ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ШКОЛЬНИКОВ
Работа с текстом
Проблема формирования читательской компетенции у младших школьников является ключевой, так как она составляет основу умения учиться.
Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности.
Из книг ребенок получает разнообразные знания. Чтение литературных произведений формирует эмоциональную сферу, нравственно - эстетические идеалы, взгляды, отношения ребенка.
Поэтому так важно именно в этот период научить ребенка читать, сформировать у него техническую сторону чтения, умение работать с научно - познавательным и художественным текстом, обеспечить полноценное восприятие доступного текста.
Что предполагает литературное чтение?
1) обязательную опору на литературоведение (в программе очерчен круг понятий из области теории литературы, которые на практическом уровне осваивают дети через рабочие тетради);
2) введение художественного произведения в литературно-исторический контекст (в 1—3-м классах это обсуждение имени автора до чтения, беседа о его личности и рассказ учителя о писателе после чтения; в 4-м классе — самостоятельная работа с дополнительной информацией в учебнике и тетради до и после чтения; путешествия в историю детской литературы и систематизация ранее прочитанного;
3) установление связей с жизненным опытом ребенка
4) анализ литературного произведения как обязательный этап работы с текстом.
1. Что такое анализ текста?
Если в 1-м классе и частично во 2-м речь идет об элементах анализа текста, то с 3 класса о собственно анализе.
Основная задача учителя на уроках в начальных классах - помочь ребенку увидеть в тексте автора: «вычитать» его отношение к героям, к ситуации; решить проблему «писатель и действительность».
Путь анализа текста и сам текст подсказывают учителю приемы работы:
1) выделение ключевых слов;
2) беседа;
3) составление плана;
4) построение структурной модели текста;
5) наблюдение над системой образов (в 3—4-м классах)
6) комментированное чтение;
7) диалог с автором через текст и др.
Для нас важно обратить внимание учителя не на привычные, освоенные приемы, а на два последних.
Комментированное чтение и диалог с автором через текст — это наиболее короткий и доступный «путь к автору», но недостаточно освоенный современной школой.
Как учить детей вести диалог с автором?
К сожалению, способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно - у большинства учащихся ее необходимо формировать в процессе совместного чтения текста учителя с детьми. Это может происходить и во время первичного чтения, и во время перечитывания - все зависит от особенностей текста.
Можно посоветовать учителю соблюдать при этом такую последовательность действий:
1) научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые:
Как правило, на подобные вопросы автор дает прямые ответы. В любом случае эти вопросы требуют остановки по ходу чтения, обдумывания, ответов-предположений и далее - проверки их точности по ходу дальнейшего чтения;
2) включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свернутой текстовой информации читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод (часть, все произведение);
3) научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме: чем это можно объяснить? Что из этого следует? Что сейчас случится? Почему именно так...? Для чего ...? Кто такой ...? Возникающие вопросы опять-таки предполагают возникновение ответов-предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения;
помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения. На наш взгляд, это возможно сделать уже в конце 1-го класса.
Очень важно во время чтения понимать, что такое вопросы к автору.
Вопросы к автору носят подтекстовый, а не актуальный характер.
Необходимо исключить подмену вопросов авторских вопросами учительскими, которые будет здорово задавать во время обобщающей беседы.
Комментированное чтение.
Используется чаще всего во время перечитывания текста, чтобы показать, каким мог бы быть наш диалог с автором, обеспечить «погружение» в текст и «вычитывание» в нем автора
Читают текст дети, а комментирует его учитель, который выступает в роли квалифицированного читателя.
Если в ходе вашего комментария дети высказывают интересные, мотивированные текстом суждения, за них нужно буквально цепляться и вплетать в общий разговор, ни в коем случае не оставлять их без внимания, даже если детские суждения расходятся с нашей точкой зрения.
Комментарий должен быть кратким и динамичным.
Самая страшная для художественного текста ошибка учителя - когда вы «вязнете» в своих комментариях, формулируете громоздкие вопросы и повторяете их по нескольку раз, пытаетесь комментировать то, чего нет в тексте ни в явной, ни в скрытой форме.
