Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка.
Оценка 4.8
Занимательные материалы
docx
русский язык
5 кл—11 кл
30.11.2017
Бытует мнение, что все дети от природы гениальны. Но
статистика утверждает, что только порядка 4% детей являются одаренными, поэтому сразу следует оговориться, что речь скорее пойдет о работе со способными детьми в условиях школы. Поэтому сегодня перед учителем стоит задача, как построить работу на уроке, которая была бы направлена на максимальное развитие способных детей.
Статья...docx
Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы
Шведова Светлана Владимировна
учитель МБОУ г. Астрахани «СОШ № 40»
Размышляя о том, что ждет школу в XXI веке, А. Н. Леонтьев пророчески заметил: «Кризис
школы. Взрыв дидактики. Не «заполнение дыр», а вооружение... Игровое освоение
мира»[1,с.278]. Но ситуация в стране сложилась таким образом, что ей необходимы талантливые
люди, «именно талантливые люди являются теми, кто двигает прогресс, кто занимается
модернизацией государства, общества, экономики» сказал Д. Медведев, выступая на заседании
президиумов Государственного совета. Фактически, в мире сейчас складывается ситуация, когда
дети, обладающие наибольшим потенциалом для превращения в качественных специалистов,
представляют собой уникальный стратегический ресурс развития любой страны.
Для того чтобы работа по поддержке одарённых детей дала положительный результат,
нужно вести её не от случая к случаю, а вести её системно. Для этого требуется обновление
методической базы работы с молодыми талантами.
Выделяют разные виды одаренности детей, но я хотела бы рассказать о том, как происходит
развитие филологически одаренных детей в общеобразовательной школе.
Казалось бы,
филологическая одаренность – явление вполне закономерное: ребенок постигает языковые
законы и нормы практически самостоятельно, а взрослые учат детей произносить отдельные
слова. Изменять эти слова, складывать их в предложения ребенок пытается сам,
приспосабливаясь к законам той языковой среды, которая его окружает. Однако чем старше
становятся дети, тем пассивнее становится их речетворчество.
Система работы по развитию филологической одаренности строится следующим образом:
психологопедагогическая диагностика одаренности;
осуществление дифференцированного и индивидуального подхода в учебной
деятельности;
традиционное проведение недели Русского языка и Литературы;
сотрудничество с вузами, общественными организациями и музеями города;
сотрудничество со школьной газетой «Сороконожка»;
организация исследовательской деятельности и ежегодное участие школьников в
олимпиадах, конкурсах, конференциях, проектах;
организация и проведение семинаров для учащихся и педагогов;
издание работ школьников и учителей;
организация работы с Интернет коммуникациями.
Программа индивидуального изучения русского языка и литературы дает возможность
выстроить образовательный процесс в соответствии с основными стратегиями обучения
одаренных детей:
1.Ускорение – обучение в более быстром, по сравнению с классом, темпе.
2.Углубление – более глубокое изучение материала.
3.Обогащение – обучение с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления
связей с другими темами, проблемами или дисциплинами.
4.Проблематизация – использование оригинальных объяснений, поиск новых смыслов и
альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у школьника личного подхода
к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания.
Обучать учеников нужно не столько фактам, сколько идеям и способам, методам,
развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на
дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для
достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.
На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны парные и групповые
формы работы: «мозговые штурмы», «открытые задания», научнопрактические работы,
творческие зачеты, проектные задания, спецкурсы. Знакомясь с различными жанрами произведений словесности, ученики пробуют свои
творческие способности в создании загадок, стихотворений, сказок, рассказов и отдельных
художественных образов. Лучшие творческие работы демонстрируются на стенде «Выставка
творческих работ». Подготовка и выставка стенгазет «Могучий русский язык!», «Неумирающая
классика»; «Литература XXXXI века», «Литература и время» помогает ученикам глубже
изучить материал. Безусловно, эти работы свидетельствуют о тонком, нестандартном
восприятии школьниками шедевров русской лирики, богатом воображении и уникальной
творческой фантазии детей.
Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой
одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе.
Основой такой системы выступает «погружение в культуру», функциями системы являются
обучение и воспитание, а организующим началом – игра. Ребята пробуют свои силы в творческих
конкурсах, викторинах, проектах различных уровней. На школьном уровне проводятся
викторина «Лексическое богатство русского языка», театральный праздник «В гостях у ...»,
игра конкурс «Знатоки сказок», фестиваль «Венок Каспия». Принимают ребята участие во
всероссийской игреконкурсе «Русский медвежонок», «Пегас», «Полиатлон». В этом году
участвовали в городском конкурсе сочинений «Моя семья», в областном конкурсе сочинений
«Новогоднее чудо», в конкурсе творческих работ, организованном Астраханским планетарием
«Талисман Астраханского планетария», в литературном конкурсе «Хрустальная роза», в
международном конкурсе «Сказка в Рождественскую ночь». Умение тонко чувствовать поэзию,
авторскую мысль, высказанную в произведении, ребята демонстрируют в конкурсах чтецов
«Хоровод дружбы», «Русское слово», «Живая классика».
Сотрудничество с картинной галерея им. П. М. Догадина», с Домом музеем Велимира
Хлебникова, с Астраханским планетарием, с организацией АРОО АДМОО, с Православной
гимназией и центром культуры и просвещения «Боголеп» обогащает ребят духовно и
интеллектуально, социализирует учащихся.
Школьная конференция «В науке первые шаги», областные открытые научнопрактические
конференции Малой Академии наук «Профи+» и ОГОУ ДОД «ЦДНТТ» позволяют творческой
личности демонстрировать свои успехи общественности, повышать уровень самооценки,
знакомить учащихся с современными научными достижениями.
Система поощрения победителей разнообразна: это призы, дипломы, грамоты, сертификаты,
благодарственные письма. Публикация материала в газетах, в литературных сборниках и
Интернетсайтах. Но немаловажное поощрение – это общественное признание.
В школе совместно с учителями ежемесячно выпускается школьная газета «Сороконожка»,
все номера которой размещаются на официальном сайте школы и в социальной сети «Дневник.
Ру». Ученики проводят исследования, пишут статьи на злободневные темы, публикуют эссе,
поздравления. Их работы доступны как учителям, так и родителям. Это позволяет учащимся
раскрыть их творческие способности, сформировать жизненную позицию, привлечь внимание к
различным аспектам школьной жизни, а читателям получить свежий взгляд на привычные
ситуации.
Таким образом, планомерная работа с учащимися помогает развивать не только их
филологическую одаренность, но и социализирует их, помогает выстраивать открытое
образовательное пространство учебного учреждения, готовит к успешной деятельности в
будущем на благо нашей страны.
Литература
Леонтъев А. Н. Психология 2000 года // Леонтьев А. Н. Философия психологии. М., 1994. С.
277278.
Сазонова О. В. Развитие филологической одаренности детей в условиях общеобразовательной
школы / О. В. Сазонова // Учитель в школе. 2010. № 3. С. 91 – 95. Христенко Е. В. Одаренные дети в школе (из опыта работы) / Е. В. Христенко, Л. А.
Корешкова // Учитель в школе. 2010. № 3.С. 8085
http://www.kremlin.ru/news/14614
Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка.
Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка.
Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.