Формирование гибких навыков посредством вовлечения учащихся в проектно-исследовательскую деятельность на занятиях по краеведению.
Зачем ребёнок приходит в дополнительное образование? Какого результата ждут родители? Одна из ключевых задач дополнительного образования – создание поддерживающего и развивающего пространства для становления успешного человека будущего. Человека, который умеет ставить цели и идти по пути их реализации, понимает направление своего движения, продуктивно работает в команде, грамотно управляя своим уровнем энергии. Он занимает активную жизненную позицию, вынослив и мотивирован, стремится к достижению высоких вершин.
Соответственно для педагога встаёт вопрос: «Какие навыки развивать у ребёнка, чтобы он стал успешным человеком будущего?». Критическое мышление и креативность являются одними из самых востребованных навыков. Эти умения принято называть Soft Skills (гибкие навыки, надпрофессиональные компетенции).
В России специалисты от образования сократили Давосскую десятку до системы из четырех ключевых навыков, которая получила название «Система 4К»:
1. Критическое мышление (Critical Thinking);
2. Креативность (Creativity);
3. Коммуникация (Communication);
4. Координация (Coordinating With Others).
Критическое мышление — это умение ориентироваться в потоках информации, видеть причинно-следственные связи, отсеивать ненужное и делать выводы. Чтобы находить решения даже в случае провала, надо понимать причины своих успехов и неудач.
Креативность позволяет оценивать ситуацию с разных сторон, принимать нестандартные решения и чувствовать себя уверенно в меняющихся обстоятельствах. Человек с развитой креативностью становится творцом. Он может генерировать идеи и развивать начинания других людей. Преодоление трудностей превращается для него в увлекательную головоломку.
Коммуникация. Сейчас все находятся на расстоянии телефонного звонка или сообщения практически круглые сутки. Умение договариваться и налаживать контакты, слушать собеседника и доносить свою точку зрения стало жизненно важным навыком.
Координация (сотрудничество) тесно связана с коммуникацией, но относится к профессиональной сфере. Это умение определить общую цель и способы ее достижения, распределять роли и оценивать результат.
Есть много способов развить гибкие компетенции. Созданы эффективные упражнения по командообразованию и командному взаимодействию, развитию критического мышления, эффективной организации рабочего времени. Я же считаю, что проектно-исследовательская деятельность полностью отражает «Систему 4К».
Сегодня как никогда метод проектов актуален. Проект — работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.
Я работаю по программам краеведческой направленности, и с уверенностью могу сказать - краеведческий материал обладает всеми необходимыми условиями для создания на его основе качественного, а главное интересному самому учащемуся проекта. Круг проектно-исследовательских тем достаточно велик:
‒ История семьи — выполняя проектную или исследовательскую работу, учащийся сможет освоить навыки поисковой деятельности, научиться проводить интервьюирование, обобщать информацию. Продуктом такого проекта может стать семейный альбом с фотографиями и историями или семейная летопись. Более того, учащемуся необязательно освещать историю именно своей семьи. Для такого проекта можно исследовать историю, например, династии иркутских врачей, или династии работников энергетической промышленности.
‒ История одного здания, история одной улицы — несмотря на то, что тематики Мариинского зодчества посвящено достаточное количество материалов, такой проект сможет вовлечь ученика в изучение истории родного города на основе материальных памятников культуры. Учащийся приобретет знания о архитектуре, истории города, навыки аналитической работы, работы с фотоматериалами. В качестве продукта могут выступить наглядные схемы классификации, брошюра-путеводитель/ фотоальбом по улице, району, известным архитектурным памятникам города.
‒ История одного героя — такой проект направлен на воспитание у учащихся чувство патриотизма и ответственности за судьбу своей Родины. Кузбасс славен людьми, которые отдали свою жизнь, защищая нашу Родину. Учащийся, в своём проекте, может рассказать о героях Великой Отечественной войны. Продуктом такого проекта может стать памятный альбом, который станет весомой частью экспозиции, подготовленной в образовательной организации к памятным датам.
‒ Мой город в памяти веков — в рамках такого проекта учащиеся смогут осветить историю родного края, выбрав для себя наиболее интересный период истории. В рамках этой темы учащиеся смогут установить сотрудничество с Музеями и архивами.