Уходит эмоциональная реакция детей на текст - главная ценность в этом возрасте.
Комментарий удачен лишь тогда, когда усиливает эту эмоциональную реакцию, делает ее более яркой и эстетической. Именно поэтому ответы детей не должны быть развернутыми, позвольте им кратко отвечать с места, не отрываясь от текста.
Комментарий ни в коем случае не должен превращаться в беседу!
Вы комментируете текст в том месте, где это действительно необходимо, а не только после того, как предложение или фрагмент дочитаны до конца. Это значит, что вы можете в любой момент прервать чтение ребенка.
Прерывание чтения ребенка должно происходить естественно, для чего рекомендуем использовать следующие способы:
а) рефрен (повтор слова, словосочетания вслед за ребенком), за которым следует сам комментарий или вопрос в особой форме, «свернутый»;
б) включение воображения детей («Представьте себе.», «Увидели? Представили?» и др.);
в) сам вопрос, который формулируется не так, как во время беседы: он максимально «свернут», сжат («Догадались почему?», «Почему именно...»). Последите за своей речью: постарайтесь избегать слов «Стоп!», «Достаточно!», «Хватит!», «Остановись здесь!» и т.п.
Отдельно следует сказать о комментариях к словарю текста.
Если это возможно, лучше предлагать детям семантизировать незнакомое слово (определить его значение из контекста), а не торопиться обращаться сразу к толковому словарю, так как пауза в последнем случае может нарушить целостное восприятие текста и эмоциональную реакцию.
И последнее - о чувстве меры. Далеко не каждый текст требует подробного комментария; разного по объему и глубине комментария могут требовать разные фрагменты одного текста.
На разных этапах освоения текста ответы могут быть разными: краткими и развернутыми. Как мы уже говорили выше, в ходе комментированного чтения они должны быть краткими, односложными. А вот в ходе беседы полнота ответов детей определяется характером вопросов.
Неполными предложениями дети отвечают, как правило, на фактуальные вопросы учителя (Куда ...? С кем ...? Когда ...? Кто ...? Что такое ...? О чем ...? и т.п.), которые в основном не носят аналитического характера и в 3-4-м классах почти уходят с урока.
В методике есть такой прием, как использование повествовательного эквивалента, нацеливающий ученика на развернутый, полный ответ. Повествовательный эквивалент - это глагол в повелительном наклонении, дающий установку на характер и объем ответа: расскажите, объясните, покажите, поясните, определите, раскройте, докажите, подтвердите, обоснуйте, охарактеризуйте, представьте, нарисуйте, опишите, найдите, сравните, аргументируйте и т.п.
Сравните, например, вопросы: О чем беседовали ребята? и Расскажите, о чем беседовали ребята.
Как выбрать творческие задания для третьего этапа работы с текстом?
Уточним, что мы понимаем под творческим заданием. На наш взгляд, оно обязательно предполагает самостоятельность ребенка при его выполнении. В этом случае творческий характер будут носить не только задания типа «Проиллюстрируй...», «Сочини...», «Придумай...», но и типа «Самостоятельно составьте план (индивидуально, в группах, в парах)».
В читательскую деятельность ребенка включены четыре сферы:
эмоциональная, воображения, осмысления содержания, реакция на художественную форму. Самая развитая у читателей этого возраста сфера - осмысление содержания. Поэтому методика предлагает учителю богатый выбор заданий, связанных с этой сферой: рассказ о герое, событии; выборочный и краткий пересказ; составление плана, структурной модели текста; постановка контрольных вопросов к тексту, ответы на контрольные вопросы учителя и др.
Реакция на художественную форму у большинства детей-читателей, как правило, отсутствует. Отсюда ограниченный перечень заданий: подробный художественный пересказ, стилистический эксперимент, стилизация, наблюдение над языком, художественными особенностями текста, сопоставление литературного произведения с его художественной основой (например, сказка Пушкина - сказка Арины Родионовны).
Эмоциональная сфера у детей работает активно, но эмоции читателей в этом возрасте не носят эстетического характера, они порождаются наложением на текст собственного жизненного опыта. Задания, направленные на развитие этой сферы, могут быть следующими: выразительное чтение, сопоставление литературного произведения с другими видами искусства, оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом и др.
