"Работа с деформированными текстами, как средство коррекции чтения и письма младших школьников"
Оценка 4.6

"Работа с деформированными текстами, как средство коррекции чтения и письма младших школьников"

Оценка 4.6
pdf
14.11.2020
"Работа с деформированными текстами, как средство коррекции чтения и письма младших школьников"
Деформированные тексты.pdf

Учитель -логопед  МБОУ «СШ №12»  Носова В.В.

Недостатки чтения и  письма у  детей– одна из актуальных проблем логопедии, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний.

Процессы чтения и письма проходят одни и те же этапы

  Зрительное восприятие

  Различение и узнавание букв

  Соотнесение букв с соответствующими звуками

  Воспроизведение звукопроизносительного образа – прочитывание, понимание прочитанного

В процессах чтения и списывания можно условно выделить 2 взаимосвязанные стороны:

-             техническую ( соотнесение зрительного образа написанного слова с его произношением)

-             смысловую ( процесс понимания прочитанного)

В формировании навыка чтения можно выделить 4 ступени (Егоров Т.Т. «Очерки психологии обучения чтению»)

1.               Овладение звуко – буквенным обозначением

2.               Послоговое чтение

3.               Становление синтетических приёмов чтения

4.               Синтетическое чтение

Одним из приемов коррекции недостатков речевого развития является работа с деформированными текстами разного   вида, восстановить  которые предлагается как в устной, так и в письменной форме.

В толковых словарях , в частности в «Словаре логопеда» под редакцией Селивёрстова В.И., даётся определение деформации текста:

Деформация - изменение формы(нарушение формы части тела или органа).

Текст  - законченное, целостное в содержательном и структурном отношении речевое произведение; продукт порождения(производства) речи, отчужденный от субъекта речи(говорящего) и, в свою очередь, являющийся основным объектом её восприятия и понимания; может быть устным и письменным.

Деформированный текст – речевое произведение, имеющее нарушения целостности содержания или структуры высказывания.

Нарушения могут быть выражены:

         изменением  порядка слов, фраз, букв

         изменением  структуры слов

         заменой букв

         отсутствием разделения текста на предложения, предложения на слова и тд.

В зависимости от типа нарушений целостности текста их можно разделить на несколько групп:

1. С нарушением структуры слов    

-       тексты с пропуском частей слова

-       тексты с кляксой

-       тексты с заменой букв

-       тексты с пропущенными буквами

2.С нарушением структуры предложения

-       тексты без разделения на предложения, слова

-       тексты с разбивкой на слоги вместо слов

-       тексты с неправильной разбивкой на слова

-       тексты на восстановление  грамматических связей или порядка предложений, частей

Работа с деформированными текстами ведется с целью:

         Развивать навыки звукового анализа и синтеза

         Развивать навыки установления грамматических связей между словами в предложении

         Обогащать словарный запас

         Развивать мышление

         Приучать  детей к самостоятельной  творческой работе

Задача нашей работы –

  Помочь учителю-логопеду в организации и проведении разнообразных по тематике занятий по развитию связной речи у детей, имеющих недостатки чтения и  письма, обусловленные ОНР.

  Обеспечить разнообразным речевым материалом для закрепления теоретических знаний учащихся и для формирования у них практических речевых умений и навыков.

ТЕКСТЫ С НАРУШЕНИЕМ СТРУКТУРЫ СЛОВ

Тексты с «Кляксой» Цели:

      Формировать полноценные представления о звуковом составе слова

      Развивать фонематические процессы

      Развивать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза

      Развивать навык установления грамматических связей между предложениями.

      Развивать орфографическую зоркость и умение применять изученные орфографические правила на практике.

Место в системе занятий: на этапе формирования  звуко-буквенного анализа и синтеза слов; закрепления умения различать буквы, обозначающие акустически сходные звуки.

Задание : Сережа рисовал за столом брата и закапал красками тетрадь. Надо все переписывать. Но что скрывается за кляксами?

