Администрация Муниципального образования город Саратов
Администрация Ленинского района отдел образования
РАБОТА С КОНТУРНЫМИ КАРТАМИ
НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ.
Выполнила
учитель географии
МАОУ «Медико -
биологический лицей»
Лункина Елена Викторовна
Саратов 2017
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Из истории контурных карт
Глава 2. Значение контурных карт в изучении школьного курса географии
2.1. Результаты опроса учащихся.
2.2. Значение использования контурных карт на уроках географии.
Глава 3. Приемы и методы работы с контурными картами
3.1. Правила работы с контурными картами
3.2. Критерии оценки контурных карт
3.3. Приемы работы с контурными картами и контурами на уроках географии
Глава 4. Анализ заданий, представленных в контурных картах УМК издательства
«Дрофа» классической линии.
Заключение
Список используемых источников
«Карта есть «альфа и омега» географии.
От карты всякое географическое
исследование исходит и к карте приходит,
с карты начинается и картой кончается».
/Баранский Н. Н./
Введение
Современный учитель географии обладает обширным инструментарием для проведения урока, соответствующего требованиям ФГОС. Но, несмотря на это, трудно представить изучение науки о Земле без такого известного учебного пособия, как контурные карты.
Контурная карта является основой для выполнения практических работ по географии. Работая с контурными картами, ребенок имеет возможность развивать внимание, зрительную память и логику. Использование контурных карт позволяет формировать у учащихся чувство пространства, умение по географической основе определять взаиморасположение объектов, особенности конкретной территории. Систематическое использование на уроках географии контурных карт способствует запоминанию картографического содержания и формированию умения по словесной географической характеристике территории определять её положение на карте. Оформление контурной карты требует точности и аккуратности, соблюдения ряда правил.
На сегодняшний день существует ряд противоречивых мнений о целесообразности использования данного пособия на уроках. На прилавках книжных магазинов можно видеть огромное разнообразие контурных карт и большую вариативность предлагаемых в них заданий. Конечно, выбор данного пособия напрямую связан и используемым УМК. Но, как же выбрать из большого разнообразия наиболее интересные и значимые задания, чтобы они были более результативными.
Поэтому, целью моей работы является выяснить, значение использования контурных карт на современных уроках географии, остановиться на приемах и методах, позволяющих сделать работу с данным пособием более интересным и практически значимым.
Задачи:
1. Познакомиться с историей использования контурных карт в образовательном процессе.
2. Проанализировать результаты социологического опроса учащихся на данную тему. Определить значение применения контурных карт на уроках.
3. Определить практические приемы и методы работы с контурными картами и контурами географических объектов.
4. Проанализировать задания на контурных картах издательства «Дрофа» с учетом
требований ФГОС.
Глава 1. Из истории контурных карт
В 20-е годы XIX века в русской учебной картографии впервые появились предшественники современных контурных карт. Они носили название «немые карты» (лат. carta geografica muta), представляли собой учебные географические карты без обозначения названий, которые требовалось надписывать от руки.
Первым подобным сборником стал «Учебный атлас, состоящий из немых географических карт», который был издан в Санкт-Петербурге в 1829 году. Автором данного пособия был Максимович Павел Петрович, окружной инспектором Санкт-Петербургского учебного округа, член Учёного комитета Министерства народного просвещения. В «Географических листах» к этому атласу осторожно указывалось, что Максимович разместил «только те предметы, кои Начальству Училища показались приличными при обучении Географии».
Учебная картография получила развитие в начале XX века, когда наряду с широким использованием настенных карт издавались «тетради-атласы», в составе которых находились немые карты. Учениками воспринимались они изначально с недоверием, особенно в провинции.
Широкое распространение контурные карты получили в советский период, особенно после Великой Отечественной войны.
Известен также интересный факт применения школьных контурных карт в деятельности органов безопасности СССР в 60—70-е годы. При направлении советских граждан за границу с достаточно свободным перемещением по территории капиталистического государства, им иногда вручалась раскрашенная в различные цвета подобная карта, где оттенок цвета передавал пространства, которые нежелательны для посещения.
Глава 2. Значение контурных карт в изучения школьного курса географии.
