Работа с родителями как одно из направлений формирования безопасной образовательной среды.
Оценка 4.8

Работа с родителями как одно из направлений формирования безопасной образовательной среды.

Оценка 4.8
Работа с родителями
docx
воспитательная работа
Взрослым
11.04.2023
Работа с родителями как одно из направлений формирования  безопасной  образовательной среды.
Успешность учебно-воспитательного процесса и правильное развитие учащегося будет идти только в комфортной и безопасной образовательной среде.Безопасная образовательная среда должна создаваться взаимодействием всех сторон затрагивающих жизнь младшего школьника, прежде всего это семья, где растет ребенок и конечно же школа, где большую половину дня проводит ученик.
Бурматина В.В. .docx

                  Работа с родителями как одно из направлений формирования  безопасной  образовательной среды.

(Слайд 1)

 

Выступление на ГМО Бурматиной В.В.

Только вместе с родителями,

общими усилиями,

учителя могут дать детям

 большое человеческое счастье.
                       В.А. Сухомлинский

(Слайд 2) 

         Успешность учебно-воспитательного процесса и правильное развитие учащегося будет идти только в комфортной и безопасной образовательной среде. В связи с этим встает вопрос о путях создания и поддержания психологически благоприятного климата в образовательном учреждении. Безопасность – залог человеческого развития. Если человек будет убежден в безопасности среды, где он обитает, то он чувствует себя в нем комфортно и соответственно, создаются условия, способствующие саморазвитию и самореализации учащихся.

            В начальной школе у ребенка возникает очень много стрессовых ситуаций – и это влияет на психическое и физическое здоровье учащихся, возникает дезадаптация, непонимание происходящего и  ребенок может получить психологическую травму, влияющую на его дальнейшее развитие. В связи с этим безопасная среда предполагает не только обеспечение физической безопасности, как материально-техническое обеспечение, личное безопасное поведение ребенка в пространстве, но и, прежде всего, психологическая безопасность.

    Безопасная образовательная среда должна создаваться взаимодействием всех сторон затрагивающих жизнь младшего школьника,  прежде всего это семья, где растет ребенок и конечно же школа, где большую половину дня проводит ученик. Приходя учиться в школу, ребенок преодолевает множество трудностей психологической адаптации, связанных с изменением его социальной позиции и изменением его окружающих людей детей, взрослых – учителей. Огромная роль в обеспечении качества школьной жизни ребенка принадлежит учителю начальных классов. От первого учителя зависит формирование личностных качеств человека, его жизненных ценностей, ведь именно в начальной школе формируются все основные убеждения, которыми будет ориентироваться человек всю жизнь. Учитель и родители должны создать комфортную и безопасную образовательную среду, в которой полноценно и всесторонне будет развиваться младший школьник.

Среди многочисленных условий и факторов, влияющих на развитие и воспитание ребенка, по праву ведущим считается семья. Она является той единственной средой жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности.

Следующим по силе воздействия на ребенка фактором после семьи выступает учебное заведение.

  Образовательный процесс невозможен без участия родителей. Таким образом, главная цель школы, семьи и содействующих развитию и воспитанию детей участников микросоциума – постоянная поддержка и внимание педагогов и психологов школы к развитию ребенка, изучение трудностей, особенностей и возможностей каждой семьи, своевременная помощь и поддержка родителей и школы. При этом могут быть использованы такие методы, как посещение детей на дому, беседы с родителями, родительские собрания, тренинги, игры, которые сплачивают семью, различные конференции для создания у родителей правильного представления о развитии и воспитании их детей.

       Взаимодействие  с   семьей  - одна из актуальных и сложных проблем в  работе   школы  и каждого педагога. Семьи  очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый и единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать  с   семьей.(С. 3)

      Определяющая роль в установлении взаимодействия с семьей принадлежит нам- классным руководителям.  Именно от нашей  работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагог создаст благоприятные условия для развития ребенка.(Слайд 4)

      Существуют определенные правила установления контактов с семьей школьника: (Слайд 5)

Первое правило - педагогический такт. Недопустимо неосторожное вмешательство в жизнь семьи. Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, учитель должен быть всегда тактичным, доброжелательным.

Второе  правило - взаимное уважение. Это единственно правильная норма взаимоотношений учителей и родителей. Ценность таких отношений в том, что они развивают и у учителей, и у родителей чувство ответственности, требовательности, гражданского долга.

Третье правило - доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания школы.

Четвертое правило - жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности.

        Т.е. в основе взаимодействия семьи и  педагога  лежат  принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

      Главными задачами классного руководителя в этом направлении являются: (Слайд  6, 7)

-способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей,

-созданию комфортных условий для ребенка в семье,

а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка.

 

       Ведущая роль в работе с родителями принадлежит индивидуальным формам работы. Преимуществом этой работы является то, что, находясь наедине с классным руководителем, учителем, родители откровеннее рассказывают ему о своих проблемах, затруднениях, радостях. (Слайд 8)

 

      Я начинаю свое изучение семьи с анкетирования, которое   провожу (как и другие учителя, принимающие первые классы) на первом организационном собрании, где родители заполняют анкету.

    Из нее подробно узнаю о состоянии здоровья ученика, о его интересах, увлечениях, о его особых привычках, о чертах характера. На этом же собрании я предупреждаю родителей, что если они не хотят что-то писать, т.к. боятся огласки, должны подойти и в индивидуальной беседе мне рассказать обязательно,  при этом привожу пример из своей педагогической деятельности( Родители не предупредили меня что у дочери бывают случаи агрессии (Женя).

    Ознакомившись с анкетой я продумываю свое поведение по отношению к данному ученику.

   Стараюсь на первом же собрании познакомить с психологом Гриневой И.Ф.  с которой мы работаем в тесном контакте вот уже более 12 лет. Это кружок психологии «Мы- школьники», детско-родительский клуб «Вместе». Тесное сотрудничество с Ириной Федоровной мне очень помогает в работе.

         Детско-родительские отношения имеют первостепенное значение для здоровья детей и играют важную роль в их социализации, нравственном и духовном и воспитании, а нарушение внутрисемейных связей влечет за собой неблагоприятные последствия.

«Истинная сущность воспитательной работы заключается не в разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации жизни семьи, личной и общественной жизни родителей и ребенка» - писал великий педагог А.С.Макаренко.

  

В детско-родительском клубе «Вместе», который действует и в настоящее время все подчинено общению, все члены – союзники  равные и самостоятельные. Деятельность в клубе подразумевает: учет запросов детей и родителей, отсутствие жесткой регламентации, вариативность и гибкость содержания и проведения занятий. Детско-родительский клуб - место, где всегда есть возможность членам клуба развивать свои коммуникативные способности, быть интересными друг для друга в атмосфере взаимоуважения, доверия и сотрудничества.

Работа клуба актуальна и востребована в настоящее время, так как направлена на укрепление внутренних детско-родительских отношений.

Клуб в привлекательной форме позволяет ненавязчиво утверждать нравственные и духовные ценности (в том числе семейного очага и личной свободы), способствует оптимизации семейных отношений. Взаимодействие старшего и младшего поколений является своеобразной профилактикой трудностей в преддверии подросткового возраста, помогает наладить или улучшить контакт и с родителями, и с другими членами семьи, а также с одноклассниками и их семьями.

  При согласии родителей присутствовать на клубных занятиях и участвовать в работе вместе с ребенком, что способствует быстрому установлению доверительной, эмоционально-благоприятной атмосферы сотрудничества.

       Целью работы в клубе «Вместе» является гармонизация детско-родительских отношений.

Задачи:

1.                 Повышение компетентности родителей и детей в вопросе преодоления жизненных трудностей;

2.                 Развитие психологической культуры детей и родителей;

3.                 Предоставление разносторонних возможностей для эффективной социализации детей при проведении совместного детско-родительского досуга.

Занятия проводятся как мини-тренинги, где используются разные виды деятельности: подвижные игры, сказкотерапия, арт-терапия, элементы телесно-ориентированной терапии, элементы дискуссии, психогимнастика, танцевальные упражнения.

 

Чтобы работа с родителями приносила свои положительные плоды я в течение учебного года стараюсь больше участвовать в вебинарах и прохождении всероссийских  педтестирований. В прошлом учебном году прошла по таким темам: "Методы и формы построения системы взаимодействия семьи и образовательного учреждения", "Стили и модели педагогического общения как средства управления учебно-познавательной деятельностью", "Педагогика сотрудничества – одна из наиболее эффективных технологий в условиях реализации ФГОС", "Интерактивные методы создания благоприятной атмосферы и организации коммуникации между учащимися", "Детский коллектив в процессе формирования личности", «Учёт особенностей развития семьи обучающегося при взаимодействии родителей и педагогов» и т. д.

        Свое выступление хочется также закончить словами великого педагога В.А.Сухомлинского. «Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом- большая беда школы.

Чаще всего конфликт возникает тогда, когда учитель думает о ребенке несправедливо. Думайте о ребенке справедливо- и конфликтов не будет. Умение избежать конфликта- одна из составных частей педагогической мудрости учителя.»

  Спасибо за внимание!


 

Скачано с www.znanio.ru

Работа с родителями как одно из направлений формирования безопасной образовательной среды

Работа с родителями как одно из направлений формирования безопасной образовательной среды

Следующим по силе воздействия на ребенка фактором после семьи выступает учебное заведение

Следующим по силе воздействия на ребенка фактором после семьи выступает учебное заведение

Ведущая роль в работе с родителями принадлежит индивидуальным формам работы

Ведущая роль в работе с родителями принадлежит индивидуальным формам работы

Клуб в привлекательной форме позволяет ненавязчиво утверждать нравственные и духовные ценности (в том числе семейного очага и личной свободы), способствует оптимизации семейных отношений

Клуб в привлекательной форме позволяет ненавязчиво утверждать нравственные и духовные ценности (в том числе семейного очага и личной свободы), способствует оптимизации семейных отношений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.04.2023