Работа со звуком Ци -
1. Покажите игрушки, изображенные на рисунке «В магазине», в названии которых есть звук ц: цыпленок, курица, яйцо. Предложите назвать их так, чтобы ясно слышался этот звук: цццыпленок, куриццца, яйцццо.
2. Прочитайте стихотворные тексты так, чтобы ребенок мог закончить фразы, т. е. правильно подобрать слова, близкие по звучанию и по смыслу.
Часто к озеру напиться
Ходит рыжая ... (лисица).
/В. Голяховский/
На даче в лесу
Были разные птицы:
Сороки, стрижи,
Воробьи и ... (синицы).
/Н. Полякова/
К нам на пестрые страницы
Прилетели две ... (синицы).
/А. Барто/
По ночам сове не спится,
Ведь сова — Ночная ... (птица).
/В. Шульжик/
3. Для отработки произношения звука ц можно организовать игры, например, «Что взял мишка», «Есть звук или нет?».
ЧТО ВЗЯЛ МИШКА
Для игры потребуются 3—4 предмета или игрушки (картинки), в названиях которых есть звук ц: блюдце, кольцо, ножницы, сахарница, цыпленок, курица, заяц.
Взрослый кладет предметы на стол, предлагает ребенку перечислить и хорошо запомнить их. «Сейчас мы с тобой поиграем в игру «Что взял мишка» (показывает мишку). Мишка будет играть вместе с нами. Ты закроешь глаза или отвернешься, а мишка в это время возьмет со стола какой-нибудь предмет — ножницы или блюдце, кольцо или сахарницу. Когда я тебе скажу, ты откроешь глаза, посмотришь на стол и скажешь, какой предмет взял мишка».
Взрослый просит закрыть глаза, быстро убирает один из предметов, например, ножницы, и говорит: «Открой глаза и посмотри, что взял мишка». Ребенок называет отсутствующий предмет. Можно спросить: «Для чего мишке понадобились ножницы?» — и уточнить, знает ли ребенок назначение предметов, лежащих на столе. После того как ребенок ответит о назначении, например, ножниц, их можно положить на место. Затем надо предложить малышу вновь закрыть глаза и убрать другой предмет. Игра продолжается до тех пор, пока все предметы не будут названы. Необходимо следить, чтобы ребенок четко и правильно произносил звук ц.
ЕСТЬ ЗВУК ИЛИ НЕТ?
Взрослый показывает ребенку два предмета (чашку и блюдце либо ножницы и бумагу) или две игрушки (цыпленка и куклу либо курицу и машину), предлагает назвать их, а затем определить, в названии какого предмета есть звук ц. «Это чашка, а это блюдце»,— говорит взрослый. В каком слове есть звук ц? Если ребенок затрудняется ответить, взрослый помогает:
«Чашка — здесь есть или нет звука ц? А в слове блюдццце?» Попросите ребенка назвать предмет так, чтобы ясно слышался этот звук.
4. Предложите ребенку повторить чистоговорки вполголоса, четко произнося отрабатываемый звук.
Цу-цу-цу — дали нам по огурцу.
Цы~цы-цы — мы помыли огурцы.
Нет конца у моего кольца.
5. Ребенок отгадывает загадки, а затем определяет, есть ли в слове-отгадке звук ц.
У двух матерей по пять сыновей, одно имя всем. (Пальцы.)
Явился в желтой шубке. Прощайте, две скорлупки! (Цыпленок.)
Эти загадки ребенок может выучить.
В воде родится, а воды боится. (Соль.)
Четыре грязных копытца залезли прямо в корытце. (Поросенок.)
Может и разбиться, может и свариться; если хочешь, в птицу может превратиться. (Яйцо.)
На цветке — цветок, пьет цветочный сок. (Бабочка.)
/(В. Кремнев.)/
6. Выучите с ребенком стихотворения, они также окажут помощь в отработке звука ц.
ЖИРАФ
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок.
С. Маршак
ОСЕНЬ
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.
М. Ходякова
ВЕРБЛЮД
Вот верблюд — живое чудо!
Два горба есть у верблюда.
Вдосталь он пока напьется
Может выпить полколодца.
Но зато потом в пустыне,
Где воды нет и в помине,
Может он по многу дней
Не тревожиться о ней.
Н. Косгарев
7. Прочтите рассказ.
ЦЫПЛЕНОК ЦЫП
У мамы-курицы было тринадцать цыплят. Самого маленького цыпленка звали Цып. Цып был очень любопытным цыпленком. Однажды, собирая цветы, Цып увидел колодец, решил заглянуть в него и чуть-чуть не упал туда. Мама-курица отвела Цыпа домой и больше никуда одного не пускала.
После чтения рассказа задайте ребенку вопросы:
- Сколько цыплят было у мамы-курицы?
- Как звали самого маленького цыпленка?
- Каким был Цып?
- Что увидел Цып, когда он собирал цветы?
- Куда чуть-чуть не упал Цып?
- Как мама-курица наказала Цыпа?
8. Предложите ребенку рассмотреть рисунок «На даче» и рассказать, что на нем изображено. Затем попросите найти предметы, животных, в названии которых есть звук ц.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.