Ранняя профориентация по рабочим профессиям
Оценка 4.9

Ранняя профориентация по рабочим профессиям

Оценка 4.9
pptx
29.08.2023
Ранняя профориентация по рабочим профессиям
профориентация 1.pptx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области - детский сад «Капелька» Ранняя профориентация по рабочим профессиям. Составители: воспитатель Ермалович О.И. воспитатель Данилова Е.Н. Криводановка 2023

Если человек с ранних лет усвоил привычку к труду, труд ему приятен

Если человек с ранних лет усвоил привычку к труду, труд ему приятен

Если человек с ранних лет усвоил привычку к труду, труд ему приятен. Если же у него этой привычки нет, то лень делает труд ненавистным. (Гельвеций К.)

Важность знакомства детей с профессиями

Важность знакомства детей с профессиями

Важность знакомства детей с профессиями
Для правильного развития и социализации детей очень важно организовать им знакомство с профессиями взрослых. При изучении профессий ребёнок может лучше понять мир старших людей. К тому же так закладывается интерес к труду, мечта о собственном будущем, появляется гордость за работу близких людей и окружающих в целом. По изменениям профессий можно проследить, как развивалась наука и влиял на мир технический прогресс в обществе. Когда дети чувствуют, как на них воздействует труд взрослых людей, они начинают понимать его значимость. Ребёнок осознаёт, что означает «трудиться», и видит насколько сильно все люди связаны друг с другом в обществе, благодаря их труду.
Современные дети интересуются абсолютно всем. Им нравится узнавать что-то новое, поэтому они с радостью изучают историю, археологию, палеонтологию по различным энциклопедиям, мультфильмам, музейным экспонатам и т.п.
В детский сад они берут с собой не сказки, а довольно сложные книги. Им недостаточно каких-то поверхностных объяснений процессов, которые происходят вокруг них. Нередко дети задают такие вопросы, ответы на которые воспитатель и родители ищут на просторах интернета.
Привычные способы и методы знакомства с профессиями не могут заинтересовать современных детей. Нужно придумать такой способ ознакомления, чтобы ребёнок захотел больше узнать о разных сферах деятельности взрослых и мечтал в будущем стать специалистом в понравившейся области.

Цели и задачи Главная задача раннего ознакомления детей с профессиями – вызвать у них эмоциональное отношение к труду, дать им возможность проявить себя в различных…

Цели и задачи Главная задача раннего ознакомления детей с профессиями – вызвать у них эмоциональное отношение к труду, дать им возможность проявить себя в различных…

Цели и задачи
Главная задача раннего ознакомления детей с профессиями – вызвать у них эмоциональное отношение к труду, дать им возможность проявить себя в различных сферах деятельности. Если подойти к этому грамотно и сделать всё правильно, то дети приобретут новые навыки, научатся уважать труд каждого человека, расширят кругозор и откроют в себе новые возможности, интересы и увлечения.
Получается, что основная цель профориентации – создать фундамент для осознанного самоопределения, будущего самостоятельно построения планов, анализа, продвижения по карьерной лестнице.
 Задачи по ознакомлению детей с профессиями:
Моделирование профессионально-ориентированной среды, благодаря которой у детей появляется базовое понимание разнообразия профессий и возникает заинтересованность в труде.
Создание структуры первичной профессиональной ориентации детей разных возрастных групп.
Ознакомление малышей с главными понятиями о сферах экономики родного края, рабочих процессах на предприятиях и новейшем оборудовании, которое там применяется.
Организация целостного информационного пространства, необходимого для профессионального самоопределения детей.
Создание системы критериев и оценивания результатов работы по раннему знакомству детей с профессиями в детском саду.
Организация совместной работы с родителями и родственниками малышей для ознакомления детей с базовыми представлениями о различных видах деятельности, их значении для социума в целом и каждого отдельного человека в частности, развития позитивного отношения к любым законным профессиям.

В детском саду дети впервые осознанно знакомятся с профессиями

В детском саду дети впервые осознанно знакомятся с профессиями

В детском саду дети впервые осознанно знакомятся с профессиями. У них расширяется кругозор и общие понятия об окружающем мире, развивается определённый элементарный опыт, который является фундаментом для ранней профориентации. Именно в дошкольном возрасте дети узнают, насколько много в мире разнообразных профессий.

Ознакомление с базовыми понятиями о труде взрослых людей (напрямую знакомятся с работой нянечки, медсестры, врача, водителя, повара)

Ознакомление с базовыми понятиями о труде взрослых людей (напрямую знакомятся с работой нянечки, медсестры, врача, водителя, повара)

3 года:
Ознакомление с базовыми понятиями о труде взрослых людей (напрямую знакомятся с работой нянечки, медсестры, врача, водителя, повара). 
Организация ролевых игр, в которых есть отражение работы взрослых и их наиболее лёгких действий (к примеру, шофер сидит за рулем машины и осуществляет перевозку пассажиров или груза).
Приобретение детьми навыка взаимодействия с другими воспитанниками во время игр.
4 года:
Проявление заинтересованности к профессиям взрослых, обучение детей наблюдать за тем, как работают близкие люди и общению с окружающими.
Знакомство детей с профессией врача, парикмахера, повара, продавца и прочими, при этом надо уделить больше внимания тому, что именно они делают и к чему приводит их работа.
Малышей учат взаимодействовать с другими воспитанниками в процессе сюжетно-ролевых игр, где принимают участие 2-3 ребёнка (например, водитель и пассажиры, врач с медсестрой и пациент, воспитатель с нянечкой и малыши).
Прививается бережное отношение ко всему, что сделано руками других людей. Ребёнок должен понять, почему чужой труд надо ценить и обращаться с ним осторожно.
Ознакомление детей с профессиями, которые строятся на уходе за растениями и животными (цветовод, флорист, ландшафтный дизайнер, селекционер, ветеринар, орнитолог, кинолог и прочие). Приобретение навыка коммуникации и хорошего отношения к природе.

Более глубокое ознакомление детей с работой сотрудников детского сада

Более глубокое ознакомление детей с работой сотрудников детского сада

5 лет:
Более глубокое ознакомление детей с работой сотрудников детского сада.
Продолжается формирование понимания о различных профессиях (кассир, почтальон, охранник, учитель и прочие).
Придание сюжетно-ролевым играм о профессиях более глубокого смысла, детям даётся возможность самим придумывать различные ситуации.
Пробуждение у детей заинтересованности к играм строительно-конструктивного направления: сооружать разнообразные постройки (мосты, дома, магазины, гаражи и так далее).
Оказывать ребёнку помощь в социальных взаимоотношениях (подборе интересующего образа, профессии), развитие эмпатии.

Увеличение количества знаний о каждой профессии

Увеличение количества знаний о каждой профессии

6 лет:
Увеличение количества знаний о каждой профессии. Больше внимания требуется уделить результатам работы и её значимости для социума.
Подытожить знания детей о профессиях из сферы строительства и агрономии, среди которых плотник, маляр, каменщик, комбайнер, овощевод, животновод и прочие.
Прививать уважительное отношение к любому труду и человеку, который работает на благо общества. Способствовать появлению у ребёнка желания трудиться.
Помощь в развитии навыка создания творческих комбинаций разнообразных ситуаций во время организации нового сюжета для игры. Формирование правильного взаимодействия с другими участниками процесса.
Делать сюжет в играх на основе реальных событий из жизни (поликлиника, супермаркет, салон красоты, школа, почтовое отделение), из сказок, мультфильмов, собственного воображения.
7 лет:
Более подробное знакомство детей с технологическим прогрессом – с устройствами и машинами, которые использует человек в быту и на предприятиях, для облегчения своей работы (принтер, компьютер, робот-пылесос, стиральная и посудомоечная машины, медицинское оборудование и прочее).
Частичное знакомство детей с профессиями автомобильной, аэрокосмической, агроиндустриальной, химической и медико-фармацевтической областей. При этом надо учитывать региональные особенности.
Расширение понятий о различных видах деятельности (преподаватель, спасатель, учёный и тому подобное). Увеличение знаний детей о разнообразии деятельности на предприятиях (строительство, шитьё, изготовление пищевых продуктов, электроники) и в сфере сервисного труда (торговля, медицина, общественное питание и т. д.).
Объяснение взаимосвязи между различными профессиями (к примеру, строитель и дизайнер, фермер и продавец).
Усложнение игрового процесса, в ходе которого дети знакомятся с профессиями. Развитие у воспитанников навыка выбирать тему игры без помощи взрослых, придумывать ситуации, основываясь на том, что они видят при изучении работы окружающих их людей.
Освоение навыка создания новых игровых сюжетов с учётом мнения других игроков.
Воспитание положительного и сознательного отношения и уважения к работе родителей и близких людей, в числе которых бабушки, дедушки, дяди и тети и так далее.

