Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы средствами современных образовательных платформ и электронных инструментов
Оценка 4.8

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы средствами современных образовательных платформ и электронных инструментов

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
чтение +1
5 кл—8 кл
03.06.2022
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы средствами современных образовательных платформ и электронных инструментов
Первый компонент функциональной грамотности – это читательская грамотность. С введением ФГОС работа по развитию читательской грамотности является очень важной. В статье рассказывается об опыте использования электронных ресурсов для формирования читательской грамотности. .
выступление конференция.docx

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы средствами современных образовательных платформ и электронных инструментов

                                                       Вязьмина И.Ю., учитель СОШ 32 имени академика А.А. Ухтомского

 

 

До 2024 года в целях осуществления прорывного научно-технического и социально-экономического развития страны планируется обеспечение вхождения России в число пяти крупнейших экономик мира. Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования. Конкурентоспособность образования определяется в первую очередь не местом, которое страна занимает в рейтинге международных сравнительных исследований, подобных исследованиям PISA[1]. Она определяется качеством и доступностью образования. Конкурентоспособность страны – это способность выдержать конкуренцию в овладении новыми технологиями, способность граждан адаптироваться к изменяющимся условиям обучения, труда и жизни. [2]

В связи с этим перед педагогическим сообществом стоит задача – формировать функциональную  грамотность школьников и оценивать способности учеников применять полученные в процессе обучения знания для решения различных учебных и практических задач. [1]

Для решения этих современных педагогических задач, необходимы особые задания, особые  тексты, созданные в формате международных исследований.

Составлять задания в формате дидактических заданий PISA – очень трудоемкий процесс, поэтому учителю необходимо обращаться к готовым разработанным  заданиям. Подобных заданий можно найти сейчас  много и на сайте ФИПИ, и на сайте « Института стратегии развития образования Российской академии образования»,  использовать их можно в разных форматах: либо показывать на интерактивной доске, либо распечатывать каждому ребенку свой вариант. Первый вариант малоэффективен, второй –  требует затрат и времени, и материальных средств. Поэтому сейчас, когда педагог находится в рамках жесткого планирования,  необходимо найти  такие ресурсы, которые будут решать  названные проблемы.  Считаем такими ресурсами современные образовательные платформы «Skysmart»[2]  и электронный банк для  формирования и  оценки функциональной грамотности[3], привязанный к Российской электронной школе.

Преимуществами интерактивной тетради Skysmart является возможность выполнять задания с компьютера, планшета или смартфона. Ничего не требуется скачивать и дополнительно устанавливать. Единственное, что нужно – это интернет.  В тетради есть задания для формирования функциональной грамотности,  разработанные  с учетом подходов и инструментария международного исследования PISA . Авторский коллектив  запланировал создать банк заданий  с 5 по 9 класс, пока, к сожалению,  есть задания для 5 и 6 класса.

В 5 классе представлены 2 темы: «Приятного аппетита»  и «Этикет», в 6 классе -  также 2 темы: «Купите собаку»  и «Хобби для подростка». Задания включают в себя описание реальной ситуации, представленной, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Учащиеся должны выполнить задания, используя знания из различных предметных областей.  Погружаясь в описанную ситуацию, ученики  не только развивают читательские умения, но и приобретают  новые знания и функциональные навыки.   Все задания практико –ориентированы, а темы интересны для ребят.

Что дает использование интерактивной тетради? На наш взгляд, ребята учатся решать жизненные задачи исподволь, им интересно работать с нестандартными заданиями, а у учителя  экономится время на подбор материала, на проверку работ.  В личном кабинете преподавателя  автоматически формируется отчет с результатами каждого ученика в процентном отношении.  Итоговый результат своей работы ученик видит либо сразу, либо  после проверки учителя, если в работе есть задания, требующие оценки учителя.

Итак, интерактивная тетрадь Skysmart позволяет учителю формировать функциональную грамотность ученика, экономя при этом его время. Правда, этот ресурс  пока не позволяет вести систематическую работу в этом направлении, так как  в интерактивной тетради ограниченное количество заданий для формирования функциональной грамотности.

Более эффективным помощником учителя может стать электронный  банк заданий  для оценки  функциональной грамотности ученика. Банк стремительно пополняется заданиями. Так в декабре прошлого года в нем было еще немного заданий. Сейчас этот банк стремительно пополняется, и, полагаем, что в скором времени все работы из банка заданий по формированию функциональной грамотности, размещенные на сайте « Института стратегии развития образования Российской академии образования» появятся и в электронном банке.

