Я перечислю некоторые формы обучения. Все они носят рекомендательный характер.
Однодневный семинар (6,5 часов)
Такие семинары полезны в том случае, если нужно дать понятие о творчестве большой группе людей. Они служат прекрасным средством повышения чувствительности организации к творчеству. За это короткое время можно дать понятие об основных методах нестандартного мышления, но почти невозможно показать действие методов на практике. Все внимание направлено на то, чтобы уложиться в отведенное время. Такой тип семинаров подходит и для руководителей высшего ранга. Число участников не ограничено. Можно беседовать с аудиторией, состоящей из 500 человек и более.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ
Я перечислю некоторые формы обучения. Все они носят рекомендательный
характер.
Однодневный семинар (6,5 часов)
Такие семинары полезны в том случае, если нужно дать понятие о
творчестве большой группе людей. Они служат прекрасным средством
повышения чувствительности организации к творчеству. За это короткое
время можно дать понятие об основных методах нестандартного мышления,
но почти невозможно показать действие методов на практике. Все внимание
направлено на то, чтобы уложиться в отведенное время. Такой тип семинаров
подходит и для руководителей высшего ранга. Число участников не
ограничено. Можно беседовать с аудиторией, состоящей из 500 человек и
более.
Двухдневный семинар (11,5 часов)
Двухдневный семинар охватывает тот же круг вопросов, но включает и
некоторые другие материалы. Основное различие состоит в том, что
двухдневный семинар предоставляет гораздо больше возможностей для
практического освоения методов и понимания сути. По этой причине
количество участников двухдневного семинара должно быть меньше (около
50 человек). Можно проводить его и с большим количеством участников, но
при этом каждый человек получает меньше индивидуального внимания.
Обучение наставников (5 дней или 40 часов)
Этот тип обучения специально разработан, чтобы дать наставникам знания
об инструментах и методах, которые они затем передадут своим студентам.
Стиль совершенно отличен от стиля одно- или двухдневных семинаров,
которые разработаны для персонального использования творчества. В данном
случае внимание переносится на практику, для того чтобы было предельно
ясно понято применение инструмента и не было недопонимания, которое
может проявиться в процессе самостоятельной работы.
Нестандартное мышление для опытных пользователей (5 дней или 40
часов)
Этот тип обучения разработан для отдельных людей, имеющих высокую
потребность в применении творческих навыков. Это программа не для
наставников, а программа для пользователей. В ее рамках можно представить
более сложные методы нестандартного мышления. Акцент делается на
индивидуальной и групповой работе. Каждому участнику уделяется
персональное внимание, чтобы выделить круг его личных проблем.
Количество участников таких курсов не должно превышать 20 человек.Далее я предлагаю различные модули работы для использования в рамках
организации обученными наставниками этой организации.
40-часовоймодулъ
Это подробный курс, предназначенный для людей, работающих в
специальных «творческих» областях, где творчество является необходимым
элементом их работы.
20-часовой модуль (модуль для руководителей)
Этот модуль разработан для руководителей, которым не нужны
специальные творческие навыки, но творчество полезно как в их собственной
работе, так и для того, чтобы уметь поощрять его в остальных.
10-часовой (модуль базовых навыков)
Этот модуль охватывает базовые методы нестандартного мышления,
которые могут пригодиться, например, для работы групп творческого
мышления. Акцент делается на непосредственное применение творческих
методов.
5-часовой модуль (минимальный)
Этот модуль является самым минимальным. Он касается выбора
инструментов и охватывает ограниченное число методов. Это род обучения,
который может относиться ко всему персоналу организации. Если невозможно
провести более полное обучение, этот модуль может стать необходимым
минимумом для команд, создаваемых в рамках программы FAT/CAT™.
Каждый из предложенных модулей можно сократить за счет времени,
отведенного на практику. Это не слишком мудро, поскольку в любом деле,
требующем приобретения навыков, нужен опыт. Можно объяснить правила
игры в теннис за 20 минут, но это не научит человека играть. Чтобы этому
научиться, нужно ходить на корт и тренироваться. Вот почему практика под
руководством наставника является столь важной частью обучения творчеству.
Модули можно разделить на сегменты различной продолжительности — в
зависимости от стиля обучения, принятого в различных организациях.
Например, 20-часовой модуль можно разбить на пять 4-часовых сегментов.
Как правило, чем больше сегментов, тем выше эффективность обучения,
потому что в перерывах можно попрактиковаться и обдумать полученные
сведения. Обучение творчеству за один прием может утомить участников и
привести к тому, что одни методы будут поняты лучше за счет других, не
менее важных.