2.1. Результаты опроса учащихся.
В последнее время среди ученых и практиков проводятся дискуссии по использованию контурных карт. Некоторые считают, что они тренируют лишь наблюдательность и зрительную память и «в этом смысле ничуть не более способствуют развитию молодого человека, чем опознание на ощупь пойманного партнера при игре в жмурки».
Я решила узнать мнение учащихся о том, как они относятся к работе по контурным картам. И провела небольшой опрос среди учащихся 6-9 классов. Всего было опрошено 188 ученика. Результаты опроса представлены на диаграмме (рис 1)
Большинство из них (70%) считают, что контурные карты необходимы при изучении географии, соответственно 30% учеников говорят о том, что могут обойтись без контурных карт. Для 43 учеников (23%) работа на контурных картах является сложной, а 145 человек, т.е. 77% не испытывают особых трудностей. На вопрос «Нравится ли вам работать на контурных картах» положительно ответили 151 человек (80%). На вопрос «Почему?» говорят следующее:
1. Данная работа помогает быстрее и лучше запомнить расположение географических объектов.
2. Интересно, в процессе выполнения заданий узнаешь много нового. «Это зарядка для ума!»
3. Нравится рисовать и аккуратно писать.
4. Это закрепление знаний на практике.
5. Можно получить хорошую оценку.
Но 20% детей не считают данную деятельность интересной и полезной, потому что:
1. Работа занимает много времени.
2. Скучно
3. Встречаются трудные и не понятные задания.
4. Не любят работу, где необходимо соблюдать аккуратность и точность.
2.2. Значение использования контурных карт на уроках географии.
Учащимся при работе с контурной картой должна быть отведена активная роль, которая не сводится только к бездумному перерисовыванию с образца. В своей деятельности они под руководством учителя должны учиться сравнивать, анализировать, выделять главное, делать обобщения.
Использование контурных карт в учебном процессе будет эффективным лишь при соблюдении ряда условий:
–
учащиеся должны осознавать цель выполняемой работы и прогнозировать учебный
результат;
– учащиеся должны усвоить требования к работе с контурными картами;
– иметь представления о последовательности выполнения отдельных действий;
– учитель должен постепенно усложнять задания;
– последовательно должна возрастать степень самостоятельности выполнения
заданий.
Правильно организованная работа с контурными картами будет иметь большое практическое значение. Контурные карты:
–
повышают мотивацию к изучению предмета у школьников;
– способствуют развитию творческого воображения и мышления;
_ развивают
исследовательские умения и навыки;
– вовлекают в учебный процесс всех
учащихся;
– обеспечивают детальное изучение материала;
– способствуют усвоению правильного написания и произношения географических
названий;
- укрепляют практические навыки.
В процессе изучения школьного курса географии учащимися, должен быть усвоен большой объем номенклатурного материала. Эти знания сыграют важную роль для будущего взрослого человека тогда, когда он будет пополнять свои географические знания из книг, газет, журналов и т. п. Поэтому, учителя широко применяют различные приемы, ведущие к запоминанию картографического рисунка: вычерчивание карт или картосхем по памяти, заполнение контурных карт, работа с немыми картами и др.
Контурные карты могут быть использованы на разных этапах обучения:
При нанесении географических объектов на контурную карту, быстрее усваиваются их географические названия и местоположение. В процессе выполнения заданий учащиеся тренируют зрительную память, а поисковая работа (определение местонахождения объекта относительно градусной сетки, береговой линии, рек и т. д.) способствует логическому запоминанию. У учеников формируются определенные навыки выполнения картографических работ, которые являются важной предпосылкой всестороннего развития личности. Работа с контурными картами воспитывает дисциплинированность, внимательность, точность, аккуратность. (2)
Глава 3 Приемы и методы работы с контурными картами
2.1. Правила работы с контурной картой
Для того чтобы правильно организовать работу с контурной картой, необходимо знать правила её заполнения и ознакомить с ними учащихся.
