Работа педагога-психолога по повышению качества подготовки обучающихся к переводной и итоговой аттестации
Оценка 4.6

Работа педагога-психолога по повышению качества подготовки обучающихся к переводной и итоговой аттестации

Оценка 4.6
Мероприятия +2
doc
психологическая работа +1
6 кл—11 кл
30.10.2017
Работа педагога-психолога по повышению качества подготовки обучающихся к переводной и итоговой аттестации
Данный материал содержит описание опыта работы педагога-психолога по повышению качества подготовки учащихся к экзаменам в школе. Дано описание, какими диагностическими методиками пользуется педагог-психолог на этапе сопровождения, рассказано об особенностях консультационной и коррекционной работы с участниками образовательного процесса. Материал содержит тематику семинаров - практикумов для учащихся по психологической подготовки к ГИА.Из опыта работы педагога-психолога по повышению качества подготовки учащихся к экзаменам
работа психолога по подготовке учащихся к экзаменам.doc
Работа педагога­психолога по повышению качества подготовки обучающихся к итоговой и переводной аттестации. Подготовила: педагог­психолог первой квалификационной категории МБОУ «Гамалеевская СОШ №1» Белоклокова М.С.              Одной из важнейших задач школы   на современном этапе  является необходимость   решения   задач   сопровождения   ребенка   в   условиях модернизации   образования,   изменениях   в   его   структуре   и   содержании.   И психологическое   сопровождение   учащихся     в   подготовке   к   итоговой   и переводной аттестации – одно из важнейших направлений работы психолога. Сейчас учащиеся сдают экзамены в новой форме (в форме тестирования), и успешное   прохождение   теста   в   большей   степени   отражает   уровень стрессоустойчивости, готовность концентрировать внимание и память и точно действовать в условиях дефицита времени. Поэтому необходимо стремиться обеспечить психологическое сопровождение учащихся в процессе подготовки к   сдаче   региональных   экзаменов,   ГИА,   ЕГЭ,   формируя   соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.                   В нашей школе психологическое сопровождение выпускников при подготовке к ЕГЭ и ГИА, к региональным экзаменам  ведется по следующим направлениям:    Диагностика;    Просвещение    Консультирование;    Коррекция.              В рамках психологического сопровождения учебно ­ воспитательного процесса учащихся 7,8,9,11 классов в ситуации   подготовки к экзаменам в новой форме     в соответствии с планом были проведены следующие виды работ: Проведена диагностика учащихся по выявлению: уровня мотивации к  обучению (Методика диагностики мотивации учения и эмоционального  отношения к учению (модификация А. Д. Андреева), уровня тревожноти  (Филлипса), стрессоустойчивости (Методика определения  стрессоустойчивости и социальной адаптации Холма и Рея).  Запланировано проведение ещё нескольких методик:  Анкета  «Самооценка психологической готовности к ЕГЭ»(модификация  методики М.Ю.Чибисовой), «Стресс­тест», Определение уровня тревожности  в ситуациях проверки знаний (на основе методики многомерной оценки  детской тревожности (МОДТ), автор: Е.Е. Ромицына) и т.п. Были выявлены основные причины волнения выпускников и учащихся (в  результате диагностики и индивидуальных консультаций): ­ сомнение в полноте и прочности знаний; ­   сомнение   в   собственных   способностях:   умении   анализировать, концентрировать и распределять внимание; ­ психофизические и личностные особенности: быстрая утомляемость,  тревожность, неуверенность в себе; ­ стресс незнакомой ситуации;  ­ стресс ответственности перед родителями и школой.          Хочется отметить, что основное следствие личностных трудностей ­ это повышенный   уровень   тревоги   учащихся   на   экзамене,   что   приводит   к дезорганизации   деятельности,   снижению   концентрации   внимания   и работоспособности. Чем больше ребенок тревожится, тем меньше сил у него остается   на   учебную   деятельность.   Поэтому   преодоление   личностных трудностей прежде всего должно быть направлено на снижение тревоги. По результатом исследований были проведены:  Консультации с классными руководителями по итогам исследования и выработке дальнейшей стратегии при подготовке данных учащихся к экзаменам.   Запланирована   повторная   диагностика     тревожности   по   методике Филипса с учащимися, показавшими высокий уровень тревожности.  Индивидуальные   консультации   учеников   9   классов   по   профилактике   особенностям   психологической предэкзаменационного   стресса, подготовки к ГИА ­9, и т.п.  Индивидуальные   развивающие   занятия   с   учащимися   9­х   классов   по повышению     стрессоустойчивости,   обучению   приемам   снижения тревожности,   владения   своим   психоэмоциональным   состоянием   в стрессовых ситуациях и т.д.  Индивидуальные консультации родителей по вопросу оказания помощи детям в период государственной итоговой аттестации.         Коррекционно­развивающую работу с выпускниками провожу в форме групповых и индивидуальных   развивающих занятий с элементами тренинга. На   апрель­май   запланированы   занятия   психологического   тренинга «Психологическая   готовность   к   экзамену.   Уверенность   в   себе».   