«Работа с одарёнными и талантливыми детьми в условиях личностно-ориентированного образования»
Слайд 1 Современное российское образование в качестве своей приоритетной цели ставит признание личности ученика основным субъектом образования. Такая постановка цели актуальна, когда речь идет об одаренных детях, представляющих собой ценность для общества. Одаренные дети интеллектуальный, творческий потенциал. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учениках, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего Отечества
Слайд 3 ФГОС предполагает
q воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества;
q учёт индивидуальных особенностей учащихся, разнообразие их развития;
обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов
Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
слайд 4 Одаренными чаще всего называют:
- детей с высокими показателями по специальным тестам интеллекта ;
- детей с высоким уровнем творческих способностей;
- детей, достигших успехов в каких-либо областях деятельности – их чаще всего называют талантливыми;
- детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность);
Слайд 5 Виды одарённости
q Одарённость в практической деятельности.
q Одарённость в познавательной деятельности.
q Одарённость в художественно-эстетической деятельности.
q Одарённость в коммуникативной деятельности.
Одарённость в духовно-ценностной деятельности
Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.
Слайд 6 У одарённых детей проявляются
высокая продуктивность мышления;
лёгкость ассоциирования;
способность к прогнозированию;
высокая концентрация внимания.
Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Именно поэтому на протяжении многих лет своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей.
Слайд 7 Как я достигаю результатов?
Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
-выявление одаренных детей;
-развитие творческих способностей на уроках;
-развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
-создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.
Слайд 8 Формы и методы работы с одаренными учащимися.
В своей работе я использую разные методы, позволяющие мне выявить одарённых детей. Самым простым из них является обычное наблюдение за детьми во время уроков. Это позволяет определить первые признаки одарённости среди учащихся класса..
Основной формой организации учебного процесса в школе остаётся урок. Формы и приёмы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Поэтому широкое распространение здесь получают групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги.
На основе этого я могу сформулировать основную цель развития творческих способностей учащихся.
-Приобщать учащихся к творческой работе,
-Прививать интерес к творчеству, поиску,
-Развивать навыки созидания, самореализации.
Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одарённых учащихся обладают дополнительные занятия и кружки, а также привлечение школьников к участию в конкурсах разного уровня, выставках и научных проектах. Также можно сказать, что внеурочная деятельность является одним из самых важных этапов в развитии способностей одарённых детей, так как позволяет работать индивидуально с каждым ребёнком. Кроме того, такие занятия посещают дети, проявляющие повышенный интерес к предмету. Именно они, впоследствии, и становятся основными участниками творческих конкурсов, олимпиад и научно-практических проектов разного уровня.
На уроках активно использую метод проектов, причем, предоставляю возможность выбора темы в зависимости от желания учащихся. Придерживаюсь правила: в реализации своей индивидуальности ребенок должен быть главным, рассматриваться как самый заинтересованный участник этого процесса. Следовательно, самовоспитание способностей, самораскрытие природных задатков является важным условием реализации индивидуальности одаренного ребенка. Я считаю, что основная педагогическая позиция при работе над проектом как раз и должна состоять в том, чтобы не мешать ребёнку проявлять именно свои фантазии, не требовать от него стандартного решения проблем, позволять ему ошибаться, а потом давать возможность самостоятельно исправлять свои ошибки.
Важным фактором, влияющим на развитие одареннных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в классе.
За время своей работы с детьми я пришла к выводу, что наибольшей эффективности в развитии и воспитании ребенка можно достичь, работая по определённой программе.
Программа рассчитана на весь период обучения детей в начальной школе, т.е. на 4 года и включает 6 направлений.
В нашей школе проводится много различных конкурсов, выставок, где обучающиеся могут проявить свои творческие способности. Результатом являются многочисленные дипломы и грамоты учащихся, которые также являются хорошим стимулом для новых творческих работ. А также наши обучающиеся активно принимают участие в различных дистанционных олимпиадах и муниципальных конкурсах. Для достижения высокой результативности работы с одарёнными детьми необходимо не только грамотно построить методическую работу, но и создать достаточные условия. С одной стороны, я как учитель, постоянно вижу необходимость повышения своей профессиональной компетенции через семинары и обучающие курсы. С другой стороны, необходимо наличие соответствующей современной материальной базы школы. Хочу остановиться и на работе с родителями.
Слайд 9 Формы работы с родителями
• Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей, индивидуальные консультации.
• Привлечение родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий.
• Совместные посещения музеев и театров.
• Семейное чтение
• Коллективная работа по решению конкретной задачи
• Совместная проектная деятельность
Слайд 10 Таким образом, грамотно организованная и систематически осуществляемая деятельность по развитию одарённости развивает у обучающихся стремление к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, творческие способности, навыки проектно-исследовательской деятельности.
Заключение
На практике мы убедились, что, обучение детей в условиях личностно-ориентированного образования и систематическое проведение занятий по развитию творческого мышления учащихся способствует развитию гибкости ума, оригинальности, систематичности и последовательности мышления; формированию речевых умений, образной креативности; развитию познавательных интересов учащихся. Кроме этого, занятия формируют у учащихся положительную учебную мотивацию, повышают навыки самоконтроля, развивают у детей уверенность в своих силах и способностях; помогают учителю выявлять одарённых детей и детей с потенциальными признаками одарённости.
Работу с одарёнными детьми я рассматриваю как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования, как поиск, как практическую деятельность, как опыт, посредством которого ученик осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины, помогает оценить свои силы, чтобы принять самое главное в жизни решение - кем и каким быть.
Результаты учебной и внеурочной деятельности учащихся
|
Ермолаев С. Кириллов К. Пузорова А. |
Сертификат Сертификат Сертификат |
2017
|
Обшероссийская предметная олимпиада Олимпус
|
Александрова Д (Русск.яз) Дмитриев В(Мат и русск) Макарова В.(русск) Пузорова А.(русск) |
Диплом 7 место Диплом участия Диплом участия Диплом участия |
2017 |
Районный конкурс «Пасхальное чудо» |
Макарова В |
диплом |
2017 |
Школьный конкурс новогодних поделок |
Макарова В. |
грамота |
2017 |
Школьный конкурс«Веселые старты»-папа, мама и я-спортивная семья |
ГермановаК. |
2 |
2017 |
Школьный осенний кросс, посвященный 90 –летию образования Цивильского района |
Макарова В. |
2 |
Ермолаев С. |
1 |
||
КрасноваД. |
1 |
||
2017 |
Районный осенний кросс к 90 летию |
Краснова Д. Кириллов К.
|
2 2
|
2017
|
Районный конкурс Кросс Нации-2017
|
Кириллов К.
|
3
|
2017
|
Районная «Хоронварская лыжня-2014 |
Ермолаев С |
3 |
2017
|
Международный интернет конкурс «Загадочный космос»
|
ГермановаК КрасноваД. Макарова В. МихайловаЕ. АлександроваД.
|
диплом диплом диплом диплом диплом
|
2017
|
Районный конкурс «Новый год-семейный праздник»
|
Макарова В. ГермановаК. Александрова Д МихайловаЕ. КрасноваД.
|
диплом диплом диплом д диплом иплом
|
2018 |
Муниципальная интеллектуальная игра младших школьников |
Макарова В. ГермановаК. Александрова Д Пузорова А. |
1 1 3 3 |
2018
|
Республиканская интеллектуальная игра |
Макарова В. |
5 |
|
|
||
2015-2018 |
Соревнования по вольной борьбе |
Ермолаев С. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.