В возрасте 6-7 лет дети начинают анализировать деятельность других людей и сравнивать себя с ними

В возрасте 6-7 лет дети начинают анализировать деятельность других людей и сравнивать себя с ними

В возрасте 6-7 лет дети начинают анализировать деятельность других людей и сравнивать себя с ними. Им всё больше хочется узнать о мире взрослых и их сферах труда.
Дети младших групп могут только повторять какие-либо действия за воспитателями и родителями, а более взрослые уже знают основные понятия о нескольких профессиях и могут о них рассказать: перечислить орудия труда, внешний вид работников этой сферы, что входит в их обязанности и почему их работа имеет значение для социума.

Формы знакомства детей с профессиями

Формы знакомства детей с профессиями

Формы знакомства детей с профессиями

Знакомство детей дошкольного возраста с профессиями должно быть интересным, поэтому для этого лучше выбирать сюжетно-ролевые игры, экскурсии (реальные или виртуальные), выставки, самостоятельное наблюдение, обсуждения. При любом из методов малыши должны активно взаимодействовать с воспитателем и другими воспитанниками детского сада.
Какую бы форму подачи информации педагог ни выбрал, он должен максимально подробно рассказать о каждой профессии. В идеале дети должны узнать:
наименование вида деятельности;
место работы;
орудия труда и материалы, которые используют специалисты;
рабочая одежда (форма);
обязанности работника;
черты характера и личностные качества сотрудников;
результат труда и его роль в жизни общества.
Необходимо сделать так, чтобы ребёнок не просто внимательно слушал о каждом блоке, но и принимал участие в процессе обучения. Чтобы добиться обратной связи, можно использовать наводящие вопросы, к примеру: «Как вы думаете, почему у врача халат белого, а не черного цвета?»

Формы знакомства Экскурсия Экскурсию, задача которой ознакомить дошкольников с какой-либо сферой деятельности, как правило, проводят на предприятии или в учреждении

Формы знакомства Экскурсия Экскурсию, задача которой ознакомить дошкольников с какой-либо сферой деятельности, как правило, проводят на предприятии или в учреждении

Формы знакомства

Экскурсия
Экскурсию, задача которой ознакомить дошкольников с какой-либо сферой деятельности, как правило, проводят на предприятии или в учреждении. Например, можно отвести детей в ближайшую торговую точку и рассказать о работе продавца-консультанта и кассира. Если сделать это по каким-то причинам невозможно, экскурсию можно провести на территории детского сада и познакомить дошкольников с профессиями повара, медсестры, завхоза, директора.
Наблюдение
Наблюдение считается дополнительным способом знакомства с профессиями и применяется вместе с одним из основных: с экскурсией, выставкой, игрой. Эта форма является специально организованным процессом изучения малышами окружающего мира. Чтобы результат был максимально эффективным, проводить наблюдения надо часто и довольно долго.
Задача наблюдений при знакомстве с профессиями – дать детям практическую информацию о различных сферах деятельности и орудиях труда, для чего они нужны и как используются. Например, в стенах детского сада дошкольники могут наблюдать за деятельностью воспитателя и медсестры прямо во время их работы.