 В чем преимущества этого электронного ресурса? Они очевидны. Это экономия времени.  Большая часть работы проверяется автоматически. Учителю – эксперту после изучения критериев оценки потребуется 30 минут (время ограничено) для проверки работ класса. После проверки работ экспертом итоговый результат за выполненную работу (сумма баллов автоматизированного и экспертного оценивания работы) отображается в колонке «Оценивание / результат». Результаты  можно сразу скачать, они представлены в таблице Excel. Эта таблица отражает общее количество баллов, набранное учеником, показывает, какие задания ученики сделали лучше, а с какими не справились.  При выполнении диагностических работ система отмечает также уровень сформированности читательских умений: низкий, средний, повышенный и высокий. 

Итак, использование компьютера позволяет осуществлять статистический анализ информации, т. е., с одной стороны, дать информацию об участниках тестирования, с другой - что наиболее важно на современном этапе развития педагогического тестирования - собрать данные о качестве выполненных заданий и проследить динамику формирования  читательских компетентностей.

Именно электронный банк заданий по формированию функциональной грамотности позволяет выстроить продуктивную систему работы. В электронном банке на каждую возрастную группу есть не менее двух диагностических работ. Их уместно использовать в начале учебного года и в конце, чтобы проследить динамику сформированности навыка. Кроме того, в банке есть тренировочные работы, рассчитанные на 20, 30 и 40 минут. Считаем уместным в начале года использовать небольшие работы, а в конце года выполнять работы, рассчитанные на 40 минут. Очень важно после выполнения каждой работы выявлять типичные трудности учащихся, анализировать их  и подробно объяснять ребятам их ошибки. 

В  электронном банке  есть дидактические материалы  по 6-ти составляющим функциональной грамотности: математической, читательской, естественнонаучной и финансовой грамотности, глобальным компетенциям, креативному мышлению. Чтобы грамотно спроектировать процесс формирования функциональной грамотности школьников, в образовательном учреждении необходимо объединить усилия всех предметников и спланировать использование материалов электронного банка, чтобы исключить перегрузки учащихся и обеспечить непрерывный процесс формирования функциональной грамотности учеников.

В СОШ 32  такая работа спланирована на 2-е полугодие. Все составляющие функциональной грамотности распределены между учителями – предметниками, а также классными и руководителями, и составлен гибкий график проведения диагностических и тренировочных работ.

Итак,   новые информационные технологии сегодня выступают как инструмент познания и передачи знаний, предоставляя возможность автоматизировать процедуру контроля, обработки работ учащихся и хранения информации, а также мотивировать учащихся на изучение предмета.

Список литературы

1.     Всероссийский форум экспертов по функциональной грамотности. Читательская грамотность /М.: Институт стратегии развития образования Российской академии образования.-17-18 декабря, 2019

2.     Ковалева, Г.С.  На пути решения стратегических задач.// Вестник образования России, №14 2019


 

3.     Скачано с www.znanio.ru



[1] PISA – международная программа по оценке образовательных достижений (Programme for International Student Assessment), оценивается сформированность функциональной грамотности учащихся 15-летнего возраста. Осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development). Главный вопрос, на который отвечает исследование, – «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?»

[2] Skysmart – онлайн-школа дополнительного образования для учеников 1-11 класса и дошкольников.

[3] Электронный банк для  формирования и  оценки функциональной грамотности размещен по ссылке https://fg.resh.edu.ru  и создан для обеспечения инструментарием с электронным банком тренировочных заданий для подготовки к тестированию по функциональной грамотности обучающихся

 

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы средствами современных образовательных платформ и электронных инструментов

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы средствами современных образовательных платформ и электронных инструментов

Первый вариант малоэффективен, второй – требует затрат и времени, и материальных средств

Первый вариант малоэффективен, второй – требует затрат и времени, и материальных средств

Итак, интерактивная тетрадь Skysmart позволяет учителю формировать функциональную грамотность ученика, экономя при этом его время

Итак, интерактивная тетрадь Skysmart позволяет учителю формировать функциональную грамотность ученика, экономя при этом его время

Их уместно использовать в начале учебного года и в конце, чтобы проследить динамику сформированности навыка

Их уместно использовать в начале учебного года и в конце, чтобы проследить динамику сформированности навыка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.06.2022
Посмотрите также: