Работа с одарёнными детьми в современной школе
Оценка 4.7

Работа с одарёнными детьми в современной школе

Оценка 4.7
docx
25.11.2022
Работа с одарёнными детьми в современной школе
rabota_s_odaryonnymi_detmi_v_sovremennoy_shkole(1).docx

Работа с одарёнными детьми в современной школе

Чуносова Елена Владимировна, учитель начальных классов,

МОУ «СОШ №33 им. П. А. Столыпина»

 

Одаренность - конечно дар,

Богом данный, данный свыше.

Одаренность - это огонь,

Не гаси, поддержи его, слышишь.

Одаренность - пытливый ум,

Почемучка еще с пеленок.

Одаренный - философ и шут,

В общем, трудный еще ребенок.

 

Аннотация

 

Изучение темы «Работа с одарёнными детьми в современной школе» актуально в наше время, поскольку она раскрывает условия для выявления, развития социальной поддержки одаренных детей, реализации их потенциальных возможностей, обеспечения всестороннего развития и образования.

Одаренные дети встречаются не часто, что делает их отдельной ячейкой общества. Казалось бы, они  должны быть радостью для всех окружающих из-за своих выдающихся способностей. Однако развитие одаренных детей в школе иногда связаны с различными трудностями, касающимися их психики.

Одаренные дети в школе – это отдельный пласт общества. Обычно их не так много (один или два ребенка на класс) из-за этого они могут стать изгоями. Секрет этого складывается в отношении всех людей к индивидуальностям.

Школа – одно из первых общественных учреждений, появляющееся на жизненном пути ребенка. В нем он должен познать все тонкости общения с окружающими людьми. Однако одаренные дети обычно быстро понимают собственное превосходство. Из-за этого они становятся лидерами или отталкивают от себя всех окружающих.

Став явным лидером, ребенок быстро становится социальным. Он ощущает свою ответственность перед остальными и старается больше играть с другими детьми. Иногда по этой причине группа детей превращается в отдельное сообщество.

Также встречаются случаи, когда родители, отлично понимая уникальные способности своего ребенка, воспитывают его в неправильном направлении. Они постоянно говорят ему об исключительности его знаний и умений, ставя его выше всех остальных детей. Любой психолог назовет такое воспитание неправильным. Ребенок должен в первую очередь стать частью общества, а уже после этого сможет раскрыть себя. Если не было освоено общение, то одаренный ребенок превращается в изгоя. Остальные дети перестают интересоваться им, ведь он ставит себя выше всех остальных. Такие случаи превращаются в психологическую травму, способную преобразить всю последующую жизнь ребенка. Он может просто отказаться от общества

С чего начинать?

Работу с одаренными детьми следует начинать с начальных классов в школе. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в девятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам – 30-40%, а к 17 годам – 15-20%.

Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности любой школы. Поэтому учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка, а учителя среднего и старшего звена дальше продолжать начатую работу по сохранению и развитию способностей учащихся.

Также учителю при работе с одарёнными детьми необходимо:

-      изучать индивидуальные особенности, особенности поведения одарённого ребёнка;

-      преодолевать сложившееся бытовое представление о завышенной самооценке: не только разрушать такую самооценку, а в случаях отчаяния как раз внушать ребенку сознание его незаурядных возможностей;

-     совершенствовать систему развития способностей, а не запаса знаний;

-      должное внимание уделять индивидуальности и дифференциации обучения на уроках и во внеурочное время, уменьшив нагрузку в расписании и выделив большее количество часов на кружковую и индивидуальную работу с одаренными детьми. При этом должен присутствовать принцип добровольности выбора внеурочных занятий;

-     на уроках и вне активно использовать проблемно-исследовательский метод, развивая познавательные и творческие способности учащихся. Известно, что активная самостоятельная работа мысли начинается тогда, когда перед учащимся возникает проблема. Обучение должно носить не репродуктивный, а творческий характер;

-     создавать приложения к своим программам в виде набора оригинальных заданий, развивающих творческие способности, воображение, фантазию учащихся;

-     преподавать на высоком уровне сложности, чтобы ученики все время поднимались до своего «потолка», тем самым поднимая свою планку все выше. Ориентация должна быть на опережение уже достигнутого уровня способностей, положительную мотивацию.

       Для развития способностей нужна высокая познавательная активность подростка, причем не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная. Поэтому занятия должны проходить в доброжелательной обстановке. Обязательно должна создаваться ситуация успеха.

       Уважайте и обсуждайте любую его идею. Поверьте в то, что этому ребёнку порой дано понять и совершить то, что вам кажется непостижимым.

       Подготавливаясь к занятиям с одарёнными детьми, помните о необходимости серьёзной умственной нагрузке одарённого ребёнка.    Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и к самому себе - обязательные составные части успешности уроков.

