Систематическая работа с текстом - хорошая возможность проверить разносторонние знания по многим разделам русского языка (фонетике, орфографии, морфологии, синтаксису, стилистике и др.). Посмотреть, как учащиеся вчитываются в текст, как строят цельное лингвистическое высказывание, как сохраняют структуру текста, как связывают отдельные части своего анализа.
Работа с текстом. Рябина..docx
Работа с текстом
Рябина
2.
1.
Каждому дереву – своя цена!
Нанесёт ветерком, и на версту услышиш…, как цветёт липа! 3.
Незримая река медового ар…мата л…ётся из неё по яркому июльскому
разн…травью. 4. В такую погоду несметное ко…ичество пчёл, слета…тся
сюда на работу. 5. Старое дерево,. посветлев от цветения. гудит, шумит пч…
лами, мелькающими среди цветов и листьев. 6. С одной липы больше соб…
рается мёда, чем с гектара цветущей гречихи.
7. От цвета черёмухи нет подобного проку, но цветёт она рано, в
пору весеннего пробуждения и буйства всех земных сил и соков.
8. Но отцветают черёмуха и сирень (?) , жухнут травы, ж…лтеют
листья. 9. Кто заметит в сентябре ту же черёмуху, кто обратит внимание на
куст жасмина. кто заглядится на голые зар…сли шиповника!
10. Но есть иное дерево. 11. Мы, пожалуй, (не) замечаем его весной,
оно (не) бросается нам в глаза в июл… .
12. Чем ближе осень, тем заметнее и ярче становится это дерево, и
когда совсем обедне…т земля и (не)чем ей будет продавать глаз человека.
в…пыхнут среди долины яркие костры рябин, и люди сложат об этом дерев…
лучшие свои лирические песни. (В. Солоухину.)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Аналитическая работа
Списать, вставляя пропущенные орфограммы.
Доказать, что перед нами текст.
Определить тему и микротемы текста. Обосновать свою точку
зрения.
Определить стилистическую роль 1 и 9 предложений.
Объяснить правописание пропущенных орфограмм.
Объяснить, в чём разница прилагательных двух групп:
яркому
тихую
Доказать свои рассуждения.
весеннего
зелёных
7. Выписать из текста имена существительные двух групп:
конкретные
отвлечённые Какими знаниями вы пользовались, выполняя это задание?
8. Объяснить, как отличать отымённые прилагательные от
отглагольных прилагательных. Привести по 4 – 5 примеров
прилагательных 2 – х групп (из текста и из памяти):
отымённые
отглагольные
9. Выписать из текста все местоимения
Местоимения
существительные
прилагательные
Местоимения
Дополнить каждую группу 3 – 4 местоимениями из собственных знаний.
10. Определить части речи слов:
незримая (3 предложение)
(из) неё (3 предложение)
сюда (4 предложение)
среди (5 предложение)
больше (6 предложение)
чем (6 предложение)
есть (10 предложение)
весной (10 предложение)
заметнее (12 предложение)
совсем (12 предложение)
об (12 предложение).
11. Выписать из текста 10 слов с безударной гласной. проверяемой
ударением. Проверить правописание этой гласной.
12. Выписать слова с Ь, распределяя их на группы в зависимости
от его роли в этих словах:
Обозначает
мягкость согласного
Ь
Разделительный
Обозначает грамматическую
форму
13. Выписать из текста причастия и деепричастия. Указать, от
каких глаголов они образованы. Выделить суффиксы, при помощи
которых образованы выписанные причастия и деепричастия.
14. Объяснить, почему в глаголах:
слетается, заглядится, становится –
Ь не пишется. Подобрать к каждому глаголу однокоренную пару,
чтобы Ь надо писать, объясняя его написание. Образец:
выбирается (3лицо) – выбираться (инфинитив).
15. Объяснить, почему безударную гласную в словах:
соб…рается, вн…мание, зар…сли –
нельзя проверить ударением.
16. Выписать из текста словосочетания «глагол + обстоятельство».
Определить способ связи.
17. Объяснить, при помощи чего связаны слова в словосочетаниях:
буйства соков
обратит на куст
посветлев от цветения
шумит пчёлами
цветёт рано
сложат о дереве.
18. Объяснить постановку тире в 1 предложении.
19. Определить роль слова «»пожалуй» в 11 предложении. Указать
его значение.
20. Осложнить 10 предложение, включив в него однородные члены
и определение, выраженное причастным оборотом.
21. Выписать грамматическую основу из 4 предложения.
22. Указать, чем осложнено второе простое предложение.
Подчеркнуть это осложнение как член предложения.
23. Выписать 12 предложение, подчеркнуть в нём грамматические
основы, дать характеристику предложению, построить его схему.
24. Выписать бессоюзное сложное предложение, состоящее из
нераспространённых предложений. Построить его схему.
25. Разобрать слова по составу и подобрать к каждому 3 – 4
однокоренных:
льётся, соб…рается, пробуждения, зар…сли, обеднеет.
26. Подобрать к каждому слову по 2 – 3 однокоренных и по 2 – 3
формы этого же слова:
буйства, вн…мание, сложат.
Прописать, чем различаются однокоренные слова и формы одного и того же слова.
27. Выписать 5 – 6 слов, в которых количество букв и звуков не
совпадает. Объяснить причину этого несоответствия.
28. Дать толкование, что такое синонимы. К двум словам (на выбор
из текста) подобрать по 3 – 4 синонима.
29. Скажите несколько слов об авторе текста – Владимире Солоухине.
30. Мини – сочинение – описание. «Но отцветают черёмуха и сирень…»
Продолжить фразу описанием сирени (6 – 7 предложений).
Работа с текстом. Рябина.
Работа с текстом. Рябина.
Работа с текстом. Рябина.
Работа с текстом. Рябина.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.