Наш парк

(2      класс)

Осенью дорожки нашего парка покрыты опавшими листьями. Вокруг темнеют стволы деревьев. Порывистый ветер качает их верхушки. Деревья громко скрипят. Изредка утром бывают заморозки. На поникшей траве лежит изморозь. Лужи покрыты ледком.

Остров

(3      класс)

К каменистому островку на всех парусах подошёл корабль. Три гигантские мачты слегка качались от резких порывов ветра. Экипаж корабля сел в шлюпку и поплыл к берегу. Вот моряки выходят на песчаный пляж. Есть в этой местности съедобные животные и плоды? Есть ли питьевая вода?

Ромашка

(4      класс )

Кто не знает этих простых луговых и лесных милых цветов?  Идешь, бывало, в лес по давно знакомой тропинке. Справа и слева широким многоцветьем и радостным морем рассыпаются луговые и лесные цветы. Качаются на ветру веселые колокольчики, желтеют бесчисленные одуванчики. У самого леса, уже под деревьями, цветет иван-да-марья. А у самой тропинки, на лесных лужайках кланяются вам знакомые веселые ромашки. На доброжелательную улыбку похожи скромные цветы с белыми лепестками.

Текст с заменой гласных или артикуляционно сходных согласных.

Цели:

  Формировать полноценные представления о звуковом составе слова

  Развивать фонематические процессы

  Развивать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза

  Развивать навык установления грамматических связей между предложениями.

  Развивать орфографическую зоркость и умение применять изученные орфографические правила на практике.

Место в системе занятий: на этапах закрепления и контроля за состоянием умения различать буквы обозначающие артикуляционно и акустически сходные звуки.

Подготовительная работа: различать артикуляционно и акустически сходные звуки на уровне слогов, слов (устно и письменно).

Задание: прочитайте (спишите) текст, заменяя букву д буквой т, и наоборот.

ДЫМ НАД ЛЕСОМ

(2 – 3 класс)

Насдал жаркий июль. Деплый тожть освежил поля, луга и леса. Но на огромных просдорах сдраны гроза несед и бету. Од утара молнии вспыхиваюд ярким огнем ель, сосна и могучий великан. Гибнуд молотые теревца, яготники, пдичьи гнезта. Лесные звери осдаюдся без корма. На помощь прихотид авиация. Она помогаед охранядь лес од огня.

Задание: прочитайте (спишите) текст, заменяя букву с

буквой з, и наоборот.

Лыжники

(2-й класс)

Зтоит золнечный февральзкий денёк. Мы взтаем на лыжи и зпешим в симний лез. Пробежка по лёгкому моросцу полезна для сдоровья. Ночью был зильный знегопад. мы рады мягкому знежку. Зкольжение отличное. Зкоро начнётся везелье. Мы будем есдить с горы.

Задание: прочитайте (спишите) текст, заменяя букву ц буквой ч, и наоборот.

Птицы

(2-й класс)

Осенью все певцие птичы улетели на юг. Ещё в августе в лесу не умолкали птицьи голоса. А теперь там чарит тишина. Воробьиные и вороньи стаи обыцно живут около жилья целовека. Прилетают к кормушкам синицки. шагают по уличе голубки.

Текст с пропущенными буквами,обозначающими артикуляционно и акустически сходные звуки.

Цели:

                                            Формировать полноценные представления о

звуковом составе слова

                                            Развивать фонематические процессы

                                            Активизировать словарный запас.

                                            Развивать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза.

Место в системе занятий: на этапах развития фонематических процессов, закрепления умения различать буквы, обозначающие артикуляционно и акустически сходные звуки; в качестве диагностического задания для определения состояния фонематической функции.

Подготовительная работа: задания на различение артикуляционно и акустически сходных звуков на уровне слогов, слов.

Задание: прочитайте(спишите) текст, вставляя буквы ч или щ.

Живые удочки

(2-й класс)

Обитатели в море встре…аются удивительные. Однажды мы выта…или на палубу небольшую рыбу. У неё зубастая пасть, а из головы росла удо…ка. Это хи…ная рыба – удиль…ик. Живёт эта рыба в …ёрной глубине морей. На конце удо…ки рыба-удиль…к зажигает фонарик. Он горит как но…ной светля…ок. …асто рыбёшки плывут на фонарик и попадают в пасть хи…ной рыбы.

