«Работа по ранней профилактике неблагополучия в семьях»

  • docx
  • 27.11.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Работа по ранней профилактике неблагополучия в семьях.docx

Работа по ранней профилактике неблагополучия в семьях. Оказание своевременной помощи семье, несовершеннолетнему

Нравственный облик личности зависит,

 в конечном счете, от того,

из каких источников черпал человек

свои радости в годы детства.

 В.А.Сухомлинский

             Любая деятельность начинается с изучения исходного состояния, анализа ситуации и проблем, которые ее характеризуют. Без этого невозможно успешно осуществить целеполагание, прогнозирование, планирование и организацию работы. Чтобы своевременно начать работу по ранней профилактике неблагополучия в той или иной семье, нужно, во-первых, выявить эти семьи и их проблемы, а во-вторых, определить очередность их решения в соответствии со степенью актуальности для каждой конкретной семьи.

Именно поэтому каждый учебный год начинается со знакомства и изучения особенностей каждой поступившей в школу семьи. Вначале это работа со списками первоклассников. Беседы с учителем, который принял 1-ый класс. Выявление малообеспеченных, многодетных, опекунских и конечно неблагополучных семей. Чаще всего неблагополучные семьи, которые поступают в школу, уже выявлены в детском саду.

Информация о таких семьях поступает в школу перед учебным годом из детских садов которые находятся в микрорайоне школы. Социальные педагоги детских садов, своевременно направляют подробную информацию о проблемных, неблагополучных и опекунских семьях. Благодаря этому, семьи ставятся на внутришкольный учет, и с ними планируется профилактическая работа.

В начале учебного года каждый классный руководитель заполняет Социальный паспорт класса, в котором отражает все особенности своего классного коллектива. Для того, чтобы качественно заполнить социальный паспорт, классные руководители посещают семьи (особенно вновь прибывших детей, детей состоящих на учете в школе, а также всех обучающихся при смене классного руководителя и семьи первоклассников), проводят индивидуальные беседы, классные родительские собрания. В результате в конце сентября составляется Социальный паспорт школы, в котором имеются как числовые данные, так и списки различных категорий детей. Одновременно пополняется и изменяется банк данных о неблагополучных семьях, детях находящихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в помощи педагогического коллектива. Информация доводится до сведения всего коллектива, а обновленный банк данных получает директор школы, заместитель директора по УВР, психолог.

На каждого трудного подростка и на неблагополучную семью заводится карта, где отражаются особенности семьи, сведения о бытовых условиях, информация о родителях, о ребенке, указываются основные причины неблагополучия в семье, отклонения в поведении и развитии подростка.

В начале учебного года составляется график проведения школьных рейдов по семьям обучающихся. Рейды проводятся ежемесячно, в них принимают участие классные руководители, социальный педагог, заместитель директора по УВР. Школьные рейды практикуются в нашей школе и оправдывают себя.

Посещение семьи – дело сложное, тонкое, исключающее поспешность. Малейшая недоработка - и семья, так остро нуждающаяся в помощи, не сможет раскрыться, поведать о своих бедах. Поэтому целью школьных рейдов является не только обследования условий воспитания, но и налаживание контакта с семьей, выяснение возможности оказания помощи. Учителя дают советы родителям, как помочь ребенку выполнить домашнее задание, как устранить проблемы с учебой, я информирую о том, какую социальную помощь может оказать школа, куда обратиться за помощью. Выясняем, как организован досуг ребенка, убеждаем в необходимости посещать кружки, секции, объединения. Обычно в 1-ом рейде мы посещаем неблагополучные семьи, которые поступили в школу с начала учебного года.

Школьные рейды фиксируются в специальном журнале, записывается, кто принимал участие в рейде, какие семьи были посещены. Более подробная информация записывается в карте семьи или обучающегося. Результаты посещения семей во время школьного рейда доводятся до сведения классных руководителей посещенных обучающихся.

