Работа с карточками
Карточки бывают двух видов: 1) карточки, содержащие текст для анализа, и 2) карточки с отдельными орфограммами. Как те, так и другие карточки используются в основном при закреплении и проверке знаний учащихся. Так как этот вид работы представляется детям младшего школьного возраста своеобразной игрой, то он обычно вызывает у них особый интерес и активизирует их внимание. Карточки можно использовать при изучении не только грамматического, но и орфографического материала.
Покажем, как проводится работа с карточками, содержащими текст для анализа, при изучении спряжения глаголов.
Карточки с пословицами составляются заранее по количеству учащихся в классе. Задание, которое должны выполнить ученики, одинаково для всех, поэтому удобнее его не писать в карточках, а после разъяснения написать на доске. Каждый ученик, получив карточку с пословицами, должен переписать их в тетрадь, подчеркнуть личное окончание глагола и определить, к какому спряжению он относится. Приведем примерное содержание карточек по теме «I и II спряжения глаголов».
1-й вариант
1. Говорят в Москве, а слушают по всей стране.
2. Кто сеет мир, пожнет счастье.
3. Правда ни в огне не горит, ни в воде не тонет.
4. Земля зимой силу копит, а летом отдает.
5. Ложь дружбу губит, почему дружба ее и не любит.
6. Кто мало говорит, тот больше делает.
7. На час отстанешь — в день не догонишь.
8. Ударь кремнем о кремень — и добудешь огонь, не ударишь — не получишь и дыма.
9. Без росы и трава не растет.
2-й вариант
1. Дорога матушка Москва: за золото не купишь, силой не возьмешь.
2. Все реки текут в море, все дороги ведут в Москву.
3. Кто любит науки, тот не знает скуки.
4. Усердным трудом все получишь, а лениться будешь — все потеряешь.
5. Кто говорит, тот сеет, кто слушает — пожинает.
6. Скажешь — не воротишь, напишешь — не сотрешь, отрубишь — не приставишь.
3-й вариант
1. Мир строит, война разрушает.
2. Наука хлеба не просит, а сама хлеб дает.
3. Солнце сияет, а месяц светит.
4. Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.
5. Маленькая ложь за собой большую ведет.
6. Уходит день — не привяжешь за плетень.
7. Кто спит весною, плачет зимою.
8. Журавль летает высоко, да видит далеко.
Аналогичную работу с карточками можно провести при повторении правописания глаголов 2-го лица единственного числа, а также при закреплении правописания частицы не с глаголами.
Приведем образцы карточек с пословицами и поговорками, которые рекомендуем использовать на таких уроках.
Задание 1. При списывании дописать окончания глаголов 2-го лица. Подчеркнуть окончание -ешь одной чертой, -ишь — двумя чертами.
1-й вариант
1. С малого начинай — достигне... большого.
2. Летом не собере..., зимой не найде....
3. Если не сдержи... слова, не сдержи... и клятвы.
4. Завяже... пояс на ходу, на ходу он и развяжется.
5. Снег с углем не смешае... .
6. Железо не откуе... — плуга не сделае... .
2-й вариант
1. Обдумай то, о чем говори..., даже когда шути... .
2. На час отстане... — в день не догони... .
3. Ветер не привяже..., тень не схвати... .
4. Семь раз упаде..., восьмой раз встане... .
5. Упаде... в воду, сухим не выйде... .
6. Пальцем хлеба не отреже... .
3-й вариант
1. Что в детстве приобрете..., на то в старости обопремся.
2. Начне... в учении с малого, постигне... и большое.
3. Как поработае... — так и пое... .
4. Сожме... — кулак, разожм... — ладонь.
5. Из пасти льва добычу не вытащи... .
6. Семена не отбере... — урожай не собере... .
Задание 2. При списывании вместо точек перед глаголом вставить отрицание не и подчеркнуть его вместе с глаголом.
1-й вариант
1. Слово зря ... молвится.
2. Кто в Москве ... бывал, красоты ... не видал.
3. Слёзы не бусы — обронишь, ... соберешь.
4. Кто ... сеет, тот ... жнет.
2-й вариант
1. По шилу кулаком ... ударишь.
2. За твоим языком ... поспеешь босиком.
3. Не стыдно ... знать — стыдно ... учиться.
4. Хвастать ... косить, спина ... болит.
3-й вариант
1. Торопливость делу ... помогает.
2. Семена ... отберешь — урожай ... соберешь.
3. Враг побежит, если ты ... побежишь.
4. ... разгрызешь ореха, так ... съешь и ядра.
Карточки с отдельными орфограммами используются в основном при закреплении орфографических правил, хотя могут быть использованы и при повторении грамматики.
Такой вид работы можно организовать при повторении правописания глаголов 3-го лица с частицей -ся и неопределенной формы глаголов с частицей -ся. Для этого каждый ученик готовит две карточки, на одной из которых крупными буквами красным карандашом пишет -тся, а на другой черным карандашом пишет -ться. На уроке учитель читает пословицы, а учащиеся, определив форму глагола, поднимают соответствующую карточку.
Приведем пословицы, которые могут быть использованы на этом уроке.
• Пшеница боится позднего дождя.
• Цветок не распустится — плод не завяжется.
• Науке учиться — старости нет.
• Железо без употребления покрывается ржавчиной.
• Золото и в болоте светится.
• Чтобы овладеть высоким мастерством, надо много трудиться.
• Нет реки, через которую нельзя было бы переправиться.
• Сталь ломается, но не гнется.
• Лиса дважды в капкан не попадается.
• Только трус отрекается от своего слова.
• Кто в воду падает, тому нечего бояться дождя.
• Трудолюбию учатся три года, лени — три дня.
• Когда гусеница хочет растянуться, она сначала сжимается.
• Цветы опадают, аромат остается.
• На миру и работа спорится.
• Будешь лениться — узнаешь голод.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.