Распространение педагогического опыта "Больше чем профессия" (методическая разработка урока с применением ЦОР от Академии Мин Просвещения)
Оценка 4.9

Распространение педагогического опыта "Больше чем профессия" (методическая разработка урока с применением ЦОР от Академии Мин Просвещения)

Оценка 4.9
Документация +4
docx
русская литература +1
5 кл—11 кл +1
25.01.2023
Распространение педагогического опыта "Больше чем профессия" (методическая разработка урока с применением ЦОР от Академии Мин Просвещения)
Преподавание литературы как предмета, формирующего личность. Творческие работы учащихся. Публикации в СМИ. Урок по предмету "Русский язык" для 5 класса по теме "Сочинение-фантазия (например, современная сказка)".
Сочинение-фантазия.docx

«Больше чем профессия»

Кузнецова Ольга Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Гимназия №21»

г.о.  Электросталь.

    Очень важно для человека, а тем более – для учителя, быть нужным, дарить окружающим тепло, заботу, любовь, знания и мудрость… Поэтому свое сердце я отдаю детям и своей работе.

    Однажды мне попалось очень верное, на мой взгляд, высказывание: «Труд педагога есть страна мудрого и вечного: на сцене - человеческие сердца, за кулисами - человеческие души, в зрительном зале - человеческие судьбы». Конечно, труд педагога - не театральное действие, не лицедейство: здесь нет репетиций, это - потребность души, служение делу. Как воспитать своих учеников достойными людьми? Как привить им чувство ответственности за свои поступки? Как научить не быть равнодушными к чужой беде? Как верно направить по дороге жизни, научить не бояться трудностей и идти к своей цели? Как передать не только знания, обрести опыт, но и воспитать душу?!

     Эти вопросы послужили отправной точкой для определения моего педагогического девиза. Им стали слова Марины Цветаевой «Что отдал, то твое».

    Для решения поставленных мною задач одних уроков литературы мало, поэтому мы с ребятами во внеурочное время создаем сценарии литературно-музыкальные гостиных, радиопередач, готовим вечера поэзии, литературные КВНы, выездные мероприятия с нашими творческими проектами в различные городские организации, готовим материал для школьных газет.

     Я использую в своей работе различные образовательные технологии, но в приоритете следующие:

Ø  Преподавание литературы как предмета, формирующего личность (запоминание через образ, эмоциональные переживания, закрепление через ассоциации и творческие работы).

Мной разработана система творческих работ:

1. Работы-разминки . 3-4минуты. («У меня хорошее настроение, потому что…». «Я хочу, что бы мой день был сегодня…». «Я готов поделиться…». «Как нужно говорить, чтобы тебя услышали?» «За что можно благодарить?» и др.

 2. Работы-определения. 5-7 минут при формулировке проблем, поднимаемых автором в изучаемом произведении. ( «Удача – это…». « Лень – …» «Выносливость – …» «Подвиг – …» «Счастье - …». «Глупость – …» «Человек - … «Большой чудак – это…» и др.

3. Работы-рассуждения. От 10 минут. Это завершающий этап при изучении художественного произведения. Данный вид работы подходит и для домашнего задания. Например, творческая работа на выбор по произведениям И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско», «Сны Чанга». 1). Согласны ли Вы с мнением И.А.Бунина, что мир – бездна, трясина, пучина, что человеческая жизнь рядом с этой бездной так же ничтожна, как скорлупа корабля на штормовой волне? 2). Есть ли у «корабля жизни» надежда на спасение? 3). Правда жизни… В чем она заключается? А также творческие задания на отвлеченные темы: «Что скрыто за светом в окне?» «О чем хочется думать?» «От чего бывает хорошо на душе?» «О чем грустят старики?» «Рецепт от грусти и печали - …» и др.

4. Создание фанфиков. Это жанр массовой литературы по мотивам художественного произведения, созданный его поклонниками. Фанфик основывается на каком-либо оригинальном произведении (как правило, литературном или кинематографическом) и может представлять собой продолжение, предысторию, пародию, «альтернативную вселенную», кроссовер («переплетение» нескольких произведений) и так далее. Например, творческая работа в форме письма по произведениям А.И.Куприна. 1). «Вот и закончилась моя очаровательная сказка о любви…» (от лица автора). 2).«Нет, я не могла остаться…» (от лица Олеси). 3).«А может быть, и хорошо, что она уехала…» (от лица Ивана Тимофеевича).