Задание: прочитайте(спишите) текст, вставляя буквы з или с. МЕДВЕДЬ

(2 – 3-й класс)

Моро… …ковал лужи. Тонкий …лой …нега покрыл …емлю. Медведь долго бродил по ле…у. Хо…яин ле…а на…лаждал…я по…ледними яркими днями. Он и…кал берлогу. Трудно человеку найти …имой жилище ко…олапого. Вьюги и метели хорошо его укрыли. В лютые моро…ы большущий …верь крепко …пит.На…тупит ве…на. За…венят ручьи. Медведь покинет свое жилище.

Задание: прочитайте(спишите) текст, вставляя буквы ц или с.

Курица и лисица

(2-й класс )

Кури…а гуляла со …воими …ыплятами. Вдруг показала…ь ли…и…а. Она подкрала…ь и хотела …хватить …ыплёнка. Кури…а увидела ли…и…у. Она кинула…ь на ли…у и отбила у неё …ыплёнка.

Текст с пропущенными буквами.

Цели:

         Формировать полноценные представления о звуковом составе слова

         Развивать фонематические процессы

         Активизировать словарный запас.

         Закреплять навыки использования орфографических правил для грамотного письма.

Место в системе занятий: Такие тексты могут быть использованы в качестве проверочных(самостоятельно) и обучающих(с разбором и проверкой)  при работе над морфологическим составом слова(безударные гласные в корне слова, дифференциация приставок и предлогов).

Задание: спишите(прочитайте) текст, вставляя пропущенные буквы, обозначьте орфограммы, подберите проверочные слова.

БЕРЕГИТЕ ПТИЦ

(3-й класс)

В солнечное утро у пруда закуковала кукушка. Д…ревья еще не пр…сохли от утренней р…сы. Кукушка откуковала. Засв…стел весь са… ,з…шумел лист(?)ями. Божьи к…ровки, птицы вз…лись за р…боту. Для птиц настала жаркая пора. (С) утра до поз(?)него веч…ра п…рнатые несут корм в гнезда. В эти дни не бродите (по) лесу с с…бакой. Ле…ко спугнуть птицу с гн…зда. Погибнут от гол…да пт…нцы.

МОРСКОЙ КОНЁК

(3-й класс)

М…рской к…нёк ж…вёт у берега среди м…рской тр…вы. Вот он зацепился хв…стом и к…чается вместе с в…лнами. Осветит солнышко м…рскую тр…ву – поз…ленет тр…ва. Поз…ленет и к…нёк.Зайдёт солнышко – пот…мнет тр..вка. и к…нёк пот..мнеет.

Тексты с нарушением структуры предложения или всего высказывания

Текст без деления на предложения

Цели:

         Формировать умения выделять предложения из потока речи, наблюдать за интонацией конца предложения.

         Обучать грамматически правильно оформлять предложения на письме и интонационно в устной речи.

         Развивать пространственные представления, их выражение посредством предлогов.

Место в системе занятий: на этапе восполнения пробелов:

- в развитии лексико-грамматической стороны речи, - в формировании связной речи.

Задание: прочитайте текст, соблюдая интонацию начала и конца предложения; спишите текст, правильно обозначая начало и конец предложения.

Упрямые козы

(2-й класс)

Жили в разных селах две козы раз отправились они щипать травку на пастбище вечером они возвращались домой шли они, шли и сошлись на узкой доске доска была перекинута через глубокий ручей не разойтись козам на доске кто уступит дорогу заупрямились козы стукнулись они лбами, сцепились рогами обе упрямицы свалились в воду выбрались из ручья мокрые и грязные.

О погоде

(3-й класс)

По прогнозам синоптиков, в этом году ожидаются зима, весна, лето и осень возможны кратковременные осадки,

кратковременные дожди, оттепели, снегопады, метели, грозы в некоторых регионах земного шара землетрясения и извержения вулканов в остальных районах гололед, ледоход, суховей, листопад, бурелом среднегодовая температура в пределах нормы.

Текст без деления на слова

Цели:

         Активизировать словарный запас.

         Формировать и развивать умение выделять слова в потоке букв, грамматически оформлять предложения.

         Развивать пространственные представления, их выражение посредством предлогов.

Место в системе занятий: на этапах

  -закрепления умения различать акустически сходные звуки и буквы,

  - закрепления знаний о предлогах, их написании и значении.

  -формирования навыков связного высказывания

Задание: прочтите про себя каждую строку; разбейте ее на слова; прочитайте предложение вслух, делая паузы между словами; спишите текст, деля предложения на слова.

Школьники

(2-й класс)

Утромдетиидутвшколу.

Онистоятпарамипереддверьюкласса.

Наурокахшкольникичитаютпишутвтетради.

Послеобедаученикивыходятизшколы.

Передшколойбольшойсад.

ВЕСНОЙ В ЛЕСУ

(2-й класс)

Димкалюбилходитьвлесспапой.

Оншелвприпрыжку.

Спапоймальчикубыловесело.

Лесбезмолствовал.

Наветочкахберезкилопнуликлейкиелисточки.

Сходитпоследнийснег.

Появиласьстайкаграчей.

Ониприлетеливсубботуутром.

Птицыврощевьютгнезда

Текст со вставками лишних букв Цели:

        Активизировать словарный запас.

        Развивать зрительное восприятие.

        Формировать и развивать умение выделять слова в потоке букв, грамматически оформлять предложения.

Место в системе занятий: на этапе восполнения пробелов в формировании связной речи.

Задание :прочтите про себя каждую строку ,зачеркните или закройте лишние буквы между словами; прочтите полученные предложения вслух, делая паузы между словами; спишите(перескажите) или напишите по памяти текст.

ТЯНУТЬ КАНИТЕЛЬ (3 – 4-й класс)

Канительюмапрназываласьаперметаллическаярпапнить.

Мастерммапвытягивалрпрканительизраскаленноймсвапрово локи.

Канительгнгприменяласьвкккрукоделии.

Вытягиватьцкцметаллическуювукнитьивышиватьолоеюпапб ылоккноченьвкктрудно.

Этоввкбылакуккропотливаявквработа.

Текст с разбивкой на слоги вместо слов

Цели:

         Формировать и развивать умение выделять слова в потоке слогов, грамматически оформлять предложения.

         Развивать навыки анализа и синтеза слого - звукового  состава слова

         Закреплять знания о предлогах

         Развивать зрительное восприятие

Место в системе занятий: на этапе работы над формированием навыков звуко-слогового анализа и синтеза слов.

Задание: прочтите про себя каждую строку; сложите из слогов слова; прочитайте предложения вслух, делая паузы между словами; спишите текст, объединяя слоги и деля предложение на слова.

В парке

(2-й класс)

Я-гу-ля-ю-по-пар-ку. Ти-хо-и-дет-снег. На-вет-ку-ли-пы-се-ластай-ка-птиц. Я-по-сы-пал-на-зем-лю-крош-ки-хле-ба. Пти-цыжад-но-ста-ли-их-кле-вать.

Зимние запасы

( 3 класс) На-зи-му-бел-ки-го-то-вят-за-па-сы-кор-мов. У-же-с-о-се-нио-ни-на-чи-на-ют-пря-тать-в-лес-ну-ю-под-стил-ку-о-ре-хи-ижё-лу-ди. На-де-ревь-ях-в-раз-вил-ке-вет-вей-су-шат-гри-бы, ихшляп-ки-за-со-вы-ва-ют-под-ко-ру-дре-вес-ных-ство-лов. Зимой-бе-личь-и-кла-до-вы-е-за-сы-па-ет-снег. На-хо-дить-за-пасы-по-мо-га-ет-тон-ко-е-о-бо-ня-ни-е-зверь-ков. И-ме-я-тёп-лыйдо-мик-и-за-па-сы-е-ды, бел-ка-не-бо-ит-ся-зи-мы.

