«Кто сдавал ЕГЭ по русскому языку в прошлые годы,
поделитесь шпаргалками к сочинению. Эта работа творческая, за нее ставят самые высокие баллы».
«Еще бы не ставили! Дома над сочинением неделю сидишь, а тут надо за 3 часа сделать 26 заданий и еще нарисовать что-то вразумительное в 27! Какое тут творчество, если порой такой текст попадается, что невозможно понять, о чем писать!»
«Полгода до экзамена осталось, я текст понимаю, а написать сочинение по нему не могу!»
«Постановление о Царскосельском Лицее», 1810 г.
Успехи в словесности должны быть при окончании курса доведены до такой степени, чтобы воспитанники на всякую данную материю, по знаниям их и возрасту соразмерную, могли сами написать сочинение правильное, ясное и по летам их изящное, но простое, невысокопарное.
М.М. Сперанский
Формулировка задания №27
Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его. Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Фрагмент из повести А.П. Чехова «Моя жизнь»:
«...Когда-то я мечтал о духовной деятельности, воображая себя то учителем, то врачом, то писателем, но мечты так и остались мечтами. Наклонность к умственным наслаждениям — например, к театру и чтению — у меня была развита до страсти, но была ли способность к умственному труду — не знаю. В гимназии у меня было непобедимое отвращение к греческому языку, так что меня должны были взять из четвёртого класса. Долго ходили репетиторы и приготовляли меня в пятый класс, потом я служил по различным ведомствам. Проводя большую часть дня совершенно праздно... Настоящего умственного труда я не знал никогда...»
Фрагмент из повести А.П. Чехова «Моя жизнь»:
«...Когда-то я мечтал о духовной деятельности, воображая себя то учителем, то врачом, то писателем, но мечты так и остались мечтами. Наклонность к умственным наслаждениям — например, к театру и чтению — у меня была развита до страсти, но была ли способность к умственному труду — не знаю. В гимназии у меня было непобедимое отвращение к греческому языку, так что меня должны были взять из четвёртого класса. Долго ходили репетиторы и приготовляли меня в пятый класс, потом я служил по различным ведомствам. Проводя большую часть дня совершенно праздно... Настоящего умственного труда я не знал никогда...»
«Я» рассказчика противоположное авторскому «я»:
жизнь А.П. Чехова — это непрерывный умственный труд, а праздное существование писатель просто ненавидел.
Рассказ А.П. Чехова «Моя "она"» ещё ярче подчёркивает различие автора и рассказчика
«Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. Правы они или нет, но я знаю только, что я не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти. Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от неё, — связь, стало быть, крепкая, прочная... Но не завидуйте, юная читательница!.. Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий.
Во-первых, моя «она», не отступая от меня день и ночь, не даёт мне заниматься делом. Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой... Я пишу эти строки, а она толкает меня под локоть и ежесекундно, как древняя Клеопатра не менее древнего Антония, манит меня к ложу.
Во-вторых, она разоряет меня, как французская кокотка. За её привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом... По её милости я хожу раздет, живу в дешёвом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. Всё, всё пожирает она, ненасытная! Я ненавижу её, презираю... Давно бы пора развестись с ней, но не развёлся я до сих пор не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи... Детей у нас пока нет... Хотите знать её имя? Извольте... Оно поэтично и напоминает Лилю, Лелю, Нелли... Её зовут — Лень».
Создатель художественного произведения, в котором отражается его мировоззрение и реализуется индивидуальный авторский стиль.
Реализует собственный творческий замысел, разрабатывая фабулу, выстраивая сюжет, соединяя фрагменты текста в единое композиционное целое.
Рассказчик = Я
Один из персонажей произведения, от имени которого ведётся повествование о судьбе героев или о событиях, составляющих содержание литературного произведения.
Принимает участие в событиях и повествует о них.
Только повествует о событиях.
Может выражать авторскую позицию по отношению к изображаемым событиям
«Кто знает, какая проблема рассматривается в тексте?
Автор ее часто маскирует!»
«Комментарий проблемы…
Перескажи своими словами часть текста - и все!»
«Хорошо, когда автор свою позицию в каком-нибудь предложении объясняет! А то так закрутит, что не найдешь!»
Как определить проблему в художественном тексте?(К1)
Как написать комментарий в сочинении, если вам попадется художественный текст? (К2)
Как определить позицию автора?(К3)
авторская позиция «спрятана» в контексте, выражена опосредованно
анализируем ситуации,
поступки героев, их мысли, диалоги,
средства выразительности,
находим ключевые слова
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ЗАДАНИЕ 22!
Там бывает сказано, где рассказчик, а где автор!
На каких примерах автор раскрывает проблему?
Какие факты, события, поступки героев заслуживают особого внимания? Почему?
Есть ли в тексте значимые художественные детали? В чём их значимость?
Какие средства выразительности помогают автору донести свои мысли до читателя?
Каков эмоциональный отклик автора на изображаемые события?
Комментарий художественного текста
Позиция автора :
Каково отношение автора к изображаемому?
(1)В оранжерее графов N происходила распродажа цветов. (2)Покупателей было мало: я, мой сосед-помещик и молодой купец, торгующий лесом. (3)Пока работники выносили наши волшебные покупки и укладывали их на телеги, мы сидели у входа в оранжерею и беседовали о том о сём. (4)В тёплое апрельское утро сидеть в саду, слушать птиц и видеть, как вынесенные на свободу цветы нежатся на солнце, было чрезвычайно приятно.
(5)Укладыванием растений распоряжался сам Михаил Карлович, садовник, почтенный старик с бритым лицом, в меховой жилетке, без сюртука. (6)Он всё время молчал, но прислушивался к нашему разговору и ждал, не скажем ли мы чего-нибудь новенького. (7)Это был умный, очень добрый и всеми уважаемый человек.
(8) - Этот вот молодчик, рекомендую, ужасный негодяй, - сказал мой сосед, указывая на работника со смуглым цыганским лицом, который проехал мимо на бочке с водой. (9) - На прошлой неделе его судили в городе за грабёж и оправдали. (10)Признали его душевнобольным, а между тем взгляните на рожу, он здоровёхонек. (11)В последнее время в России уж очень часто оправдывают негодяев, объясняя всё болезненным состоянием, между тем эти оправдательные приговоры, это очевидное послабление и потворство, к добру не ведут. (12)Они деморализуют массу, чувство справедливости притупилось у всех, так как привыкли уже видеть порок безнаказанным, и, знаете ли, про наше время смело можно сказать словами Шекспира: «В наш злой, развратный век и добродетель должна просить прощенья у порока».
(13) - Это верно, верно, - согласился купец. (14) - Оттого, что оправдывают в судах, убийств и поджогов стало гораздо больше. (15)Спросите-ка у мужиков.
(16)Садовник Михаил Карлович обернулся к нам и сказал:
(17) - Что касается меня, господа, то я всегда с восторгом встречаю оправдательные приговоры. (18)Я не боюсь за нравственность и за справедливость, когда говорят «невиновен», а, напротив, чувствую удовольствие. (19)Даже когда моя совесть говорит мне, что, оправдав преступника, присяжные сделали ошибку, то и тогда я торжествую. (20)Судите сами, господа: если судьи и присяжные верят более человеку, чем уликам, вещественным доказательствам и речам, то разве эта вера в человека сама по себе не выше всяких житейских соображений?
(По А. П. Чехову)
Герои текста А. П. Чехова
Я - рассказчик
Сосед - помещик
Молодой купец, торгующий лесом
Михаил Карлович, садовник
«Почтенный старик»
«Молчал, но прислушивался»
«Был умный, добрый…
всеми
уважаемый человек» (пр.5-7)
Работник со смуглым цыганским лицом
Указал на проехавшего мимо «молодчика»
«Оправдательные приговоры к добру не ведут…
деморализуют массу, чувство справедливости притупилось у всех…привыкли видеть порок безнаказанным» (пр.11,12)
«Судили за грабёж, оправдали…» (совершил преступление)
Согласился
С восторгом встречает оправдательные приговоры; чувствует удовольствие, когда говорят «невиновен»;
« Разве эта вера в человека не выше всяких житейских соображений?» (пр.17,18,19)
П
Р
О
Т
И
В
О
С
Т
А
В
Л
Е
Н
И
Е
Позиция автора
Размышляя над проблемой, А. П. Чехов привлекает наше внимание к диалогу, представленному в тексте. Устами героев писатель озвучивает две совершенно противоположные точки зрения по поводу оправдательных приговоров. Автор обращает наше внимание на слова соседа – помещика: «Оправдательные приговоры «деморализуют массу», делают порок безнаказанным». С этой точкой зрения соглашается молодой купец. Реплики героев позволяют понять, что они едины во мнении: «оправдательные приговоры» приводят к росту преступлений.
Вступление
Смысловые отношения
1 пример
Пояснение
К2. Комментарий к тексту
Однако симпатии писателя на стороне «доброго и всеми уважаемого» Михаила Карловича, который говорит: «Я всегда с восторгом встречаю оправдательные приговоры» и задаётся вопросом «разве не вера в человека выше всяких житейских соображений?» Тем самым мы осознаем, что оправдательный приговор – это проявление гуманного отношения к человеку.
2 пример
Пояснение
К2. Комментарий к тексту
Позиция автора выражена опосредованно*, через точку зрения садовника: преступление, совершённое человеком, можно оправдать, так как тому нужно дать второй шанс изменить свою жизнь.
*Данный не непосредственно, а через посредство чего-нибудь другого. (Словарь С.А. Ожегова)
К3. Позиция автора
Сочинение по тексту А. П. Чехова
Преступление…Можно ли его оправдать? Заслуживают ли люди, обвиняемые в совершении преступления, доверия к себе? Над этими вопросами задумывается автор текста, предложенного нам для анализа.
Размышляя над проблемой, А. П. Чехов привлекает наше внимание к диалогу, представленному в тексте. Устами героев писатель озвучивает две совершенно противоположные точки зрения по поводу оправдательных приговоров. Автор обращает наше внимание на слова соседа – помещика: «Оправдательные приговоры «деморализуют массу», делают порок безнаказанным». С этой точкой зрения соглашается молодой купец. Реплики героев позволяют понять, что они едины во мнении: «оправдательные приговоры» приводят к росту преступлений.
Однако симпатии писателя на стороне «доброго и всеми уважаемого человека» Михаила Карловича, который говорит: «Я всегда с восторгом встречаю оправдательные приговоры» и задаётся вопросом «разве не вера человека выше всяких житейских соображений?» Тем самым мы осознаем, что оправдательный приговор – это проявление гуманного отношения к человеку.
Позиция автора выражена опосредованно, через точку зрения садовника: преступление, совершённое человеком, можно оправдать, так как тому нужно дать второй шанс изменить свою жизнь.
Я согласен……..Действительно…..Аргумент…
Подводя итог, хочу сказать, что…
(1)Тёмной осенней холодной ночью сидит в канаве собака. (2)И никому на свете не помочь ей сейчас. (3)А ей надо, очень надо идти к своей двери. (4)Бим попробовал подпрыгнуть, но упал. (5)Куда там! (6)И пошёл обратно по своему же следу, тихо, осторожно, прислушиваясь и в то же время нет-нет да и ощупывая стены. (7)В одном месте он обнаружил небольшую осыпь, стал на неё, приподнялся на заднюю лапу -теперь передние достали до отвала. (8)И Бим начал грести землю сверху вниз, под себя; чем больше он работал, тем выше становилась осыпь. (9)Бим отдыхал и работал вновь. (10)Наконец-то он смог опереться грудью о край канавы, но зато землю с отвала достать уже не мог. (П)Тогда он спустился вниз по своей горочке, полежал. (12)Так захотелось завыть, позвать хозяина или Толика, завыть дико, на весь город! (13)Но Бим обязан молчать - ведь он спутал след и притаился. (14)Вдруг он решительно встал, попятился от накопанного им холмика и, забыв о боли, взмахнул всем телом, как тряпкой, подскочил на холмике на обе задние ноги и упал на самый край канавы, в то углубление, что отрыл сам же, спуская вниз землю. (15)Как он смог превозмочь неимоверную боль и немощь? (16)Кто ж его знает... (17)Как, например, волк отгрызает себе лапу, защемлённую капканом? (18)Никто не скажет, как это возможно - своими же зубами перегрызть свою же ногу. (19)Можно ведь только предполагать, что волк делает это из инстинктивного стремления к свободе, а Бим забыл самого себя из-за неудержимого стремления к двери доброты и доверия. (20)Как бы там ни было, а Бим выбрался из западни и лежал в той ямке наверху.
