Стафеева Людмила Анатольевна,
педагог дополнительного образования
Пименова Наталья Александровна,
педагог дополнительного образования
БОУ ДО г. Омска «ЦТТ «Мечта»
Работа с одаренными и способными обучающимися - один из важнейших аспектов деятельности БОУ ДО г. Омска «Центр технического творчества «Мечта».
Сегодня очень актуально звучат слова В.П.Вахтерова о том, что «образован не тот, кто много знает, а тот, кто, хочет много знать и кто умеет добывать эти знания».
Выявление одаренных детей начинается уже в дошкольном возрасте на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления, и продолжается на каждом образовательном этапе жизни ребенка.
С педагогической точки зрения одаренные дети - это дети, которые по уровню развития своих способностей явно выделяются среди своих сверстников или в среде своей социальной группы.
При психологическом описании феномена одаренности чаще всего указывают на следующие особенности одаренных детей:
· Более высокая, чем у сверстников, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления;
· Наличие некоторой внутренней установки, направленности личности на занятие интересующей его деятельностью;
· Необычайно высокая познавательная активность, не насыщаемая потребность в деятельности;
· Ранняя готовность к целеустремленному умственному напряжению;
· Способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности.
Можно сказать, что в самом общем виде одаренность определяется как повышенный уровень развития одной или нескольких способностей человека, на основе которых он имеет возможность достигать сверхвысоких успехов в социально значимых видах деятельности и которые, тем самым, выделяют его среди других представителей данной возрастной или социальной группы.
Дети, которые склонны к высоким достижениям, могут не демонстрировать их сразу, но зато иметь высокий потенциал к ним в любой из следующих областей (в одной или в сочетании): конкретные академические способности, общие интеллектуальные способности, творческое или продуктивное мышление, лидерские способности, художественные или технические способности.
Во всем мире проблема выявления одаренных детей вызывает все больший интерес в связи с тем, что одаренные дети являются ресурсом развития страны.
Работа с одаренными и способными обучающимися, их поиск, выявление и развитие один из важнейших аспектов деятельности бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования города Омска «Центр технического творчества «Мечта».
Поскольку большую роль в развитии детской одаренности играют учреждения дополнительного образования детей, которые могут компенсировать недостаток учебной нагрузки в различных мастерских и объединениях, в которых ребенок начинает развивать специальные способности, формирует специальную одаренность.
Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования — выявление, развитие и поддержку одаренных и талантливых детей.
Центр технического творчества «Мечта» проводит на своей площадке конкурсы, соревнования и конференции, в которых могут принимать участие дети разных возрастных групп из объединений разных направленностей:
1. Конференции научного общества учащихся «УМКА»
Конференция проводится в целях выявления, поддержки и развития учащихся БОУ ДО г. Омска «ЦТТ «Мечта», проявляющих склонность к исследовательской деятельности, пропаганды научных знаний.
В конференции принимают участие обучающиеся, осуществляющие учебно-исследовательскую деятельность по следующим направлениям: техническое творчество, экология, краеведение, ЗОЖ.
Участие в конференции помогает раскрывать склонности и развивать интересы учащихся к научно-исследовательской деятельности; создает условия для вовлечения в коллективную поисково-исследовательскую деятельность обучающихся разного возраста для их возможной совместной работы с педагогами; оказывает помощь в ранней профориентации обучающихся; развивает навыки самостоятельной работы с научной литературой и другими источниками информации, обучает умению обрабатывать полученные данные и анализировать их.
2. Конкурс чтецов
В конкурсе чтецов так же могут принимать участие обучающиеся разных возрастных групп из объединений разной направленности, оценивание проводится специалистами согласно каждой возрастной категории участников.
Конкурс чтецов — соревновательное мероприятие по чтению вслух (декламации) отрывков из поэтических и прозаических произведений российских писателей.
Во время конкурса создаются условия для познавательно-речевого и художественно-эстетического развития детей; формируются у обучающихся навыки выразительного чтения, артистические умения, им предоставляется возможность для самовыражения.
Конкурс чтецов способствует формированию и развитию творческих способностей у детей; повышению исполнительского мастерства участников; социализации детей, расширению границ общения; активизации различных форм взаимодействия с родителями.
3. Конкурсы:
Актуальность проведения конкурсов и соревнований обусловлено социальной потребностью в выявлении юных дарований, развитии способностей в различных областях и практических действий на пути к разностороннему развитию ребенка. С учетом требований ФГОС сегодня развитие детей должно быть направлено на их самореализацию.
Проведение конкурсов разных направленностей дает возможность детям проявить свои способности в разных сферах деятельности.
· Городской интеллектуально-творческий конкурс «Авто планета»
· Открытый городской конкурс-выставка детского технического творчества « Мир транспорта - от игрушки до изобретения»
· Городской краеведческий конкурс «Знатоки Омска»
· Городской интеллектуальный конкурс по хореографии «Удивительный мир танца»
· Открытые городские соревнования по авиамодельному спорту «Крылья «Мечты» и др
Участие в конкурсах способствует закреплению имеющихся знаний, поддерживает интерес к интеллектуальной деятельности, стимулирует обучающихся к самостоятельному поиску необходимой информации, решению проблемных ситуаций; развивает воображение и творческую активность; развитию коммуникативных навыков, чувства товарищества, духа соревнования; развитию профессиональной творческой инициативы педагогов, профессионального общения, открытости системы образованию.
Дополнительное образование, как вспомогательное к основному, помогает осуществить заказ государства. Здесь возможно воспитание настоящего гражданина России, а особенно развитие его творческой, технической составляющей.
Список литературы
1. Ляшко Л.Ю. Развитие системы поддержки талантливых детей / Л. Ю. Ляшко, Т. В. Ляшко, Е. О. Федоровская// Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 8-15.
2. Козлова Е. А. К вопросу об одаренности детей // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 874-877. — URL https://moluch.ru/archive/125/34511/ (дата обращения: 29.10.2019).
3. Панютина Н.И. Система работа образовательного учреждения с одарёнными детьми /Н.И. Панютина, В.Н. Рагинская, Е.Б. Кислякова и др. - Волгоград: Учитель, 2008. - 204с.
4. Сатынская А.К. О проблеме разработки учебных программ для одаренных детей / А. К. Сатынская // Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 29-33
5. Табакова Е.П. Организация конкурсов достижений в образовательном процессе: метод. пос. /Е.П. Табакова. - Оренбург: ГУ «Региональный центр развития образования», 2006. - 145с.
6.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.