Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста на профессию ученого
Оценка 4.9

Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста на профессию ученого

Оценка 4.9
Документация
docx
воспитание
6 кл—8 кл
27.10.2023
Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста на профессию ученого
ранняя профориентация на профессию ученого.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста на профессию ученого

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                Выполнила:

                                                                                            Робкова Юлия Александровна

 

 

 

 

 


Введение………………

Глава I. Теоретические основы проблемы ранней профориентации детей на профессию ученого.

1.1.                      Сущность и содержание понятия «профориентация».

1.2.                       Психолого-педагогическая основа   ознакомления дошкольников с профессией ученого.

1.3.                      Формы и методы формирования представлений о профессии ученого

Глава II. Опытно-поисковая работа по ранней профориентации детей с профессией ученого.

2.1.          Реализация педагогической технологии в ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста.

Заключение

Библиографический список

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. На сегодняшний день, актуальной задачей современного образования является целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Одним из эффективных решений данной задачи, является проведение профориентационной работы с детьми дошкольного возраста.

В современных нормативных документах в сфере образования большое внимание отводится социальному развитию личности, формированию личности инновационного типа, готового развиваться и активно включаться в процесс развития общества. Сегодня государство делает ставку на человека труда. И вся система общего образования ставит целью формирование личности, готовой к труду. Это в полной мере может быть отнесено и к системе дошкольного образования детей. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (раздел 4, п. 4.6.) [33] обозначены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного детства: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, что актуализирует проблему ранней профориентации на уровне дошкольного образования.

Проблема ранней профориентации детей на профессию ученого

настоящее время является одной из важных проблем нашей страны, поскольку число ученых сократилось на 30 тысяч за последние десять лет.     Данная проблема  рассматривались в работах русских классиков педагогики, таких как: - Константин Дмитриевич Ушинский (19.02-3.03.1823-22.12.1870г.) педагога, писателя, основоположника научной педагогики в России, который во многих своих работах определил теоретический и методологический взгляд на труд детей и писал: «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть, ни достойной, ни счастливой». Мысли Ушинского о трудовом воспитании достаточно глубоки. Ушинский утверждает что, материальные плоды трудов составляют человеческое достояние; но только внутренняя духовная животворенная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья. [29]

Иоганн Генрих Песталоцци (12.01.1746-17.02.1827г.) швейцарский педагог, один из основоположников дидактики начального обучения - подчеркивал значение трудового воспитания для формирования человека. Он придавал труду детей высокое воспитательное значение. [15]

Великий педагог, детский писатель, Василий Александрович Сухомлинский (28.09.1918-2.09.1970г.) писал: - «Труд становиться великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мир, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека». [15]

В современной педагогике данная проблема по ознакомлению дошкольника с трудом взрослых изучали многие современные ученые такие как: В.П. Кондрашов, Е.А. Климов, Е.А. Алябьева. [2, 18].

Вячеслав Петрович Кондрашов (24.03.1957)  кандидата педагогических наук, отмечал, что ранняя профориентация позволяет спроектировать у дошкольников профессиональную составляющую «образа-Я». Вячеславом Петровичем была составлена игровая образовательная программа дошкольной образовательной организации «Мир профессий», которая включала в себя формулировку задач и путей их реализации по возрастным особенностям ребенка, рекомендованный перечень игр и примерный уровень представлений о профессиональной деятельности взрослых, формируемых посредством профориентационных сюжетно-ролевых игр [18].

Исследования Кондрашова Вячеслава Петровича, проведенные в дошкольных образовательных учреждениях, показали, что дети старшего дошкольного возраста знают от семи до шестнадцати названий профессий, а имеют некоторое представление и могут объяснить упрощенно, «своим» языком, о содержании профессиональной деятельности или профессиональных действиях всего не более чем о двенадцати,  профессий. [18]

Евгений Александрович Климов (11.06.1930-31.05.2014г.) ведущий российский психолог труда, заведующий лабораторией психологии и факультета психологии. В своих исследованиях рассматривает понятие «профессиональное самоопределение» и дает характеристику допрофессионального онтогенеза человека как субъекта труда. Согласно данной теории, игра в возрасте от 3 до 6-8 лет рассматривается как способ овладения «основными смыслами» человеческой деятельности, а также как первое знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, врача, продавца, учителя и т.д.).

В работах Евгения Александровича доказано, что уже с детьми дошкольного возраста взрослые должны организовывать не только игру, но и доступные формы труда по самообслуживанию. По мнению автора, развитие качеств личности, важных для будущей профессиональной деятельности, не происходит спонтанно, а требует специальных педагогических усилий, организации трудовой деятельности ребенка, доступной его возрасту.[15]

Елена Александровна Алябьева (13.07.1982г.р.) преподаватель дошкольной педагогики и психологии частных методик МГЗПИ, практический психолог РГПУ им С. А. Есенина. Елена Александровна считает, что ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребенка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, дает возможность гордиться результатами труда своих близких родственников, людей вообще.[2]

Сложились определенные противоречия между:

– современными потребностями общества в  ранней профориентации детей на профессию  ученого и традиционной системой дошкольного образования, в которой недостаточно говориться о данной профессии.

Необходимостью формирования ранней профориентации у детей на профессию ученого и недостаточной разработанностью методического обеспечения, по­зволяющего целенаправленно осуществлять этот процесс в условиях ДОО.

Стремление найти пути разрешения указанных противоречий определило данную проблему нашего исследования, заключающуюся в необходимости разработки и реализации  педагогической технологии, применяемой в процессе ранней профориентации детей на профессию ученого на основе игровых технологий и технологий исследовательской деятельности.

Актуальность и указанные противоречия определили выбор темы: «Ранняя профориентация детей на профессию ученого».

Цель работы заключается в теоретическом обосновании и  доказательстве эффективности разработанной педагогической технологии, применяемой в процессе ранней профориентации детей на профессию ученого на основе игровых технологий и технологий исследовательской деятельности.

Объект исследования – процесс ознакомления детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых.

Предмет исследованияпедагогическая технология ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессией ученого.

Гипотеза исследования заключается в том,  что раняя профориентация пройдёт успешнее, если разработать и реализовать педагогическую технологию на основе применения педагогической технологии включающую:

Ø    диагностика исходного уровня сформированности первичных представлений о профессии ученого у детей старшего дошкольного возраста;

Ø    применение педагогической технологии;

Ø    взаимодействие воспитателей с педагогическим коллективом и родителями  по проблеме;

Ø    итоговую диагностику. 

Исходя из поставленной цели исследования, определения его объекта, предмета, гипотезы были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме  ранней профориентации детей на профессию ученого.

2. Определить критерии и показатели для оценки уровня сформированности ранней профориентации детей на профессию ученого.

и подобрать соответствующий диагностический инструментарий для этой оценки.

3. Определить состояние работы в детском саду по исследуемой проблеме.

4. Разработать педагогическую технологию на основе применения игровых технологии и технологии исследовательской деятельности.

Теоретическую основу исследования составляют:

– теории, концепции и взгляды отечественных исследователей на проблему  ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста

Э.Ф. Зеер, В.С. Выготский, С.Н. Чистякова, М.Н. Рыбников, Е.О. Смирнова, М.А. Болдина

– современные исследования Корнилова М.Н., Николаева А.В.

Кондрашов В.П.,  Шорыгина Т.А. занимались проблемой

 ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста.

Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов:

Ø теоретических (анализ и обобщение нормативных документов, психолого-педагогической и методической литерату­ры, содержательная интерпретация и анализ результатов);

Ø эмпириче­ских (диагностическая беседа, экспериментальные ситуации, наблюдение за играми детей с настольным материалом по ознакомлению с трудом взрослых, анкетирование воспитателей детского сада и родителей воспитанников, методы графической обработки результатов).

Практическая база исследования. Опытно-поисковая работа осуществлялась в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении детский сад №39 города Тюмени, Тюменской области.

Теоретическая и практическая значимость исследования:

- обобщение психолого-педагогического исследования в рамках данной проблемы

- разработка и изготовление дидактических игр, которые широко использовались в процессе проведения исследования в ДОУ.

Разработки дидактических игр послужат детям для расширения и углубления знаний  детей о профессии ученого, воспитателям ДОУ – для самообразования и планирования детской деятельности, облегчат подбор материала и организацию деятельности детей.

Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состо­ит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использо­ванных источников, приложений.

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ 

РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ

НА ПРОФЕССИЮ УЧЕНОГО

 

1.1.          Сущность и содержание понятия «профориентация».

 

Термин «профессиональная ориентация» впервые вошел в употребление в начале ХХ века, во Франции и Бельгии. Идея профориентации получила широкое признание в мире, стала важным элементом государственной политики развитых стран. Однако попытки найти наиболее оптимальное решение вопросов распределения людей по различным сферам деятельности возникли задолго до этого. Платон писал: «Каждый отдельный индивид должен заниматься чем-нибудь одним из того, что нужно государству, и притом как раз тем, к чему он по своим природным задаткам больше всего способен». Таким образом, почти за 2,5 тысячелетия до наших дней, Платон верно подметил неизбежность разделения труда, качественной дифференциации деятельности людей в процессе развития общества, использование индивидуальных особенностей каждого человека.

В нашей стране профессиональная ориентация как научная проблема и определенная совокупность практических мероприятий имеет глубокие исторические корни. Она привлекала внимание многих поколений ученых и вызывала живой интерес у психологов и педагогов.

В 1918 году заведующий Педологическим Музеем Н.А. Рыбников в книге «Психология и выбор профессии», оценивая состояние профориентационной работы в России на тот период, отмечает: «Выбор занятия, профессии в современном обществе исключительно дело случая. В этой области царит полнейший хаос, объясняющийся тем, что необходимость заработка заставляет браться за первое подвернувшееся под руку дело. При таком положении вещей общество не получает и доли того, что могла бы дать личность при более правильной организации распределения труда. Еще больший терпит ущерб сама личность, … ибо труд без творчества есть рабство. Человек становится неудачником зачастую лишь потому, что ему в свое время не помогли найти его место, на котором он смог бы творчески выяснить себя, испытать радость и свободу от труда по призванию» [18].

Особенностью нынешних задач профориентационной работы стала реально возникшая перед значительными массами людей проблема свободы выбора. В связи со свободой выбора возникают некоторые этические проблемы профориентации.

В психолого-педагогическом словаре понятие «профориентационная работа» определено как «обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развитии природных дарований, а также проведение комплекса мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуацией на рынке труда».

Р.В. Овчарова отмечает, что успешность выбора профессии означает оптимальное согласование общественных потребностей в сфере труда с планами профессионального и личностного развития учащихся. Поэтому, чем больше профессиональный выбор соответствует структуре требуемых в современном обществе кадров профессий, тем успешнее осуществлялась профориентационная работа [13].

Общая цель системы профориентационной работы - подготовка воспитанников к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности.

В концепции также отмечается, что современное общество нуждается в подготовке квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, готовые к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Для решения этой основной цели профессионального образования необходимо уже в детском саду создать условия для профессионального самоопределения воспитанников, усилить профориентационную работу. [8]

Профориентационная работа, являясь целостной системой, состоит из взаимосвязанных подсистем (компонентов), объединенных общностью целей, задач и единством функций.

Организационно-функциональная подсистема - деятельность различных институтов, ответственных за подготовку старшеклассников к сознательному выбору профессии, выполняющих свои задачи и функциональные обязанности на основе принципа координации.

Логико-содержательная подсистема - просвещение воспитанников, в азы данной профессии

Личностная подсистема - личность воспитанника рассматривается в качестве субъекта развития профессионального самоопределения. Последнее характеризуется активной позицией, т.е. стремление к самовыражениям и самоутверждениям в профессиональной деятельности; направленностью, т.е. устойчивой доминирующей системой мотивов, убеждений, интересов, отношением к усваиваемым знаниям и умениям, социальным нормам и ценностям; развитием самосознания; представлением о себе, своих способностях, особенностях характера.

Управленческая подсистема предполагает сбор и обработку информации о процессах, явлениях или состоянии системы профориентационной работы, выработку действий, регулирование процесса реализации и разработку рекомендаций по ее совершенствованию.

Все подсистемы профориентационной работы с воспитанниками взаимосвязаны между собой и в этой взаимосвязи приобретают новые, интегративные качества. Профориентационная работа выполняет диагностическую, обучающую, формирующую и развивающую функции.

1.2.          Психолого-педагогическая основа   ознакомления дошкольников с профессией ученого.

 

Ознакомление детей с профессиями взрослых  содержит большие возможности в решении задач трудового и нравственного воспитания в системе дошкольного образования.

В отечественной педагогике, вопрос о возможности приобщения детей к социальной действительности через ознакомление с трудом взрослых   решался неоднозначно.

Но если говорить об общей тенденции, то, пожалуй, следует отметить,  что К.Д.  Ушинский, Л. Н. Толстой считали, что воспитание ребенка должно быть насыщено содержанием жизни взрослых людей [29].  При этом значительный акцент делался на введении ребенка в среду, непосредственно его окружающую.   

В отечественной дошкольной педагогике можно выделить несколько тенденций в подходе к проблеме ознакомления детей с трудом взрослых. Объективный анализ причин появления  этих тенденций свидетельствует о том, что все они были обусловлены социальными изменениями в обществе.

         Н. К. Крупская рассматривала ознакомление дошкольников с трудом называла «правом ребенка на образование» [23].

         Содержание знаний о труде взрослых долгое время  было  материалом для развития речи, что исключало  необходимость и возможность воспитания социальных чувств и отношений. В методике ознакомления  преобладали словесные методы с недостаточной опорой на разнообразную деятельность.

           Тенденция формализованного подхода к проблеме приобщения детей к труду взрослых сохранялась до 90-х годов.

 

К настоящему времени определено место труда в педагогическом процессе детского сада, разработано его содержание (Е.И. Корзакова, В.Г. Нечаева, Е.И. Радина и др.); выделены формы организации детей в труде (З.Н. Борисова, Р.С. Буре, А.Д. Шатова); изучается процесс формирования положительного отношения к труду взрослых (В.И. Глотова, В.И. Логинова, Я.З. Неверович, А.Г. Тулегенова, М.В. Крулехт и др.); рассматриваются особенности трудового воспитания дошкольников в семье (Д.О. Дзинтере, Л.В. Загик, Т.А. Маркова); исследуется влияние труда на развитие нравственно-волевых качеств детей, их взаимоотношений (Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова и др.).

Немаловажное значение имеют исследования Я.З. Неверович, Т.А. Марковой, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помогать взрослым.