Беседа Данный метод воспитатели детского сада используют чаще всего

Беседа Данный метод воспитатели детского сада используют чаще всего

Беседа
Данный метод воспитатели детского сада используют чаще всего. Ознакомление воспитанников с конкретной профессией через беседу – это организованное и целенаправленное мероприятие. Воспитатель выступает в роли ведущего, он ещё до начала беседы должен составить список вопросов, через которые будет поддерживать обратную связь с детками и подталкивать малышей к самостоятельным размышлениям.
Участвовать в беседе и проводить её может не только воспитатель, но и приглашенный представитель конкретной профессии. Для этого устраивают мероприятие «Встречи с интересными людьми».
Когда дети лично могут поговорить с гостями, им намного легче представить, чем занимаются люди этой профессии, и понять, привлекает она их или нет. В первую очередь приглашают родителей и родственников малышей, чтобы те поделились спецификой своих работ.
Выставка
Выставка на определённую тематику является хорошей формой ознакомления детей с профессиями, которую нередко использует воспитатель, чтобы не только дать нужную информацию, но и рассказать о достижениях воспитанников и работников детского сада. Участники мероприятия смогут лично презентовать результаты собственного труда и научатся самостоятельности.
Детям младшей возрастной группы можно предложить нарисовать или вылепить продукты сельскохозяйственной деятельности (овощи, фрукты) или соорудить ферму из конструктора для игрушечных животных.
Каждую работу надо сопровождать пояснением и это должен делать воспитатель, чтобы полученную информацию дети в будущем смогли применить во время игры. Делать тематические выставки «Вернисаж профессий» или «Кем я хочу стать» необходимо как можно чаще (минимум раз в год), чтобы следить за тем, насколько хорошо дети знают профессии и какие у них есть склонности.

Игра В дошкольном возрасте дети большую часть времени играют, поэтому игра – это главная форма ознакомления малышей с профессиями взрослых людей

Игра В дошкольном возрасте дети большую часть времени играют, поэтому игра – это главная форма ознакомления малышей с профессиями взрослых людей

Игра
В дошкольном возрасте дети большую часть времени играют, поэтому игра – это главная форма ознакомления малышей с профессиями взрослых людей.
Видов игр довольно много и наиболее подходящим для формирования понятий о сферах труда считается сюжетно-ролевой вид. С его помощью можно точнее всего передать особенности любой профессии.
Дети могут сами или с помощью воспитателя разыгрывать разнообразные сценки, в которых они играют роли своих родителей, родных людей или знакомых. Сюжетно-ролевые игры необходимо подстраивать под возраст детей и их способности.
К организации пространства для них надо подойти особенно тщательно, чтобы оно обязательно включало в себя:
игровые атрибуты, которые нужны для имитации простой трудовой деятельности (ширмы, моделирующие экстерьер разных предприятий, рабочая форма и игрушечные орудия труда);
игрушки и различные предметы для творчества и созидания (конструкторы всевозможных видов, автомобильные треки, пластилин, магнитные доски и прочее);
современные устройства для воспитателя, с помощью которых можно осуществлять моделирование игровых ситуаций (проектор, интерактивная доска и другие).

Важно понимать, что просто рассказать детям о профессиях мало, им надо дать возможность поиграть в каждую из них

Важно понимать, что просто рассказать детям о профессиях мало, им надо дать возможность поиграть в каждую из них

Важно понимать, что просто рассказать детям о профессиях мало, им надо дать возможность поиграть в каждую из них. Во время игр малыши повторяют действия взрослых людей, которые они осуществляют на своей работе, и копируют специалистов разных сфер деятельности: врача, строителя, водителя, парикмахера, педагога, нефтяника, пекаря и тому подобное.
В процессе игры дети развиваются, расширяют свой кругозор, приобретают новые умения, знания и способности. Для максимально эффективного и интересного знакомства с профессиями воспитатели для детей подготавливают всё необходимое: наполняют пространство дидактическими, настольно-печатными играми, атрибутами, спортивными игрушками, тематическими пособиями, книгами.
Немаловажно и то, что игровой процесс способствует получению навыка коммуникации и выстраивания отношений с другими участниками. При разыгрывании различных ситуаций дошкольники учатся находить компромиссы, вместе решать спорные вопросы, благодаря чему формируются понятия дружеских и партнёрских взаимоотношений.
Рассказывать детям о сферах деятельности взрослых людей можно с малых лет. Уважительное отношение к чужому труду, способность к коллективной работе – это те качества, которые надо заложить в современных детях. Знакомство с профессиями играет не последнюю роль в воспитании юных дарований. Благодаря информации о сферах деятельности, дети расширяют свой кругозор, начинают интересоваться окружающим миром и ценить чужой труд.
Ознакомление с профессиями взрослых людей – это как метод формирования системных знаний, так и необходимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру старших, развития навыка взаимодействия с взрослыми. Дети могут узнать много интересных фактов о каждой профессии.

Ранняя профориентация по рабочим профессиям

Ранняя профориентация по рабочим профессиям

Ранняя профориентация по рабочим профессиям

Ранняя профориентация по рабочим профессиям
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.08.2023