Работа с текстом (из опыта работы)
Оценка 5

Работа с текстом (из опыта работы)

Оценка 5
Мероприятия +1
docx
чтение
1 кл
04.03.2018
Работа с текстом (из опыта работы)
Школы России переходят на новые образовательные стандарты. Проблема чтения не могла не найти своё отражение и в этом нормативном документе. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики. Это станет возможным при условии овладения всеми школьниками читательской культуры.Работа с текстом до чтения, во время чтения
мое выступление.docx
Шембакова  Наталья  Сергеевна,                                                                                     учитель начальных классов                                                                                     МОУ СОШ №289 Работа с текстом в начальной школе (из опыта работы) «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Д. Дидро). Трудно не согласиться со словами Д. Дидро, жившего более 200 лет назад. Но за последние  двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему в российском обществе, как и во многих  странах мира, сильно изменилось. Чтобы преодолеть эту негативную тенденцию в нашей стране  разработана «Национальная программа поддержки и развития чтения в России». Программа  ставит перед собой цель развития грамотности и культуры чтения в России, повышения  интеллектуального уровня граждан страны, а, следовательно, и ее конкурентоспособности на  мировой арене. Сроки реализации Программы – 2007 ­2020 годы. Школы России переходят на новые образовательные стандарты. Проблема чтения не могла не  найти своё отражение и в этом нормативном документе. Федеральный государственный  образовательный стандарт начального общего образования, в основе которого лежит системно­ деятельностный подход, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих  требованиям информационного общества, инновационной экономики. Это станет возможным при  условии овладения всеми школьниками читательской культуры. Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника  основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские  умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания,  а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях  обучения.                     Поэтому первостепенная задача учителя начальных классов: каждый ученик  начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения. Навык чтения –  явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической. Техническая: способ чтения, темп чтения, правильность чтения, выразительность.  Смысловая: понимание содержания и смысла читаемого. Многолетний опыт работы в школе показывает, что учитель начальных классов, обучая детей  чтению, большее внимание уделял технической стороне чтения. И для оценки навыка чтения в  школах применялся контрольный срез, который так и называется «Проверка техники чтения».  При этом многие годы при оценке навыка уделялось первостепенное внимание параметрам  «способ чтения», «темп чтения», «правильность чтения», «выразительность», а параметр  «осознанность чтения» рассматривали на самом последнем месте, т.е. первостепенной считалась  техническая сторона чтения. В современном обществе умение школьников читать, не должно сводиться лишь к овладению  техникой чтения. Образовательные стандарты нового поколения заставляют нас по­новому  взглянуть на само определение значение слова «чтение». Чтение следует рассматривать как  качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных  ситуациях деятельности и общения. Поэтому техническую сторону следует рассматривать как  подчинённую первой (смысловой), обслуживающей её. Не случайно Федеральные государственные образовательные стандарты начального и  основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной  образовательной программы в качестве обязательного компонента: ­ овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с  целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами  коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах Какова же методика работы с текстом на уроках чтения? Прежде чем говорить об этом,  ответим на вопрос: какому чтению мы учим?           Во­первых, в начальной школе нужно учить медленному чтению художественного текста, т.  е. ребенок должен продумывать в ходе чтения смысл каждого слова, уметь задавать вопросы и  находить ответы на них здесь же, в тексте, уметь соразмышлять и сопереживать, а также он  должен уметь делать элементарный анализ прочитанного.           Во­вторых, нужно понимать, что мы учим ребенка читать не для нас, взрослых, а для самого  себя, а, значит, его нужно научить понимать чужие мысли, заключенные в тексте, извлекать из  текста тот смысл, который в него вложил автор, почувствовать то, что чувствовали герои  произведения.           В­третьих, необходимо уделять равное внимание и чтению про себя. Анализ различных подходов позволил выделить следующие показатели сформированности  творческой активности детей в процессе обучения литературному чтению:  1. Высокий уровень интереса к урокам литературного чтения.  2. Способность к фантазированию, воображению и моделированию.  3. Проявление догадливости, сообразительности; открытие новых для себя знаний, способов  действий, поиск ответов на вопросы в книгах.  