Работа классного руководителя с родителями младших школьников
Автор: Шаламова Н.В.,
учитель начальных классов
МБОУ «Масловопристанская СОШ
Шебекинского района Белгородской области»
Задумываясь над вопросом, что в работе учителя самое важное, я непрестанно прихожу к выводу: ВСЕ! Нравственное воспитание и эстетическое, вопросы физического развития и здоровьесбережения, учебная деятельность и внеурочная занятость, питание детей и их психическое состояние – нельзя определить какое из направлений приоритетней. В этом же ряду стоит и работа учителя с родителями.
Сама формулировка «работа с родителями» является, на мой взгляд, несколько неверной. В данном случае правомернее говорить о взаимоотношениях и взаимодействии с родителями. Естественно, семья и школа решают свои задачи (слайд), но цель у нас – одна. Поэтому учащиеся, родители и учитель – это обязательные и равноправные участники учебно – воспитательного процесса. (слайд)
Образно рассматривая этот союз, я представила его так: (слайд). Можно также сказать ,что взаимоотношения учителей, учащихся и их родителей – это замкнутый треугольник. И если стороны его совпадают, то это прочнейшая фигура, а несовпадения и разногласия приводят к ухудшению взаимодействия и взаимопонимания сторон. (слайд)
Взаимодействие с родителями учащихся происходит по трем направлениям.(слайд) При этом важно заметить, что сейчас родители получили более широкий доступ к учебно – воспитательному процессу, куда традиционно их не допускали – выбору предметов обучения, определению объемов их изучения, выбору профиля школы, выработке внутришкольных уставов, разработке мер по обеспечению дисциплины, труда, питания, медицинского обслуживания, системы поощрений и наказаний; родители имеют право выбора учителя и программы обучения для ребенка. Например, в нашей школе родители были активными сторонниками введения пятидневной учебной недели для младших школьников.
Среди форм работы (слайд) следует особенно отметить инновационные, современные, которые имеют активную составляющую, отличаются личностно – ориентированной направленностью и сочетают в себе и теоретический, и практический компонент. Вопрос.
В журнале «Начальная школа» были опубликованы результаты исследования взаимоотношений учеников, их родителей и учителей. Одним из аспектов исследования был вопрос о разнообразии форм работы. Излюбленной формой оказалось проведение праздников, а далее по мере уменьшения процентности – родительские собрания, индивидуальные консультации, лекции и дискуссии, совместные экскурсии, концерты и спектакли учеников и родителей, открытые уроки для родителей и анкетирование. Редкими являются такие формы, как психологический тренинг, круглый стол, встречи родителей с врачами и психологами, педагогические ринги, введение тетрадей общения. Думаю, что такое соотношение форм взаимодействия сохраняется и в наших школах.
Итак, форм работы с родителями существует достаточно много: традиционных и современных. Все учителя эти формы в той или иной степени используют. Но опыт показывает, что для действительных и действенных взаимоотношений этого бывает недостаточно. Не достигается нужный воспитательный эффект. Что еще необходимо в отношениях с родителями?
Когда большинство из нас училось в институте, такого предмета, как «психология отношений с родителями» не существовало. Поэтому это искусство нам пришлось постигать в практической деятельности. Думаю, что такой изюминкой является стиль педагогического общения .стиль общения с детьми и родителями детей.
Позвольте еще раз обратиться к результатам диагностики. Журнал «Начальная школа» за 2001 год знакомит читателей с результатами тестирования психологом одной из московских школ родителей учащихся. Цель диагностики – определение факторов, которые влияют на отношение родителей учащихся к учителю начальных классов. Это исследование показало, что в родительских оценках эмоциональные аспекты взаимодействия с детьми стоят наравне (если не превалируют) с оценками деловых и профессиональных качеств учителя. Это означит, что учителю начальных классов для установления контакта с родителями мало быть профессионалом. Нужно прилагать усилия, чтобы стать человеком, который «просто нравится»! иначе многие усилия педагога будут разбиваться о стену родительской отчужденности. От непривлекательного учителя родители не воспринимают даже самые правильные и точные суждения относительно их ребенка. Это вывод, который делает психолог. А какой вывод сделаем мы? Вспомните, какой предмет вы любили в школе? Предмет любимого учителя!
Великий педагог, практик В. Сухомлинский на вопрос о том, на каких основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы иметь успех в воспитании, отвечал так6 «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций и как можно больше духовного общения ,которое приносит радость матерям и отцам»
Работа педагога является таким видом трудовой деятельности, которая просто невозможна вне общения. Вот этому – общению – и стоит учиться педагогу и в этом постоянно совершенствоваться.
В психологии существует даже такой термин «гений общения». Какие черты присущи им, на что нужно ориентироваться учителю? (слайд)
1. Плюс интерес.
Огромное любопытство в хорошем смысле этого слова. Повышенная наблюдательность и память на все, что касается другого человека. Гений коммуникабельности – не самый общительный человек, но самый превосходный в общении. «Проявляй к человеку искренний интерес!»
2. Минус тревожность.
Душевное спокойствие, как запах роз, привлекает людей. Умение ладить с людьми – это наука и искусство высокого класса.
3. Плюс обратная связь.
«Гений общения» принимает ваш взгляд ,как взгляд старого знакомого. В ходе беседы собеседник замечает лишь одно: разговор идет ,обстановка приятная. Сопутствующие качества – тактичность и остроумие.
4. Плюс артистизм.
Богатство жестов, интонаций превосходного рассказчика и мима. Он разный с разными людьми.
5. Плюс – минус агрессивность.
При общем фоне добродушия гений не лишен агрессивности, которая проявляется редко, но метко…эта способность образует в людских отношениях подтекст силы, и не менее привлекательна, чем обаяние.
6. Минус предвзятость.
Совершеннейшая невосприимчивость к каким-либо посторонним мнениям о человеке.
7. Плюс предвидение. Плюс симпатия.
Излучение доброжелательности возвращается к вам отраженным светом.
Принято считать, что подсолнух – символ единства. Однако, его семечко может не прорасти, если ему не хватает тепла, если ему не хватает теплого дождя. Что значит одна дождевая капля? Почти ничего. А ведь самый сильный дождь состоит из таких маленьких, почти ничего не значащих капель. В моем представлении, воспитание – это дождь, каждый день проливающийся на почву воспитания. Такими каплями я и хочу с вами поделиться.
Работа с родителями первоклассников. Родители чрезвычайно активны. Необходимо знакомство с семьями первоклассников. Тестирование для определения взглядов на воспитание.
Проведение праздников, спортивных мероприятий, акций ,походов, участниками и авторами которых являются родители.
О проведении родительских собраний.
- приглашение на собрание;
- выставка творческих работ;
- ознакомление родителей с контрольными работами;
- парное анкетирование;
- приобщение родителей к планированию воспитательной работы
- использование активных и нетрадиционных форм проведения собраний
Привлечение учащихся к участию в кружках и секциях.
Проведение родителями экскурсий, классных часов. Профориентационная работа в классе с привлечением родителей.
Посещение родителями уроков, индивидуально и коллективно.
Какими бы ни были наши ученики, каждый из них по – своему труден. Поэтому в работе учителя должна господствовать серьезность, допускающая шутку, ласковость без притворности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма, и, главное, постоянная разумная деятельность. (К.Д. Ушинский)
Живи до веку и до вечеру. Работай, как будто хочешь жить вечно, а поступай с людьми, как будто умрешь сейчас. Л. Н. Толстой
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.