       Подумайте о методике обучения. Одаренные ученики требуют принципиально иной подготовки, поскольку их отличает необычайное стремление к перепроверке, к "уяснению для себя", экспериментированию.

       Центральной задачей педагога в работе с одаренным ребёнком является привитие вкуса к серьёзной творческой работе.

       Развивайте в себе чувство юмора. Но необходимо помнить, что одарённые дети очень самолюбивы, ранимы, с обостренной чувствительностью - и не очень удачная шутка может их надолго выбить из колеи.

       Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы.

       Стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот.

       Экспериментируйте на уроке. Не бойтесь оказаться смешными и в то же время докажите, что вас нужно уважать, а не бояться.

       Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг. После окончания школы, ученик может чего-то достичь, или просто стать хорошим человеком, и, следовательно, учитель свои обязанности выполнил.

Что необходимо для работы с одарёнными детьми?

Чтобы развить человека, необходимо рационально выбрать цели, содержание, методы, формы обучения.

Формы работы с одаренными учащимися

·                лаборатории и мастерские;

·                групповые и индивидуальные занятия;

·                элективные курсы и курсы по выбору

·                кружки по интересам;

·                занятия проектной деятельностью;

·                конкурсы;

·                интеллектуальный марафон;

·                научно-практические конференции;

·                участие в олимпиадах;

·                работа по индивидуальным планам;

·                сотрудничество с другими школами, ВУЗами.

Учитывая особенности одаренных детей и подростков, при организации учебного процесса необходимо предусмотреть возможности повышения самостоятельности, инициативности и ответственности самого учащегося. Одаренные дети часто стремятся самостоятельно выбирать, какие предметы и разделы учебной программы они хотели бы изучать ускоренно и углубленно, планировать процесс своего обучения. В этой связи необходимо разрабатывать педагогические технологии, позволяющие одаренным учащимся самостоятельно искать и находить ответы на интересующие вопросы. Для этих целей могут использоваться новые информационные технологии: Интернет, дистанционное и интерактивное обучение.

Что характеризует одаренных детей?

Увидеть одаренного ребенка далеко не так просто, для этого нужна настоящая педагогическая интуиция (родительский или учительский талант) либо серьезная психологическая подготовка. Особенно трудно увидеть творческую одаренность, еще труднее ее развивать.

Далеко не всякий вид одаренности имеет отношение к школе и находит там условия для развития. Например, так называемая социальная (лидерская) одаренность по понятным причинам не всегда поощряется педагогами, да и родителями. Они просто не знают, что делать с такими детьми.

Рано проявившаяся одаренность в области искусств (музыкальная, художественная, актерская) или в спорте к школе тоже, пожалуй, прямого отношения не имеет. Часто такой ребенок чувствует себя в школе не слишком уютно: из-за постоянной занятости он меньше общается с одноклассниками, нередко пропускает занятия в связи с концертами или соревнованиями. У таких детей часто возникают эмоциональные проблемы из-за высокой конкуренции с другими детьми в своей «специальности».

Для успеха в общеобразовательной школе важны другие типы одаренности.

Есть дети с ярко выраженной способностью учиться, усваивать предлагаемый им учебный материал. Причем проявляют такую способность независимо от трудности предмета и собственных интересов. Это так называемая академическая одаренность. У детей с этим видом одаренности школьная жизнь значительно легче, их успехи радуют родителей. А впоследствии им проще получить хорошую специальность и добиться успехов в работе. Принято считать, что каких-то особенных высот такие дети обычно не достигают.

Других школьников отличает особая интеллектуальная одаренность, умение мыслить, сравнивать, выделять главное, делать самостоятельные выводы, прогнозировать и т. д. Но, к сожалению, успехи таких детей чаще всего зависят от их отношения, интереса к предмету и его преподавателю. Они могут учиться неровно (то «пять», то «два»): блестяще по одному предмету и так себе по- другому.

Особый вид одаренности — творческая одаренность. Имеются в виду не только способности к изобразительной, музыкальной или литературной деятельности. Творческая одаренность — это, прежде всего, нестандартное восприятие мира, оригинальность мышления, насыщенная эмоциональная жизнь.

Как же поступать одаренным детям в школе?

Пожалуй, легче всего в школе адаптируются «академически одаренные». Они радуют своими успехами родителей и учителей. У них нет и особых проблем в общении со сверстниками — всегда готовы что-то разъяснить, помочь, даже «дать списать». И внешкольные их интересы обычно не отличаются от интересов одноклассников.

