Классификация по ситуациям общения человека с текстом
— чтение для личных целей (для себя): включает личные письма (в том числе блоги, чаты, смс), художественную литературу, биографии и др.);
— чтение для общественных целей: включает официальные документы, информацию разного рода о событиях общественного значения и др.;
— чтение для практических целей: тексты инструкции, информация о товарах, услугах; реклама; путеводители; расписание движения транспорта; афиши и т.п.;
— чтение для получения образования: включает учебную, справочную литературу, научно-популярные тексты.
Формат заданий
Исследование читательской грамотности проводится на основе заданий с выбором
единственного ответа, множественного ответа,
на соответствие,
ответа с кратким и
с развёрнутым ответом,
выбор ответа из представленного. .
Каждый параграф учебника – это новый для ученика текст, к которому учитель должен построить группу вопросов, заданий разного уровня сложности, формирующих различные умения.
Читательские умения
Находить и извлекать информацию - Определять место, где содержится искомая информация - Определять наличие/отсутствие информации
Интегрировать и интерпретировать информацию -Понимать информацию (сюжет, последовательность событий, определять тему, главную мысль/идею, назначение текста, значение неизвестного слова или выражения на основе контекста , авторскую позицию) - Устанавливать скрытые связи между событиями - Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста
Осмысливать содержание и форму текста - Оценивать содержание текста (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.), форму текста (структуру, стиль и т.д.), полноту, достоверность информации - Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах - Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте
Использовать информацию из текста - Использовать информацию из текста для решения практической задачи - Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью
В исследовании для учащихся 5-ых и 9 -ых классов задания на каждую группу читательских умений распределены следующим образом
Группы читательских | 5 класс | 9 класс |
Находить и извлекать | 25 | 32 |
Интегрировать и | 57 | 48 |
Осмысливать и оценивать | 9 | 10 |
Использовать информацию |
1. Поиск информации
– учебные задания, направленные на формирование умений осуществлять информационный запрос в интернете, хранить (или не хранить) информацию, распределять ее по времени ее восприятия;
Примеры заданий:1. В какой книге могла быть размещена данная информация 2. Какой словарь вам потребуется, чтобы…?
2. Нахождение информации – учебные задания, направленные на формирование умений обнаруживать в тексте явную и скрытую информацию. Примеры : Кто из героев…?
Как в тексте называется…?
Расположите события в хронологической последовательности.
Какое из утверждений не соответствует тексту? Выберите ошибочное утверждение о…
3. Интерпретация информации – это задания, направленные на формирование умений глубоко понимать прочитанное в целом и в деталях. Примеры: Какова цель автора текста?
Какое из приведенных ниже названий может быть заглавием к тексту? Какая информация в тексте является главной?
Из приведенных ниже вопросов выберите тот, на который нельзя получить ответ, прочитав текст.
Какая иллюстрация в наибольшей степени подходит к тексту?
Поясните следующую фразу из текста… Почему герой поступает так…?
4. Использование информации – это задания на формирование умений критически оценивать информацию трансформировать информацию. Примеры: - Подтвердите или опровергните точку зрения одного из героев, основываясь на собственном жизненном или читательском опыте. - Проанализируйте пересказ текста, выполненный несколькими учениками. - Кто из учеников, по-вашему, наиболее правильно выполнил пересказ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.