Сфера воображения чрезвычайно важна для формирования ребенка-читателя. Развитию творческого воображения способствуют такие задания: составление диафильма, киносценария, комикса по тексту; творческий пересказ; иллюстрирование, изготовление карт, схем, макетов; чтение по ролям, инсценирование, драматизация и др.
Конечно, подобное деление условно: ведь чтение по ролям, например, работает на осмысление содержания и усиливает эмоциональную сферу, реакцию на художественную форму и т.д.
Учитель выбирает творческие задания на третьем этапе работы с текстом, учитывая:
- художественные задачи текста (например, многие рассказы К.Г. Паустовского помогают увидеть необычное в обычном, повседневном, а это значит, что уместно выбрать творческое задание, связанное со сферой воображения: иллюстрирование, творческий пересказ от лица одного из героев, устное словесное рисование и др.);
- особенности класса в целом и возможности отдельного ребенка (например, к рассказам К.Г. Паустовского можно дать творческие задания по группам, дифференцировать их на уроке и дома: детям с художественными наклонностями предложить иллюстрирование, «музыкантам» — подобрать музыкальный ряд, детям с развитым чувством языка - подготовить устное словесное рисование);
- учебные задачи (например, если учитель сосредоточился на развитии устной речи, следует выбрать соответствующие задания).
М. Пришвин «Берестяная трубочка»
До чтения.
Сегодня мы с вами почитаем интересный рассказ Михаила Пришвина
Прочитаем заглавие.
Понятно ли оно вам?
Учитель вместе с ребятами начинает читать вслух рассказ. Ведет диалог с автором.
Я нашёл удивительную берестяную трубочку. (Интересно, почему же она удивительная?) Когда человек вырежет себе кусок берёсты на берёзе, остальная берёста около пореза начинает свёртываться в трубочку. Трубочка высохнет, туго свернётся. Их бывает на берёзах так много, что и внимания не обращаешь
Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке. (Интересно, а что там может быть? Дети высказывают предположения.)
И вот в первой же трубочке я нашёл хороший орех, так плотно прихваченный, что с трудом удалось палочкой его вытолкнуть. (Проверьте себя: вот, оказывается, что было в трубочке - орех!) Вокруг берёзы не было орешника. Как же он туда попал? (Автор сам задает вопрос. Попробуем найти ответ. Что вы можете предположить? (Ответы детей.)
«Наверно, белка его туда спрятала, делая зимние свои запасы, - подумал я. — Она знала, что трубка будет всё плотнее и плотнее свёртываться и всё крепче прихватывать орех, чтоб не выпал».
Но после я догадался, что это не белка, а птица ореховка воткнула орех, может быть, украв из гнезда белки. (Проверим себя: орех воткнула в трубочку птица ореховка. Вот, оказывается, откуда он там взялся!)
Разглядывая свою берестяную трубочку, я сделал ещё одно открытие (Интересно, какое?): под прикрытием ореха поселился - кто бы мог подумать! — паучишко и всю внутренность трубочки затянул своей паутинкой. (Проверим наши предположения: оказывается, кроме ореха, в трубочке был еще паучишка!)
1. Обобщающая беседа.
— Почему же М. Пришвин назвал эту трубочку удивительной?
- Сколько открытий сделал писатель? А вы?
- Точно ли художник проиллюстрировал рассказ? (Он там увидел: птица-ореховка, белка и паучишка вместе с героем (мальчиком) рассматривают берестяную трубочку.)
— А вы представляете героя ребенком или взрослым? (Мнения детей могут быть разными.)
I. После чтения.
1) Выполним задание в тетради: соединим загадочные заголовки с частями рассказа
2) Удивительная трубочка.
3) Как же орех туда попал?
4) Еще одно открытие.
- Какая из этих частей кажется вам наиболее загадочной? Почему?
1. Устные рассказы детей.
— А вам приходилось делать в лесу маленькие открытия? Расскажите о них.
Дома нарисуйте лесных жителей, о которых говорится в этом рассказе (творческое задание).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.