Н.В.Евграшина
учитель математики МБОУ «Лицей №17».
Работа с одарёнными учащимися в условиях реализации ФГОС
Не обижайте детей готовыми формулами, формулы - пустота;
обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити.
Не отягощайте детей мертвым грузом фактов;
обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать.
(Антуан де Сент-Экзюпери)
Одним из приоритетных направлений в современной системе образования является работа с одаренными учащимися. Одарённый ребенок — это ребенок с выдающимися достижениями или имеющимися предпосылками для них, в определённом виде деятельности. Условно выделяют следующие категории одарённых детей:
§ дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями;
§ дети с признаками умственной одарённости в определённой области наук и конкретными способностями;
§ дети с высокими творческими (художественными) способностями;
§ дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями;
§ обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада
Как утверждал величайший философ Платон: «Человек, способный к математике изощрен во всех науках». Математические методы и математический стиль мышления проникают всюду. Категория одарённых обучающихся отличается от своих сверстников особыми математическими способностями: они обладают хорошими вычислительными навыками, смекалкой, изобретательностью, быстрее, чем другие, переходят от конкретного к отвлечённому, делают обобщения и выводы. Их внимание привлекают частные и общие свойства чисел и действий.
Передо мной, как учителем математики стоит задача по выявлению талантливых и одарённых учащихся. Поддержка тех, кто нашел себя, самообразовываясь в работе с учителем. Создание благоприятной среды для обучения всех ребят.
Работу по выявлению одарённых учащихся провожу с начала учебного года, когда начинаю работу с новым классом. Она включает следующие этапы:
Ø анкетирование по выявлению одарённости;
Ø работа с родителями;
Ø разработка программы с одарёнными учащимися;
Ø организация участия во Всероссийской олимпиаде по математике на школьном и муниципальном уровне;
Ø дистанционное обучение на образовательных платформах Учи.ру., «Российская электронная школа»;
Ø участие в олимпиадах и конкурсах;
Ø организация научно-исследовательской деятельности;
Ø мониторинг и диагностика результативности учащихся;
Ø формирование портфолио.
В урочной деятельности работу с одаренными детьми организую разными способами: решение в классе дополнительных задач, стимулирование поиска различных вариантов решения, предложение дополнительных заданий для домашней работы, знакомство учащихся с дополнительной литературой по предмету, стимулирование поиска различных доказательств одной и той же теоремы. Большое внимание уделяю применению ИКТ технологий на уроке, которые сокращают время за счёт использования наглядности. Помогают оценить учащихся в интерактивном режиме. Повышается эффективность обучения, растёт мотивация к изучению предмета. Их применение и использование способствует реализации потенциала личности – познавательного, морально-нравственного, творческого, коммуникативного и эстетического. Развивает информационную культуру учащихся, их интеллект.
Работа с одаренными детьми в урочной деятельности
· применение ИКТ на уроке;
· творческие задания;
· проектная и исследовательская деятельность;
· задания повышенного уровня сложности;
· использование технологии формирующего оценивания;
· индивидуальные консультации.
Методическая работа
Организация и проведение
§ семинаров;
§ круглых столов;
§ преемственность между начальным, основным общим и средним образованием;
§ участие в профессиональных конкурсах;
§ повышение квалификации учителя.
Работа с родителями и психологом
o тематические классные часы;
o работа с родителями;
o работа с психологом.
Внеурочная деятельность
§ ведение курсов неурочной деятельности;
Ø дистанционное обучение на образовательных платформах Учи.ру., «Российская электронная школа»;
§ интеллектуальные игры, конкурсы, олимпиады;
§ исследовательские проекты;
§ участие в проведение предметных недель.
Исходя из собственного опыта, могу сказать, что работа должна быть системная, хорошо спланированная и целенаправленная.
Мною разработана программы внеурочной деятельности «Я – исследователь», где дополнительно ведётся работа по развитию одарённости учащихся. Работая с одаренными детьми, стараюсь обеспечить для них благоприятный психологический климат. Целенаправленно и системно, создаю ситуацию успеха. Всю деятельность организую так, чтобы ребёнок был партнером педагога, соавтором и инициатором идей.
Большое внимание уделяю работе с родителями одарённых учащихся.
Формы работы с родителями
§ психологическое сопровождение;
§ индивидуальные консультации;
§ информационное просвещение;
§ совместная практическая деятельность ребенка и родителей;
§ поддержка и поощрение родителей на уровне школы и города.
На родительских собраниях освещаю вопросы детской одарённости. Родители делятся опытом воспитания своих детей Большинство из них являются участниками онлайн - платформы Учи.ру, где отслеживают результаты своего ребёнка. Привлекаю родителей к выполнению с детьми проектных и исследовательских работ. Мною разработана программа внеурочной деятельности по математике «Я - исследователь», где ведётся работа по развитию одарённости обучающихся. Результатами работы считаю:
§ участие учащихся в предметных конкурсах, олимпиадах различного уровня;
§ положительные результаты итоговой аттестации 11 классов;
§ учащиеся осваивают содержание предмета на базовом и повышенном уровне;
§ высокий процент поступления учащихся в вузы;
Дети - это национальное достояние страны, одаренные дети – её интеллектуальный, творческий потенциал. И чем раньше я смогу выявить незаурядные способности своих учеников, сумею создать условия для обучения, тем больше надежды, что в будущем они прославят нашу Родину.
Литература:
1. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий / Пособие для преподавателей. – СПб: КАРО, 2018. – 152с.
2. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. – М.: Издательский центр «Академия», 2017.-176с.
3. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2019.-98с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.