет в детский сад», «Правильный выбор одежды ребенка по сезонам». «игра и игрушки в жизни детей раннего возраста». Упражнения: «Магазин игрушек». Памятки: «Одежда и обувь по сезонам», «Примерный перечень игрушек и развивающего оборудования для детей». |
Встреча 4 «В гостях у зайчихи Ляли» |
Пробуждать интерес ребенка к жизни детского сада; привлекать родителей к совместной деятельности с детьми; учить детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом; развивать умение ориентироваться в пространстве. |
Знакомство с зайчихой, игра «Зайка», игра «Лиса и заяц», рисование «Морковка для зайца». |
Встреча 5 «Кот и мышата» |
Пробуждать интерес ребенка к жизни детского сада; привлекать родителей к совместной деятельности с детьми; учить детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом; развивать умение ориентироваться в пространстве, мелкую моторику. |
Знакомство с котиком, изображение котят, игра «Котик», игра «Котик и мышата», рисование «следы котика». |
Встреча 6 «Прогулка в лес» |
Развивать элементарные коммуникативные навыки через диалог со взрослыми, игрушками (здороваться, прощаться); развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, игру, общение со взрослыми и сверстниками; познакомить с вариантами взаимодействия родителей с детьми (играми). |
Игра «По ровненькой дорожке», встреча с ежиком, игра «Еж и лиса», игра «Ежик», рисование «Иголки для ежика». |
Встреча 7 «Мишка» |
Развивать элементарные коммуникативные навыки через диалог со взрослыми, игрушками (здороваться, прощаться); развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, игру, общение со взрослыми и сверстниками; познакомить с вариантами взаимодействия родителей с детьми (играми). |
Встреча с мишкой, игра «большие ноги – маленькие ножки», танец с мишкой, игра в бубен «громко – тихо», игра «Мишка косолапый», игра «Разбуди мишку», рисование «мед для мишки». |
Встреча 8 «Курочка и цыплята» |
Развивать умение родителей играть с детьми; способствовать адаптации малышей к детском саду; закреплять знания частей лица, умение их показывать у себя; развивать изобразительные навыки. |
Встреча с петушком, игра с петушком, изображение цыплят. Игра «Вышла курочка гулять», игра «Цыплята и лиса», рисование зернышек для петушка. |
Встреча 9 «Солнышко» |
Формировать дифференцированные связи с окружающими людьми; развивать навыки совместной игры, предметного взаимодействия; вызвать положительное отношение к детскому саду; расширять словарный запас. |
Встреча с собакой, игра «Солнышко и дождик», «поездка» на солнечную полянку, игра «Утром солнышко встает», игра «Взошло солнышко», рисование «Солнышко». |
Встреча 10 |
Систематизировать полученные знания об адаптации у родителей; обсудить вхождение ребенка в детский сад; анкетирование родителей о готовности ребенка к поступлению в детский сад. |
Алгоритм вхождения в детский сад; анкетирование о готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение; заполнение анкет для родителей «Обратная связь». |
Работа с педагогами.
Задача: актуализировать знания педагогов о возрастных особенностях детей и развить профессионально-личностные качества, способствующие построению эмоционально доверительных отношений с воспитанниками.
Тренинг рассчитан на пять встреч:
- снятие эмоционального напряжения педагогов;
- формирование гуманистической позиции в общении с детьми раннего возраста;
- актуализацию профессиональной позиции в работе;
- обучение педагогов использованию нетрадиционных способов поддержки ребенка.