5. Работа с афоризмами. 1). Объяснить афоризм. (Не буди спящего; собаки лают - караван идет; от добра добра не ищут и др.) 2). Продолжить афоризм и сравнить с оригиналом. ( Надежда – хороший спутник, но…(плохой поводырь); мудрость приходит с годами - …(иногда приходят только годы); музыка не нуждается в переводе, потому что…(говорит душа) и др.) 3). Сочинить свой афоризм. ( На папины обещания маме шубу не купишь.)

     Для творческих работ предусмотрены и определенные типы уроков. Это урок - творческая лаборатория, урок открытых мыслей, интегрированный урок, урок – размышление.

     Работы-рассуждения – это своего рода творческие проекты, которые могут быть индивидуальными и групповыми. Далее творческие работы размещаются на школьном сайте, на страницах школьных газет, печатаются в городской прессе «Новости недели», «Молва», «Металлург», участвуют в творческих проектах и конкурсах различного уровня.

Ø  Информационно-коммуникационные технологии. (Создание компьютерных презентаций на уроках литературы, музыкальных видеороликов при изучении лирических, эпических и драматических произведений.)

Мной разработан методический прием «Почувствуй и услышь поэзию». Он заключается в обязательном использовании синтеза искусств при создании видео-презентаций. Это своеобразный анализ поэтического текста не только посредством слова, но и музыки, и других видов искусства. Возможно создание собственного фотоматериала, объяснение позиции лирического героя посредством мимики и жестов. Это творчество в рамки урока уложить невозможно, в основном данного рода задания подходят для внеурочной, домашней работы. Это информационные и творческие проекты, реже – исследовательские. Далее видеоролики, созданные учащимися, пополняют школьную видеотеку, размещаются на школьном и других сайтах, участвуют в конкурсах различных уровней.

 

 

 

Творческие работы учащихся 5-7 классов

 

«Свет в окне и свет души – это…»

·         За светом в окне скрыта чужая тайна.

·         Там что-то происходит, и это известно только автору. Этот свет манит своей тайной, но никогда не выдает свои секреты.

·         Свет души – это истинный отблеск поступков человека, его помыслов.

·         Если зажигается свет, значит, это кому-то нужно, значит, кто-то его зажег. Там, возможно, кто-то радуется или грустит, может, кто-то не спит, а другому не спится. Но свет – это не только лампочка или свеча, это, прежде всего, свет души, это неиссякаемая сила любви и дружбы, сила жизни!

·         Свет души – это совесть человека. Он может быть ярким и ослепительным, если совесть чиста, а может быть тусклым, если человек грешен. 

·         За светом скрыта некая тайна, которая пробуждает множество чувств. Это любопытство, страх, фантазия.

·         Ночь… В доме горит одно единственное окно… Там скрыта какая-то тайна. Может, кто-то кого-то ждет, а может, просто…просто кому-то очень плохо, грустно одному…

·         За светом в окне скрыт целый мир, собственный мир.

·         За светом в окне – жизнь.

·         В мире жить без тайн не интересно. Например, разве маленькому ребенку не любопытно, что там, в коробке, которую ему подарили? Он знает, что там что-то есть, но что?! Так и со светом в окне, который тоже хранит в себе тайну, и очень похож на нераспакованный подарок.

·         Если зажигается свет, то появляется надежда. 

·         Мне кажется, свет согревает человека, а особенно – свет души. Мир – это большой корабль, который, пока будет на свете существовать добро, никогда не потонет. 

·         Если зажигается свет, значит, кто-то пришел. У каждого человека свет души свой. 

·         За светом в окне скрыто что-то теплое, когда его зажигают, значит, кого-то ждут или кто-то такой долгожданный пришел. 

·         За светом в окне скрыта тайна. Небольшая, но тайна. Такая светящаяся, влекущая. Может, она тихо сидит в кресле и читает книгу, Может, украшает новогоднюю елку, а может, смотри на другие тайны в окне и улыбается…

Карпов Сергей, 7а

Рецепт Н.Гумилева от грусти и одиночества «Послушай…далеко, на озере Чад…»

     Рецепт от грусти и печали… В общем, что же это за рецепт? Ведь грусть и печаль – это не диагноз, это временная душевная боль или пустота…Как избавить человека от грусти и одиночества? Наверное, надо его отвлечь… Н.Гумилев предлагает такое лекарство – посмотреть на «изысканного» жирафа, полюбоваться им, его грациозностью, величием, представить волшебную страну, где красуются «стройные пальмы», где манит запах «немыслимых трав»…

     Так что когда вам станет грустно, не забивайтесь в угол, не верьте только в печальную мелодию дождя – оглянитесь: «далеко, на озере Чад, изысканный бродит жираф».

                                                                                                         Дренина Юлия, 5а.

 

 

«Маленькая крупинка своей страны»

В каждом из нас бьётся сердце России…

         Моя страна Россия, а я маленькая крупинка своей страны!!!

         Я хочу жить  в этой стране, хочу, чтобы она процветала и становилась все сильней и могущественней.

                                   Благословенна будь земля,

                                   Где довелось и мне родиться…

          Каждому человек интересно заглянуть в будущее, в будущее своих детей и внуков! А я могу только мечтать о том, какой станет моя страна через десять, двадцать или пятьдесят лет.

          Я хочу, чтобы прекратились все войны, чтобы не было террористов, а наша многонациональная Россия всегда существовала в мире и согласии!

          Хочу, чтобы не было бедности и нищеты. Чтобы у всех была любимая работа, и хватало денег не только на еду, но и на то, чтобы культурно отдыхать, развлекаться.

           Я мечтаю о том, чтобы всё высшее образование было бы бесплатным, а при поступлении оценивались бы только наши знания и стремление научиться чему-то новому, познать неизведанное!!!

          Ещё мне бы хотелось, чтобы люди наконец-то научились ценить природу и те богатства, которые «наша кормилица» изо дня в день даёт всему человечеству.

           Хочу чистого воздуха в моем городе, да и во всей стране!!! Хочу дышать полной грудью, не боясь, что могу подхватить какую-нибудь «заразу»!!!

           Хочу, чтобы свершались открытия за открытиями в медицине и других научных отраслях. Думаю, лет через десять - пятнадцать точно изобретут лекарство от рака и других страшных болезней. Конечно же, этими выдающимися учёными будут россияне, ведь мы «великие умы» мира.

           Для осуществления моих мечтаний требуется уже сейчас начать развивать способности тех, кто будет пытаться осуществить всё задуманное!!! Я со своей стороны сделаю всё, от меня зависящее, чтобы мои мечты о светлом будущем обязательно сбылись.

            Мы все маленькие крупинки своей страны, и абсолютно каждая крупинка, без исключения, важна для настоящего и будущего России. А чтобы все крупинки собрались воедино и смогли сделать будущее лучше, нужно бескорыстно, беззаветно, искренне любить свою страну, быть патриотом!!!

            Но как воспитать эту любовь? Академик Д.С. Лихачёв на этот счёт рассуждал так: «Она (любовь) начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству». Я полностью разделяю его точку зрения. Я, наверное, сейчас нахожусь в середине этого поистине великого пути, но я очень буду стараться, чтобы дойти до конца!!!

            Люди ждут изменений, и мы – ДЕТИ-ПАТРИОТЫ - можем их осуществить!

 

                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Урок по предмету "Русский язык" для 5 класса по теме

"Сочинение-фантазия (например, современная сказка)".

Кузнецова Ольга Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Гимназия №21»

г.о.  Электросталь.

Цели:

1) научить школьников составлять собственную сказку, проверить приобретенные их знания о волшебной сказке как литературном жанре, особенности ее композиции и художественного стиля;

2) развивать творческие способности учеников, культуру связной устной и письменной речи, логическое мышление, умение грамотно излагать свои мысли и наблюдение;

3) воспитывать уверенность в своих возможностях; прививать интерес к результатам собственной работы.

