Работа с родителями как одно из направлений формирования безопасной образовательной среды.
(Слайд 1)
Выступление на ГМО Бурматиной В.В.
Только вместе с родителями,
общими усилиями,
учителя могут дать детям
большое человеческое счастье.
В.А. Сухомлинский
(Слайд 2)
Успешность учебно-воспитательного процесса и правильное развитие учащегося будет идти только в комфортной и безопасной образовательной среде. В связи с этим встает вопрос о путях создания и поддержания психологически благоприятного климата в образовательном учреждении. Безопасность – залог человеческого развития. Если человек будет убежден в безопасности среды, где он обитает, то он чувствует себя в нем комфортно и соответственно, создаются условия, способствующие саморазвитию и самореализации учащихся.
В начальной школе у ребенка возникает очень много стрессовых ситуаций – и это влияет на психическое и физическое здоровье учащихся, возникает дезадаптация, непонимание происходящего и ребенок может получить психологическую травму, влияющую на его дальнейшее развитие. В связи с этим безопасная среда предполагает не только обеспечение физической безопасности, как материально-техническое обеспечение, личное безопасное поведение ребенка в пространстве, но и, прежде всего, психологическая безопасность.
Безопасная образовательная среда должна создаваться взаимодействием всех сторон затрагивающих жизнь младшего школьника, прежде всего это семья, где растет ребенок и конечно же школа, где большую половину дня проводит ученик. Приходя учиться в школу, ребенок преодолевает множество трудностей психологической адаптации, связанных с изменением его социальной позиции и изменением его окружающих людей детей, взрослых – учителей. Огромная роль в обеспечении качества школьной жизни ребенка принадлежит учителю начальных классов. От первого учителя зависит формирование личностных качеств человека, его жизненных ценностей, ведь именно в начальной школе формируются все основные убеждения, которыми будет ориентироваться человек всю жизнь. Учитель и родители должны создать комфортную и безопасную образовательную среду, в которой полноценно и всесторонне будет развиваться младший школьник.
Среди многочисленных условий и факторов, влияющих на развитие и воспитание ребенка, по праву ведущим считается семья. Она является той единственной средой жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности.
Следующим по силе воздействия на ребенка фактором после семьи выступает учебное заведение.
Образовательный процесс невозможен без участия родителей. Таким образом, главная цель школы, семьи и содействующих развитию и воспитанию детей участников микросоциума – постоянная поддержка и внимание педагогов и психологов школы к развитию ребенка, изучение трудностей, особенностей и возможностей каждой семьи, своевременная помощь и поддержка родителей и школы. При этом могут быть использованы такие методы, как посещение детей на дому, беседы с родителями, родительские собрания, тренинги, игры, которые сплачивают семью, различные конференции для создания у родителей правильного представления о развитии и воспитании их детей.
Взаимодействие с семьей - одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога. Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый и единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей.(С. 3)
Определяющая роль в установлении взаимодействия с семьей принадлежит нам- классным руководителям. Именно от нашей работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагог создаст благоприятные условия для развития ребенка.(Слайд 4)
Существуют определенные правила установления контактов с семьей школьника: (Слайд 5)
Первое правило - педагогический такт. Недопустимо неосторожное вмешательство в жизнь семьи. Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, учитель должен быть всегда тактичным, доброжелательным.
Второе правило - взаимное уважение. Это единственно правильная норма взаимоотношений учителей и родителей. Ценность таких отношений в том, что они развивают и у учителей, и у родителей чувство ответственности, требовательности, гражданского долга.
Третье правило - доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания школы.
Четвертое правило - жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности.
Т.е. в основе взаимодействия семьи и педагога лежат принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Главными задачами классного руководителя в этом направлении являются: (Слайд 6, 7)
-способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей,
-созданию комфортных условий для ребенка в семье,
а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка.
Ведущая роль в работе с родителями принадлежит индивидуальным формам работы. Преимуществом этой работы является то, что, находясь наедине с классным руководителем, учителем, родители откровеннее рассказывают ему о своих проблемах, затруднениях, радостях. (Слайд 8)
Я начинаю свое изучение семьи с анкетирования, которое провожу (как и другие учителя, принимающие первые классы) на первом организационном собрании, где родители заполняют анкету.
Из нее подробно узнаю о состоянии здоровья ученика, о его интересах, увлечениях, о его особых привычках, о чертах характера. На этом же собрании я предупреждаю родителей, что если они не хотят что-то писать, т.к. боятся огласки, должны подойти и в индивидуальной беседе мне рассказать обязательно, при этом привожу пример из своей педагогической деятельности( Родители не предупредили меня что у дочери бывают случаи агрессии (Женя).
Ознакомившись с анкетой я продумываю свое поведение по отношению к данному ученику.
Стараюсь на первом же собрании познакомить с психологом Гриневой И.Ф. с которой мы работаем в тесном контакте вот уже более 12 лет. Это кружок психологии «Мы- школьники», детско-родительский клуб «Вместе». Тесное сотрудничество с Ириной Федоровной мне очень помогает в работе.
Детско-родительские отношения имеют первостепенное значение для здоровья детей и играют важную роль в их социализации, нравственном и духовном и воспитании, а нарушение внутрисемейных связей влечет за собой неблагоприятные последствия.
«Истинная сущность воспитательной работы заключается не в разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации жизни семьи, личной и общественной жизни родителей и ребенка» - писал великий педагог А.С.Макаренко.
В детско-родительском клубе «Вместе», который действует и в настоящее время все подчинено общению, все члены – союзники равные и самостоятельные. Деятельность в клубе подразумевает: учет запросов детей и родителей, отсутствие жесткой регламентации, вариативность и гибкость содержания и проведения занятий. Детско-родительский клуб - место, где всегда есть возможность членам клуба развивать свои коммуникативные способности, быть интересными друг для друга в атмосфере взаимоуважения, доверия и сотрудничества.
Работа клуба актуальна и востребована в настоящее время, так как направлена на укрепление внутренних детско-родительских отношений.
Клуб в привлекательной форме позволяет ненавязчиво утверждать нравственные и духовные ценности (в том числе семейного очага и личной свободы), способствует оптимизации семейных отношений. Взаимодействие старшего и младшего поколений является своеобразной профилактикой трудностей в преддверии подросткового возраста, помогает наладить или улучшить контакт и с родителями, и с другими членами семьи, а также с одноклассниками и их семьями.
При согласии родителей присутствовать на клубных занятиях и участвовать в работе вместе с ребенком, что способствует быстрому установлению доверительной, эмоционально-благоприятной атмосферы сотрудничества.
Целью работы в клубе «Вместе» является гармонизация детско-родительских отношений.
Задачи:
1. Повышение компетентности родителей и детей в вопросе преодоления жизненных трудностей;
2. Развитие психологической культуры детей и родителей;
3. Предоставление разносторонних возможностей для эффективной социализации детей при проведении совместного детско-родительского досуга.
Занятия проводятся как мини-тренинги, где используются разные виды деятельности: подвижные игры, сказкотерапия, арт-терапия, элементы телесно-ориентированной терапии, элементы дискуссии, психогимнастика, танцевальные упражнения.
Чтобы работа с родителями приносила свои положительные плоды я в течение учебного года стараюсь больше участвовать в вебинарах и прохождении всероссийских педтестирований. В прошлом учебном году прошла по таким темам: "Методы и формы построения системы взаимодействия семьи и образовательного учреждения", "Стили и модели педагогического общения как средства управления учебно-познавательной деятельностью", "Педагогика сотрудничества – одна из наиболее эффективных технологий в условиях реализации ФГОС", "Интерактивные методы создания благоприятной атмосферы и организации коммуникации между учащимися", "Детский коллектив в процессе формирования личности", «Учёт особенностей развития семьи обучающегося при взаимодействии родителей и педагогов» и т. д.
Свое выступление хочется также закончить словами великого педагога В.А.Сухомлинского. «Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом- большая беда школы.
Чаще всего конфликт возникает тогда, когда учитель думает о ребенке несправедливо. Думайте о ребенке справедливо- и конфликтов не будет. Умение избежать конфликта- одна из составных частей педагогической мудрости учителя.»
Спасибо за внимание!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.