Важно, чтобы классные руководители, не только ждали помощи от социального педагога, а иногда и перекладывали свои обязанности на его плечи, но и сами активно оказывали помощь неблагополучной семье или подростку, вовремя информировали о проблемах, взаимодействовали со всеми участниками образовательного процесса в интересах ребенка.

Таким образом, проводимая в начале учебного года работа всего педагогического коллектива, позволяет максимально выявить неблагополучные семьи и проблемных подростков и спланировать с ними профилактическую работу на учебный год.

Принципы работы школы по ранней профилактике неблагополучия в семьях:

- создание атмосферы доверительных отношений между классным руководителем, социальным педагогом, психологом и самим ребенком;

- подключение к процессу социально-педагогической поддержки ребенка и его семьи всех субъектов системы профилактики (органы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, отдел полиции, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, Центр социальной помощи семье и детям);

- тесное взаимодействие с семьей ребенка.

Можно выделить основные проблемы, с которыми сталкивается большинство неблагополучных семей:

·         низкая материальная обеспеченность;

·         отсутствие доверительных отношений между членами семьи;

·         алкоголизм одного или обоих родителей;

·         эмоционально напряженная атмосфера в семье;

·         неуспеваемость школьников в учебе;

·         плохая адаптация ребенка к среде сверстников;

·         неорганизованный отдых и досуг детей;

·         неумение найти дополнительный заработок;

·         незнание своих социальных льгот, неумение вовремя обратиться за помощью, незнание, куда обратиться за помощью;

·         низкая общая и санитарно-гигиеническая культура.

Такая семья не выполняет своих традиционных функций (воспитательной, коммуникативной, регулятивной, создание атмосферы счастья) и не оправдывает ожиданий общества.

Большинству неблагополучных семей требуется социально-педагогическая поддержка и помощь с тем, чтобы они перечисленные выше функции более успешно выполняли.

Ведь семья – это первый устойчивый коллектив в жизни каждого человека. Именно с семьи начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей, приобретения коммуникативных умений и навыков, опыта человеческого взаимопонимания, профессиональное самоопределение. В семье складываются нравственный облик и характер ребенка, его отношение к людям и окружающей действительности. Поэтому школе не безразлично, что происходит в семье.

Виды помощи семье, которую может оказать школа с целью ранней профилактики неблагополучия:

·         помощь в обеспечении повышения доходов семьи через предоставление бесплатного питания, определение детей в бесплатные лагеря на каникулах;

·         сбор денежных средств и вещей, оказание гуманитарной помощи;

·         оказание помощи в получении различных льгот и пособий, предоставление информации о них;

·         организация досуга детей, организация летнего отдыха;

·         информирование о работе различных служб;

·         психолого-педагогическая помощь и образование родителей (педагогический всеобуч);

·         психологическая коррекция семейных отношений в процессе семейного консультирования;

·         правовое просвещение родителей, пропаганда здорового образа жизни;

·         организация благоприятной социальной среды в семьях;

·         помощь детям в преодолении затруднений в учебе (дополнительные занятия, индивидуальное обучение, определение в ГПД);

·         помощь в выборе образовательного пути;

·         обучение способам повышения самооценки;

·         консультации по вопросам профессиональной ориентации подростков;

·         обеспечение условий для получения детьми некоторых профессиональных навыков (определение в трудовые бригады, организация занятий педагогического класса, работа подростков в лагерях в качестве вожатых);

·         учет и предупреждение асоциально-аморального поведения родителей;

·         предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций в семье;

·         индивидуальное консультирование;

·         взаимодействие и контакт с учреждениями системы профилактики.

В заключении можно выделить основные формы и методы работы школы по ранней профилактике неблагополучия в семьях:

1.      Своевременное выявление трудностей и проблем в семье.

2.      Определение конкретных видов социально-педагогической и психологической помощи.

3.      Реализация помощи через взаимодействие всех заинтересованных лиц в образовательном учреждении с семьей ребенка, а также с привлечением органов и учреждений системы профилактики.