Формирование гибких навыков посредством вовлечения учащихся в проектно-исследовательскую деятельность на занятиях по краеведению.

  • Педсоветы
  • docx
  • 02.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Доклад на тему: "Формирование гибких навыков посредством вовлечения учащихся в проектно-исследовательскую деятельность на занятиях по краеведению."
Иконка файла материала Формирование гибких навыков через краеведение.docx

Формирование гибких навыков посредством вовлечения учащихся в проектно-исследовательскую деятельность на занятиях по краеведению.

 

Зачем ребёнок приходит в дополнительное образование? Какого результата ждут родители? Одна из ключевых задач дополнительного образования – создание поддерживающего и развивающего пространства для становления успешного человека будущего. Человека, который умеет ставить цели и идти по пути их реализации, понимает направление своего движения, продуктивно работает в команде, грамотно управляя своим уровнем энергии. Он занимает активную жизненную позицию, вынослив и мотивирован, стремится к достижению высоких вершин.

Соответственно для педагога встаёт вопрос: «Какие навыки развивать у ребёнка, чтобы он стал успешным человеком будущего?». Критическое мышление и креативность являются одними из самых востребованных навыков. Эти умения принято называть Soft Skills (гибкие навыки, надпрофессиональные компетенции).

В России специалисты от образования сократили Давосскую десятку до системы из четырех ключевых навыков, которая получила название «Система 4К»:

1.     Критическое мышление (Critical Thinking);

2.     Креативность (Creativity);

3.     Коммуникация (Communication);

4.     Координация (Coordinating With Others).

Критическое мышление — это умение ориентироваться в потоках информации, видеть причинно-следственные связи, отсеивать ненужное и делать выводы. Чтобы находить решения даже в случае провала, надо понимать причины своих успехов и неудач.

Креативность позволяет оценивать ситуацию с разных сторон, принимать нестандартные решения и чувствовать себя уверенно в меняющихся обстоятельствах. Человек с развитой креативностью становится творцом. Он может генерировать идеи и развивать начинания других людей. Преодоление трудностей превращается для него в увлекательную головоломку.

Коммуникация. Сейчас все находятся на расстоянии телефонного звонка или сообщения практически круглые сутки. Умение договариваться и налаживать контакты, слушать собеседника и доносить свою точку зрения стало жизненно важным навыком.

Координация (сотрудничество) тесно связана с коммуникацией, но относится к профессиональной сфере. Это умение определить общую цель и способы ее достижения, распределять роли и оценивать результат.

Есть много способов развить гибкие компетенции. Созданы эффективные упражнения по командообразованию и командному взаимодействию, развитию критического мышления, эффективной организации рабочего времени. Я же считаю, что проектно-исследовательская деятельность полностью отражает «Систему 4К».

 

Сегодня как никогда метод проектов актуален. Проект — работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.

Я работаю по программам краеведческой направленности, и с уверенностью могу сказать - краеведческий материал обладает всеми необходимыми условиями для создания на его основе качественного, а главное интересному самому учащемуся проекта. Круг проектно-исследовательских тем достаточно велик:

История семьи — выполняя проектную или исследовательскую работу, учащийся сможет освоить навыки поисковой деятельности, научиться проводить интервьюирование, обобщать информацию. Продуктом такого проекта может стать семейный альбом с фотографиями и историями или семейная летопись. Более того, учащемуся необязательно освещать историю именно своей семьи. Для такого проекта можно исследовать историю, например, династии иркутских врачей, или династии работников энергетической промышленности.

История одного здания, история одной улицы — несмотря на то, что тематики Мариинского зодчества посвящено достаточное количество материалов, такой проект сможет вовлечь ученика в изучение истории родного города на основе материальных памятников культуры. Учащийся приобретет знания о архитектуре, истории города, навыки аналитической работы, работы с фотоматериалами. В качестве продукта могут выступить наглядные схемы классификации, брошюра-путеводитель/ фотоальбом по улице, району, известным архитектурным памятникам города.

История одного героя — такой проект направлен на воспитание у учащихся чувство патриотизма и ответственности за судьбу своей Родины. Кузбасс славен людьми, которые отдали свою жизнь, защищая нашу Родину. Учащийся, в своём проекте, может рассказать о героях Великой Отечественной войны. Продуктом такого проекта может стать памятный альбом, который станет весомой частью экспозиции, подготовленной в образовательной организации к памятным датам.

