Работа со звуком Ци -

  • docx
  • 28.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Работа со звуком Ци.docx

Работа со звуком Ци -

 

1. Покажите игрушки, изображенные на рисунке «В магазине», в названии которых есть звук ц: цыпленок, курица, яйцо. Предложите назвать их так, чтобы ясно слышался этот звук: цццыпленок, куриццца, яйцццо.

 

2. Прочитайте стихотворные тексты так, чтобы ребенок мог закончить фразы, т. е. правильно подобрать слова, близкие по звучанию и по смыслу.

 

Часто к озеру напиться

Ходит рыжая ... (лисица).

/В. Голяховский/

 

На даче в лесу

Были разные птицы:

Сороки, стрижи,

Воробьи и ... (синицы).

/Н. Полякова/

 

К нам на пестрые страницы

Прилетели две ... (синицы).

/А. Барто/

 

По ночам сове не спится,

Ведь сова — Ночная ... (птица).

/В. Шульжик/

 

3. Для отработки произношения звука ц можно организовать игры, например, «Что взял мишка», «Есть звук или нет?».

 

ЧТО ВЗЯЛ МИШКА

 

Для игры потребуются 3—4 предмета или игрушки (картинки), в названиях которых есть звук ц: блюдце, кольцо, ножницы, сахарница, цыпленок, курица, заяц.

 

Взрослый кладет предметы на стол, предлагает ребенку перечислить и хорошо запомнить их. «Сейчас мы с тобой поиграем в игру «Что взял мишка» (показывает мишку). Мишка будет играть вместе с нами. Ты закроешь глаза или отвернешься, а мишка в это время возьмет со стола какой-нибудь предмет — ножницы или блюдце, кольцо или сахарницу. Когда я тебе скажу, ты откроешь глаза, посмотришь на стол и скажешь, какой предмет взял мишка».

 

Взрослый просит закрыть глаза, быстро убирает один из предметов, например, ножницы, и говорит: «Открой глаза и посмотри, что взял мишка». Ребенок называет отсутствующий предмет. Можно спросить: «Для чего мишке понадобились ножницы?» — и уточнить, знает ли ребенок назначение предметов, лежащих на столе. После того как ребенок ответит о назначении, например, ножниц, их можно положить на место. Затем надо предложить малышу вновь закрыть глаза и убрать другой предмет. Игра продолжается до тех пор, пока все предметы не будут названы. Необходимо следить, чтобы ребенок четко и правильно произносил звук ц.

 

ЕСТЬ ЗВУК ИЛИ НЕТ?

 

 

Взрослый показывает ребенку два предмета (чашку и блюдце либо ножницы и бумагу) или две игрушки (цыпленка и куклу либо курицу и машину), предлагает назвать их, а затем определить, в названии какого предмета есть звук ц. «Это чашка, а это блюдце»,— говорит взрослый. В каком слове есть звук ц? Если ребенок затрудняется ответить, взрослый помогает:

 

«Чашка — здесь есть или нет звука ц? А в слове блюдццце?» Попросите ребенка назвать предмет так, чтобы ясно слышался этот звук.

 

4. Предложите ребенку повторить чистоговорки вполголоса, четко произнося отрабатываемый звук.

 

Цу-цу-цу — дали нам по огурцу.

Цы~цы-цы — мы помыли огурцы.

Нет конца у моего кольца.

 

5. Ребенок отгадывает загадки, а затем определяет, есть ли в слове-отгадке звук ц.

 

У двух матерей по пять сыновей, одно имя всем. (Пальцы.)

Явился в желтой шубке. Прощайте, две скорлупки! (Цыпленок.)

 

Эти загадки ребенок может выучить.

 

В воде родится, а воды боится. (Соль.)

Четыре грязных копытца залезли прямо в корытце. (Поросенок.)

Может и разбиться, может и свариться; если хочешь, в птицу может превратиться. (Яйцо.)

На цветке — цветок, пьет цветочный сок. (Бабочка.)

/(В. Кремнев.)/

 

6. Выучите с ребенком стихотворения, они также окажут помощь в отработке звука ц.

 

ЖИРАФ

 

Рвать цветы легко и просто

Детям маленького роста,

Но тому, кто так высок,

Нелегко сорвать цветок.

С. Маршак

 

ОСЕНЬ

 

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года осенью зовется.

М. Ходякова

 

ВЕРБЛЮД

 

Вот верблюд — живое чудо!

Два горба есть у верблюда.

Вдосталь он пока напьется

Может выпить полколодца.

Но зато потом в пустыне,

Где воды нет и в помине,

Может он по многу дней

Не тревожиться о ней.

Н. Косгарев

 

7. Прочтите рассказ.

 

ЦЫПЛЕНОК ЦЫП

 

 

У мамы-курицы было тринадцать цыплят. Самого маленького цыпленка звали Цып. Цып был очень любопытным цыпленком. Однажды, собирая цветы, Цып увидел колодец, решил заглянуть в него и чуть-чуть не упал туда. Мама-курица отвела Цыпа домой и больше никуда одного не пускала.

 

После чтения рассказа задайте ребенку вопросы:

 

- Сколько цыплят было у мамы-курицы?

- Как звали самого маленького цыпленка?

- Каким был Цып?

- Что увидел Цып, когда он собирал цветы?

- Куда чуть-чуть не упал Цып?

- Как мама-курица наказала Цыпа?

 

8. Предложите ребенку рассмотреть рисунок «На даче» и рассказать, что на нем изображено. Затем попросите найти предметы, животных, в названии которых есть звук ц.

 


 

Посмотрите также