Формирование физ. качеств дошк. посредством исп. игровых технологий.docx
«Формирование физических качеств
дошкольника посредством использования
игровых технологий»
Цель физического воспитания дошкольников
определяется как воспитание здорового,
жизнерадостного, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка,
формирование у него основ здорового образа жизни, укрепление его здоровья, физическое
и психическое развитие. Для достижения поставленной цели, в процессе физического
воспитания предусматривается комплекс задач.
В данном случае я хочу обратить ваше внимание на развитие физических качеств.
Основными физическими качествами человека принято считать ловкость, быстроту,
гибкость, равновесие, глазомер, силу, выносливость. При выполнении любого упражнения в
той или иной степени проявляются все физические качества, но преимущественное
значение приобретает какое либо одно из них. Например, при беге на короткие дистанции
быстрота, при беге на длинную дистанцию выносливость, при прыжках в длину и в
высоту с разбега сила в сочетании с быстротой.
В дошкольном возрасте преимущественное внимание должно быть уделено развитию
ловкости, быстроты, глазомера, гибкости, равновесия, но не следует забывать и о
соразмерном развитии силы и выносливости.
Ловкость это способность человека быстро осваивать новые движения, а также
перестраивать их в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.
К развитию ловкости приводит систематическое разучивание с детьми новых упражнений.
Обучение повышает пластичность нервной системы, улучшает координацию движений и
развивает способность овладевать новыми, более сложными упражнениями. Например, бег
усложнить (змейкой, с перепрыгиванием через предмет), использовать различные предметы
(кубики, флажки, ленты и т.д.).
Быстрота способность человека выполнять движения в наикратчайшее время.
Высокая пластичность нервных процессов, сравнительная легкость образования и
перестройка условно рефлекторных связей у детей создают благоприятные условия для
развития у них быстроты.
Быстрота развивается в упражнениях, выполняемых с ускорением. Например: бег с
нарастающей скоростью или чередование (медленный, средний, быстрый), в играх (убегать
от водящего).
Так же развитию быстроты способствуют скоростно силовые упражнения прыжки с
разбега, метание (бросок при метание совершается с большой скоростью).
Для развития быстроты целесообразно использовать хорошо освоенные упражнения, при
этом учитывать физическую подготовленность детей, а так же составления их здоровья.
Глазомер способность человека определять расстояние с помощью зрения и мышечных
ощущений. Развивать глазомер можно при выполнении любых упражнений: при ходьбе дети
должны правильно ставить ногу, соблюдать направление; в прыжках точно попадать ногой
на доску, чтобы, оттолкнувшись, совершить полет в нужном направлении, а затем
приземлиться в определенном месте; при построении в колонну нужно на глаз измерить
расстояние; в метании на дальность и особенно в цель. Важно учить детей измерять
расстояние на глаз, проверяя его затем шагами.
Гибкость способность достигать наибольшей величины размаха (амплитуды) движений
отдельных частей тела в определенном направлений. Гибкость зависит от состояния позвоночника, суставов, связок, а также эластичности
мышц. Гибкость развивается при выполнении физических упражнений с большей
амплитудой, в частности, общеразвивающих.
У детей дошкольного возраста опорно двигательный аппарат обладает большой
гибкостью. Следует стремиться к сохранению этой естественной гибкости, не
злоупотребляя упражнениями на расстягивание, которые могут привести к необратимым
деформациям. Упражнения на гибкость целесообразно сначала выполнять с неполным
размахом, например: 23 полунаклона, а потом уже полный наклон, 23 полуприседания,
затем глубокое.
Равновесие способность человека сохранять устойчивое положение во время выполнения
разнообразных движений и поз на уменьшенной и приподнятой над уровнем земли (пола)
площади опоры.
Равновесие зависит от состояния вестибулярного аппарата, всех систем организма, а также
от расположения общего центра тяжести тела (ОЦТ). У дошкольников ОЦТ расположен
высоко, поэтому им труднее сохранить равновесие.
Требуется большое усилие и для этого такие упражнения как метание на дальность,
прыжок в длину с места и с разбега, ходьба и бег по скамейке, катание на велосипеде.
Сила степень напряжения мышц при их сокращении.
