Работа над обогащением активного словаря у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Примерные задания: 1.Назвать одним словом все предметы;
2.Назвать овощи , фрукты;
3.Придумать второе слово в паре по аналогии с образцом: яблоко- фрукты, свекла-…, или наоборот фрукты- груша, овощи-…;
4. Найти лишнюю картинку(морковь, лук, самолёт, капуста);
5.Разложить картинки на две группы сначала предлагаются картинки на семантически далёкие слова(животные, растения), затем семантически близкие ( домашние и дикие животные);
6.Отгадывание загадок. Предлагаются загадки с использованием обобщающих слов. Например: что за птица ? Днём спит, ночью летает и прохожих пугает.
Учитель-логопед:Шаяхметова
Х.Г.
Работа над обогащением активного
словаря у детей с интеллектуальной
недостаточностью
Примерные задания
• 1.Назвать одним словом все предметы;
• 2.Назвать овощи , фрукты;
• 3.Придумать второе слово в паре по аналогии с
образцом: яблоко- фрукты, свекла-…, или наоборот
фрукты- груша, овощи-…;
• 4. Найти лишнюю картинку(морковь, лук, самолёт,
капуста);
• 5.Разложить картинки на две группы сначала
предлагаются картинки на семантически далёкие
слова(животные, растения), затем семантически близкие
( домашние и дикие животные);
• 6.Отгадывание загадок. Предлагаются загадки с
использованием обобщающих слов. Например: что за
птица ? Днём спит, ночью летает и прохожих пугает.
Игры
1.Кто как передвигается ?
( человек ходит , черепаха
ползает , птица летает )
2.Кто как голос подает ? ( корова
мычит , воробей чирикает )
3.Кто как ест ? (кошка лакает
молоко, заяц грызет морковку )
4.Кто что делает ? (учитель учит ,
доктор лечит )
• 1.Близких по семантике : шить –
вязать , мыть – стирать .
• 2.Возвратных и невозвратных
глаголов : умывает – умывается ,
качает – качается .
3.Противоположных по значению :
одеть – снять , положить – убрать.
• 1.Основные цвета(белый , чёрный, красный,
синий, зелёный, жёлтый);
• 2. Величину(большой, маленький);
• 3.Форму( круглый, овальный, квадратный,
треугольный);
• 4.Высоту(высокий- низкий);
• 5. Толщину(толстый- тонкий);
• 6. Длину(длинный- короткий);
• 7.Ширину(широкий- узкий);
• 8.Вкусовый качества(сладкий, горький,
солёный, кислый, вкусный);
• 9.Качества поверхности(колючий, гладкий,
пушистый);
• 10.Вес( тяжёлый, лёгкий);