Практика работы показывает, что даже у опытных педагогов учащиеся часто допускают ошибки при заполнении контурных карт. Поэтому важно уделить особое внимание правилам заполнения контурных карт в 5 классе в ходе изучения начального курса физической географии. А далее, в начале каждого учебного курса, проводить с детьми повторение данных правил. Возможны несколько вариантов знакомства с правилами:
1. Оформить специальный стенд “Правила работы с контурной картой”.
2. Раздать детям памятки о правилах работы с контурной картой, подготовленные учителем.
3. Дать задание детям, самостоятельно продумать и сформулировать правила работы с контурными картами, используя свой опыт и дополнительные источники информации.
4. Памятки можно найти на форзаце самих контурных карт, но, как показывает опыт, дети ими пользуются редко.
В методической литературе можно найти несколько вариантов памяток, но мы с ребятами совместно, путем беседы и примеров, которые были взяты из практики, сформулировали следующие правила:
Памятка по работе с контурными картами.
1. Заполняйте контурную карту аккуратно и грамотно. Не допускайте орфографических ошибок в географических названиях.
2. Ничего лишнего! Выполняйте строго только те задания, которые даны на карте или сформулированы учителем.
3. Надписи должны быть понятными (желательно печатными буквами).
4. Подписываем географические объекты острым карандашом или тонкой ручкой, соблюдая принятые цвета для обозначения географических объектов (синий, коричневый, черный).
5. Контурная карта – это не раскраска! Никогда не используем для работы фломастеры!
6. Легенда карты не должна быть пустой! Все, что нанесено на карту, должно быть отражено в легенде карты (условные знаки).
7. Географические объекты, названия которых не помещаются на контурной карте, могут быть обозначены внемасштабными знаками (цифрами, буквами) и их названия подписывают в графе “Условные знаки”.
8. Сдавай контурную карту на проверку вовремя.
2.2. Критерии оценки контурных карт.
Опыт показывает, что ученикам (а чаще их родителям), иногда не понятны оценки за работу по контурным картам. Поэтому важно ознакомить не только с правилами заполнения карт, но и с критериями оценки. Данную информацию можно представить вниманию учеников на одном из информационных стендов в кабинете географии, довести до сведения родителей на первом родительском собрании.
«Отлично» выставляется в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно.
«Хорошо» выставляется в том случае, если контурная карта в целом заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение двух-трёх объектов.
«Удовлетворительно» выставляется в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты. А также, если работа выполнена небрежно.
«Неудовлетворительно» выставляется в том случае, если контурная карта заполнена не верно, либо ученик не сдал её на проверку учителю. (3)
2.3. Приемы работы с контурными картами и контурами на уроках географии.
Чтобы повысить качество работы с контурными картами, учителю географии необходимо найти творческий подход к данному вопросу.
При работе с контурными картами выполняем самые разнообразные задания:
· нанесение названий географических объектов;
· закрашивание определенных территорий (пояса освещенности, природные зоны);
· обозначение границ объектов и территорий (границы крупных государств, климатические пояса)
· нанесение условных знаков; надписей;
· вычерчивание путей между заданными точками.
Наличие в кабинете географии интерактивной доски, расширяет возможности работы с контурами. Могут быть использованы знаковые модели, где географические объекты обозначены цифрами. Такая работа позволяет учителю и учащимся наносить надписи при помощи обычной или экранной клавиатуры, специального карандаша, а также использовать иллюстрированный и текстовой материал (например, рассмотрели географический объект, нанесли на карту). Таким образом, процесс запоминания географических объектов будет более эффективным.
На этапе разминки предлагаю посмотреть на контуры географических объектов. Но назвать объект, его местоположение, было бы слишком просто. Учащимся предлагается дать краткую характеристику данного объекта.
На фрагменте контурной карты предлагается подписать как можно больше известных ученику географических объектов. Такого рода вопросы часто используются в олимпиадных заданиях или интеллектуальных конкурсах.
Можно воспользоваться приемом, применяемым в сингапурской системе - КОНЭРС (углы). Суть его в следующем:
На стенах классного кабинета в разных углах, размещены напечатанные на листах контуры географических объектов (от 4 до 6). Каждой паре учащихся дается описание объекта. Задача ребят найти по описанию нужный объект и подойти к данному контуру.