Текст с неправильной разбивкой на слова Цели:

        Активизировать словарный запас.

        Развивать зрительное восприятие, умение грамматически оформлять предложения.

Место в системе занятий: на этапе работы над формированием навыков  звуко-слогового анализа и синтеза слов.

Задание: прочтите каждую строчку про себя. Выделите слова, прочтите предложения вслух , делая паузы между словами; запишите полученный текст.

ЕЖИК

(3-й класс) Беж итчере злесную поляну ежик.

Осень юу ежей малодо бычи.

Скрылисью ркие я  щерки.

Вкружки свилисьскользкиез мейки.

Труд нонаходить жу чков.

Восен ниедни готов итхлопот ливый ёжи к жили ще назиму.

Ночью иднём таскаетон в норумягкий мох, души стыелисточки.

При дёт зима.

На кроетнору снежныйсуг роб.

Подпушисты модеялом теплоему.

Тексты , написанные разными шрифтами Цели :

      Развитие внимания, наблюдательности

      Развитие зрительного анализа и синтеза

      Развитие понятийной стороны процесса чтения

Место в системе занятий: на этапе формирования связной речи

Задание : прочитайте последовательно друг за другом тексты , написанные разными шрифтами.

Весна Зима

Наступила На весна. дворе Сталомного тепло. снега. Заяц Сильный  прыгаетмороз . поВера

кочкам. и ЕжихаКатя вылезлавезут из норки. санки . Лисица Коля   с лисятами и играетМитя

на лугу. катаются Весело  на коньках. поют

Ребята чижи.любят Зацвелизиму. ландыши.

Задание : прочитайте последовательно друг за другом тексты , написанные разными шрифтами.

Зверята Дятел

На площадке Выпал молодняка дружно первый живут зверята . снежок . Шаловливые Тишина волчата лежат в лесу. на траве. На снегу Голодные видны следы лисята бегут  зверей к кормушке. и птиц. Косолапые Вдруг медвежата послышался карабкаются стук. на дерево. Полосатые тигрята Это весело играют дятел . с мячом. Голова Вот у дятла по стволу чёрная, ползёт на макушке маленький красная шапочка .  львёнок. Дятлы – Сторожит лесные малышей доктора, смешной они пудель лечат деревья. Черныш.

Текст на восстановление порядка частей Цели:

        Развивать логическое мышление.

        Учить восстанавливать порядок событий.

Место в системе занятий: на этапе формирования связной речи.

Задание: прочитайте части рассказа; установите, в какой последовательности происходили события; прочитайте части в установленном вами порядке; запишите полученный вами текст; каждую часть начинайте с красной строки.

УТЯТА И СТРЕКОЗА

( 3-й класс )

Раз к ним в гости пришёл Алёша. Он грозно накинулся на стрекозу. Стрекоза больше не показывалась во дворе.

Каждое утро хозяйка выносила корм утятам. Они быстро подбегали к тарелке. Но в это время подлетала злая стрекоза и страшно шумела.

Теперь утята хорошо ели и угощали своего друга Алёшу.

Утята пугались и убегали. Весь день бедняжки были голодные. Они боялись подходить к тарелке.

Текст на восстановление порядка предложений

Цели:

        Развивать логическое мышление.

        Учить восстанавливать порядок высказываний.

Место в системе занятий: на этапе

  - развития и совершенствования грамматического оформления речи,

  - формирования связной речи.

Задание: прочитайте предложения; расположите их по порядку; прочитайте полученный текст; запишите его.

Гуси - лебеди

( 2-класс )

Девочка посадила братца у окошка.

Налетели гуси-лебеди и унесли мальчика на крыльях.

Отец с матерью ушли.

Сама она убежала к подружкам.

Дома оставили дочку да сынка маленького.

Текст на восстановление грамматических связей между словами в предложении Цели:

Формировать и развивать умение устанавливать грамматическую связь между прилагательным и существительным.

Место в системе занятий: на этапе

-    развития и совершенствования грамматического оформления речи,

-    формирования связной речи.

Задание: спишите текст, изменяя, если нужно, окончания у прилагательных в скобках.

