Доклад на тему:
«Реализация проекта «ПРОчтение»
Альбекова А.В. – учитель
чеченского языка и литературы
Проект - « ПРОчтение»
Цель проекта : повышение уровня читательской компетенции школьников, рост читательской активности детей.
Задачи проекта: - Разработать план мероприятий на 2024-2025 гг. по организации читательской активности учащихся школы и пропаганде семейного чтения.
- Провести мероприятия, направленные на пропаганду чтения, поддержку и развитие читательской компетентности, в соответствии с планом.
- Обеспечить информационное и научно-методическое сопровождение проекта.
Актуальность проекта
Проблема чтения осознается в современном мире как общенациональная и государственная. Тенденция падения интереса к чтению в России - тревожное явление для страны, в которой чтение всегда было занятием исключительно значимым. Современная ситуация характеризуется как системный кризис читательской культуры:
- увеличивается доля россиян, вообще не читающих или читающих от случая к случаю;
- утрачиваются традиции семейного чтения;
- снижается интерес населения к печатной прессе;
- ухудшается владение родным языком (родная речь становится все более примитивной; в молодежной, профессиональной и деловой средах нарастает использование англоязычных слов, заменяющих в ряде случаев даже устоявшиеся русскоязычные аналоги);
- снижается уровень грамотности населения;
- возрастает сугубо развлекательная составляющая чтения, снижаются до минимума затраты интеллектуальных усилий при чтении;
- распространяется мнение о том, что роль книги, библиотек в обществе уменьшается, они будут вытеснены Интернетом.
По результатам анкетирования учащихся 5-11 классов свыше 50 % опрошенных смотрят на книгу как на источник развлечения и удовольствия; энциклопедические книги читают около 4% опрошенных, а документальную литературу читают 0%. Этим объясняется необходимость создания в школе читательской среды, способствующей формированию читательских интересов, потребности в чтении, и вовлечение в процесс чтения семьи.
Для решения проблемы чтения ( самостоятельного, семейного, классного) и выполнения норм каллиграфии и орфографической зоркости Институтом развития образования ЧР составлен и утвержден алгоритм выполнения данного проекта ПРОчтение, тексты для списывания по (русскому, чеченскому, английскому ) языку, список рекомендуемой литературы по ( русской, чеченской) литературе, критерии оценивания работ.
Цель знакомства с проектом «ПРОчтение» : непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей в организации работы с разноуровневым контингентом детей; обеспечение роста профессиональной компетентности учителей школы как условие реализации целей развития личности учащихся. В ходе педсовета были представлены различные методы и приемы реализации данного проекта, организация дополнительных работ по русскому, чеченскому и английскому языку, которые осуществляются один раз в неделю.
Учителями – предметниками на учебных занятиях для достижения планируемых результатов и повышения качества обучения применяются различные виды работ, но грамотность и каллиграфия учащихся оставляет желать лучшего.
Дополнительная работа по реализации проекта проводится для совершенствование приемов формирования у обучающихся 5-8 классов таких умений (учебных действий) :
- правильно списывать слова, предложения, тексты объёмом не менее 90 слов и не более 100 слов (для обучающихся 5-х классов);
- правильно списывать слова, предложения, тексты объёмом не менее 100 слов и не более 110 слов (для обучающихся 6-х классов);
- правильно списывать слова, предложения, тексты объёмом не менее 110 слов и не более 120 слов (для обучающихся 7-х классов);
- правильно списывать слова, предложения, тексты объёмом не менее 120 слов и не более 140 слов (для обучающихся 8-х классов);
- составлять письменные высказывания на основе прочитанного текста на заданную тему по содержанию произведения не менее 5-8 предложений (для обучающихся 5-6 классов);
- составлять письменные высказывания на основе прочитанного текста на заданную тему по содержанию произведения не менее 8-10 предложений (для обучающихся 7-8 классов).
Для выполнения дополнительных работ обучающиеся должны иметь по 1 стандартной тетради в широкую линию ( 12–18 листов).
