Работа с карточками

  • docx
  • 01.01.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Работа с карточками.docx

Работа с карточками

Карточки бывают двух видов: 1) карточки, содержащие текст для анализа, и 2) карточки с отдельными орфограммами. Как те, так и другие карточки используются в основном при закреплении и проверке знаний учащихся. Так как этот вид работы представляется детям младшего школьного возраста своеобразной игрой, то он обычно вызывает у них особый интерес и активизирует их внимание. Карточки можно использовать при изучении не только грамматического, но и орфографического материала.

Покажем, как проводится работа с карточками, содержащими текст для анализа, при изучении спряжения глаголов.

Карточки с пословицами составляются заранее по количеству учащихся в классе. Задание, которое должны выполнить ученики, одинаково для всех, поэтому удобнее его не писать в карточках, а после разъяснения написать на доске. Каждый ученик, получив карточку с пословицами, должен переписать их в тетрадь, подчеркнуть личное окончание глагола и определить, к какому спряжению он относится. Приведем примерное содержание карточек по теме «I и II спряжения глаголов».

1-й вариант

1. Говорят в Москве, а слушают по всей стране.

2. Кто сеет мир, пожнет счастье.

3. Правда ни в огне не горит, ни в воде не тонет.

4. Земля зимой силу копит, а летом отдает.

5. Ложь дружбу губит, почему дружба ее и не любит.

6. Кто мало говорит, тот больше делает.

7. На час отстанешь — в день не догонишь.

8. Ударь кремнем о кремень — и добудешь огонь, не ударишь — не получишь и дыма.

9. Без росы и трава не растет.

2-й вариант

1. Дорога матушка Москва: за золото не купишь, силой не возьмешь.

2. Все реки текут в море, все дороги ведут в Москву.

3. Кто любит науки, тот не знает скуки.

4. Усердным трудом все получишь, а лениться будешь — все потеряешь.

5. Кто говорит, тот сеет, кто слушает — пожинает.

6. Скажешь — не воротишь, напишешь — не сотрешь, отрубишь — не приставишь.

3-й вариант

1. Мир строит, война разрушает.

2. Наука хлеба не просит, а сама хлеб дает.

3. Солнце сияет, а месяц светит.

4. Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.

5. Маленькая ложь за собой большую ведет.

6. Уходит день — не привяжешь за плетень.

7. Кто спит весною, плачет зимою.

8. Журавль летает высоко, да видит далеко.

Аналогичную работу с карточками можно провести при повторении правописания глаголов 2-го лица единственного числа, а также при закреплении правописания частицы не с глаголами.

Приведем образцы карточек с пословицами и поговорками, которые рекомендуем использовать на таких уроках.

Задание 1. При списывании дописать окончания глаголов 2-го лица. Подчеркнуть окончание -ешь одной чертой, -ишь — двумя чертами.

1-й вариант

1. С малого начинай — достигне... большого.

2. Летом не собере..., зимой не найде....

3. Если не сдержи... слова, не сдержи... и клятвы.

4. Завяже... пояс на ходу, на ходу он и развяжется.

5. Снег с углем не смешае... .

6. Железо не откуе... — плуга не сделае... .

2-й вариант

1. Обдумай то, о чем говори..., даже когда шути... .

2. На час отстане... — в день не догони... .

3. Ветер не привяже..., тень не схвати... .

4. Семь раз упаде..., восьмой раз встане... .

5. Упаде... в воду, сухим не выйде... .

6. Пальцем хлеба не отреже... .

3-й вариант

1. Что в детстве приобрете..., на то в старости обопремся.

2. Начне... в учении с малого, постигне... и большое.

3. Как поработае... — так и пое... .

4. Сожме... — кулак, разожм... — ладонь.

5. Из пасти льва добычу не вытащи... .

6. Семена не отбере... — урожай не собере... .

Задание 2. При списывании вместо точек перед глаголом вставить отрицание не и подчеркнуть его вместе с глаголом.

1-й вариант

1. Слово зря ... молвится.

2. Кто в Москве ... бывал, красоты ... не видал.

3. Слёзы не бусы — обронишь, ... соберешь.

4. Кто ... сеет, тот ... жнет.

2-й вариант

1. По шилу кулаком ... ударишь.

2. За твоим языком ... поспеешь босиком.

3. Не стыдно ... знать — стыдно ... учиться.

4. Хвастать ... косить, спина ... болит.

3-й вариант

1. Торопливость делу ... помогает.

2. Семена ... отберешь — урожай ... соберешь.

3. Враг побежит, если ты ... побежишь.

4. ... разгрызешь ореха, так ... съешь и ядра.

Карточки с отдельными орфограммами используются в основном при закреплении орфографических правил, хотя могут быть использованы и при повторении грамматики.

Такой вид работы можно организовать при повторении правописания глаголов 3-го лица с частицей -ся и неопределенной формы глаголов с частицей -ся. Для этого каждый ученик готовит две карточки, на одной из которых крупными буквами красным карандашом пишет -тся, а на другой черным карандашом пишет -ться. На уроке учитель читает пословицы, а учащиеся, определив форму глагола, поднимают соответствующую карточку.

Приведем пословицы, которые могут быть использованы на этом уроке.

• Пшеница боится позднего дождя.

• Цветок не распустится — плод не завяжется.

• Науке учиться — старости нет.

• Железо без употребления покрывается ржавчиной.

• Золото и в болоте светится.

• Чтобы овладеть высоким мастерством, надо много трудиться.

• Нет реки, через которую нельзя было бы переправиться.

• Сталь ломается, но не гнется.

• Лиса дважды в капкан не попадается.

• Только трус отрекается от своего слова.

• Кто в воду падает, тому нечего бояться дождя.

• Трудолюбию учатся три года, лени — три дня.

• Когда гусеница хочет растянуться, она сначала сжимается.

• Цветы опадают, аромат остается.

• На миру и работа спорится.

• Будешь лениться — узнаешь голод.