Из характеристики вышеперечисленных тем мы видим, что для реализации такого проекта или исследования ребёнку необходимо будет задействовать и критическое мышление, и креативность, и коммуникацию, и координацию, то есть этот вид деятельности находит полное отражение в «Системе 4К».
Сегодня проектно-исследовательская деятельность одна из важных составляющих образовательного процесса. Но что же такое проект?
Однажды мудрец странствовал в поисках смыслов и добрел до реки.
Ни моста, ни лодки не было видно… Возникла проблема – надо переправиться, но как…
Задумался мудрец… Что же сделать? Как связать 2 берега реки? Мудрец закрыл глаза и представил, как он переправился на другой берег и радостно продолжает свой путь.
«Эврика» - сказал мудрец – «Надо сделать лодку, которая приведет меня к моей мечте и решит проблему».
Сел мудрец, нарисовал схему лодки, расчеты произвел, план составил… Позвал на помощь своих учеников, и они вместе начали действовать, периодически заглядывая в план, оценивая правильность и исправляя ошибки.
В команде дело шло быстро, и очень скоро лодка была готова! Со всех сторон осмотрели ее путники – нет ли где трещин, потом спустили на воду -плывет! Можно переправляться!
Не прошло и 15 минут как мудрец и ученики были на другой стороне реки! Проблема решена и можно было дальше странствовать.
Эта притча иллюстрирует нам, как надо создавать и реализовывать проекты. Сначала мудрец столкнулся с проблемой и для ее решения наметил цель, составил план, собрал команду и все вместе они успешно воплотили в жизнь этот проект, т.е. построили лодку, на которой перебрались на противоположный берег. И в жизни каждый из нас сталкивается с проблемами очень часто, которые пытается решить более или менее успешно.
Ведь если говорить в целом - проектная деятельность, это деятельность по решению возникшей проблемы, предполагающая создание конкретного продукта.
Все как в притче: есть проблема, и есть то, что хотим получить. И мы разворачиваем деятельность по ее решению - Мы строим нашу лодку, т. е. создаем проект.
Но как показывает практика – мало придумать, нужно всё описать.
С чего начать? Первое что мы делаем – мы находим проблему, а уже потом определяем тему работы.
Часто вводной части уделяют мало внимание, но это большая ошибка. Именно от грамотного описания вводной части зависит содержание работы. Одна из распространённых ошибок – сначала собрать материал, а уже потом определить цель, задачи, обозначить предмет. Поэтому очень часто дети проводят «лишние» исследования, тем самым расширяя содержание работы. Соответственно начинает страдать тема.
Основная часть работы включает в себя: теоретическую часть, само исследование или реализацию проекта и заключение.
Первая глава – теоретическая. Она содержит основные термины и понятия, история вопроса. Пример: По мнению Иванова В.В. … Из книги … мы узнали, что … На официальном сайте … мы нашли следующее определение термина… Принято считать, что … Интересно, что …
После каждой главы делаем вывод.
Вторая глава – описание исследования/ реализация проекта.
Заключение.
Список использованных источников, литературы.
Оформление приложения.
Советы.
1. Проводя исследование/ реализуя проект, обратите внимание на важные темы, вопросы и ключевые проблемы
2. Старайтесь детально сконцентрировать усилия на отдельной интересующей вас теме, а не пытаться охватить за раз сразу несколько вопросов в общих чертах
3. Не ждите последней минуты, чтобы заняться работой! Делайте всё вовремя
Метод проектно-исследовательской деятельности — один из методов в обучении детей, стимулирующий интерес учащихся к проблеме. И в этом плане краеведческий компонент не только дает учащимся теоретические знания, но и активно включает их в работу, позволяет провести самостоятельное, в большей степени практическое исследования, возможность реализовать проект. Приобщение детей к истории и культуре родного края развивает в них чувство ответственности, патриотизма, трудолюбие, наблюдательность, дружелюбие, влияет на формирование человека-гражданина своей страны, параллельно развивая критическое мышление, умение работать в команде, коммуникацию и креативность.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.