Дети получают знания не только о всевозможных профессиях, но и об отношении взрослых к своему труду, о важности труда в жизни общества. Значение этих знаний выходит далеко за пределы обогащения представлений об окружающем мире или расширения словаря. Представления о различных сторонах трудовой деятельности взрослых служат основой воспитания у дошкольников уважительного отношения к труженику, интереса к его работе; желания помогать взрослым, подражать их действиям. У детей появляется осознанное отношение к результатам труда, к вложенным в него усилиям; становятся доступными нравственно-ценностные мотивы, побуждающие к деятельности, настойчивое стремление к получению результата.

 В дошкольной педагогике выделены три способа приближения детей к труду взрослых: наблюдение за трудом, частичная помощь детей взрослым и организация совместной деятельности взрослых и детей (В.И. Глотова, Л.В. Загик, С.М. Котлярова, Г.Н. Лескова, Е.И. Радина, Д.В. Сергеева и другие). По мнению Е.И. Радиной, в совместном труде взрослый может выступить как образец для подражания не только своими умениями, но и отношением к работе. А.Д. Шатова особое внимание в своем исследовании уделила экономическому воспитанию дошкольников.

Ознакомление с трудом взрослых -  позволяет расширить представления  ребенка о содержании  деятельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду.

Детей нужно знакомить с процессом труда  взрослых, с созданием разных продуктов труда (В.И. Логинова, М.В. Крулехт). В результате у детей будет формироваться представление о содержательной части трудовой деятельности взрослых, станет воспитываться уважение к труду.

 Особенно важно познакомить с человеком – тружеником, его отношением к труду, сформировать представление о том, что профессия появляется в ответ на потребности людей в ней, с развитием общества появляются новые профессии  (С.А. Козлова, А.Ш. Шахманова).

 Ознакомление с процессом труда должно служить фоном, содержанием, на котором можно конкретизировать деятельность человека. Детям необходимо дать конкретные сведения о трудовых действиях и трудовых процессах; познакомить с материалами, оборудованием, инструментами для осуществления трудовых процессов; конечных результатах труда; отношении человека к труду. Сообщить обобщенные сведения о значении труда каждого человека, свободе выбора профессии и работы, возможности проявить свои творческие способности, почетности и важности любой работы и профессии. А также познакомить с общими сведениями о труде как основе жизни людей, развития страны, благосостояния каждого человека и общества в целом, его значении для экологической сохранности планеты и дальнейшего развития цивилизации.

Ознакомлению дошкольников с трудом взрослых способствуют: наблюдения, экскурсии, дидактические игры, художественная литература, рассказы  и беседы о профессиях, использование картин и иллюстраций, видеофильмы,  организация совместной деятельности со взрослыми.

Но воспитательный эффект зависит  от того как  воспитатель знакомит детей с профессиями и на что заостряется внимание детей.

На сегодняшний день существует  несколько подходов к ознакомлению с  профессиями, которые и определяют задачи, содержание и методику  работы с детьми. Наиболее распространёнными являются     технологии предложенные учёными-педагогами В.И. Логиновой и Е.И. Радиной.

 Е.И. Радина считает необходимым  разъяснять  смысл  действий труженика, потому что именно в них  и проявляются   лучшие качества человека: трудолюбие, настойчивость, ответственность, чувство долга и др. Воспитатель должен воздействовать на чувства  детей, вызывая  у них чувство восхищения (ловкие движения, осторожность, "чудесные превращения" объектов труда и т. д.).

В. И. Логинова подошла к определению содержания знаний о профессиях  взрослых для детей, опираясь на основную цель труда – удовлетворение потребностей людей. Она полагает, что детям следует показывать, какие изменения происходят с предметами в процессе определенных трудовых действий. Таким образом, детям разъясняется общественная ценность продуктов труда, что создает основу для формирования общественных мотивов деятельности самих детей. На конкретных примерах  формируются  у дошкольников знания о том, что результат труда должен удовлетворять потребности человека, обращать их внимание на компоненты трудовой деятельности (постановку цели, отбор необходимых материалов и инструментов, последовательность выполняемых трудовых действий, достижение результата, оценку его соответствия поставленной цели).

Современный этап развития дошкольной педагогики можно обозначить как период, для  которого характерна тенденция поиска нового содержание и постановки новых задач.

На основании научных исследований и достижении практики можно выделить  основные  методы ознакомления детей с  трудовой деятельностью взрослых.

Одними  из ведущих  методов  является организация совместной деятельности различных форм и различного содержания и метод организации наблюдений.

Эффективный метод   подключение ребенка к деятельности взрослых, этические беседы, чтение художественных произведений, рисование на темы наблюдений, игр.

Новый стандарт дошкольного образования ориентирован на играющего дошкольника – все обучение нужно строить через детскую игру.

         Рассмотрим  игровую  деятельность как важное условие приобщения ребёнка к знаниям о труде взрослых. Каждый вид деятельности - общение, предметная  деятельность, игра, труд, обучение, художественная  деятельность - заключает в себе потенциальные педагогически возможности. Важно знать эти возможности и помнить них в процесс е воспитания ребенка.

Игра   позволяет ребенку «входить» в социальный мир в воображаемом плане. Содержание и мотив подобной деятельности всегда связаны с реализацией потребности ребенка делать то, что  реальной жизни ему недоступно. Эта деятельность, как правило, является результатом познания, которое осуществляется в ходе наблюдения, слушания, просмотра и др. Малыш отражает в ней  приобретенные  впечатления. И хотя деятельность, о которой мы говорим, в большей мере плод фантазии, воображения, она важна для социализирующейся  личности - воображение снимает барьеры, воздвигаемые реальностью.

         Игра дает ребенку «доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности» (А. Н. Леонтьев) [25]. Игровая роль определяет своим содержанием  действия ребенка не только по отношению к предмету, но и по отношению к другим участникам игры. Роль должна быть насыщена действиями, которые характеризуют положительное отношение к другим людям и вещам, событиям, т. е. необходимо обогащать ее таким содержанием, которое в наибольшей степени обладает воспитательным  потенциалом.

А. Н. Леонтьев и Д. Б. Эльконин, выделяя эти  особенности роли, рассматривали ее как особую форму практического проникновения ребенка в мир социальных отношений[25].

         В играx ребенка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнует общество, какие идеалы формируются у подрастающего поколения. Общественная  жизнь детерминирует содержание детских игр, под влиянием этого содержания при целенаправленном  педагогическом воздействии формируется личность, нравственным качества которой соответствуют моральным ценностям общества. От содержания игры зависят мысли и чувства подрастающих детей, их поведение, отношение друг к другу. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как  становится их участником, знакомится с миром, действуя  активно.

Он искренне переживает все, что воображает в  игре. Именно в искренности переживаний ребенка и  заключена  сила воспитательного воздействия игры. Так, как обычно дети отражают в игре то, что их особенно поразило, произвело на них впечатление, то неудивительно,  что темой спонтанно возникающих детских игр может стать и яркое, но отрицательное явление или факт. Поэтому вопрос о  руководстве детскими играми является очень важным. Итак, «деятельность отражения» позволяет ребенку с помощью работы фантазии вживаться в мир взрослых и познавать его, однако она не дает ему возможности реальности, практически участвовать в социальной жизни. Между тем именно участие в жизни взрослых, приобретение собственного опыта взаимоотношений с детьми не в процессе и по поводу, например, игры с ее спасительным «как будто», а при решении жизненно важных и значимых вопросов - и дают ребенку возможность почувствовать себя равноправным членом человеческого сообщества. В такой деятельности у ребенка изменяются мотивационно-потребностнaя сфера, самооценка, появляется уверенность в собственных силах, в способности получить реальный результат.

Важную роль при ознакомлении дошкольников с профессией играют дидактические игры. Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка.

Значение дидактических игр - способствовать усвоению, закреплению у воспитанника знаний, умений, развитие умственных способностей. Содержание игр формируют и углубляют знания о людях разных профессий. Дидактическая игра развивает речь детей, пополняет и активизирует словарь ребенка, формирует правильное произношение, развивает связную речь. Например, такие дидактические игры упражнения - «Кому что нужно для работы?»; «Кто, что дает?»,  «Что будет, если…» и т.д..

Дидактическая игра – игра обучающая.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах:

1. Игры – занятия. В этом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к деятельности использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.

С помощью игр – занятий воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры.

2. Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознании этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если ее правила ими усвоены.

Воспитатель заботится об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у ребят угасает интерес к игре (а это в большей мере относится к настольно- печатным играм, необходимо вместе с ними придумать более сложные правила.

Дидактические игры имеют большое значение для обогащения творческих игр более старших детей и приобщения их к социальной действительности.

Эффективность процесса приобщения детей к социальной действительности во многом зависит от того, какими средствами пользуется педагог. Рассмотрим эти средства точки зрения их разнообразия, потенциальных возможностей  для решения педагогических задач и специфики использования в работе с детьми дошкольного возраста.

         Известно, что в педагогике различаются средства воспитания и средства обучения. Когда речь идет об ознакомлении детей с трудом взрослых, эти две категории - воспитание и обучение - не могут рассматриваться изолированно друг от друга, так как они взаимосвязаны.

Первым, самым объемным и значимым средством является  сама социальная действительность. Она не только объект изучения, но и средство, воздействующее на ребенка питающее его ум и душу. Средством ознакомления детей с  трудом взрослых  могут служить предметы рукотворного мира, с которыми ребенок постоянно действует или которые видит в своем непосредственном окружении. В любом предмете рукотворного мира заложен социальный  опыт человечества, технического прогресса. Мир разнообразен, поэтому и предметы, окружающие  ребенка, должны быть разнообразными по свойствам, качествам, функциям.

Особое место в предметном мире занимает для ребенка игрушка. Она тоже является для него средством ознакомления с социальным миром.

Известно, что игрушки различны по назначению и по своим  потенциальным возможностям как средства познания  детьми социального мира. Техническая игрушка поможет малышу знакомиться с достижениями технической мысли, со способами управления предметами, дает представления о способности человека воздействовать на окружающий мир.

Игрушка сюжетная обогащает представления детей о мире взрослых, их деятельности.

В последние 15—20 лет в дошкольных образовательных учреждениях реализуются обязательная "Программа воспитания и обучения в детском саду" (под ред. М.А. Васильевой) и порциальные программы — такие, как программа "Радуга", "Развитие", "Детство", "Паутинка", "Страна чудес".

Из анализа каждой отдельно взятой программы видно, что при всех их достоинствах вопросам ознакомления детей с трудом взрослых, их профессиями в большинстве из них уделяется косвенное внимание. Более конкретная постановка задач в данном воспитательно-образовательном направлении отмечается в программе "Детство" и программе М.А. Васильевой.

Программа М.А. Васильевой предусматривает формирование представлений детей о труде взрослых в процессе занятий, что в какой-то степени можно рассматривать как элемент формирования представлений о мире профессий. Она знакомит детей 5—7 года жизни с трудом людей ближайшего окружения и их профессиями (от 2 до 12 профессий). При всей универсальности программы М. А. Васильевой в целом все разделы ее, где дети на занятиях знакомятся с трудом взрослых, дают довольно ограниченное представление о профессиональной деятельности взрослых, о мире профессий, а в разделе "Игра" такая задача вообще не ставится[35].

Более полно данное направление представлено в программе "Детство". В целом же наиболее распространенные в практике ДОУ программы предусматривают ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями, но не на уровне отдельной задачи, а попутно и в ограниченном масштабе. При всех их достоинствах ни одна из программ не нацеливается на более полное использование возможностей игровой деятельности для формирования у дошкольников представлений о мире профессий[15].

 

1.3.          Формы и методы формирования представлений о профессии ученого

 

Определила для себя формы работы с детьми, посредством которых происходит формирование представлений детей о труде взрослых.

Согласно пункту 6.13 в групповых комнатах не допускаются опасные, ядовитые, колючие, вызывающие аллергию растения. (СанПиН 2.4.1.2660 – 10, от 01.10.2010)[42]. Но тем не менее знания могут  усваиваться через книги, беседы, картинки, дидактические и мультимедийные игры, которые дают возможность расширенно и полно совершенствовать полученные впечатления.

В педагогике выделяется несколько определений. Различают «методы обучения» и «методы воспитания».

Методы обучения – это общее взаимодействие педагога и ребенка, в результате чего ученик усваивает данный ему материал. Выделяют признаки методов обучения:

·        цель обучения;

·        способ усвоения знаний;

·        взаимодействие педагогов с учениками.

 Об этом говорили отечественные ученые: И.Я. Лерн, Н.М. Скоткин и другие[3].

Ю.К. Бабанский[7] обозначил  методы обучения следующим образом:

·        метод организации;

·        метод побуждения к работе;

·        метод самопроверки и контроля учебно-познавательной деятельности.

Учебно-познавательная деятельность – это совместная работа воспитателя и ребенка, когда  педагог объясняет, а дошкольник – познаёт. Их совместная работа рождает благоприятные условия для достижения образовательных целей.

Метод – это обучение с помощью совместной деятельности взрослого и ребенка[3].

Многие ученые указывают, что методы подразделяются на словесные, наглядные и практические. А.В. Запорожца [19] и Т.А. Маркову [32] заинтересовало влияние воспитателя на деятельность детей. Они подробно рассматривают «педагогические методы»,  понимая под этим не только воспитание и обучение, но и другие различные виды деятельности, когда педагог взаимодействует с дошкольниками.

Таким образом, понятие «педагогические методы» включают такие  необходимые для дошкольников аспекты:

·        совместное взаимодействие педагога с детьми в различных видах деятельности;

·        сочетание и варьирование в каждой деятельности воспитательных и образовательных задач.

Последнее, на что нужно обратить внимание, -  это  приемы.

Метод – это огромная часть педагогики, а прием - частица поменьше.

Другими словами, приемы входят в методы. Н.А. Сорокин считает, что педагогические приемы – это часть методов. Также он говорит о том, что приемы и методы между собой связаны:  методы могут перетекать в приемы и наоборот[15].

Для ознакомления детей с профессией ученого, мы применяли традиционные методы обучения и воспитания:

Ø Словесный метод (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);

Ø Наглядный метод (наблюдение конкретных трудовых процессов людей данной профессии, рассматривание картин и иллюстраций);

Ø Практический метод (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);

Ø Игровой метод (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).

 

Во время образовательной деятельности, с детьми проводились беседы, на которых детям рассказывалось об этих людях умственного труда в самых разных областях знаний: в химии, физике, математике, биологии, астрономии, геологии, географии... Есть ученые-литературоведы, археологи, генетики.

Говорили о том, чем занимается каждый из названных ученых. Так, химики превращают одно вещество в другое, умеют получать новые вещества с новыми свойствами;

Физики изучают явления природы — электричество, магнетизм, оптику;

Ø Математики изучают числовые отношения, создают новые теории и теоремы;

Ø Биологи изучают живую природу — животный и растительный мир нашей планеты;

Ø Астрономы изучают звездное небо, солнечную систему, космос и его влияние на человеческую жизнь;

Ø Геологи исследуют землю, ищут полезные ископаемые;

Ø Географы исследуют неизведанные уголки нашей планеты;

Ø Литературоведы заняты изучением литературного творчества писателей, влияния их жизни на их творчество;

Ø Археологи погружены в изучение старины; а генетики заняты изучением генов человека и их влиянием на наследственность.

Говорили о том, что профессий ученых, очень много. Все они работают, чтобы наша жизнь стала еще лучше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА

ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ

С ПРОФЕССИЕЙ УЧЕНОГО.

 

2.1.          Реализация педагогической технологии в ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста.

1.     Данные, полученные нами в результате диагностики детей, сориентировали нас на разработку педагогической технологии формирования глубины и объема представлений о профессии ученого у детей старшего дошкольного возраста. Обратимся к опыту современных известных исследователей.

2.      Е.Р. Аргунова считает, что педагогическая технология – это комплекс психолого-педагогических форм, методов, систем, способов обучения. Она является основным инструментом педагогического процесса[4].

3.     В.А. Беспалько говорит о том, что педагогическая технология – это подбор действий и операций, которые нацелены на результат, а также описание проведенного процесса  и полученного результата  обучения[8].

4.     В.А. Беспалько считает также, что педагогическая технология – это совокупность методов и приемов по созданию и внедрению разработанных средств, в педагогический процесс для усвоения знаний при взаимодействии технических и человеческих ресурсов.  Главной задачей при этом является  усовершенствование и дополнение форм обучения[8].

5.     Изучив несколько определений педагогической технологии, ссылаемся на определение В.П. Беспалько.

6.     Целью педагогической технологии является повышение уровня объема представлений о профессии ученого у детей старшего школьного возраста.

7.     Диагностику исходного уровня сформированности объема представлений о профессии ученого у детей старшего дошкольного возраста. 

8.      Взаимодействие воспитателей с педагогическим коллективом и родителями по проблеме сформированности представлений о профессии ученого у дошкольников  на основе  игровых  технологий. 

9.     4. Итоговую диагностику и коррекцию результатов. 

10. Работа с детьми проводилась по специально разработанному нами календарно-тематическому плану (таблица 1).

 

Календарно-тематическое планирование по формированиюобъема и Представление о профессии ученого у детей старшего дошкольного возраста. Подготовительная к школе группа

Таблица 1

Месяц

Тема

месяца

Форма организации деятельности детей

Программное содержание

Ноябрь

 

Растительный мир

Экологические загадки.

Формировать экологические представления о растительном мире.

Бесед по теме «Деревья, для чего они»

Углубить представления о деревьях, выделить отличительные особенности деревьев в Тюменской области от тропических деревьев.

Лото «Деревья, кустарники, травы»

Дополнить объем представлений о растительном мире. Определить отличительные особенности деревьев, кустарников и трав.

Беседа «Как ухаживать за комнатными растениями»

Обсудить с детьми, для чего нужно поливать растения, пересаживать, рыхлить землю и т.д.

Пересадка комнатных растений

Каждому дать возможность попробовать на практике ухаживать за комнатными растениями

«Рассматривание листов березы в микроскоп»

Обратить внимание детей на красоту листочков разного цвета (желтые, зеленые) обсудить сезонные изменения и способы приспособления деревьев к ним.

Изобразительная деятельность «Дерево, его листья и плоды»

Закрепляем представления детей о многообразии видов деревьев. Конкретизируем представления о листьях каждого дерева. Дополняем объем представлений о плодах дерева.

  Декабрь

 

Животный мир

ОД Лепка «Лесные жители»

Формировать представления о лесных жителях, и их умении приспособиться к сезонным изменениям.

Д/И. «Береги свою планету».

Формировать представления о Земле, о том, что  это планета. Закрепить знания о некоторых животных.

Чтение. Автор -Молодова «Экологические сказки»

Формировать объемные и глубокие представления о животном мире. Уточнить представления о роли животных в жизни человека, формировать осознанное бережное отношение к животному миру

Отгадывание экологических загадок

Расширять представление детей о животном мире.

Экология с игрой «Планета Земля в опасности!»

 

Формирование представления о живых обитателях планеты.

 

Кроссворд «Птицы»

 

Продолжать формировать представления о зимующих и перелетных птицах, закрепить названия птиц.

Решение проблемных ситуаций «А что если?»

Дать понять детям, что вредных живых существ в мире природы не существует. Что все животные нужны планете и людям.

Беседа «Рыбы и их место обитания»

Определить, почему рыбы морей не могут жить в водах нашего края и наоборот. Чем питаются морские жители, как приспосабливаются.

Круги Лулия «Домашние и дикие животные»

Уточнять представления о разнице между домашними и дикими животными. Дополнить знания об их способах приспособления, о видах пищи, о детенышах, местах обитания.

Классификация животного мира

Учить разделять на классы животный мир (млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся, рыбы, птицы, беспозвоночные, насекомые)

ОД Изобразительная деятельность «Насекомые - наши друзья»

Учить видеть в насекомых только положительные стороны. Учиться изображать насекомое по памяти.

Беседа «Животные - наши друзья»

Закрепить знания о классах животного мира. Об их способах приспособления к среде обитания. Уточнить представления о роли животных в жизни человека, формировать осознанное бережное отношение к животному миру.

Февраль

 

 

 

 

 

 

Январь

 

 

 

 

 

 

Беседа «Как ухаживать за комнатными растениями»

Обсудить с детьми, для чего нужно поливать растения, пересаживать, рыхлить землю и т.д.

Экспериментирование: «Подводная лодка».

 

Учить понимать, что воздух легче воды; выявлять, как воздух вытесняет воду, как воздух выходит из воды.

Д/и «Живая, неживая природа»

Закреплять представления детей о растениях, способствовать формированию представлений о живой и неживой природе.

 

Опыт с водой «Вода без запаха, вкуса, формы»

Углубить знания о воде, обратить внимание на разницу в водах. Опытно – поисковым путем сформировать представления о цвете, запахе, форме, вкусе воды.

Живая, неживая природа

 

 

Составление рассказа о воздухе «Воздух -  невидимка».

Углублять представления детей о воздухе, о его постоянном движении и перемещении.

Дополнить представления детей, для чего воздух живым существам, как воздух помогает рыбам, птица, самолетам и т.д.

Наблюдения на прогулке за снегом.

Выяснить, откуда берется снег. Дополнить представления детей о круговороте воды в природе. Формировать представления о свойствах снега.

Продолжать формировать бережное отношение к живой и неживой природе.

Д/И. «Что? Где? Когда?».

Дополнить знания детей о природных изменениях весной.

Март

 

Времена года

Наблюдение

 

Формировать осознанные и обобщенные представления о сезонных изменениях.

Придумывание загадок

Повторить месяцы года, учить придумывать загадки на выявленные признаки времен года.

Читать пословицы «Времена года»

Способствовать накоплению у детей представлений о временах года.

Беседа «Весна»

Способствовать формированию представлений о сезонных изменениях весной, заострять внимание на явлениях природы в это время года. Обсудить способ приспособления животных. Как меняется жизнь людей весной. Что происходит с птицами, насекомыми. Какие расцветают первые цветы.

