Работа в детском исследовательском клубе мдадших школьников
Одна из приоритетных задач национальной
образовательной инициативы «Наша новая школа» формулируется как создание
системы выявления и поддержки одарённых детей и талантливой молодёжи.
Создание системы работы с одарёнными детьми - очень важное направление именно в
начальной школе, т.к. этот возраст сензитивен для развития творческих
способностей ребёнка. Реализация данного направления в моей работе
идёт через поуровневую дифференциацию в урочной и внеурочной
деятельности.
«…Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность,
кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в
самой маленькой поисковой исследовательской работе…» А.Н.
Колмогоров
Одним из основных составляющих работы с одарёнными детьми моего класса, является научный клуб «Я – мыслитель».
Клуб «Я – мыслитель» - это добровольное творческое формирование учащихся класса, стремящихся совершенствовать свои знания в различных областях , развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки научно-исследовательской деятельности, общественная аттестация полученных результатов.
Цели создания клуба:
· Выявить талантливых детей, развития их интеллектуального и творческого потенциала, креативности, способности принимать решения и нести за них ответственность;
· Стимулировать познавательной активности детей, их самообразования;
· Расширить информационного поля, в т.ч. с использованием ИКТ;
· Создать ситуации сотрудничества и успеха;
· Формировать ценностно-смысловых ориентиров;
· Социализировать личность.
Задачи работы клуба:
· выявление талантливых детей на стадии первой ступени;
· способствование раннему раскрытию интересов и склонностей учащихся к поисковой, аналитической, рефлексивной деятельности;
· воспитание активной жизненной позиции, высоких нравственных качеств.
Содержание и формы работы клуба:
· Индивидуальная работа:
· отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений),
· оказание помощи одноклассникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий;
· работа с учащимися по отдельной программе (разработка тем научных исследований, оказание консультационной помощи);
· Групповая форма: включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами, подготовку уроков-игр, уроков-конференций.
· Массовые формы: встречи с интересными людьми, совместную подготовку предметных недель, внеклассных мероприятий и конференций, участие в научно-практических конференциях, походах, экскурсиях.
Работа клуба младших школьников имеет свои
особенности и предполагает активное участие в рамках исследовательского проекта
не только обучаемого и педагога, но и родителей обучаемого. Ребенок, являясь
центральным связующим звеном проекта, сам называет интересующую его проблему и
формулирует цели собственной деятельности. Взрослые участники проекта на
начальном этапе, а при необходимости – в ходе проекта, совместно с ребёнком
оценивают способы и методы познавательско-исследовательской деятельности автора
проекта, согласуют предполагаемый объём работ и ресурсов, необходимых для
решения интересующей ребенка проблемы, определяют конечные цели в рамках
конкретного проекта.
Клуб имеет личностно значимую для ребенка цель, и это делает ее эффективной
формой работы не только с актуально одаренными детьми, но и формой раскрытия
потенциальной одаренности у всех младших школьников, их позитивных личностных и
творческих характеристик. Именно личностная окраска проблемы, над которой
работает ребёнок, оказывает непосредственное воздействие на его убеждение в
необходимости проведения такой работы и опосредованное – на его поведение.
Самостоятельный поиск информации развивает навыки критического мышления,
имеющего особое значение для развития личностных характеристик младшего школьника.
Интеллектуально
и творчески развитые личности способны принимать осмысленные, компетентные и
одновременно смелые решения. Именно такие люди способны решать многоплановые
задачи, стоящие перед обществом в XXI веке.
Результатом моей работы является повышение уровня самооценки и самоконтроля учащихся, их творческие успехи, стабильные показатели качества знаний, активная жизненная позиция.
За время работы клуба были воплощены в жизнь индивидуальные проекты:
· «Лисица» (Савервальд Д.)
· «Писатели Калужской области» (Савервальд Д.)
· «Кому - мать, кому – мачеха» (Коваленко Д.)
· «Что общего у змеи и медведя. Табуированные слова» (Фетисов В.)
· «Пушки» (Ежов С.)
Групповые формы работы включают в себя как подготовку к разным формам уроков, так и групповые исследовательские работы. Самыми интересными и удачными члены клуба считают:
· Урок – игра «Чему учит экономика»
· Урок – конференция «Организм человека»
· Урок - викторина «Мы и космос»
· Урок – конференция «Природа России»
· Проект «Красная птица на белом поле»
· Проект «Зачем змее язык»
· Проект «Жизнь в капле воды»
Члены клуба активно участвуют во всех классных и школьных мероприятиях: конкурсах, благотворительных акциях, экологических рейдах. При этом они привлекают к работе друзей клуба: родителей, одноклассников, которые по разным причинам не вступают в клуб, но оказывают помощь в работе над мероприятиями и проектами.
Члены клуба активно участвуют в различных конкурсах:
На данный момент члены клуба активно осваивают новый вид деятельности: дебаты.
Интеллектуально и творчески развитые личности способны принимать осмысленные, компетентные и одновременно смелые решения. Именно такие люди способны решать многоплановые задачи, стоящие перед обществом в XXI веке.
Результатом моей работы является повышение уровня самооценки и самоконтроля учащихся, их творческие успехи, стабильные показатели качества знаний, активная жизненная позиция
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.