К «интеллектуалам» в школах относятся снисходительно. Восхищаются их способностями в одной области (например, физике или математике) и прощают порой полную неуспешность в чем-то другом (например, безграмотность в письме). Нередко они радуют школу своими блестящими успехами на олимпиадах разного уровня. Эти дети часто настолько поглощены своими интеллектуальными увлечениями, что особой потребности во внимании со стороны одноклассников не испытывают. Хотя могут иметь и достаточно стойкие избирательные привязанности (например, среди поклонников своего «таланта»).
Спортивные и музыкальные способности у детей выявляются достаточно рано. Если такие школьники достигают очень высоких результатов в своей области, в обычной массовой школе они почти перестают бывать в силу своей занятости. Одноклассникам и учителям остается восхищаться их достижениями издалека. Эмоциональное неблагополучие такие дети нередко испытывают из-за высокой конкуренции в своей «профессиональной» среде.

Некоторые психологи считают, что творчески одаренные дети в обычной школе не получают должного понимания со стороны взрослых и сверстников, подвергаются насмешкам и чуть ли не травле. Стало быть, выход в том, чтобы помещать их в особые школы для одаренных.

Не все специалисты согласны с этой точкой зрения. Если ребенок талантлив, это не означает автоматически, что он будет некомпетентен в общении со сверстниками. Иногда такие дети проявляют высокомерие по отношению к окружающим детям («О чем с ними говорить?») или к своим учителям («Чему они меня могут научить?»). В этом случае проблемы в общении будут возникать. Но это скорее издержки семейного воспитания, а вовсе не атрибут творческой одаренности. Чаще всего дети с художественными, артистическими, поэтическими способностями пользуются заслуженным восхищением в своем родном классе, известностью в школе и всяческой поддержкой со стороны педагогов.

Одарённые дети и учебная деятельность.

В учебной деятельности одарённые дети отличаются тем, что:

·                Хотят добиваться успехов в учёбе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой.

·                Способны к самостоятельным действиям благодаря приобретённым ранее умственным навыкам.

·                Умеют критически оценивать окружающую действительность и проникать в суть вещей и явлений.

·                Погружены в философские проблемы, касающиеся вопросов жизни и смерти, религии и сущности мироздания.

·                Не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если они кажутся достаточными для их сверстников.

·                Постоянно стремятся к самосовершенствованию и стараются всё делать хорошо (перфекционизм). Отсюда - постановка завышенных целей и тяжёлые переживания в случае невозможности их достижения.

·                Могут полностью концентрировать внимание и погружаться в проблему, подавляя любые «помехи».

·                Способны фиксировать свой опыт и оперативно применять его в экстремальной ситуации.

·                Урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы.

·                Умеют выделять главное в проблеме и в жизни, необходимое в данный момент для самореализации.

·                Лучше других своих сверстников способны раскрывать отношения между явлениями и сущностью, использовать логические операции, систематизировать и классифицировать материал.

·                Остро переживают несправедливость в случае нарушения морально-нравственных норм и отношений.

Рядом с ребенком в нужный момент должен оказаться умный, внимательный наставник, который бы поспособствовал развитию таланта, научил бы ребенка трудиться. Кто, если не учитель сегодня может помочь детям раскрыть свои таланты.

Чтобы работа с одаренными детьми была эффективной, необходим анализ и выявление подлинных механизмов, порождающих эти проблемы, и понимание, что одаренность – это не просто результат высоких способностей ребенка, но в первую очередь это проблема становления его личности.

Учитывая все особенности одаренных детей, необходимо правильно организовать учебно-воспитательный процесс, выработать индивидуальный маршрут комплексного сопровождения такого ребенка.

 

 

Литература

Башева Е.И. и др. Образовательные модели и технологии работы с одаренными детьми. - Красноярск: ККИПКППРО, 2011.

Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков /М.: Издательский центр «Академия», 1996.

Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учебн. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

Савенков, А. И. Концепция одаренности / А. И. Савенков. — М. : Аспект-пресс, 1997.

Юркевич В.С., Одаренный ребенок: Иллюзии и реальность. Изд-во: Просвещение, Учебная литература. 1996.

Интернет-ресурсы: http://1september.ru


 

Работа с одарёнными детьми в современной школе

Работа с одарёнными детьми в современной школе

Поэтому учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка, а учителя среднего и старшего звена дальше продолжать начатую…

Поэтому учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка, а учителя среднего и старшего звена дальше продолжать начатую…

После окончания школы, ученик может чего-то достичь, или просто стать хорошим человеком, и, следовательно, учитель свои обязанности выполнил

После окончания школы, ученик может чего-то достичь, или просто стать хорошим человеком, и, следовательно, учитель свои обязанности выполнил

Но, к сожалению, успехи таких детей чаще всего зависят от их отношения, интереса к предмету и его преподавателю

Но, к сожалению, успехи таких детей чаще всего зависят от их отношения, интереса к предмету и его преподавателю

Постоянно стремятся к самосовершенствованию и стараются всё делать хорошо (перфекционизм)

Постоянно стремятся к самосовершенствованию и стараются всё делать хорошо (перфекционизм)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.11.2022