РОСА

( 4-й класс )

Наступила (ранний) осень. Погода стоит (тёплый ). Дождя не было, а утром трава покрыта блестящими капельками воды. Откуда же появилась вода? Уж не из воздуха ли? Это роса. Она появилась, в самом деле, из воздуха. Ночи стали ( холодный). За ночь остыла земля. В воздухе всегда есть (водяная) пар. Соприкоснувшись с (холодный) предметами или растениями, (водяная) пар превратился в капельки воды. Роса для растений полезна. Росу пьют насекомые, птицы, ящерицы. Роса образуется по утрам.

Текст на восстановление порядка слов в предложении

Цель: формировать умение восстанавливать порядок слов и грамматические связи в предложении.

Место в системе занятий: на этапах закрепления умения различать акустически сходные звуки; обозначения мягкости согласных при помощи мягкого знака; различения и написания предлогов и приставок; формирования связной речи

Задание: прочтите слова каждой строчки; измените их

порядок так, чтобы получилось предложение; запишите полученный текст.

Осень

(2-й класс)

Осень, настала, поздняя.

Ветер, холодный, дует.

Тускло, светит, солнце, осеннее. 

Летят, дружными, птицы, стаями, в, страны, тёплые. В, тишина, стоит, лесу.   

Рысь

( 2-й класс )

Лежала, на, кошка, рыжая, дереве.

Зелёные, и, кошки, были, на ушах, кисточки, у, глаза.

Впились, лапы, в, сильные, пушистые, ствол.

Была , рысь, это.

Жук

(2-й класс) Выбежала, на, лужок, Наташа.

Жука, на, увидела, дороге, она.

Животом, лежал, жук, вверх.

Никак, не, улететь, он, может.

Жука, пожалела, Наташа.

Веткой, перевернула, она, жука.

Пожужжал, жук, крыльями, помахал, улетел, и. 

Ледокол

(3-й класс)

Льдом, покрыто, толстым, море.

Пароходы, и, быстроходные, остановились.

Дорог , дальше, нет, им.

Идет, а, ледокол.

Подминает, льдины, себя, под.

Теперь, льдов, среди, коридор, длинный.

Пароходы, ледоколом, идут, за.

Текст с исключением Цели:

         Активизировать словарный запас.

         Развивать логическое мышление.

         Учит устанавливать смысловые связи между словами.

Место в системе занятий: на этапах

- закрепления умения различать акустически сходные звуки; - обозначения мягкости согласных при помощи мягкого знака;

-различения и написания предлогов и приставок; -формирования связной речи.

Задание: прочитайте текст; найдите в предложениях не подходящие по смыслу слова, исключите их; запишите (прочитайте ) полученный текст; объясните, почему исключили именно эти слова. Сентябрь

( 2-й класс )

Сентябрь. Стоят тёплые зимние деньки. Лес ещё полон жизни, воды. На сосне стучит, танцует дятел.

Слышно, как стрекочут молчаливые сороки. Шуршит под ногами и руками ковёр из жёлтых листьев. А что там краснеет, светится? Под осиной мелькнула красная пушистая шапочка подосиновика. Хорош зелёный лес в сентябре!

Цирк

(3-й класс)

В пятницу мы с собакой ходили в цирк. В центре цирка квадратная арена. Над ней висят яблоки, трапеции и кольца. На кольцах кувыркаются акробаты, по канатам ходят канатоходцы. На арене веселят зрителей грустные клоуны. Они шутят, публика жалобно смеется. По арене носятся кони, на них смелые колючие наездницы. Зрители хлопают ногами. Мне нравится ходить  в цирк.

Литература.

  Городилова В.И., Кудрявцева М. З. Чтение и письмо. Обучение , развитие и исправление недостатков. СПб., М.1995.

  Егоров Т.Т. Очерки психологии обучения чтению. М., 1963. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. СПб., 1995.

  Лалаева Р.И. Нарушения процесса овладения чтением у школьников. М., 1983.

  Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у Младших школьников. СПб., 2002.

  Левина Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей. М., 1940.

  Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших  школьников. М.,1995.