С   их помощью решаются задачи, актуальные для старшеклассников в период сдачи ГИА: повышение сопротивляемости стрессу; отработка навыков поведения на экзамене;   развитие   уверенности   в   себе;   развитие   навыков   самоконтроля; развитие   навыков   саморегуляции;   обучение   приемам   релаксации   и   снятия нервно­мышечного   напряжения;   помощь   в   осознании   собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок;  обучение приемам  эффективного запоминания. Консультативная работа   ведется в течение всего учебного года со всеми участниками образовательного процесса: выпускниками, родителями, педагогами. Консультации проводятся как индивидуальные, так и групповые. В   процессе   консультаций   учащиеся   выстраивают   профессионально­ личностные   планы   с   учетом   индивидуальных   особенностей,   обучаются навыкам саморегуляции, самоконтроля.            Особенностью консультативной работы психолога по психологической подготовке   к   экзаменам   является   то,   что   целью   таких   консультаций является    формирование у обучающихся и их родителей, у педагогических работников и руководителей знаний о  проблемах, возникающих у учащихся  при подготовке к экзамену, и желания преодолевать   трудности   обучения; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся   на   каждом   возрастном   этапе,   а   также   в   своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.             Основные темы консультаций: ­ Как повысить мотивацию учебной деятельности; ­ Как понизить тревожность; ­ Как помочь ребенку сдать ЕГЭ; ­Рекомендации классным руководителям по психологическим особенностям учащихся.         Считаю,   что   очень   важным   направлением   сопровождения   является   психологическое   просвещение.     Для   всех   учащихся   выпускных   классов   во втором   полугодии   проводятся   занятия­практикумы   «Как   готовиться   к экзаменам», «Что делать, если…», «Как справиться с тревогой» и др., в ходе которых   обсуждаются   вопросы:   как   оборудовать   рабочее   место   для подготовки   к   экзаменам,   разработать индивидуальный режим дня, с чего начать занятие, учитывать особенности запоминания,   использовать   методы   запоминания,   методы   релаксации   и активизации,   приемы   снижения   экзаменационной   тревожности,   как организовать день накануне экзамена, настроить  свои мысли  на успех,  как  вести себя на экзамене, использовать полезные ссылки на Интернет­ресурсы по подготовке к ЕГЭ. Данные занятия включены в курс «Слагаемые выбора профиля обучения…» в разделах индивидуальные и групповые консультации.                   Такая   форма   работы   помогает   учащимся   организовать   свою деятельность,   спланировать   занятия,   снизить   нагрузки,   распределить подготовку к экзаменам и подготовку домашних заданий, выделить время для отдыха.     Одним   из   существенных   аспектов   психолого­педагогического   сопровождения выпускника, на мой взгляд, является ознакомление родителей со   способами   правильного   общения   с   ним,   оказания   ему   психологической поддержки,   создания   в   семье   благоприятного   психологического   климата. Работа с родителями нацелена на повышение осведомленности родителей и план   занятий,   составить формирование   реалистичной   картины   экзамена,   снижение   родительской тревоги.         Для  родителей,  учащихся и учителей  разработаны  памятки и рекомендации:  Что такое ЕГЭ  Как помочь ребенку сдать ЕГЭ  Как вести себя во время экзаменов  Способы снятия нервно­психического напряжения  и др.    Запланировано выступление на собрании родителей учащихся «Как помочь  своему   ребенку   при  подготовке   и  во   время   итоговой   аттестации». Проведение   групповых   дискуссий   с   родителями   где   они   смогут   обсудить собственный вклад в процесс подготовки ребёнка к экзамену.   Таким образом, в ходе психологического сопровождения для эффективной подготовки   к   экзаменам   изучается   интеллектуально­личностная   сфера, отслеживается   эмоциональное   состояние   учащихся,   уровень   тревожности, самооценки, что позволяет  корректировать  психоэмоциональное состояние  выпускников во время подготовки и сдачи экзаменов.    Подводя итог, хочется сказать, что психологическая подготовка к экзаменам способствует   повышению   уровня   информированности,   психологической готовности   учащихся,   родителей,   педагогов   в   режиме   подготовки   и проведения   экзаменов,   если   это   –   большая,   длительная   работа   не   только психолога с детьми, но и всего педагогического коллектива и родителей.

Работа педагога-психолога по повышению качества подготовки обучающихся к переводной и итоговой аттестации

Работа педагога-психолога по повышению качества подготовки обучающихся к переводной и итоговой аттестации

Работа педагога-психолога по повышению качества подготовки обучающихся к переводной и итоговой аттестации

Работа педагога-психолога по повышению качества подготовки обучающихся к переводной и итоговой аттестации

Работа педагога-психолога по повышению качества подготовки обучающихся к переводной и итоговой аттестации

Работа педагога-психолога по повышению качества подготовки обучающихся к переводной и итоговой аттестации

Работа педагога-психолога по повышению качества подготовки обучающихся к переводной и итоговой аттестации

Работа педагога-психолога по повышению качества подготовки обучающихся к переводной и итоговой аттестации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.10.2017