Беседа «Лето».

Способствовать формированию представлений о сезонных изменениях летом, заострять внимание на явлениях природы в это время года. Обсудить способ приспособления животных. Как меняется жизнь людей летом. Углубить представления, что летом день длиннее, ночи короче.

Беседа «Осень».

Способствовать формированию представлений о сезонных изменениях осенью, заострять внимание на явлениях природы в это время года. Обсудить способ приспособления животных, птиц, насекомых. Как меняется жизнь людей осенью. Углубить знания о поздней осени, золотой осени и бабьем лете, вспомнить месяцы этих явлений.

Беседа «Зима»

Способствовать формированию представлений о сезонных изменениях зимой, заострять внимание на явлениях природы в это время года. Обсудить способ приспособления животных. Углубить представления, что зимой ночь длиннее, день короче.

ОД. Изобразительная деятельность «Я люблю это время года».

Дополнить глубину представлений ребенка о временах года. Выяснить по каким причинам этот месяц у ребенка любимый.

Апрель

 

Растительный мир

игра «Растения - наши друзья».

Подвижная игра «Деревья и кустарники»

Уборка в уголке природы.

 

Закрепить знания детей о пресноводных и хищных рыбах.

Обобщить представления о растениях, учить находить знакомые растения по теням. Вспомнить названия плодов деревьев и кустарников.

Животный мир

игра «Рыбалка».

Экскурсия в приют «Надежда»

 

Закреплять умения и навыки ухода за обитателями живого уголка, ухода за растениями.

Учить детей бережно относиться к животным.

Живая, неживая природа

Опыты «Замерзание жидкостей»

Выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей. Закрепить знания детей о различных жидкостях.

 

Времена года

Игра лото «Сезонные изменения».

 

Дополнить знания у детей о временах года и о проявлениях разных свойств в разные сезоны.

 

 

По календарно-тематическому планированию видно, что работа по формированию представлений о профессии ученого занимает 5 месяцев. Каждый месяц идет изучение нового раздела:

·        «Растительный мир».

·        «Животный мир».

·        «Живая, неживая природа».

·        «Времена года».

 В последний, пятый месяц идет закрепление и повторение каждого раздела. Большая часть изучения раздела проходит с использованием  игровых технологий. Все игравые технологии разработаны и применены с учетом требований физиологов, гигиенистов и врачей (Это:Е. Глушкова, Л. Леонова, З. Сазанюк, М. Степанова[38]).

В первый месяц идет повторение изученного в разделе «Растительный мир», организуется разнообразная деятельность: отгадывание загадок про растительный мир, чтение литературы о природе, придумывание сказки о растениях. Дети рисуют картину «Деревья», рассматривают её. Трудовая деятельность - пересадка комнатных растений.

Придумывание сказки о растительном мире закрепляет представление  о значении растений в нашей жизни, об их видах. Дети всем коллективом обсуждают, дополняя друг друга. А через несколько дней, когда материал полностью готов, мы создаем мультфильм.

Так же использовалась трудовая деятельность. Для ее организации дети принесли из дома цветы. Совместно с детьми пересадили их в другие горшки. В дальнейшем каждый дошкольник поливал, рыхлил землю и ухаживал сам за своим цветком по графику. Тем самым ребенок приучался бережно относиться к природе и понимал значимость природе не только в теоретической форме, но и опробовал в практической. Когда дети забывали про свои цветы, они чувствовали вину и бежали на помощь с лейками. В конце моей исследовательской деятельности, каждый ребенок ухаживал за свои цветком без напоминаний и с чувством ответственности.

в конце месяца с детьми были подведены итоги, какая работа ученого проводиться в данной области.

Второй месяц был посвящен разделу «Животный мир». Большое внимание было уделено насекомым, птицам и лесным жителям,. Проводились такие мероприятия: чтение литературы, дидактические игры, лепка «Лесные жители», отгадывание загадок про домашних и диких животных,  кроссворда «Птицы», решение проблемных ситуаций, беседы, игра «Круги Лулия», классификация.

Во время работы по данному разделу были включены проблемные ситуации «А что если?». Детям показывали изображения животных, насекомых, птиц, рыб и спрашивали: «А что если не станет комаров?»

И дети предлагали свои варианты ответа. Вначале занятия дети предлагали такие варианты: «Никто не будет кусать. Не будут жужжать. Будет лучше». Потом проводилась беседа с наглядным материалом. Детям  объясняли, что будет, если пропадет тот или иной вид живых существ. В конце работы дети осознали, что «плохих» животных нет, от каждого есть польза и ученые давно это доказали.

Месяц мы посвятили классификации живых существ. У детей были затруднения в классификации пресмыкающихся и земноводных. С остальными группами сложных проблем не возникло. Возник у детей и  бурный спор. Когда им предложили выбрать живых существ, которые обитают в Зауралье, дети долго не могли определиться с ящерицами, змеями, черепахами, бегемотами, носорогами, обезьянами, лягушками. Чтобы сомнений больше не возникло, совместно с группой мы смотрели энциклопедию и рассуждали, кто где обитает, и кто из ученых занимается данной областью.

На ОД по экологии была взята тема «Планета Земля в опасности!». Совместно с Лисой и Белкой мы отправились в путешествие по планете Земля, познакомились с большими и маленькими обитателями. Играли в игру «Насекомые». Повторив насекомых (муравей, оса, муха), дети выполняли такие задания, как:

·        «Найти, где живет муравей?»;

·        «Как выглядит блоха? И  можно ли рассмотреть ее без лупы или микроскопа?»;

·        «Как выглядит муха?».

Дети находили насекомых и слышали похвалу. Тем, кто ошибся в выборе, герой подробно объяснял. В конце путешествия мы помогли животным из «Красной книги», тем самым закрепив понятие о бережном отношении к животному миру.

На следующем этапе предлагалось перенести в красный круг зимующих птиц, в синий - перелетных. Вначале дети с трудом определяли перелетных птиц, поэтому мы читали рассказы и, закрепляя знания,  вспоминали перелетных и зимующих птиц.

В течение третьего месяца мы повторяли раздел «Живая, неживая природа». Особое внимание уделяли цифровым технологиям, но одновременно мы использовали такие традиционные методы,  как:

·        аппликация;

·        экспериментирование «Подводная лодка»;

·        «Вода без вкуса, запаха и формы»,

·        беседа, составление рассказа;

·        наблюдения на прогулках;

·        создание мультфильма по рассказу;

·        дидактические игры.

Это необходимо для формирования представлений о живой и неживой природе и роли в ней ученых.

Проводились с детьми эксперименты с воздухом и водой. Первый эксперимент назывался «Подводная лодка».

Мы беседовали о том, что такое воздух, зачем он нужен. Дети узнали, что у воздуха нет запаха, он невидим и т.д. Второй эксперимент был с водой. Дети познакомились со свойствами воды, познали, что вода принимает любую форму сосуда, но без сосуда вода теряет форму. Узнали, что у воды нет запаха и вкуса. Но если ее посолить или добавить сахар, то вода приобретет вкус. В конце работы мы красили воду красителями. Эксперименты всегда интересуют детей, поэтому занятие прошло познавательно. В ходе беседы выяснилось, что информация усвоена детьми.

Совместно с детьми мы составили рассказ о воздухе.

На основе рассказа дети рисовали рисунки. Дети зарисовывали изображение после  каждого предложения. Таким образом, дети ближе познакомились со свойствами воздуха.