Содержание тренинговых занятий с педагогами
Задачи |
Игры и упражнения |
Повысить уровень компетентности о базисных характеристиках раннего возраста. Дать возможность поразмышлять над проблемами работы и путями их решения. |
Упражнения: «Передай предмет», «Психологический портрет ребенка раннего возраста». Игра «Объяснялки». Информационная справка «Возрастные особенности детей раннего возраста». |
Выделить основные трудности взаимодействия с детьми. Раскрыть особенности общения. Развивать умение снимать внутреннее напряжение. |
Упражнения: «Ласковое слово», «Возвращение в свое детство», «Как говорить с ребенком», «Трудности взаимодействия с детьми». Информационная справка «Особенности общения с детьми раннего возраста». Игры на напряжение и расслабление. |
Дать представления о поведенческих проявлениях свойств темперамента. Способствовать расширению возможностей понимания ребенка. Закреплять умение снимать внутреннее напряжение. |
Упражнения: «Поделись улыбкой», «Игры для детей различных типов темпераментов». Игра «Большой паззл», игры на снятие напряжения. Информационная справка «Психологическая характеристика типов темперамента» |
Повысить уровень знаний по руководству игровой деятельностью, научить создавать обстановку, в которой ребенок чувствовал бы себя свободно, легко и радостно, находил бы отклик своим интересам и потребностям. Совершенствовать навыки совместной игровой деятельности. Познакомить с нетрадиционными способами поддержки ребенка в адаптационный период. |
Упражнения: «Магазин игрушек», «Попроси игрушку». Игры: «Каракули», «Рвакля», «Пластилиновые узоры», пальчиковые игры. Информационная справка «Роль игры в развитии ребенка раннего возраста. |
Предоставить педагогом возможность задать интересующие вопросы и получить на них ответы. Обобщить полученные знания. |
Упражнения: «Передай привет», «Ответы в конверте», «ребенок раннего возраста» - групповой рисунок. |
Цель: оказание психолого-педагогическую поддержки детям, родителям, педагогам
Организация работы
Работа с детьми.
Задача: оказать психолого-педагогическую поддержку детям, поступающим в ДОУ.
В данный период проводится программа А.С. Роньжиной «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению».
Содержание работы в рамках этого направления обеспечивает эмоционально-комфортное состояние детей, развивает психологическую автономность и самостоятельность, а также формирует доверительные отношения с воспитателем.
Педагог-психолог проводит с детьми упражнения и игры, способствующие снятию психоэмоционального напряжения, снижению импульсивности, тревоги и агрессии, совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков, развитию познавательных процессов.
Работа с родителями.
Задача: обеспечить психолого-педагогическую поддержку родителям.
Цикл состоит из практических занятий клуба «Заботливые родители», которые проводятся 1-2 раза в месяц в течение года, на которых предоставляется информация о возрастных особенностях детей, эффективных приемах поддержки ребенка в адаптационный период.
Темы занятий клуба
1. Что такое адаптация. Поведение ребенка в период адаптации.
2. Мы учимся играть.
3. Кризис 3х лет.
4. Родитель – это звучит гордо.
5. Роль матери и отца в развитии ребенка раннего возраста
6. Секреты психологического здоровья.
7. Полезные и бесполезные игрушки.
8. Детские страхи.
9. Воспитание культурно – гигиенических навыков.
10. Трехлетний ребенок – это личность
Работа с педагогами.
Задачи: обучить основам стандартизированного наблюдения по основным параметрам адаптации для заполнения адаптационных листов и играм, для успешной адаптации детей.
Проводится в форме мастер-классов, консультаций.
Цель: формирование основных новообразований социального развития у детей.
Организация работы
Работа с детьми.
Основная задача: обеспечить ребенку условия для накопления уникального опыта первичной социализации.
Для реализации задачи предлагаются:
- игры по освоению социального пространства ДОУ;
- знакомство малышей с детьми старшего возраста;
- малыши в гостях у старших детей.
Работа с родителями.
Основная работа в этом периоде – психолого-педагогическое просвещение родителей, направленное на развитие родительской компетентности и воспитательного потенциала семьи.
Задача: развитие у родителей базовых качеств, необходимых для воспитания детей, обучение игровому взаимодействию и общению.
Данный компонент реализуется с помощью проведения практических занятий клуба «Заботливые родители», о которых говорилось выше, а также папок – передвижек и совместных досугов детей и родителей.
Работа с педагогами.
В постадаптационный период педагог должен уметь строить отношения с каждым ребенком. Ему необходимо учитывать индивидуальные особенности.
Задача: отслеживание уровня нервно-психического и эмоционально-личностного развития детей.
Педагог-психолог проводит мониторинг степени адаптации, уровней нервно-психического и эмоционально-личностного развития детей, по результатам которого составляется индивидуальный маршрут развития ребенка для дальнейшей работы педагогами.
Данная система по успешной адаптации, проводимая педагогом-психологом в нашем дошкольном учреждении способствует снижению эмоционального стресса родителей и детей, установлению доверительных отношений и сплочению как детского, так и взрослого (родителей и педагогов) коллектива.
Такое вхождение в детский сад дает положительный эффект: дети легче привыкают к новой обстановке, меньше болеют; возникает контакт с родителями и педагогами, уменьшается число конфликтов и взаимных претензий между ними.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.