Работая над данной темой, я открыла для себя новое издание «Атлас +. Контурные карты и сборник задач». Издательство АСТ, Москва 2016. Универсальный комплект для любой школьной программы.
Подробно познакомившись с комплектом для 7 класса (автор О.В. Крылова), пришла к выводу, что задания для контурных карт могут не только повышать интерес к географии, но и быть хорошей основой для развития творческих способностей. Задания, представленные в данном комплекте, могут быть использованы не только на уроке, но и в кружковой работе, при подготовке к олимпиадам и интеллектуальным конкурсам. Некоторые из них можно предлагать не всем учащимся, а только тем, кто глубоко интересуется географией.
Данное пособие учит не только выполнять задания по готовым картам, но и предлагает детям составить свои карты, следуя предложенному алгоритму и используя приведенный здесь же дополнительный материал.
Например:
1. О чем может рассказать государственный флаг? А если это «собрание» флагов целого континента?
Задание: составьте карту, обозначив территорию стран с помощью их государственных флагов.
2.Имя умного и ироничного Шерлока Холмса неотделимо от Англии, «рыцаря печального образа» Дон-Кихота – от Испании, а при упоминании четверки мушкетеров тотчас вспоминается Франция. Для любителей футбола, знатоков музыки – имена их кумиров становятся символами конкретных стран.
Задание: составь тематическую карту «Имя на карте литературной (музыкальной, футбольной - какой?) Европы.
3. Разные люди, посещая одну и ту же страну, могут составить о ней разное впечатление и обращают внимание на разные особенности.
Задание: Составьте вместе с одноклассниками несколько карт одной и той же страны, но «разными глазами». Чьими глазами, решите сами.
4. Америка – страна городов, и огромных, и совсем небольших. Среди них есть и много знаменитых. В Альбукерке, крупнейшем городе штата Нью-Мексико, есть единственный в мире Музей гремучей змеи. А карликовая планета Плутон была открыта в 1930 г. с помощью телескопа обсерватории в городе Флагстафф (штат Аризоны). Городок Панксатони (штат Пенсильвания) широко известен Днем сурка, традиционно отмечаемым с 1886 г.
Задание: составьте карту малых городов США, интересных своими достопримечательностями. (7)
Глава 4
Анализ заданий, представленных в контурных картах УМК издательства «Дрофа» классической линии.
На сегодняшний день можно видеть большое разнообразие контурных карт. Как правило, они идут в комплекте с учебным атласом и составляют УМК по определенной программе, поэтому, учитель выбирает их для работы с учащимися автоматически. Просмотрев несколько контурных карт, пришла к выводу, что задания на них разнообразны. Даже у одного издательства вариативность заданий очень обширная.
Поскольку я работаю с УМК издательства «Дрофа» классическая линия, то решила проанализировать задания этого издания, рекомендованные учащимся в контурных картах с учетом требований ФГОС.
Следует отметить, что контурные карты дл 5-6 класса полностью соответствуют требованиям. Они содержат задания на формирование метапредметных умений и личностных качеств учащихся, предусмотренных ФГОС. Все задания на картах имеют маркировку (М) или (Л).
Пример заданий, формирующих метапредметные УУД:
1. С помощью дополнительных источников информации выясните, в каких странах за последние 50 лет произошли разрушительные землетрясения. Обозначьте их цифрами на карте, и впишите в легенду.
2. Подпишите на карте синим цветом материки, полностью расположенные в Северном полушарии, а красным - полностью расположенные в южном полущарии.
3. Подпишите название материка и самого большого острова Земли, территория которых почти полностью покрыта ледниками. Чем можно объяснить это природное явление?
Пример заданий, формирующих личностные УУД:
1. На контурной карте отметьте свой населенный пункт. Определите расстояние от него до Северного и Южного полюсов с помощью масштаба и градусной сети.
2.Обозначте на контурной карте страны, где были вы, ваши родители, друзья и знакомые.
3. В какую точку земного шара вы хотели бы совершить путешествие? Отметьте это место на контурной карте . Используя дополнительные источники информации, составьте рассказ об этом месте.