  Понятийно-терминологический словарь логопеда/ Под ред. Селиверстова В.И. М.,1997.

  Тикунова Л.И. примерные проверочные работы по русскому языку/ Начальная школа ,1990, №11.

  Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. Сборник контрольных диктантов и изложений по русскому языку. М.,2012.

Учитель -логопед МБОУ «СШ №12»

Учитель -логопед МБОУ «СШ №12»

Недостатки чтения и письма у детей– одна из актуальных проблем логопедии, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний

Недостатки чтения и письма у детей– одна из актуальных проблем логопедии, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний

Различение и узнавание букв —

Различение и узнавание букв —

В формировании навыка чтения можно выделить 4 ступени (Егоров

В формировании навыка чтения можно выделить 4 ступени (Егоров

"Работа с деформированными текстами, как средство коррекции чтения и письма младших школьников"

"Работа с деформированными текстами, как средство коррекции чтения и письма младших школьников"

Одним из приемов коррекции недостатков речевого развития является работа с деформированными текстами разного вида, восстановить которые предлагается как в устной, так и в письменной форме

Одним из приемов коррекции недостатков речевого развития является работа с деформированными текстами разного вида, восстановить которые предлагается как в устной, так и в письменной форме

Текст - законченное, целостное в содержательном и структурном отношении речевое произведение; продукт порождения(производства) речи, отчужденный от субъекта речи(говорящего) и, в свою очередь, являющийся основным объектом…

Текст - законченное, целостное в содержательном и структурном отношении речевое произведение; продукт порождения(производства) речи, отчужденный от субъекта речи(говорящего) и, в свою очередь, являющийся основным объектом…

В зависимости от типа нарушений целостности текста их можно разделить на несколько групп: 1

В зависимости от типа нарушений целостности текста их можно разделить на несколько групп: 1

Работа с деформированными текстами ведется с целью: •

Работа с деформированными текстами ведется с целью: •

Приучать детей к самостоятельной творческой работе

Приучать детей к самостоятельной творческой работе

Тексты с «Кляксой» Цели: •

Тексты с «Кляксой» Цели: •

Задание : Сережа рисовал за столом брата и закапал красками тетрадь

Задание : Сережа рисовал за столом брата и закапал красками тетрадь

К каменистому островку на всех парусах подошёл корабль

К каменистому островку на всех парусах подошёл корабль

У самого леса, уже под деревьями, цветет иван-да-марья

У самого леса, уже под деревьями, цветет иван-да-марья

Развивать орфографическую зоркость и умение применять изученные орфографические правила на практике

Развивать орфографическую зоркость и умение применять изученные орфографические правила на практике

Насдал жаркий июль. Деплый тожть освежил поля, луга и леса

Насдал жаркий июль. Деплый тожть освежил поля, луга и леса

Зтоит золнечный февральзкий денёк

Зтоит золнечный февральзкий денёк

Прилетают к кормушкам синицки. шагают по уличе голубки

Прилетают к кормушкам синицки. шагают по уличе голубки

Подготовительная работа : задания на различение артикуляционно и акустически сходных звуков на уровне слогов, слов

Подготовительная работа : задания на различение артикуляционно и акустически сходных звуков на уровне слогов, слов

Это хи…ная рыба – удиль…ик. Живёт эта рыба в …ёрной глубине морей

Это хи…ная рыба – удиль…ик. Живёт эта рыба в …ёрной глубине морей

В лютые моро…ы большущий …верь крепко …пит

В лютые моро…ы большущий …верь крепко …пит

Формировать полноценные представления о звуковом составе слова •

Формировать полноценные представления о звуковом составе слова •

Задание : спишите(прочитайте) текст, вставляя пропущенные буквы, обозначьте орфограммы, подберите проверочные слова

Задание : спишите(прочитайте) текст, вставляя пропущенные буквы, обозначьте орфограммы, подберите проверочные слова