На прогулке дети наблюдали за снежным покровом. Трудились в меру сил, набрасывая  снег под деревья.

Четвертый месяц мы посвятили последнему разделу - «Времена года». Для формирования достаточного объема и глубины представлений применялись традиционные методы совместно с цифровыми: дидактические игры, наблюдения на прогулках, чтение пословиц по теме «Времена года», самостоятельное придумывание загадок по теме «Месяцы года», беседы, изобразительная деятельность.

Придумывание загадок происходило в ходе образовательной деятельности по развитию речи. Первые две загадки мы составили совместно. В дальнейшем дети друг другу загадывали загадки самостоятельно в процессе  свободной деятельности.

На занятии по экологии была применена дидактическая игра «Сезонные изменения». Дети выбирали на игровом поле время года, из карточек необходимо было выбрать нужную, которая подходит данному времени года.

У детей не было выявлено затруднений. Данной игрой мы дополняли знания воспитанников о временах года и о проявлениях разных свойств в разные сезоны.

Последний месяц мы уделили закреплению и усовершенствованию пройденных разделов.

Первая неделя была посвящена «Растительному миру». Использовалась настольно-печатная игра «Растения - наши друзья». Детям предлагалось выбрать тень, обозначить, что это за дерево, и прикрепить дерево на липучку к своей тени. Тем самым дети дополняли и усовершенствовали свои представления о деревьях. Также  использовалась подвижная игра «Деревья и кустарники».

Вторая неделя: «Животный мир». Мы посвятили этот день игре с водой «Рыбалка», закрепляя знания детей о пресноводных и хищных рыбах. Дети повторяли названия рыб, а затем им предлагалось поймать рыб, плавающих в водоеме.

Третья неделя: «Живая, неживая природа». Дети были заняты уборкой в уголке природе, уходом за своими цветами, подведением итогов знаний о каждом цветке. Проводился также опыт «Замерзание жидкостей». Традиционными методами мы закрепили навыки ухода за живым уголком, выявили различия в процессе опыта по замерзанию различных жидкостей.

Таким образом, нами была разработана педагогическая игровая технология формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста о профессии ученого, по всем четырем разделам. Она основана на принципах тематического планирования, а также учета возрастных особенностей и заинтересованности детей.

В содержание игровой педагогической технологии включены как традиционные (беседы, экологические загадки, чтение литературы, труд, кроссворд, придумывание сказок, лепка, аппликация, наблюдения, ОД, детское экспериментирование с объектами неживой природы).

Правильный выбор содержания, форм и методов работы с детьми старшего дошкольного возраста обеспечил положительный результат в формировании представлений о профессии ученого детей по разделам: «Растительный мир», «Животный мир», «Живая, неживая природа», «Времена года».

В процессе проведения исследования активно велась работа с педагогами и родителями.

Для педагогов-практиков была проведена консультация:

«Профориентация в детском саду».

 Педагоги были приглашены на занятие по экологии.

С родителями также велась работа. Были даны родителям и рекомендации по темам каждого месяца, давались небольшие домашние задания на выходные: Нарисовать неживую природу, заморозить лед, покормить птиц и т.д.

Сделаны папки-передвижки по всем четырем разделам: «Растительный мир», «Животный мир», «Живая, неживая природа», «Времена года». Проводились также индивидуальные беседы, некоторым родителям.

Таким образом, работа велась не только с детьми, но и с педагогами, и с родителями. Выбранные формы и методы обеспечили положительные результаты формирования представлений об использовании

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.        Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим/ Н. В. Алешина. -М.: "Педагогическое Общество России", 2000.- 128с.

2.        Алябьева Е.А. Поиграем в профессии / занятия, игры, беседы с детьми 5-7 лет Издательство «ТЦ СФЕРА»

3.        Андреева, Н.Д. Теория и методика обучения экологии [Электронный ресурс] : учеб.дляакадем. бакалавриата / Н.Д. Андреева– 2-е изд., испр. и доп. – М. : Юрайт, 2018. – 190 с. – Режим доступа: https://academia-moscow.ru/ftp_share/_books/fragments/fragment_21254.pdf

4.        Антонова, М. В. Точки бифуркации в развитии идеи ранней профориентации / М. В. Антонова // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 3.

5.        Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды [Текст] / М. Ю. Бабанский // Акад. пед. наук СССР. - М. : Педагогика, 1989. – 558

6.        Баранова Н. А., Гугуман Т. В., Попова В. Ф., Романенко О. Г. Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых // Молодой ученый. —2015. — №7. — С. 731-734. — URL

7.        Буре Р. С.Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания - М: Мозаика-Синтез, 2014. - 136 с.

8.        Васильева, М. А. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста: методическое пособие / М. А. Васильева. - М.: Просвещение, 2010. - 289 с.

9.        Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой. -М.: Просвещение,1974.-192с.

10.   Дыбина О.В. Ознакомление с предметами и социальным окружением / для занятий с детьми 5-6 лет – М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 80 с.

11.   Е.Р. Аргунова

12.   Запорожец, А. В. Психология [Текст] / А.В. Запорожец// учеб.пособие для дошк.пед.уч-х. - М.: Просвещение РСФСР. - 1953. - С.- 188.

13.   Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация дошкольников / Н. Н. Захаров. - М.: Просвещение, 1988.

14.   Интернет ресурсы «Наглядный материал»

15.   Коменский Я. А., Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. Педагогическое наследие : [сборник] / сост.: В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. — Москва : Педагогика, 1987. — 413 с.

16.   Козлова С. А. , Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. Заведений. – М. : «Академия» , 2012. – 398 с

17.   Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 160 с.

18.   Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов.-Балашов: Изд-во "Николаев", 2004.

19.   Корнилова М.Н., Николаева А.В. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 4-1. – С. 87-90;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2070 (дата обращения: 06.02.2023).

20.   Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Изд. 2-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.

21.   Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3–7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Издательство «Совершенство», 2007.х

22.   Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых/ В. Логинова, Л. Мишарина // Дошкольное воспитание. - 1978.- № 10.- с. 56-63.

23.   Маркова, Т.А. Педагогические условия формирования экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Т.А. Маркова // Дис.канд. пед. наук. СПб., - 1999 -С. 227

24.   Нифонтова С.Н., Гаштова О.А., Жук Л.Н. «Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4-7 лет», С-Пб., «Детство-пресс», 2010г.

25.   Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет / Т. В,Потапова. -М.: ТЦ Сфера, 2008.-

26.   Пронина, А. А. Экологическое образование дошкольников средствами ИКТ [Текст] / А. А. Пронина // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2018. – № 11. – с. 15–26

27.   Профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», Приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (в ред. от 31.05.2011)

28.   Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н. С. Пряжников. - Воронеж, 1996.

29.   Ушинский, К.Д. Избранные педагогические произведения [Текст] / гл.ред. А.И. Пискунов // Теоретические проблемы педагогики – М.: Педагогика, 1974.  – с. 584

30.   Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ – Режим доступа:  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

31.   Федоренко В. Формирование представлений о профессиях. / В. Федоренко // Дошкольное воспитание. - 1978.-№10.- с. 64-69. 64с.

