Работа педагога-психолога по повышению качества подготовки обучающихся к переводной и итоговой аттестации
Оценка 4.6
Мероприятия +2
doc
психологическая работа +1
6 кл—11 кл
30.10.2017
Данный материал содержит описание опыта работы педагога-психолога по повышению качества подготовки учащихся к экзаменам в школе. Дано описание, какими диагностическими методиками пользуется педагог-психолог на этапе сопровождения, рассказано об особенностях консультационной и коррекционной работы с участниками образовательного процесса. Материал содержит тематику семинаров - практикумов для учащихся по психологической подготовки к ГИА.Из опыта работы педагога-психолога по повышению качества подготовки учащихся к экзаменам
работа психолога по подготовке учащихся к экзаменам.doc
Работа педагогапсихолога по повышению качества подготовки
обучающихся к итоговой и переводной аттестации.
Подготовила: педагогпсихолог первой квалификационной категории МБОУ
«Гамалеевская СОШ №1» Белоклокова М.С.
Одной из важнейших задач школы на современном этапе является
необходимость решения задач сопровождения ребенка в условиях
модернизации образования, изменениях в его структуре и содержании. И
психологическое сопровождение учащихся в подготовке к итоговой и
переводной аттестации – одно из важнейших направлений работы психолога.
Сейчас учащиеся сдают экзамены в новой форме (в форме тестирования), и
успешное прохождение теста в большей степени отражает уровень
стрессоустойчивости, готовность концентрировать внимание и память и точно
действовать в условиях дефицита времени. Поэтому необходимо стремиться
обеспечить психологическое сопровождение учащихся в процессе подготовки
к сдаче региональных экзаменов, ГИА, ЕГЭ, формируя соответствующие
психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.
В нашей школе психологическое сопровождение выпускников при
подготовке к ЕГЭ и ГИА, к региональным экзаменам ведется по следующим
направлениям:
Диагностика;
Просвещение
Консультирование;
Коррекция.
В рамках психологического сопровождения учебно воспитательного
процесса учащихся 7,8,9,11 классов в ситуации подготовки к экзаменам в
новой форме в соответствии с планом были проведены следующие виды
работ:
Проведена диагностика учащихся по выявлению: уровня мотивации к
обучению (Методика диагностики мотивации учения и эмоционального
отношения к учению (модификация А. Д. Андреева), уровня тревожноти
(Филлипса), стрессоустойчивости (Методика определения
стрессоустойчивости и социальной адаптации Холма и Рея).
Запланировано проведение ещё нескольких методик:
Анкета «Самооценка психологической готовности к ЕГЭ»(модификация
методики М.Ю.Чибисовой), «Стресстест», Определение уровня тревожности
в ситуациях проверки знаний (на основе методики многомерной оценки
детской тревожности (МОДТ), автор: Е.Е. Ромицына) и т.п. Были выявлены основные причины волнения выпускников и учащихся (в
результате диагностики и индивидуальных консультаций):
сомнение в полноте и прочности знаний;
сомнение в собственных способностях: умении анализировать,
концентрировать и распределять внимание;
психофизические и личностные особенности: быстрая утомляемость,
тревожность, неуверенность в себе;
стресс незнакомой ситуации;
стресс ответственности перед родителями и школой.
Хочется отметить, что основное следствие личностных трудностей это
повышенный уровень тревоги учащихся на экзамене, что приводит к
дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания и
работоспособности. Чем больше ребенок тревожится, тем меньше сил у него
остается на учебную деятельность. Поэтому преодоление личностных
трудностей прежде всего должно быть направлено на снижение тревоги. По
результатом исследований были проведены:
Консультации с классными руководителями по итогам исследования и
выработке дальнейшей стратегии при подготовке данных учащихся к
экзаменам.
Запланирована повторная диагностика тревожности по методике
Филипса с учащимися, показавшими высокий уровень тревожности.
Индивидуальные консультации учеников 9 классов по профилактике
особенностям психологической
предэкзаменационного стресса,
подготовки к ГИА 9, и т.п.
Индивидуальные развивающие занятия с учащимися 9х классов по
повышению
стрессоустойчивости, обучению приемам снижения
тревожности, владения своим психоэмоциональным состоянием в
стрессовых ситуациях и т.д.
Индивидуальные консультации родителей по вопросу оказания помощи
детям в период государственной итоговой аттестации.
Коррекционноразвивающую работу с выпускниками провожу в форме
групповых и индивидуальных развивающих занятий с элементами тренинга.