М…рской к…нёк ж…вёт у берега среди м…рской тр…вы

М…рской к…нёк ж…вёт у берега среди м…рской тр…вы

Развивать пространственные представления, их выражение посредством предлогов

Развивать пространственные представления, их выражение посредством предлогов

Жили в разных селах две козы раз отправились они щипать

Жили в разных селах две козы раз отправились они щипать

О погоде (3-й класс) По прогнозам синоптиков, в этом году ожидаются зима, весна, лето и осень возможны кратковременные осадки, кратковременные дожди, оттепели, снегопады, метели, грозы…

О погоде (3-й класс) По прогнозам синоптиков, в этом году ожидаются зима, весна, лето и осень возможны кратковременные осадки, кратковременные дожди, оттепели, снегопады, метели, грозы…

Цели: • Активизировать словарный запас

Цели: • Активизировать словарный запас

Задание : прочтите про себя каждую строку; разбейте ее на слова; прочитайте предложение вслух, делая паузы между словами; спишите текст, деля предложения на слова

Задание : прочтите про себя каждую строку; разбейте ее на слова; прочитайте предложение вслух, делая паузы между словами; спишите текст, деля предложения на слова

Послеобедаученикивыходятизшколы

Послеобедаученикивыходятизшколы

Наветочкахберезкилопнуликлейкиелисточки

Наветочкахберезкилопнуликлейкиелисточки

Развивать зрительное восприятие

Развивать зрительное восприятие

ТЯНУТЬ КАНИТЕЛЬ (3 – 4-й класс)

ТЯНУТЬ КАНИТЕЛЬ (3 – 4-й класс)

Формировать и развивать умение выделять слова в потоке слогов, грамматически оформлять предложения

Формировать и развивать умение выделять слова в потоке слогов, грамматически оформлять предложения

В парке (2-й класс) Я-гу-ля-ю-по-пар-ку

В парке (2-й класс) Я-гу-ля-ю-по-пар-ку

На-хо-дить-за-пасы-по-мо-га-ет-тон-ко-е-о-бо-ня-ни-е-зверь-ков

На-хо-дить-за-пасы-по-мо-га-ет-тон-ко-е-о-бо-ня-ни-е-зверь-ков

Место в системе занятий : на этапе работы над формированием навыков звуко-слогового анализа и синтеза слов

Место в системе занятий : на этапе работы над формированием навыков звуко-слогового анализа и синтеза слов

Труд нонаходить жу чков. Восен ниедни готов итхлопот ливый ёжи к жили ще назиму

Труд нонаходить жу чков. Восен ниедни готов итхлопот ливый ёжи к жили ще назиму

Развитие понятийной стороны процесса чтения

Развитие понятийной стороны процесса чтения

Ежиха Катя вылезла везут из норки

Ежиха Катя вылезла везут из норки

Косолапые Вдруг медвежата послышался карабкаются стук

Косолапые Вдруг медвежата послышался карабкаются стук

Место в системе занятий : на этапе формирования связной речи

Место в системе занятий : на этапе формирования связной речи

Каждое утро хозяйка выносила корм утятам

Каждое утро хозяйка выносила корм утятам

Место в системе занятий : на этапе — - развития и совершенствования грамматического оформления речи, — - формирования связной речи

Место в системе занятий : на этапе — - развития и совершенствования грамматического оформления речи, — - формирования связной речи

Девочка посадила братца у окошка

Девочка посадила братца у окошка

Формировать и развивать умение устанавливать грамматическую связь между прилагательным и существительным

Формировать и развивать умение устанавливать грамматическую связь между прилагательным и существительным

РОСА ( 4-й класс ) Наступила (ранний) осень

РОСА ( 4-й класс ) Наступила (ранний) осень

Росу пьют насекомые, птицы, ящерицы

Росу пьют насекомые, птицы, ящерицы

Задание : прочтите слова каждой строчки; измените их порядок так, чтобы получилось предложение; запишите полученный текст

Задание : прочтите слова каждой строчки; измените их порядок так, чтобы получилось предложение; запишите полученный текст

Рысь ( 2-й класс ) Лежала, на, кошка, рыжая, дереве

Рысь ( 2-й класс ) Лежала, на, кошка, рыжая, дереве
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.11.2020