32. Ссылка на Федеральный государственный образовательный стандарт : https://fgos.ru/fgos/fgos-do

33.   Фонда, М.А. ФГОС в системе экологического образования дошкольников [Текст] / М.А. Фонда // Современная наука: теоретический и практический взгляд Материалы I Международной научно-практической конференции. ООО «НОУ «Вектор науки». – 2014. – С. 62-64

34.   Черезова Л.Б. Инновационные технологии в экологическом образовании детей [Электронный ресурс] / Л.Б.Черезова // Актуальные вопросы теории и практики биологического и химического образования материалы XII-й всероссийской с международным участием научно-практической конференции. – 2018. – с.470-475. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=35023791

35.   Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? Москва 2007

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста на профессию ученого

Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста на профессию ученого

Выполнила:

Выполнила:

ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования

ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования

Ушинский утверждает что, материальные плоды трудов составляют человеческое достояние; но только внутренняя духовная животворенная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и…

Ушинский утверждает что, материальные плоды трудов составляют человеческое достояние; но только внутренняя духовная животворенная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и…

Исследования Кондрашова Вячеслава

Исследования Кондрашова Вячеслава

Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, дает возможность гордиться результатами труда своих близких родственников, людей вообще

Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, дает возможность гордиться результатами труда своих близких родственников, людей вообще

Исходя из поставленной цели исследования, определения его объекта, предмета, гипотезы были сформулированы следующие задачи исследования: 1

Исходя из поставленной цели исследования, определения его объекта, предмета, гипотезы были сформулированы следующие задачи исследования: 1

Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов: Ø теоретических (анализ и обобщение нормативных документов, психолого-педагогической и методической литерату­ры, содержательная интерпретация и анализ…

Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов: Ø теоретических (анализ и обобщение нормативных документов, психолого-педагогической и методической литерату­ры, содержательная интерпретация и анализ…

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ

Еще больший терпит ущерб сама личность, … ибо труд без творчества есть рабство

Еще больший терпит ущерб сама личность, … ибо труд без творчества есть рабство

Общая цель системы профориентационной работы - подготовка воспитанников к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности

Общая цель системы профориентационной работы - подготовка воспитанников к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности

Управленческая подсистема предполагает сбор и обработку информации о процессах, явлениях или состоянии системы профориентационной работы, выработку действий, регулирование процесса реализации и разработку рекомендаций по ее…

Управленческая подсистема предполагает сбор и обработку информации о процессах, явлениях или состоянии системы профориентационной работы, выработку действий, регулирование процесса реализации и разработку рекомендаций по ее…

В отечественной дошкольной педагогике можно выделить несколько тенденций в подходе к проблеме ознакомления детей с трудом взрослых

В отечественной дошкольной педагогике можно выделить несколько тенденций в подходе к проблеме ознакомления детей с трудом взрослых

Дети получают знания не только о всевозможных профессиях, но и об отношении взрослых к своему труду, о важности труда в жизни общества

Дети получают знания не только о всевозможных профессиях, но и об отношении взрослых к своему труду, о важности труда в жизни общества

С.А. Козлова, А.Ш. Шахманова)

С.А. Козлова, А.Ш. Шахманова)

Воспитатель должен воздействовать на чувства детей, вызывая у них чувство восхищения (ловкие движения, осторожность, "чудесные превращения" объектов труда и т

Воспитатель должен воздействовать на чувства детей, вызывая у них чувство восхищения (ловкие движения, осторожность, "чудесные превращения" объектов труда и т

Новый стандарт дошкольного образования ориентирован на играющего дошкольника – все обучение нужно строить через детскую игру

Новый стандарт дошкольного образования ориентирован на играющего дошкольника – все обучение нужно строить через детскую игру

А. Н. Леонтьев и Д. Б. Эльконин, выделяя эти особенности роли, рассматривали ее как особую форму практического проникновения ребенка в мир социальных отношений[25]

А. Н. Леонтьев и Д. Б. Эльконин, выделяя эти особенности роли, рассматривали ее как особую форму практического проникновения ребенка в мир социальных отношений[25]

Важную роль при ознакомлении дошкольников с профессией играют дидактические игры

Важную роль при ознакомлении дошкольников с профессией играют дидактические игры

С помощью игр – занятий воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть

С помощью игр – занятий воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть

Средством ознакомления детей с трудом взрослых могут служить предметы рукотворного мира, с которыми ребенок постоянно действует или которые видит в своем непосредственном окружении

Средством ознакомления детей с трудом взрослых могут служить предметы рукотворного мира, с которыми ребенок постоянно действует или которые видит в своем непосредственном окружении

Она знакомит детей 5—7 года жизни с трудом людей ближайшего окружения и их профессиями (от 2 до 12 профессий)

Она знакомит детей 5—7 года жизни с трудом людей ближайшего окружения и их профессиями (от 2 до 12 профессий)

Выделяют признаки методов обучения: · цель обучения; · способ усвоения знаний; · взаимодействие педагогов с учениками

Выделяют признаки методов обучения: · цель обучения; · способ усвоения знаний; · взаимодействие педагогов с учениками

Метод – это огромная часть педагогики, а прием - частица поменьше

Метод – это огромная часть педагогики, а прием - частица поменьше

Биологи изучают живую природу — животный и растительный мир нашей планеты; Ø

Биологи изучают живую природу — животный и растительный мир нашей планеты; Ø

ГЛАВА II . ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА

ГЛАВА II . ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА

Взаимодействие воспитателей с педагогическим коллективом и родителями по проблеме сформированности представлений о профессии ученого у дошкольников на основе игровых технологий

Взаимодействие воспитателей с педагогическим коллективом и родителями по проблеме сформированности представлений о профессии ученого у дошкольников на основе игровых технологий

Декабрь Животный мирОД Лепка «Лесные жители»Формировать представления о лесных жителях, и их умении приспособиться к сезонным изменениям

Декабрь Животный мирОД Лепка «Лесные жители»Формировать представления о лесных жителях, и их умении приспособиться к сезонным изменениям

Опыт с водой «Вода без запаха, вкуса, формы»

Опыт с водой «Вода без запаха, вкуса, формы»

Беседа «Зима» Способствовать формированию представлений о сезонных изменениях зимой, заострять внимание на явлениях природы в это время года

Беседа «Зима» Способствовать формированию представлений о сезонных изменениях зимой, заострять внимание на явлениях природы в это время года

Растительный мир», организуется разнообразная деятельность: отгадывание загадок про растительный мир, чтение литературы о природе, придумывание сказки о растениях

Растительный мир», организуется разнообразная деятельность: отгадывание загадок про растительный мир, чтение литературы о природе, придумывание сказки о растениях

Будет лучше». Потом проводилась беседа с наглядным материалом

Будет лучше». Потом проводилась беседа с наглядным материалом

В течение третьего месяца мы повторяли раздел «Живая, неживая природа»

В течение третьего месяца мы повторяли раздел «Живая, неживая природа»

Времена года», самостоятельное придумывание загадок по теме «Месяцы года», беседы, изобразительная деятельность

Времена года», самостоятельное придумывание загадок по теме «Месяцы года», беседы, изобразительная деятельность

Традиционными методами мы закрепили навыки ухода за живым уголком, выявили различия в процессе опыта по замерзанию различных жидкостей

Традиционными методами мы закрепили навыки ухода за живым уголком, выявили различия в процессе опыта по замерзанию различных жидкостей

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим/

Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим/

Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация дошкольников /

Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация дошкольников /

Маркова, Т.А. Педагогические условия формирования экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста [Текст] /

Маркова, Т.А. Педагогические условия формирования экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста [Текст] /

Материалы I Международной научно-практической конференции

Материалы I Международной научно-практической конференции
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.10.2023