Тетрадь п должна иметь аккуратный внешний вид. На ее обложке (первой странице) делается следующая запись: Тетрадь для дополнительных работ ( Т1етоьхначу белхийн тетрадь)
Организация дополнительных работ по (русскому, чеченскому и английскому языкам) осуществляется один раз в неделю. В понедельник обучающимся 5-х классов в качестве домашней письменной работы выдается текст для списывания объемом не менее 90 слов и не более 100 слов. Обучающимся 6-х классов в качестве домашней письменной работы выдается текст для списывания объемом не менее 100 слов и не более 110 слов. Обучающимся 7-х классов в качестве домашней письменной работы выдается текст для списывания объемом не менее 110 слов и не более 120 слов. Обучающимся 8-х классов в качестве домашней письменной работы выдается текст для списывания объемом не менее 120 слов и не более 140 слов. Не рекомендуется в этот день выдавать обучающимся более одной домашней письменной работы по русскому языку, при необходимости можно выдать дополнительное домашнее задание в устной форме по изученной теме: выучить правило и т.д. К следующему учебному занятию работа детьми должна быть выполнена и сдана на проверку. Учитель проверяет работы обучающихся, выставляет отметки в тетради в соответствии с критериями оценивания и выдает тетради обучающимся в следующий понедельник для выполнения новой работы. Списывание с готового образца - для списывания предлагается текст без пропуска букв и дополнительных заданий; цель списать правильно, без ошибок и искажений.
В качестве домашнего задания всем обучающимся выдается один текст.
Сокращенный алгоритм списывания.
1.Прочитай предложение и повтори его по памяти.
2. Прочитай предложение еще раз так, как оно написано.
3. Диктуй себе каждое слово по ходу записи предложения.
4. Проверь написанное. Прочитай каждое слово. Открой образец и сравни написанное с образцом.
Организация дополнительных работ по литературе ( русской, чеченской) осуществляется один раз в неделю.
На третьем уроке литературы в рамках текущей недели обучающимся 5-6-х классов в качестве домашней письменной работы выдается задание составить письменное высказывание на основе прочитанного текста на заданную тему. Высказывание должно содержать не менее 5-8 предложений. На втором уроке литературы в рамках текущей недели обучающимся 7-8-х классов в качестве домашней письменной работы выдается задание составить письменное высказывание на основе прочитанного текста на заданную тему, высказывание для 7-8-х классов должно содержать не менее 8-10 предложений.
Не рекомендуется в этот день выдавать обучающимся более одной домашней письменной работы по литературе, при необходимости можно выдать дополнительное домашнее задание в устной форме по изученной теме: выразительное чтение произведения, подготовиться к пересказу и т.д. К следующему учебному занятию литературы работа детьми должна быть выполнена и сдана на проверку. Учитель проверяет работы обучающихся, выставляет отметки в тетради в соответствии с критериями оценивания и выдает тетради обучающимся на следующем уроке литературы для выполнения новой работы. Оценки учащимся выставляются строго по критериям оценивания работы ( Критерии прилагаются по всем предметам проекта). По литературе оценки выставляются по балльной системе. И баллы соответственно переводятся в отметки . Перевод баллов в отметки по пятибалльной шкале
Количество баллов |
Отметка |
5 б. |
5 |
4 б. |
4 |
3 б. |
3 |
0-2 б. |
2 |
В конце четверти отметки, выставленные в тетради, суммируются, выводится средний балл и выставляется в журнал (в колонке) перед четвертной отметкой в добавленной графе – по русскому, чеченскому языку «Списывание», по русской, чеченской литературе «Проект».
В качестве домашнего задания выдается всем обучающимся один текст.
Критерии оценивания работы по русскому языку
№ |
Класс |
Проверяемое умение |
Критерии оценивания |
1 |
5 |
Правильно списывать слова, предложения, тексты объёмом не менее 90 слов и не более 100 слов. |
Работа оценивается одной отметкой Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за работу, в которой допущены 3-5 орфографических и 4 пунктуационных ошибок. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибках, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за работу, в которой допущено до 7 и более орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. |
2 |
6 |
Правильно списывать слова, предложения, тексты объёмом не менее 90 слов и не более 100 слов. |
Работа оценивается одной отметкой Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за работу, в которой допущены 3-5 орфографических и 4 пунктуационных ошибок. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибках, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за работу, в которой допущено до 7 и более орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. |
3 |
7 |
Правильно списывать слова, предложения, тексты объёмом не менее 100 слов и не более 110 слов. |
Работа оценивается одной отметкой Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за работу, в которой допущены 3-5 орфографических и 4 пунктуационных ошибок. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибках, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за работу, в которой допущено до 7 и более орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. |
4 |
8 |
Правильно списывать слова, предложения, тексты объёмом не менее 120 слов и не более 140 слов |
Работа оценивается одной отметкой Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за работу, в которой допущены 3-5 орфографических и 4 пунктуационных ошибок. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибках, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за работу, в которой допущено до 7 и более орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. |
1. Критерии оценивания работы по литературе
№ |
Класс |
Проверяемое умение |
Критерии оценивания |
1 |
5-6 |
Составлять письменные высказывания на основе прочитанного текста на заданную тему по содержанию произведения не менее 5-8 предложений |
1. Соответствие теме, ее раскрытие 2 б.- высказывание соответствует теме, содержит правильные выводы. 1 б.- высказывание частично соответствует теме/частично раскрывает тему. 0 б.- высказывание не соответствует теме. 2. Смысловая цельность. 1 б.- высказывание характеризуется смысловой цельностью. 0 б.- высказывание не обладает смысловой цельностью, не является логичным. 3. Выразительность и точность речи 2 б.- высказывание отвечает требованиям выразительности речи и точности выбора языковых средств, речевые ошибки отсутствуют. 1.б.- высказывание отвечает требованиям выразительности речи, но при этом допущены единичные речевые ошибки или небольшая неточность при выборе языковых средств. 0 б.- высказывание отличается бедностью словаря, содержит речевые ошибки. Максимальный балл – 5 баллов При оценивании работы следует учитывать объем высказывания, если он не соответствует норме, то количество полученных баллов уменьшается на один. |
2 |
7-8 |
Составлять письменные высказывания на основе прочитанного текста на заданную тему по содержанию произведения не менее 8-10 предложений. |
1. Соответствие теме, ее раскрытие 2 б.- высказывание соответствует теме, содержит правильные выводы. 1 б.- высказывание частично соответствует теме/частично раскрывает тему. 0 б.- высказывание не соответствует теме. 2. Смысловая цельность. 1 б.- высказывание характеризуется смысловой цельностью. 0 б.- высказывание не обладает смысловой цельностью, не является логичным. 3. Выразительность и точность речи 2 б.- высказывание отвечает требованиям выразительности речи и точности выбора языковых средств, речевые ошибки отсутствуют. 1.б.- высказывание отвечает требованиям выразительности речи, но при этом допущены единичные речевые ошибки или небольшая неточность при выборе языковых средств. 0 б.- высказывание отличается бедностью словаря, содержит речевые ошибки. Максимальный балл – 5 баллов При оценивании работы следует учитывать объем высказывания, если он не соответствует норме, то количество полученных баллов уменьшается на один. |
ProЧтение - это социальный проект, направленный на развитие и популяризацию чтения среди учащихся. Чтение – залог успешности ребёнка. Снижение интереса к чтению - это общемировая тенденция, обусловленная бурным развитием электронных СМИ и индустрии развлечений, которые теснят чтение и как престижный источник получения информации и как приятную форму досуга. Однако во многих странах, как высокоразвитых, так и активно модернизирующихся, политические и культурные элиты предпринимают активные (и успешные!) попытки этому противодействовать, поскольку чтение играет чрезвычайно важную роль для развития любой страны.
Читательская грамотность – способность человека
понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением
для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать
в социальной жизни.
Очевидно, что умения и навыки чтения и письма (грамотности) должны
целенаправленно формироваться на должном уровне, в начальной школе, но дальнейшая
работа по формированию компетентного чтеца и читателя должна быть связана с их
развитием на других предметах, что предполагает владение учителями всех
предметов приемами, стратегиями текстовой деятельности.
10 причин читать
Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами,
способными создать тёплую семейную атмосферу и успешную почву для развития
личности ребёнка.
1.Если вы способны уделить детям такое внимание, они знают, что вы их любите.
2.Чтение для детей делает из них читателей в будущем.
3. Детские книги так хорошо написаны, что будут интересны даже взрослым.
4 .Иллюстрации в книгах обогащают детей, способствуют их творческому развитию.
5. Книги помогут вашим детям размышлять и фантазировать.
6. До тех пор, пока дети учатся читать, они будут считать вас волшебником,
создающим магию из слов.
7.Чтение вслух способствует развитию внимания у вашего ребёнка.
8.Вы создаёте удивительные воспоминания о прекрасных семейных вечерах и о
тёплом общении с ребёнком.
9.Книги способны привить детям ценности, которые они пронесут через всю жизнь.
10. Рано или поздно, вам обязательно скажут спасибо за умного и воспитанного
ребёнка.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.