(21)Ночь была холодная. (22)Город спал, каменно-железный, потихоньку скрежещущий даже ночью, и Бим долго ещё слушал и слушал. (23)Продрогнув, он всё-таки пошёл. (24)По пути он забрёл в открытый подъезд одного из домов, и только потому, что надо было обязательно прилечь, хотя бы на короткое время, - настолько он стал слаб. (25)Ложиться прямо на улице нельзя - погибнешь (он видел не раз собак, раздавленных автомобилем). (26)Да и холодно на асфальте. (27)А там, в подъезде, он прижался к тёплому радиатору и уснул.
(28)В чужом подъезде глубокой ночью спит чужая собака.
(29)Не обижайте такую собаку.
(По Г.Н. Троепольскому)
«сидит в канаве» (пр.1)
«никому на свете не помочь ей сейчас» (пр.2)
«отдыхал и работал вновь» (пр.9)
«захотелось завыть, позвать хозяина или Толика, завыть дико, на весь город!» (пр.12)
«взмахнул всем телом, как тряпкой» (пр.14)
«он смог превозмочь неимоверную боль и немощь»(пр. 15)
«Бим забыл самого себя из-за неудержимого стремления к двери доброты и доверия»(пр. 19)
«выбрался из западни» (пр. 20)
Смысловая связь – обобщение
«В чужом подъезде глубокой ночью спит чужая собака. Не обижайте такую собаку» (лексический повтор)
Мысли автора
Образ Бима
глазами рассказчика
Размышляя над проблемой, Г. Н. Троепольский рассказывает историю собаки, потерявшей хозяина: ей «захотелось завыть, позвать хозяина, завыть дико, на весь город». Автор обращает наше внимание на то, что в канаве сидит собака, «никому на свете не помочь ей сейчас». Бим пытается выбраться из неё («отдыхал и работал вновь»), но ничего не получается. Тем самым писатель показывает, что прирученное животное должно быть окружено вниманием хозяина.
Далее Г. Н. Троепольский отмечает: для выживания и воссоединения со своим хозяином Бим прикладывает много усилий, выбравшись «из западни», он смог «превозмочь неимоверную боль и немощь». Писатель сравнивает собаку, стремящуюся «к двери доброты и доверия» с волком, отгрызающим себе лапу и инстинктивно стремящимся «к свободе». Автор даёт нам понять, что проделанный путь Бимом не привёл к желаемому результату. Обобщая сказанное, Г. Н. Троепольский, используя лексический повтор, призывает нас к тому, чтобы мы не обижали «такую собаку».
Автор подводит нас к мысли о том, что в трудных ситуациях животные, привыкшие жить среди людей, нуждаются, испытывая боль и страдания, в помощи человека, который несёт за них ответственность.
Сочинение по тексту Г.Н. Троепольского
Как выжить животным в трудной ситуации? Нуждаются ли животные в помощи людей? Должны ли люди заботиться о животных? Над этими вопросами задумывается автор текста, предложенного нам для анализа.
Размышляя над проблемой, Г. Н. Троепольский рассказывает историю собаки, потерявшей хозяина: ей «захотелось завыть, позвать хозяина, завыть дико, на весь город». Автор обращает наше внимание на то, что в канаве сидит собака, «никому на свете не помочь ей сейчас». Бим пытается выбраться из неё («отдыхал и работал вновь»), но ничего не получается. Тем самым писатель показывает, что прирученное животное должно быть окружено вниманием хозяина.
Далее Г. Н. Троепольский отмечает: для выживания и воссоединения со своим хозяином Бим прикладывает много усилий, выбравшись «из западни», он смог «превозмочь неимоверную боль и немощь». Так автор сравнивает собаку, стремящуюся «к двери доброты и доверия» с волком, отгрызающим себе лапу и инстинктивно стремящимся «к свободе». Писатель даёт нам понять, что проделанный путь Бимом не привёл к желаемому результату. Обобщая сказанное, Г. Н. Троепольский, используя лексический повтор, призывает нас к тому, чтобы мы не обижали «такую собаку».
Автор подводит нас к мысли о том, что в трудных ситуациях животные, привыкшие жить среди людей, нуждаются, испытывая боль и страдания, в помощи человека, который несёт за них ответственность.
Не могу не согласиться с мнением автора….(моё мнение) . Аргумент…
Подводя итог, хочу сказать:….
Не забывайте!
Образ рассказчика является важным средством композиционной организации текста.
Образ рассказчика возникает при повествовании от первого лица(= я).
Такое повествование — один из способов реализации авторской позиции в художественном тексте.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.