4. Проявление радостных эмоций в процессе работы.  5. Способность переживать ситуацию успеха, наслаждаться процессом творчества.  6. Стремление к оригинальности.  7. Проявление самостоятельности в работе.  8. Умение преодолевать возникшие трудности  Конечно, обучение такому чтению требует определенного методического подхода.            Итак, этапов работы с текстом будет три: до начала чтения, в процессе чтения и после  чтения. Внутри каждого этапа существует определенная последовательность «шагов».  Покажу технологию работы с басней на уроке литературного чтения в 4 классе.  Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т. е. умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых Работа с текстом до чтения  1. Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая слов.  предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.  2. Дети читают (про себя, затем вслух) ключевые слова, которые учитель заранее вычленяет из текста и записывает на доске. Уточняют свои предположения о теме произведения, героях, развитии действия.       Дети постепенно осваивают предлагаемую технологию работы с текстом, потому что понимают ее смысл.  Работа с текстом во время чтения  Цель – достижение понимания текста на уровне содержания. Необходимо соблюдать такую последовательность действий: 1. Дети самостоятельно читают текст (главу, законченный фрагмент) про себя с установкой  проверить свои предположения, которые были сделаны до начала чтения.  2. Чтение вслух по предложениям или небольшим абзацам (2­3 предложения) с комментариями.  По ходу чтения (а не после!) учитель задает уточняющие вопросы на понимание, регулярно  возвращает детей к их предположениям, как только текст дает возможность их подтвердить.  3. Такая же работа проводится со следующим законченным фрагментом текста и так до тех пор,  пока текст не прочитан до конца.  4. Задается уточняющий вопрос на понимание содержания главы (фрагмента) в целом.  Результатом понимания может быть озаглавливание этой части текста.  5. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Ответ на вопрос: в чем совпали и в  чем не совпали первоначальные предположения о теме и содержании текста, развитии событий, о героях?  Работа с текстом после чтения  Цель – достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста –  «чтение между строк»).  1. Учитель ставит проблемный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот  вопрос и беседа. Ее результатом должно стать понимание авторского замысла, «спрятанного  между строк».  2. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации.  Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора и т. д. Вопросы по иллюстрации:  какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может, это иллюстрация ко всему  тексту в целом)? Точен ли художник в изображении фрагмента. Учитель еще раз обращает  внимание детей на иллюстрацию. Дети размышляют, к какой части текста нарисована  иллюстрация, какое выражение на лицах героев и т. д. Составляется диафильм по тексту (каждое  предложение – кадр диафильма).  3. Рассказ учителя о писателе. Беседа с детьми о его личности после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребенок сможет соотнести ее с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе  чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного  произведения. Для учащихся 3­4 классов рассказ учителя о писателе можно чередовать с  сообщениями, которые дети готовят самостоятельно.  4.Творческие задания, опирающиеся на какую­либо сферу читательской деятельности учащихся  (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы). Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации. В своей практике работу с текстом провожу не только на уроках  литературного чтения. А  также на уроках внеклассного чтения, при домашнем чтении художественных произведений, на  классных часах при знакомстве с детской периодической печатью, на библиотечных уроках вне  школы.       Внеклассное чтение в учебнике «Литературное чтение» УМК «Школа России» работа с  текстом  представлена   в разделах «Картинная галерея» и «Читальный зал». Домашнее чтение художественных произведений  предполагает работу с читательскими  дневниками (написать отзыв о прочитанном произведении), чтение дополнительных произведений  данного автора с последующим тестированием. Чтение детской периодики предполагает вызвать интерес у одноклассников к содержанию  любимых журналов.  Библиотечные уроки способствуют развитию артистичности, проявлению радостных эмоций в процессе работы. Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить ребенка технике  чтения, но еще труднее воспитывать увлеченного читателя, а не гоголевского Петрушку. Ведь  научиться складывать из букв слова и овладеть техникой чтения еще не значит стать читателем.  Истинное чтение – это чтение, которое, по словам М. Цветаевой «есть соучастие в творчестве». Спасибо за внимание!

Работа с текстом (из опыта работы)

Работа с текстом (из опыта работы)

Работа с текстом (из опыта работы)

Работа с текстом (из опыта работы)

Работа с текстом (из опыта работы)

Работа с текстом (из опыта работы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018