Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы средствами современных образовательных платформ и электронных инструментов
Вязьмина И.Ю., учитель СОШ 32 имени академика А.А. Ухтомского
До 2024 года в целях осуществления прорывного научно-технического и социально-экономического развития страны планируется обеспечение вхождения России в число пяти крупнейших экономик мира. Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования. Конкурентоспособность образования определяется в первую очередь не местом, которое страна занимает в рейтинге международных сравнительных исследований, подобных исследованиям PISA[1]. Она определяется качеством и доступностью образования. Конкурентоспособность страны – это способность выдержать конкуренцию в овладении новыми технологиями, способность граждан адаптироваться к изменяющимся условиям обучения, труда и жизни. [2]
В связи с этим перед педагогическим сообществом стоит задача – формировать функциональную грамотность школьников и оценивать способности учеников применять полученные в процессе обучения знания для решения различных учебных и практических задач. [1]
Для решения этих современных педагогических задач, необходимы особые задания, особые тексты, созданные в формате международных исследований.
Составлять задания в формате дидактических заданий PISA – очень трудоемкий процесс, поэтому учителю необходимо обращаться к готовым разработанным заданиям. Подобных заданий можно найти сейчас много и на сайте ФИПИ, и на сайте « Института стратегии развития образования Российской академии образования», использовать их можно в разных форматах: либо показывать на интерактивной доске, либо распечатывать каждому ребенку свой вариант. Первый вариант малоэффективен, второй – требует затрат и времени, и материальных средств. Поэтому сейчас, когда педагог находится в рамках жесткого планирования, необходимо найти такие ресурсы, которые будут решать названные проблемы. Считаем такими ресурсами современные образовательные платформы «Skysmart»[2] и электронный банк для формирования и оценки функциональной грамотности[3], привязанный к Российской электронной школе.
Преимуществами интерактивной тетради Skysmart является возможность выполнять задания с компьютера, планшета или смартфона. Ничего не требуется скачивать и дополнительно устанавливать. Единственное, что нужно – это интернет. В тетради есть задания для формирования функциональной грамотности, разработанные с учетом подходов и инструментария международного исследования PISA . Авторский коллектив запланировал создать банк заданий с 5 по 9 класс, пока, к сожалению, есть задания для 5 и 6 класса.
В 5 классе представлены 2 темы: «Приятного аппетита» и «Этикет», в 6 классе - также 2 темы: «Купите собаку» и «Хобби для подростка». Задания включают в себя описание реальной ситуации, представленной, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Учащиеся должны выполнить задания, используя знания из различных предметных областей. Погружаясь в описанную ситуацию, ученики не только развивают читательские умения, но и приобретают новые знания и функциональные навыки. Все задания практико –ориентированы, а темы интересны для ребят.
Что дает использование интерактивной тетради? На наш взгляд, ребята учатся решать жизненные задачи исподволь, им интересно работать с нестандартными заданиями, а у учителя экономится время на подбор материала, на проверку работ. В личном кабинете преподавателя автоматически формируется отчет с результатами каждого ученика в процентном отношении. Итоговый результат своей работы ученик видит либо сразу, либо после проверки учителя, если в работе есть задания, требующие оценки учителя.
Итак, интерактивная тетрадь Skysmart позволяет учителю формировать функциональную грамотность ученика, экономя при этом его время. Правда, этот ресурс пока не позволяет вести систематическую работу в этом направлении, так как в интерактивной тетради ограниченное количество заданий для формирования функциональной грамотности.
Более эффективным помощником учителя может стать электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности ученика. Банк стремительно пополняется заданиями. Так в декабре прошлого года в нем было еще немного заданий. Сейчас этот банк стремительно пополняется, и, полагаем, что в скором времени все работы из банка заданий по формированию функциональной грамотности, размещенные на сайте « Института стратегии развития образования Российской академии образования» появятся и в электронном банке.
В чем преимущества этого электронного ресурса? Они очевидны. Это экономия времени. Большая часть работы проверяется автоматически. Учителю – эксперту после изучения критериев оценки потребуется 30 минут (время ограничено) для проверки работ класса. После проверки работ экспертом итоговый результат за выполненную работу (сумма баллов автоматизированного и экспертного оценивания работы) отображается в колонке «Оценивание / результат». Результаты можно сразу скачать, они представлены в таблице Excel. Эта таблица отражает общее количество баллов, набранное учеником, показывает, какие задания ученики сделали лучше, а с какими не справились. При выполнении диагностических работ система отмечает также уровень сформированности читательских умений: низкий, средний, повышенный и высокий.
Итак, использование компьютера позволяет осуществлять статистический анализ информации, т. е., с одной стороны, дать информацию об участниках тестирования, с другой - что наиболее важно на современном этапе развития педагогического тестирования - собрать данные о качестве выполненных заданий и проследить динамику формирования читательских компетентностей.
Именно электронный банк заданий по формированию функциональной грамотности позволяет выстроить продуктивную систему работы. В электронном банке на каждую возрастную группу есть не менее двух диагностических работ. Их уместно использовать в начале учебного года и в конце, чтобы проследить динамику сформированности навыка. Кроме того, в банке есть тренировочные работы, рассчитанные на 20, 30 и 40 минут. Считаем уместным в начале года использовать небольшие работы, а в конце года выполнять работы, рассчитанные на 40 минут. Очень важно после выполнения каждой работы выявлять типичные трудности учащихся, анализировать их и подробно объяснять ребятам их ошибки.
В электронном банке есть дидактические материалы по 6-ти составляющим функциональной грамотности: математической, читательской, естественнонаучной и финансовой грамотности, глобальным компетенциям, креативному мышлению. Чтобы грамотно спроектировать процесс формирования функциональной грамотности школьников, в образовательном учреждении необходимо объединить усилия всех предметников и спланировать использование материалов электронного банка, чтобы исключить перегрузки учащихся и обеспечить непрерывный процесс формирования функциональной грамотности учеников.
В СОШ 32 такая работа спланирована на 2-е полугодие. Все составляющие функциональной грамотности распределены между учителями – предметниками, а также классными и руководителями, и составлен гибкий график проведения диагностических и тренировочных работ.
Итак, новые информационные технологии сегодня выступают как инструмент познания и передачи знаний, предоставляя возможность автоматизировать процедуру контроля, обработки работ учащихся и хранения информации, а также мотивировать учащихся на изучение предмета.
Список литературы
1. Всероссийский форум экспертов по функциональной грамотности. Читательская грамотность /М.: Институт стратегии развития образования Российской академии образования.-17-18 декабря, 2019
2. Ковалева, Г.С. На пути решения стратегических задач.// Вестник образования России, №14 2019
3. Скачано с www.znanio.ru
[1] PISA – международная программа по оценке образовательных достижений (Programme for International Student Assessment), оценивается сформированность функциональной грамотности учащихся 15-летнего возраста. Осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development). Главный вопрос, на который отвечает исследование, – «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?»
[2] Skysmart – онлайн-школа дополнительного образования для учеников 1-11 класса и дошкольников.
[3] Электронный банк для формирования и оценки функциональной грамотности размещен по ссылке https://fg.resh.edu.ru и создан для обеспечения инструментарием с электронным банком тренировочных заданий для подготовки к тестированию по функциональной грамотности обучающихся
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.