Презентация по Основам религиозных культур и светской этики. Для учащихся 4 классов. В данной презентации содержатся универсальные образовательные технологии, которые воздействуют на личность ребенка.Способствуют развитию творческого мышления, фантазии, воображения, толерантности, формирует систему ценностей и убеждений. Так же содержатся принципы при работе с иллюстрациями, а также вопросы и задания =} дискуссия
Работа с
иллюстрациями в
курсе ОРКСЭ
Способность искусства вовлекать в своё
«энергетическое поле» даёт основание
для осознания процесса общения с
искусством как универсальной
образовательной технологии,
воздействующая на личность ребенка,
побуждая его к изменениям,
стимулируя глубинные преобразования
( развитие творческого мышления,
воображения, фантазии, толерантности,
формирования системы ценностей и
убеждений)
Основные принципы при работе с
иллюстративным рядом
Специально подобранные художественные
произведения для демонстрации на экране;
Специально составленные вопросы, которые
задаются детям во время рассматривания
произведения;
Дискуссия по поводу рассматриваемого
произведения;
Правила, которыми пользуется учитель при
выполнении им роли организатора
фасилитированной дискуссии.
Самым ценным для детей в
процессе дискуссии оказывается то,
что каждый из них самостоятельно
убеждается в возможности
существования различных мнений и
оценок по поводу одного и того же
предмета.
Ребенок начинает осознавать, что его
точка зрения не единственная, что его
сверстники рассуждают иначе, и их
мнения равноценны.
Самым ценным для детей в
процессе дискуссии оказывается то,
что каждый из них самостоятельно
убеждается в возможности
существования различных мнений и
оценок по поводу одного и того же
предмета.
Ребенок начинает осознавать, что его
точка зрения не единственная, что его
сверстники рассуждают иначе, и их
мнения равноценны.
Примерные вопросы и задания для работы с
иллюстрациями:
Определите, какие эпизоды нашли
отражение в иллюстрациях? Как вы
думаете, почему именно этот эпизод
избрали художники для
иллюстрирования? Озаглавьте
иллюстрации.
Охарактеризуйте эмоциональный настрой
иллюстраций. Какое впечатление
производят они на вас? Как художник
передал эмоциональную и смысловую
суть изображаемой сцены?
Сопоставьте иллюстрации разных
художников к одному сюжету.
Что их объединяет? Что в них
различно? Как изображены
действующие лица? Какая из
иллюстраций, на ваш взгляд, наиболее
точно передает настроение эпизода?
Обоснуйте свой ответ.
Хуан де Хуанес 1550-1575
Эль Греко1596
X
Рассмотрите портрет героя. Какие
черты характера героя и особенности
его облика подчеркнул художник?
Как вы думаете, в какой момент
развития действия изображен герой?
Сопоставьте образы героев, созданные
разными художниками. Какой из
портретов героя наиболее
соответствует вашему представлению о
нем? Обоснуйте свой ответ, приводя
цитаты из текста.
Какие художественные детали и
подробности отображены художником?
Как вы думаете, почему именно эти
детали и подробности художник счел
значимыми для раскрытия смысла
явления?
Рембрандт
«Возвращение блудного
сына»
Юлиус фон Шнорр Карельсфельд
«Притча о блудном сыне».
Как вы думаете, легко ли
иллюстрировать религиозные
сюжеты? Обоснуйте свой ответ.
Какие религиозные сюжеты
проиллюстрировали бы вы, если бы
были художником? Почему?
Проанализируйте одну из иллюстраций по
следующему плану (устно или письменно)
1) на чем акцентирует внимание, и что
подчеркивает художник в выбранной сцене?
3) какие цвета, технику рисунка, игру
светотени, композиционные приемы
использует художник и почему?
4)охарактеризуйте эмоциональный настрой
иллюстрации и впечатление, которое она
производит.
5) уделяет ли художник особое внимание
каким-либо деталям? Какую роль они играют?
возможные виды деятельности при работе с
картиной на уроке:
1. Краткая справка о художнике и его
картине.
2. Составление комментария к картине
(выявление общей темы, описание
эмоционального настроя, анализ
композиции, сюжета, колорита
картины), выявление специфических
приемов, характерных для живописи.
3. Письменная работа (мини-сочинение)
с целью сопоставления живописных
полотен, посвященных одному сюжету.
А.А. Иванов
«Явление Христа народу»
Краткая справка о художнике и его творчестве
(информация дается либо учителем, либо
заранее подготовленным учеником).
Что собой представляет сюжет картины? (На
первом этапе целесообразно организовать
экспромтное обсуждение сюжета, а затем
уточнить сюжет, привлекая сведения из
истории искусства).
Какие персонажи изображены на полотне,
Как автор картины показывает природу?
опишите их.
Какова её роль?
Работа с кинофильмом, кинофрагментом,
мультипликационным фильмом на уроке и во
внеурочной деятельности в рамках курса
«Основы религиозных культур и светской
этики»
Знакомство с киноэкранизациями создает новую
учебную ситуацию.
Главной целью таких уроков является углубление
представления о специфике кинематографического и
мультипликационного искусства и формирование
навыка интерпретации легенды, жития, этической
нормы.
Движущаяся озвученная картинка — кинокадр —
непосредственно создает готовые зрительно-
словесные образы, передает события в экранном
действии. Это дает возможность развитию у
школьников навыков анализа, сравнения,
сопоставления
Просмотр фрагмента фильма
(на уроке или дома) в учебных целях
предполагает решение комплекса
задач:
обогащение впечатлений о явлении;
развитие образного мышления;
формирование и развитие восприятия образа в
сопоставлении с кинообразом;
соотнесение своего опыта с режиссерской точкой
зрения;
формирование умения интерпретировать
режиссерский замысел и оценивать его
воплощение, анализировать образ, созданный
актером;
развитие речи учащихся;
формирование эстетического вкуса.
При работе с фрагментом
фильма следует учить
понимать общее и различное
в двух видах искусства,
обращать внимание
учащихся на специфические
кинематографические
приёмы, на потери и
приобретения при
экранизации.
символические детали, выделенные
Актуальными ракурсы анализа экранизации:
режиссером;
логика подбора типажей на ту или иную роль;
актерская интерпретация характера (манера
произнесения реплик и монологов, мимика,
жест, паузы и др.)
разработка мизансцен;
работа режиссера по созданию у зрителя
определенного настроения (звуковой фон,
световое и цветовое решение и другие
приемы).
Следует обратить внимание на костюмы,
принципы монтажа («монтажные формулы
и фразы»); работу оператора (логика
выбора сверхкрупного, крупного,
среднего, общего, дальнего, поясного
плана, панорамных съемок), особенности
отражения времени и пространства.