На апрельмай запланированы занятия психологического тренинга
«Психологическая готовность к экзамену. Уверенность в себе». С их
помощью решаются задачи, актуальные для старшеклассников в период сдачи
ГИА: повышение сопротивляемости стрессу; отработка навыков поведения на
экзамене; развитие уверенности в себе; развитие навыков самоконтроля;
развитие навыков саморегуляции; обучение приемам релаксации и снятия
нервномышечного напряжения; помощь в осознании собственной
ответственности за поступки, в анализе своих установок; обучение приемам
эффективного запоминания. Консультативная работа ведется в течение всего учебного года со
всеми участниками образовательного процесса: выпускниками, родителями,
педагогами. Консультации проводятся как индивидуальные, так и групповые.
В процессе консультаций учащиеся выстраивают профессионально
личностные планы с учетом индивидуальных особенностей, обучаются
навыкам саморегуляции, самоконтроля.
Особенностью консультативной работы психолога по психологической
подготовке к экзаменам является то, что целью таких консультаций
является формирование у обучающихся и их родителей, у педагогических
работников и руководителей знаний о проблемах, возникающих у учащихся
при подготовке к экзамену, и желания преодолевать трудности обучения;
создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения
обучающихся на каждом возрастном этапе, а также в своевременном
предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии
интеллекта.
Основные темы консультаций:
Как повысить мотивацию учебной деятельности;
Как понизить тревожность;
Как помочь ребенку сдать ЕГЭ;
Рекомендации классным руководителям по психологическим особенностям
учащихся.
Считаю, что очень важным направлением сопровождения является
психологическое просвещение. Для всех учащихся выпускных классов во
втором полугодии проводятся занятияпрактикумы «Как готовиться к
экзаменам», «Что делать, если…», «Как справиться с тревогой» и др., в ходе
которых обсуждаются вопросы: как оборудовать рабочее место для
подготовки к экзаменам,
разработать
индивидуальный режим дня, с чего начать занятие, учитывать особенности
запоминания, использовать методы запоминания, методы релаксации и
активизации, приемы снижения экзаменационной тревожности,
как
организовать день накануне экзамена, настроить свои мысли на успех, как
вести себя на экзамене, использовать полезные ссылки на Интернетресурсы
по подготовке к ЕГЭ. Данные занятия включены в курс «Слагаемые выбора
профиля обучения…» в разделах индивидуальные и групповые консультации.
Такая форма работы помогает учащимся организовать свою
деятельность, спланировать занятия, снизить нагрузки, распределить
подготовку к экзаменам и подготовку домашних заданий, выделить время для
отдыха.
Одним из существенных аспектов психологопедагогического
сопровождения выпускника, на мой взгляд, является ознакомление родителей
со способами правильного общения с ним, оказания ему психологической
поддержки, создания в семье благоприятного психологического климата.
Работа с родителями нацелена на повышение осведомленности родителей и
план занятий,
составить формирование реалистичной картины экзамена, снижение родительской
тревоги. Для родителей, учащихся и учителей разработаны памятки и
рекомендации:
Что такое ЕГЭ
Как помочь ребенку сдать ЕГЭ
Как вести себя во время экзаменов
Способы снятия нервнопсихического напряжения и др.
Запланировано выступление на собрании родителей учащихся «Как
помочь своему ребенку при подготовке и во время итоговой аттестации».
Проведение групповых дискуссий с родителями где они смогут обсудить
собственный вклад в процесс подготовки ребёнка к экзамену.
Таким образом, в ходе психологического сопровождения для эффективной
подготовки к экзаменам изучается интеллектуальноличностная сфера,
отслеживается эмоциональное состояние учащихся, уровень тревожности,
самооценки, что позволяет корректировать психоэмоциональное состояние
выпускников во время подготовки и сдачи экзаменов.
Подводя итог, хочется сказать, что психологическая подготовка к экзаменам
способствует повышению уровня информированности, психологической
готовности учащихся, родителей, педагогов в режиме подготовки и
проведения экзаменов, если это – большая, длительная работа не только
психолога с детьми, но и всего педагогического коллектива и родителей.
Работа педагога-психолога по повышению качества подготовки обучающихся к переводной и итоговой аттестации
Работа педагога-психолога по повышению качества подготовки обучающихся к переводной и итоговой аттестации
Работа педагога-психолога по повышению качества подготовки обучающихся к переводной и итоговой аттестации
Работа педагога-психолога по повышению качества подготовки обучающихся к переводной и итоговой аттестации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.