Памятка для работы над ошибками по русскому языку. Алгоритм действий для учащихся начальной школы в следующих случаях:
1. Большая буква в начале предложения.
2. Гласные после шипящих.
3. Парные звонкие и глухие согласные.
4. Пропуск буквы.
5. Сочетания чк, чн, нщ, щн.
6. Большая буква в имени собственном.
9. Разделительный мягкий знак.
11. Безударный гласный в корне, проверяемый ударением (а, о, и, е, я).
12. Двойные согласные в слове.
Памятка Работа над ошибками
1. Большая буква в начале
предложения.
Выпиши предложение правильно.
Придумай и напиши еще одно
предложение. Подчеркни
заглавную букву.
Делай так:
Выпал пушистый снег. Дети
рады.
4. Пропуск буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нем
пропущенную букву.
Делай так: звонок, ученик
2.
Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно.
Придумай и запиши еще два
слова на эту орфограмму.
Делай так: малыши,
карандаши, ежи, роща, туча.
5. Сочетания чк, чн, нщ, щн.
Выпиши слово правильно.
Подчеркни сочетание. Запиши
еще два слова.
Делай так: дочка, речка,
мощный.
7. Слог.
Раздели слово на слоги. Обозначь
гласные.
Делай так: у/чи/тель – 3 сл.
Запомни! Сколько в слове
гласных, столько и слогов.
8. Ударение.
Выпиши слова. Поставь в них
правильно знак ударения.
' '
Делай так: алфавит, азбука,
'
портфель.
10. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для
переноса.
Делай так: оси – на.
Запомни! При переносе одну
букву нельзя оставлять на строке
и нельзя переносить на новую
строку.
11. Безударная гласная в
корне, проверяемая
ударением (а, о, и, е, я).
Выпиши слово. Поставь ударение.
Выдели корень. В корне
подчеркни безударную гласную.
Обозначь орфограмму. Подбери
проверочное слово и запиши
рядом. '
Делай так: сады – сад
'
волна волны
3. Парные звонкие и глухие
согласные.
Запиши слово, в котором
допущена ошибка, правильно.
Проверь согласную.
Делай так: морозы – мороз,
ягода – ягодка.
Запомни! Согласные на конце и в
середине слов пишутся так же,
как и перед гласными.
6. Большая буква в имени
собственном.
Выпиши слово правильно. Запиши
еще два слова на эту орфограмму.
Делай так: Илья, Петров,
Мурка
Запомни! Имена, отчества и
фамилии людей, названия рек,
городов, морей, клички животных
пишутся с большой буквы.
9. Разделительный мягкий
знак.
Выпиши слово правильно, запиши
два слова на эту орфограмму.
Подчеркни мягкий знак (ь) и
гласную букву.
Делай так: вьюга, листья,
соловьи.
Запомни! Разделительный мягкий
знак (ь) пишется после согласных
перед гласными буквами е, ё, и, ю,
я.
12. Двойные согласные в
слове.
Выпиши слово правильно. Раздели
слово для переноса. Запиши еще
два однокоренных слова.
Подчеркни двойную согласную.
Делай так: группа, груп –па,
групповой, подгруппа.13. Мягкий знак ь,
обозначающий мягкость
согласных.
Подчеркни мягкий знак (ь) и
согласную перед ним. Запиши еще
два слова на эту орфограмму.
Делай так: ель, тень, пень,
коньки, мальчик, пальто.
16. Состав слова.
Выпиши слово. Разбери его по
составу. Запиши 12
однокоренных слова.
¬ ___ ^ __
Делай так: поездка, езда,
___^
ездить.
14. Безударная гласная в
корне, не проверяемая
ударением.
Выпиши слово три раза. Запомни,
как оно пишется. Обозначь
ударение, подчеркни гласную.
Запиши два однокоренных слова.
' ' '
Делай так: ягода, ягода,
ягода,
' '
ягодка, ягодный.
17. Гласные и согласные в
приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели
в нем приставку. Запиши еще два
слова с этой же приставкой.
¬
Делай так: полетели,
¬ ¬
побежали, потянули.
19. Правописание предлога со
словом.
Из предложения, в котором
допущена ошибка, выпиши слово
вместе с предлогом. Докажи, что
предлог со словом пишется
отдельно. Обозначь орфограмму –
пробел.
Делай так: к_берегу, к
(какому?) берегу, к (крутому)
берегу.
Запомни! Предлог – это
отдельное слово. Не путай
приставку с предлогом. У
глаголов нет предлогов.
20. Разделительный твердый
знак (ъ).
Выпиши слово правильно. Запиши
еще два слова с этой
орфограммой. Выдели приставку.
Подчеркни гласную.
¬ ¬
Делай так: съезд, объявление,
¬
объём.
Запомни! Разделительный
твердый знак (ъ) пишется только
после приставок, которые
оканчиваются на согласную,
перед гласными буквами е, ё, ю, я.
15. Знаки препинания в конце
предложения.
Выпиши предложение правильно.
Придумай своё или найди в
учебнике предложение с таким же
знаком и запиши. Подчеркни знак.
Делай так: Ты любишь
отгадывать загадки? Кто
быстрее прочитает
скороговорку?
18. Правописание приставки
со словом.
Выпиши слово. Выдели приставку.
Образуй от этого слова
однокоренные слова с разными
приставками.
¬ ¬
Делай так: заехал, уехал,
¬
переехал.
Запомни! Приставка – это часть
слова. Она пишется слитно со
словом.
21. Правописание
непроизносимых согласных
в корне слова
Выпиши слово правильно.
Запиши проверочное слово, в
котором этот согласный звук
слышится отчетливо.
Делай так: грустный грусть,
сердцесердечный
Запомни!
Чувствовать, лестница, праздник,
здравствуйте.