Учитывая анатомо физиологические особенности дошкольников, не следует стремиться к
максимальным нагрузкам и превышать нормы т.к. отрицательно влияет на развитие костной
системы а также внутренних органов. Не рекомендуется надолго задерживать дыхание.
И поэтому в детском саду следует использовать разнообразные упражнения для развития
силы всех групп мышц, уделяя преимущественное внимание мышцам разгибателям.
Например, вначале работаем мешочками с песком, затем усиливаем нагрузку даем
набивной мяч, затем поднятие собственной массы (прыжки вверх), преодоление
сопротивления партнера (в парных упражнениях).
Выносливость способность человека выполнять физические упражнения допустимой
интенсивности возможно более длительное время.
Развитие выносливости требует большого количества повторений одного и того же
упражнения.
Однообразная нагрузка приводит к утомлению и дети теряют интерес к этому упражнению.
По данным М.А.Руновой для полноценного развития и укрепления здоровья, ребенок
должен проводить в движении от 15 до 24 часов в неделю. И поэтому задача инструктора
подобрать различные формы и технологии. И вот одна из наиболее эффективных, скажем
так удачных форм игра.
Через игру ребенок придет к осмыслению пользы и удовольствия. Ведь двигательный опыт
малыша не велик, и требует помощи со стороны взрослых. Своеобразно дать подсказку.
Полетел как бабочка, и он уже будет бежать и махать руками, летаем как самолет (руки в
стороны) скачет как зайчик, козлик, косолапит как медвежонок. Словом пусть ребенок
подключит к физическим действиям и образное мышление.
Регулярное проведение спортивных праздников и игр под руководством взрослого помогу
выработать у детей потребность заниматься играми самостоятельно. Помимо того что
праздники, имеют оздоровительное значение, они еще несут и воспитательную и
образовательную нагрузку.
Спортивные мероприятия благотворно воздействуют на их нервную, а также сердечно
сосудистую и дыхательную системы, укрепляя здоровье. Почти в каждой игре
присутствуют такие доступные всем действия как бег, прыжки, метания, упражнения в
равновесии. Тем самым воспитываются основные физические качества.
В ходе игры просто перебрасывать друг другу и ловить воздушный шар, не нужны ни
большая выдумка, ни особая ловкость. Вместе с тем это прекрасная тонизирующая зарядка и физическая, и эмоциональная. И как говорил Винни Пух: «С воздушным шаром кто
хочет развеселиться».
Предлагаю одну из игровых форм минисказки.
«Наседка и цыплята» (младший дошкольный возраст).
Жилабыла мамакурица, и были у нее маленькие пушистые цыплятки. Жили они в
курятнике, а по утрам курочка водила цыпляток гулять: травки поклевать, червячков
поискать, водички попить. Ходят цыплята по двору, зернышки клюют, песок лапками
разгребают, водичку пьют. Вдруг налетела Большая птица. Маманаседка крикнула:
«Опасность!» и цыплята быстро побежали к ней. Большая птица никого не поймала.
Основными требованиями к таким сказкам является их образность и эмоциональность,
наличие конкретного содержания и четкого согнала к началу действия.
«Мы веселые ребята» (старший дошкольный возраст).
Повела мама Сережу первый раз в детский сад. Сережа очень боялся идти в сад:
знакомых у него там нет, как его встретят ребята? А вдруг не захотят с ним играть?
Стоит он один в сторонке. А ребята увидели, что новенькому мальчику неуютно и
грустно, подошли и говорят: «Давай вместе играть! У нас есть хорошая игра. Нужно
сказать такие слова: Мы веселые ребята, любим бегать и играть, ну, попробуй нас
догнать! Раз, два, три, лови! Если хочешь, ты будешь ловишкой!» Обрадовался Сережа
и стал весело играть с новыми друзьями.
Проводить игры можно в любое время года, продолжительность зависит от заранее
определенной тематики, интенсивности и сложности двигательных движений, особенностей
физического развития детей. Дозировка, нагрузка, продолжительность устанавливается
инструктором с учетом возрастных особенностей.
Работа с одаренными детьми на уроках физической культуры
Работа с одаренными детьми на уроках физической культуры
Работа с одаренными детьми на уроках физической культуры
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.