Работа с научно – популярными текстами на уроках окружающего мира в начальной школе (статья).
Оценка 4.9
Работа в классе
doc
окружающий мир
4 кл
08.06.2017
Сегодняшнее общество - это общество информационное. Перед учителем стоит задача научить ученика правильно работать с информацией, правильно её оценивать и находить наиболее эффективные способы её использования. Обучение работе с информацией является важнейшим способом формирования и развития универсальных учебных действий учащихся. В статье раскрывается организация работы с научно-популярными текстами на уроках окружающего мира в начальной школе.
статья.doc
Обучение работе с информацией как способ формирования и развития
универсальных учебных действий обучающихся.
Работа с научно – популярными текстами на уроках окружающего мира
(тезисы).
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование
совокупности УУД, обеспечивающих такую ключевую компетенцию как «умение учиться»,
способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и
активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных
предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Формирование УУД,
обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностноличностного, познавательного
развития учащихся реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения
системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм
учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности учащихся.
Обучение работе с информацией является важнейшим способом формирования и развития
универсальных учебных действий учащихся. Научиться читать – значит не только овладеть
техникой чтения, но и «вычерпывать» из текста все заложенные в нём смыслы. Ученик должен
уметь работать с текстом и видеть отличия.
Группы учебной информации:
1.
Относится информация, которая будет непосредственно использоваться в практической
деятельности. Усвоение этой информации является главной целью обучения.
2.
Входит учебная информация, которой обучаемый должен оперировать, чтобы приобрести
другие необходимые знания, т.е. он должен овладеть средством приобретения знаний. Примером
такой информации являются разнообразные задачи, которые ставятся перед обучаемым для
того, чтобы он овладел методом их решения.
3.
Включает в себя вспомогательную информацию, в том числе ту, которая служит для
иллюстрации подтверждения справедливости другой учебной информации. При этом обычно
цель усвоения данной группы информации специально не ставится (что не исключает, однако,
возможности её усвоения).
В научнопопулярных статьях иной предмет познания не образы, а понятия, и цель
чтения меняется это усвоение связей и основных признаков понятия, явления (исторического,
природоведческого содержания), усвоение элементов понятия, обобщённых выводов, заключения по поводу основной мысли статьи. Отличаются научно – популярные тексты
построением, логикой изложения и особым, точным, лаконичным языком. Чтобы освоить статью,
необходимы логическое мышление, опора на наглядные схемы, графемы, выделения в тексте,
зарисовки деталей объекта.
Научно – популярная литература дополняет и развивает систему знаний, находит и
использует связи между отдельными учебными предметами, даёт больше возможностей поиска
истин. Произведения сложнее для восприятия, поэтому эффективная работа требует
определённой предварительной подготовки, цель которой уточнение и обогащение опыта детей.
Учащийся, приступая к чтению, должен чётко представить последовательность своих
действий, знать конечный результат, продукт своей деятельности и уметь контролировать себя.
Организация работы по изучению статей такого типа:
Первичное чтение (происходит целостное, глобальное и элементарноаналитическое
1.
восприятие, понимание). Важно: сосредотачиваться на том, что читаешь; «выжимать» самую
сущность читаемого; определить тему чтения; «схватить» общее содержание («о чём текст», о
чём говорится»)
2.
Вторичное чтение (осмысление прочитанного): установление причинных связей
(используются вопросы и выборочное чтение); отыскать важные (опорные) слова,
словосочетания, предложения (внешнее описание предмета, факта, действия); определить по
тексту, какими признаками обладает предмет; определить, как он связан с окружающими его
другими предметами или явлениями; установить причину событий (почему это произошло);
3.
Просмотр текста (провести корректировку работы и осмыслить в целом весь текст).
Составление графического, словесного плана, схем (для закрепления и осмысления
4.
логической структуры текста).
5.
Последующий просмотр (обдумывание своих схем и плана, чтобы прийти к правильному
заключению). Здесь используется приём выделения и сопоставления того, ради чего писал автор
текст и как он это сделал: раскрыл ли главное с разных сторон, подводил ли последовательно к
окончательному выводу, поставил ли перед нами прямой вопрос, давая возможность ответить,
опираясь на факты, явления, события.
6.
Заключение работы. Вместе с детьми обсудить, что нового они получили, зачем это нужно
знать, можно ли использовать эти факты гделибо.
7.
Закрепление. Для закрепления проработанной статьи используется пересказ (подробный,
краткий, выборочный), он, как и план, не только речевое умение, но и одна из форм работы, необходимая для более глубокого понимания содержания текста, его осмысления, закрепления и
практического применения.
Последовательность действий определяется детьми устно под руководством учителя, и
это повторяется перед каждым занятием, пока дети не овладеют последовательностью
выполнения действий и их содержательной стороной.
Всё это вооружает учащихся инструментом познания, развивает их речь, логическое и
образное мышление, творческое воображение, воспитывает активное, заинтересованное
отношение к учению, а главное, научает работе с информацией.
Работа с научно – популярными текстами на уроках окружающего мира в начальной школе (статья).
Работа с научно – популярными текстами на уроках окружающего мира в начальной школе (статья).
Работа с научно – популярными текстами на уроках окружающего мира в начальной школе (статья).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.