«Работа с высокомотивированными детьми на уроках русского языка и литературы»

  • docx
  • 09.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Одаренные.docx

«Работа с высокомотивированными детьми на уроках

русского языка и литературы»

 

 

В каждом человеке

заключается целый ряд способностей и наклонностей,

которые стоит лишь пробудить и развить,

чтобы они, при приложении к делу,

произвели самые превосходные результаты.

Лишь тогда человек становится настоящим человеком.

 

                                                                     /А. Бебель/

 

 

В последние годы в Российской Федерации неуклонно растёт интерес к проблеме

детской одарённости. Национальный проект «Образование» и Федеральные государственные образовательные стандарты призывают создать как специальную

систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития каждого ребёнка.

Высокомотивированный ребёнок – ребёнок, у которого высоко развиты внутренняя и внешняя потребности быть успешными в определённой области знаний и деятельности. Мотивированные (способные) дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Одарённых детей условно делят на 4 группы:

  • дети с высокими показателями интеллекта;
  • дети с высоким уровнем творческих способностей;
  • дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, спортсмены и т. д. Эту категорию чаще называют талантливыми);
  • дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).

В учебной деятельности работа с высокомотивированными детьми основывается на дифференцированном подходе. Методы и формы работы с высокомотивированными учащимися, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми обучающимися класса и в то же время отличаться определённым своеобразием.

 

Высокомотивированные дети с удовольствием вовлекаются в проектно-исследовательскую деятельность. Это помогает им глубже проникать в ту тему, к которой они проявляют больший интерес.

Стараюсь привлечь таких детей к инсценированию литературных произведений (участие в школьном театре). Здесь для них полный простор для творчества, проявления личностных качеств и способностей.

Педагогами и психологами доказано, что учебный процесс эффективен в отношении усвоения знаний и умственного развития учащихся только тогда, когда он вызывает и организует их познавательную деятельность. Доказано и то, что способности человека проявляются в деятельности, но главное в том, что они создаются в ней.

Хочу остановиться на приемах и видах работ, обеспечивающих деятельностный подход к обучению: на включении в урок заданий повышенной сложности, которые развивают учащихся интеллектуально, активизируют их на уроке, учат самостоятельно ставить проблему и решать ее.

Цель использования данных заданий: развитие интеллектуального уровня учащихся, умения свободно оперировать полученными знаниями, интерпретировать их и применять в нестандартной ситуации.

1. Самостоятельно подобрать дидактический материал, аналогичный упражнению учебника.

Пример 1: в упр. – изменить лицо глагола в пословицах.

Сильные – подбирают пословицы сами и изменяют лицо глагола.

Пример 2: в упр. – вставить пропущенные орфограммы.

Сильные – подбирают слова с аналогичными орфограммами.

Пример 3: в упр. – использовать в ответах на вопросы имена собственные.

Сильные – придумывают вопросы и дают на них ответы.

2. Самостоятельный подбор дополнительных заданий к упражнению и выполнение их.

Примеры:

*Укажи части речи в 3 предложении.

*Найди склоняемые и спрягаемые части речи.

*При списывании распредели предложения на простые и сложные.

*Разбери по составу слова разных частей речи.

*Выдели…

3. Установление внутрипредметных связей между лингвистическими явлениями, осмысление практической значимости полученных знаний.

Пример1: Вставить Е-И в окончания глагола.

Сильные – Доказать, что выбор гласных невозможен без знания грамматики.

Пример2: Поставить существительные в форму творительного падежа и подчеркнуть орфограммы.

Сильные – Указать, какие ранее полученные знания необходимы для выполнения данного задания.

Пример3: Вставить пропущенные буквы в числительные.

Сильные – рассказать о склонении числительных.

4. Задания, ориентирующие учащихся на поиск различных вариантов ответов.

Пример 1: Группировка слов по различным признакам (ч. речи, род, число, склон., одуш. – неодуш. и т.д.).

Пример 2: Задания типа «Как сказать иначе, не меняя содержания высказывания».

Мальчик испугался грозы и заплакал.

Мальчик, испугавшись грозы, заплакал.

Мальчик, испугавшийся грозы, заплакал.

Испугавшийся грозы мальчик заплакал.

Мальчик, который испугался грозы, заплакал.

Обращается внимание на знаки препинания, ведется пропедевтическая работа.

5. Задания на сравнение и сопоставление.

Сильные определяют закономерности сравнения и сопоставления.

Объясняют, что происходит с частями речи при изменении по падежам, временам, числам и т.д.

Находят общее и различное в разных частях речи.

Делают попытки самостоятельно подводить итоги сравнений и сопоставлений (прилагательное – отглагольное прилагательное – причастие).

Самостоятельно заполняют графы таблицы по типам придаточных предложений и т.д.

Находят ошибки в предложенных их вниманию таблицах.

6. Задания исследовательского характера.

Пример 1: подобрать доказательства к данному умозаключению.

«Обладающие сжатостью, стройностью, конструкции с обособленными определениями широко применяются в художественной литературе при описании природы, персонажей».

Пример 2: формулировка собственных умозаключений на основе собранного материала.

*Модальные частицы в баснях И. А. Крылова.

*Сравнительные обороты в поэме Лермонтова «Мцыри».

*Использование неодушевленных существительных в значении одушевленных (домашнее задание).

Высокомотивированные дети с удовольствием принимают участие в олимпиадах, интеллектуальных и творческих конкурсах, и, как правило, добиваются высоких результатов.

Хотелось бы отметить, что огромную роль в этом играют родители. Их положительный настрой и поддержка помогает детям развиваться всесторонне, что также способствует сохранению высокой мотивации и развитию интеллектуальных и творческих способностей.

Также стоит отметить, что таким детям хочется выйти за рамки класса, понять на что они способны в более широком круге участников.

Есть одна притча:

«Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго бродит среди разнообразных экзотических фруктов и овощей. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже близко не похожие на те, что он раннее видел. Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят ароматом, третьи - изысканными звуками, доносящимися из сердцевин фруктов.

И, конечно же, каждый из людей выбирает тот плод, который ему по душе, часто оказывается, что именно это ему и необходимо. Но как только покупатель берет в руки фрукт, тот исчезает, а на ладони остается лишь крохотное семечко.

Немало удивленный, человек решил схитрить и подошел к хозяину лавки:

- Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт, - сказал он и показал на полку.

Хозяин лавки подал прекраснейший экзотический фрукт, но, едва коснувшись руки, он исчез, а на ладони лежало крохотное семечко. Увидев удивление на лице покупателя, хозяин лавки сказал: «Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами».

Чтобы вырастить необычный сад, нужно приложить усилие.

Так и в учительской профессии успех складывается из каждодневного напряжённого, кропотливого труда.

Работа с высокомотивированными и одарёнными детьми ставит перед учителем задачи, решение которых требует творческой активности, напряжения всех сил, проявления индивидуальности. Учитель, развивая творческий потенциал школьников, развивает и свои творческие способности, находит всё новые формы работы, которые расширяют интеллектуальные возможности учеников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   Список использованных источников информации

 

1.      https://domznaniya.ru/page/osobennosti-raboty-s-vysokomotivirovannymi-i-intellektualno-odarennymi-uchashchimisya-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury-i-vo-vneurochnoe-vremya-4031659814/

2.      https://itperemena.ru/tpost/upp0nlhd01-osobennosti-raboti-s-visokomotivirovanni

3.      https://nsportal.ru/user/929587/page/organizatsiya-raboty-s-odarennymi-detmi-hudozhestvenno-tvorcheskoe-napravlenie

4.       

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru