Работа с одарёнными учащимися в условиях реализации ФГОС

  • docx
  • 12.03.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Работа с одарёнными учащимися в условиях реализации ФГОС.docx

Н.В.Евграшина

учитель математики МБОУ «Лицей №17».

 

Работа с одарёнными учащимися в условиях реализации ФГОС

 

Не обижайте детей готовыми формулами, формулы - пустота;

обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити.

Не отягощайте детей мертвым грузом фактов;

обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать.

 (Антуан де Сент-Экзюпери)

         Одним из приоритетных направлений в современной системе образования является работа с одаренными учащимися. Одарённый ребенок — это ребенок с выдающимися достижениями или имеющимися предпосылками для них, в определённом виде деятельности.  Условно выделяют следующие категории одарённых детей:

§  дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями;

§  дети с признаками умственной одарённости в определённой области наук и конкретными способностями;

§  дети с высокими творческими (художественными) способностями;

§  дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями;

§  обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада

        Как утверждал величайший философ Платон: «Человек, способный к математике изощрен во всех науках». Математические методы и математический стиль мышления проникают всюду. Категория  одарённых обучающихся   отличается от своих сверстников особыми математическими способностями: они обладают хорошими вычислительными навыками, смекалкой, изобретательностью, быстрее, чем другие, переходят от конкретного к отвлечённому, делают обобщения и выводы. Их  внимание привлекают частные и общие свойства чисел и действий.

        Передо мной, как учителем математики стоит задача по выявлению талантливых и  одарённых учащихся. Поддержка тех, кто нашел себя, самообразовываясь в работе с учителем.  Создание благоприятной среды для обучения всех ребят.

         Работу по выявлению одарённых учащихся провожу с начала учебного года, когда начинаю работу с новым классом. Она включает следующие этапы:

Ø  анкетирование по выявлению одарённости;

Ø  работа с родителями;

Ø  разработка программы с одарёнными учащимися;

Ø  организация участия во Всероссийской олимпиаде по математике на школьном и муниципальном уровне;

Ø  дистанционное обучение на образовательных платформах Учи.ру., «Российская электронная школа»;

Ø  участие в олимпиадах и конкурсах;

Ø  организация научно-исследовательской деятельности;

Ø  мониторинг и диагностика результативности учащихся;

Ø  формирование портфолио.

            В  урочной деятельности работу с одаренными детьми организую разными способами: решение в классе дополнительных задач, стимулирование поиска различных вариантов решения, предложение дополнительных заданий для домашней работы, знакомство учащихся с дополнительной литературой по предмету, стимулирование поиска различных доказательств одной и той же теоремы. Большое внимание уделяю   применению ИКТ технологий на уроке,  которые  сокращают время за счёт использования наглядности.  Помогают оценить учащихся в интерактивном режиме. Повышается эффективность обучения, растёт мотивация к изучению предмета. Их применение и использование способствует реализации потенциала личности  – познавательного, морально-нравственного, творческого, коммуникативного и эстетического. Развивает информационную культуру учащихся, их интеллект.

Работа с одаренными детьми в урочной деятельности

·         применение ИКТ на уроке;

·         творческие задания;

·         проектная и исследовательская деятельность;

·         задания повышенного уровня сложности;

·         использование технологии формирующего оценивания;

·         индивидуальные консультации.

Методическая работа

Организация и проведение

§  семинаров;

§  круглых столов;

§  преемственность между начальным, основным общим и средним образованием;

§  участие в профессиональных конкурсах;

§  повышение квалификации учителя.

Работа с родителями и психологом

o   тематические классные часы;

o   работа с родителями;

o   работа с психологом.

Внеурочная деятельность

§  ведение курсов неурочной деятельности;

Ø  дистанционное обучение на образовательных платформах Учи.ру., «Российская электронная школа»;

§  интеллектуальные игры, конкурсы, олимпиады;

§  исследовательские проекты;

§  участие в проведение предметных недель.

         Исходя из собственного опыта, могу сказать, что работа должна быть системная, хорошо спланированная и целенаправленная.

Мною разработана программы внеурочной деятельности «Я – исследователь», где  дополнительно ведётся работа по развитию одарённости учащихся. Работая с одаренными детьми, стараюсь обеспечить для них благоприятный психологический климат. Целенаправленно и системно, создаю ситуацию успеха. Всю деятельность организую так, чтобы ребёнок был партнером педагога, соавтором и инициатором идей.

Большое внимание уделяю работе с родителями одарённых учащихся.

Формы работы с родителями

§  психологическое сопровождение;

§  индивидуальные консультации;

§  информационное просвещение;

§  совместная практическая деятельность ребенка и родителей;

§  поддержка и поощрение родителей на уровне школы и города.

 

       На родительских собраниях освещаю вопросы детской одарённости. Родители делятся опытом воспитания своих детей Большинство из них являются участниками онлайн - платформы Учи.ру, где отслеживают результаты своего ребёнка. Привлекаю родителей к выполнению с детьми проектных и исследовательских работ. Мною разработана программа внеурочной деятельности по математике «Я - исследователь», где ведётся работа по развитию одарённости обучающихся. Результатами работы считаю:

§  участие учащихся  в предметных  конкурсах, олимпиадах различного уровня;

§  положительные результаты итоговой аттестации 11 классов;

§  учащиеся осваивают содержание предмета на базовом и повышенном уровне;

§   высокий процент поступления учащихся в вузы;

    Дети - это  национальное достояние страны,  одаренные дети –  её интеллектуальный, творческий потенциал. И чем раньше я смогу выявить незаурядные способности своих учеников, сумею создать условия для обучения, тем больше надежды, что в будущем они прославят нашу Родину.

Литература:

 

1.      Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий / Пособие для преподавателей. – СПб: КАРО, 2018. – 152с.

2.      Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. – М.: Издательский центр «Академия», 2017.-176с.

3.      Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2019.-98с.