Мой город в памяти веков — в рамках такого проекта учащиеся смогут осветить историю родного края, выбрав для себя наиболее интересный период истории. В рамках этой темы учащиеся смогут установить сотрудничество с Музеями и архивами.

Из характеристики вышеперечисленных тем мы видим, что для реализации такого проекта или исследования ребёнку необходимо будет задействовать и критическое мышление, и креативность, и коммуникацию, и координацию, то есть этот вид деятельности находит полное отражение в «Системе 4К».

Сегодня проектно-исследовательская деятельность одна из важных составляющих образовательного процесса. Но что же такое проект?

Однажды мудрец странствовал в поисках смыслов и добрел до реки.

Ни моста, ни лодки не было видно… Возникла проблема – надо переправиться, но как…

Задумался мудрец… Что же сделать? Как связать 2 берега реки? Мудрец закрыл глаза и представил, как он переправился на другой берег и радостно продолжает свой путь.

«Эврика» - сказал мудрец – «Надо сделать лодку, которая приведет меня к моей мечте и решит проблему».

Сел мудрец, нарисовал схему лодки, расчеты произвел, план составил… Позвал на помощь своих учеников, и они вместе начали действовать, периодически заглядывая в план, оценивая правильность и исправляя ошибки.

В команде дело шло быстро, и очень скоро лодка была готова! Со всех сторон осмотрели ее путники – нет ли где трещин, потом спустили на воду -плывет! Можно переправляться!

Не прошло и 15 минут как мудрец и ученики были на другой стороне реки! Проблема решена и можно было дальше странствовать.

Эта притча иллюстрирует нам, как надо создавать и реализовывать проекты. Сначала мудрец столкнулся с проблемой и для ее решения наметил цель, составил план, собрал команду и все вместе они успешно воплотили в жизнь этот проект, т.е. построили лодку, на которой перебрались на противоположный берег. И в жизни каждый из нас сталкивается с проблемами очень часто, которые пытается решить более или менее успешно.

Ведь если говорить в целом - проектная деятельность, это деятельность по решению возникшей проблемы, предполагающая создание конкретного продукта.

Все как в притче: есть проблема, и есть то, что хотим получить. И мы разворачиваем деятельность по ее решению - Мы строим нашу лодку, т. е. создаем проект.

Но как показывает практика – мало придумать, нужно всё описать.

С чего начать? Первое что мы делаем – мы находим проблему, а уже потом определяем тему работы.

Часто вводной части уделяют мало внимание, но это большая ошибка. Именно от грамотного описания вводной части зависит содержание работы. Одна из распространённых ошибок – сначала собрать материал, а уже потом определить цель, задачи, обозначить предмет. Поэтому очень часто дети проводят «лишние» исследования, тем самым расширяя содержание работы. Соответственно начинает страдать тема.

Основная часть работы включает в себя: теоретическую часть, само исследование или реализацию проекта и заключение.

Первая глава – теоретическая. Она содержит основные термины и понятия, история вопроса. Пример: По мнению Иванова В.В. … Из книги … мы узнали, что … На официальном сайте … мы нашли следующее определение термина… Принято считать, что …  Интересно, что …

После каждой главы делаем вывод.

Вторая глава – описание исследования/ реализация проекта.

Заключение.

Список использованных источников, литературы.

Оформление приложения.

Советы.

1.     Проводя исследование/ реализуя проект, обратите внимание на важные темы, вопросы и ключевые проблемы

2.     Старайтесь детально сконцентрировать усилия на отдельной интересующей вас теме, а не пытаться охватить за раз сразу несколько вопросов в общих чертах

3.     Не ждите последней минуты, чтобы заняться работой! Делайте всё вовремя

Метод проектно-исследовательской деятельности — один из методов в обучении детей, стимулирующий интерес учащихся к проблеме. И в этом плане краеведческий компонент не только дает учащимся теоретические знания, но и активно включает их в работу, позволяет провести самостоятельное, в большей степени практическое исследования, возможность реализовать проект. Приобщение детей к истории и культуре родного края развивает в них чувство ответственности, патриотизма, трудолюбие, наблюдательность, дружелюбие, влияет на формирование человека-гражданина своей страны, параллельно развивая критическое мышление, умение работать в команде, коммуникацию и креативность.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Посмотрите также