«Работа с высокомотивированными детьми на уроках
русского языка и литературы»
В каждом человеке
заключается целый ряд способностей и наклонностей,
которые стоит лишь пробудить и развить,
чтобы они, при приложении к делу,
произвели самые превосходные результаты.
Лишь тогда человек становится настоящим человеком.
/А. Бебель/
В последние годы в Российской Федерации неуклонно растёт интерес к проблеме
детской одарённости. Национальный проект «Образование» и Федеральные государственные образовательные стандарты призывают создать как специальную
систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития каждого ребёнка.
Высокомотивированный ребёнок – ребёнок, у которого высоко развиты внутренняя и внешняя потребности быть успешными в определённой области знаний и деятельности. Мотивированные (способные) дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Одарённых детей условно делят на 4 группы:
В учебной деятельности работа с высокомотивированными детьми основывается на дифференцированном подходе. Методы и формы работы с высокомотивированными учащимися, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми обучающимися класса и в то же время отличаться определённым своеобразием.
Высокомотивированные дети с удовольствием вовлекаются в проектно-исследовательскую деятельность. Это помогает им глубже проникать в ту тему, к которой они проявляют больший интерес.
Стараюсь привлечь таких детей к инсценированию литературных произведений (участие в школьном театре). Здесь для них полный простор для творчества, проявления личностных качеств и способностей.
Педагогами и психологами доказано, что учебный процесс эффективен в отношении усвоения знаний и умственного развития учащихся только тогда, когда он вызывает и организует их познавательную деятельность. Доказано и то, что способности человека проявляются в деятельности, но главное в том, что они создаются в ней.
Хочу остановиться на приемах и видах работ, обеспечивающих деятельностный подход к обучению: на включении в урок заданий повышенной сложности, которые развивают учащихся интеллектуально, активизируют их на уроке, учат самостоятельно ставить проблему и решать ее.
Цель использования данных заданий: развитие интеллектуального уровня учащихся, умения свободно оперировать полученными знаниями, интерпретировать их и применять в нестандартной ситуации.
1. Самостоятельно подобрать дидактический материал, аналогичный упражнению учебника.
Пример 1: в упр. – изменить лицо глагола в пословицах.
Сильные – подбирают пословицы сами и изменяют лицо глагола.
Пример 2: в упр. – вставить пропущенные орфограммы.
Сильные – подбирают слова с аналогичными орфограммами.
Пример 3: в упр. – использовать в ответах на вопросы имена собственные.
Сильные – придумывают вопросы и дают на них ответы.
2. Самостоятельный подбор дополнительных заданий к упражнению и выполнение их.
Примеры:
*Укажи части речи в 3 предложении.
*Найди склоняемые и спрягаемые части речи.
*При списывании распредели предложения на простые и сложные.
*Разбери по составу слова разных частей речи.
*Выдели…
3. Установление внутрипредметных связей между лингвистическими явлениями, осмысление практической значимости полученных знаний.
Пример1: Вставить Е-И в окончания глагола.
Сильные – Доказать, что выбор гласных невозможен без знания грамматики.
Пример2: Поставить существительные в форму творительного падежа и подчеркнуть орфограммы.
Сильные – Указать, какие ранее полученные знания необходимы для выполнения данного задания.
Пример3: Вставить пропущенные буквы в числительные.
Сильные – рассказать о склонении числительных.
4. Задания, ориентирующие учащихся на поиск различных вариантов ответов.
Пример 1: Группировка слов по различным признакам (ч. речи, род, число, склон., одуш. – неодуш. и т.д.).
Пример 2: Задания типа «Как сказать иначе, не меняя содержания высказывания».
Мальчик испугался грозы и заплакал.
Мальчик, испугавшись грозы, заплакал.
Мальчик, испугавшийся грозы, заплакал.
Испугавшийся грозы мальчик заплакал.
Мальчик, который испугался грозы, заплакал.
Обращается внимание на знаки препинания, ведется пропедевтическая работа.
5. Задания на сравнение и сопоставление.
Сильные определяют закономерности сравнения и сопоставления.
Объясняют, что происходит с частями речи при изменении по падежам, временам, числам и т.д.
Находят общее и различное в разных частях речи.
Делают попытки самостоятельно подводить итоги сравнений и сопоставлений (прилагательное – отглагольное прилагательное – причастие).
Самостоятельно заполняют графы таблицы по типам придаточных предложений и т.д.
Находят ошибки в предложенных их вниманию таблицах.
6. Задания исследовательского характера.
Пример 1: подобрать доказательства к данному умозаключению.
«Обладающие сжатостью, стройностью, конструкции с обособленными определениями широко применяются в художественной литературе при описании природы, персонажей».
Пример 2: формулировка собственных умозаключений на основе собранного материала.
*Модальные частицы в баснях И. А. Крылова.
*Сравнительные обороты в поэме Лермонтова «Мцыри».
*Использование неодушевленных существительных в значении одушевленных (домашнее задание).
Высокомотивированные дети с удовольствием принимают участие в олимпиадах, интеллектуальных и творческих конкурсах, и, как правило, добиваются высоких результатов.
Хотелось бы отметить, что огромную роль в этом играют родители. Их положительный настрой и поддержка помогает детям развиваться всесторонне, что также способствует сохранению высокой мотивации и развитию интеллектуальных и творческих способностей.
Также стоит отметить, что таким детям хочется выйти за рамки класса, понять на что они способны в более широком круге участников.
Есть одна притча:
«Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго бродит среди разнообразных экзотических фруктов и овощей. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже близко не похожие на те, что он раннее видел. Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят ароматом, третьи - изысканными звуками, доносящимися из сердцевин фруктов.
И, конечно же, каждый из людей выбирает тот плод, который ему по душе, часто оказывается, что именно это ему и необходимо. Но как только покупатель берет в руки фрукт, тот исчезает, а на ладони остается лишь крохотное семечко.
Немало удивленный, человек решил схитрить и подошел к хозяину лавки:
- Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт, - сказал он и показал на полку.
Хозяин лавки подал прекраснейший экзотический фрукт, но, едва коснувшись руки, он исчез, а на ладони лежало крохотное семечко. Увидев удивление на лице покупателя, хозяин лавки сказал: «Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами».
Чтобы вырастить необычный сад, нужно приложить усилие.
Так и в учительской профессии успех складывается из каждодневного напряжённого, кропотливого труда.
Работа с высокомотивированными и одарёнными детьми ставит перед учителем задачи, решение которых требует творческой активности, напряжения всех сил, проявления индивидуальности. Учитель, развивая творческий потенциал школьников, развивает и свои творческие способности, находит всё новые формы работы, которые расширяют интеллектуальные возможности учеников.
Список использованных источников информации
1. https://domznaniya.ru/page/osobennosti-raboty-s-vysokomotivirovannymi-i-intellektualno-odarennymi-uchashchimisya-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury-i-vo-vneurochnoe-vremya-4031659814/
2. https://itperemena.ru/tpost/upp0nlhd01-osobennosti-raboti-s-visokomotivirovanni
3. https://nsportal.ru/user/929587/page/organizatsiya-raboty-s-odarennymi-detmi-hudozhestvenno-tvorcheskoe-napravlenie
4.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.