В контурных картах 5-6 класса представлены все разделы, изучаемые в начальном курсе географии. Предлагаемые задания дифференцированы, помогают закрепить на практике изучаемый материал.
В сборнике 5 классе следует отметить следующие карты: «Ориентирование. Стороны горизонта», «Градусная сеть», «Природа России» - работа требует осмысления пройденного теоретического материала и формирует практические умения, направленные на определение сторон горизонта. Карты «Земная кора», «Мировой океан», «Воды суши» способствует запоминанию важных географических объектов, развивает умения работать с дополнительными источниками информации.
В 6 классе представлены задания по плану местности, которые позволяют отработать важные умения по определению расстояний, направлений, азимута. Выполняя задания по карте «Географические координаты», дети быстрее и легче понимают одну из самых главных тем начального курса географии. Задания на контурной карте «Градусная сеть» связаны с математическими вычислениями и, как показывает практика, затруднительны для учащихся, но имеют большое практическое значение.
Большая часть заданий в 7 классе, направлена на формирование зрительной памяти. Учитывая большое количество географической номенклатуры в курсе «География материков и океанов», это вполне оправдано. Дети выполняют предлагаемые задания без особого труда, но по каждому материку задания однообразны.
В курсе «География России» 8-9 класс большое внимание уделяется региональной части. Поэтому контурные карты в основном посвящены изучению природных экономических районов нашей страны. В 9 классе основными заданиями являются вопросы по административному составу ЭР, размещению минеральных ресурсов и промышленной специализации крупных центров.
Если анализировать комплекты контурных карт 7-9 классов, то можно сказать, не смотря на значок ФГОС на обложке, никаких значимых изменений в заданиях не произошло.
Контурные карты 5,6,7 класса используются полностью «от корки до корки». К сожалению, это нельзя сказать о комплектах 8-9 класса. Задания, предлагаемые в них, часто однотипные, не интересные и не требуют интеллектуальных усилий от учащихся.
Заключение
Я уделяю особое внимание работе учеников с контурной картой. Контурная карта – это одно из необходимых пособий по географии. Работа с контурными картами активизирует педагогический процесс, способствует формированию конкретных представлений о связях между отдельными географическими явлениями и прочному закреплению полученных знаний у учеников, что значительно повышает успеваемость.
Использование контурной карты означает выработку картографических знаний, умений и навыков. Изучение каждой конкретной темы требует знания географической номенклатуры, географических понятий и географических особенностей изучаемых объектов и явлений. При этом каждая тема может и должна иметь картографическое обеспечение – обязательный набор карт и графических построений, среди которых имеет место и контурная карта.
Контурные карты – это основа географических карт. Они могут применяться при изучении нового материала, его закреплении, контроле знаний учащихся, выполнении самостоятельных работ. Контурная карта позволяет вырабатывать у школьников разносторонние умения и навыки в получении как картографических, так и географических знаний.
Работа с такими картами может быть одним из видов самостоятельного получения знаний. Работая с контурной картой, учащиеся не просто воспринимают и запоминают сведения, полученные от учителя, из учебника, но и пытаются самостоятельно и творчески их применять.
Географическая сетка, контуры объектов, имеющиеся на контурной карте, помогают ребятам воспринимать и закреплять пространственные представления о размещении объектов, их взаимосвязи. Все географические объекты, нанесённые на контурную карту, помогают не только ориентироваться, запоминать их, но и способствуют лучшему пониманию символики карты, её содержания и методики оформления.
Список используемых источников:
2. Использование контурных карт на уроках географии. Ташлыкова Н.П.
http://pandia.ru/text/80/124/8390.php
http://festival.1september.ru/articles/575198/
4. Работа с картой на уроках географии. Манина Е. Е.
http://урок.рф/library/rabota_s_kartoj_na_urokah_geografii_203637.html
5. Коваленко Т. В. Контрольные работы по контурным картам. //“География в школе” 1963г. № 4.
6. Рогачёв С. В. Пространство России: Урок понимания карты. География. № 1. 1999. С. 1, 7—10
7. Крылова О.В. «Атлас +. Контурные карты и сборник задач». Издательство АСТ, Москва 2016.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.