Планируемые результаты:

1) учащиеся знают особенности волшебной сказки;

2)знают и определяют композиционные части разных видов сказок;

3) могут сочинить сказку;

4) могут увидеть и оценить результаты своих действий;

5) умеют слушать и слышать друг друга.

Тип урока: урок развивающего контроля.

На уроке предусмотрено использование следующих типов электронных образовательных материалов  (https://lesson.edu.ru/lesson/46aaa906-f2ee-4bc3-8c11-12c9b280354d):

ü «Алгоритмы написания сочинений разных жанров»,

ü  «Галерея изображений (группа изображений по одной тематике)»,

ü «Изображение или фото»,

ü «Интерактивная хрестоматия первоисточников».

Ключевые слова: СКАЗКА, ФАНТАЗИЯ, СКАЗОЧНЫЙ ГЕРОЙ, СОВРЕМЕННОСТЬ.

Базовые понятия, единые для школьного образования:

·        Алгоритм

·        Искусство

·        Культура

 

 

 

Этапы урока

 

 

1.    Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

 

v Мотивирование на учебную деятельность: коллективная форма

работы, поможет созданию творческой атмосферы (разгадывание ребуса, в котором зашифровано ключевое понятие урока «фантазия»).

 

Учитель: Ребята, отгадайте ребус, и вы узнаете слово, которое превратит нас во всесильных волшебников и позволит невозможное сделать возможным.

 

v Подготовительный этап написания сказки обеспечивается

материалами интерактивной хрестоматии. Работа со словарем синонимов.

Учитель: «Ребята, обратимся к материалам интерактивной хрестоматии первоисточников».

По ним можно повторить, что такое сказка, ее типы и композицию, языковые выразительные средства.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

v Актуализация опорных знаний. Галерея изображений (группа

изображений по одной тематике).

 

Учитель: Вспомните героев литературных сказок.

1)    Кто это? «На голове чалма, на ногах туфли, явно не по размеру, а в руках волшебная трость, умеющая находить клады. Ну конечно, это он — никогда не унывающий, добрый, честный и находчивый…». (Маленький Мук).

2)    А это кто пролетает на ядре? Узнали? «Веселый выдумщик и в то же время самый правдивый человек на свете, заядлый путешественник, смелый и находчивый…». (Барон Мюнхаузен).

3)    Кто это машет нам? «Волосы цвета морковки заплетены в две тугие косички, торчащие в разные стороны, нос похожий на крошечную картофелину, да к тому же в крапинку. В синем платье, украшенном красными лоскутками. На худых ногах длинные чулки разного цвета: один — коричневый, а другой — черный и огромные черные туфли. А на плече обезьянка». Ну как не узнать ее — «Пеппилотту Виктуалию Рульгардину Крисминту, дочь капитана Эфроима Длинныйчулок… Короче — Пеппи».

4)    Кого это принес восточный ветер? Безупречные манеры, элегантный костюм, не женщина, а само совершенство. Ну, разумеется, это самая лучшая няня на свете…(Мэри Поппинс).

5)    Ну а этого парнишку трудно не узнать! «Невысокого роста, худой, зеленоглазый, в круглых очках, непослушные темные волосы топорщатся, а над бровью шрам в виде молнии. Взгляд дерзкий и умный».  (Гарри Поттер).

 

2.    Применение изученного материала (в том числе в новых ситуациях).

Обсуждение пошагового алгоритма подготовки к сочинению-фантазии.

 

Учитель:  Представьте, что один из сказочных героев вдруг оказался среди нас, в нашем современном мире. 

- Придумайте историю на эту тему.

- Что можно рассказать о жизни героя в необычных для него условиях…

!!!(Можно предложить как вариант сочинить «бином фантазии» или сказку о себе).

- Обратите внимание на композицию сочинения.

Давайте вместе составим план.

§  «О чем можно рассказать во вступлении?»

§  «Чему будет посвящена основная часть?»

§  «Чем можно завершить сочинение?»

(Один из вариантов — композиционное построение сочинения по законам жанра сказки. Обратите внимание на использование типов речи: во вступлении это будет повествование и описание, в основной части — повествование, в заключительной части — рассуждение). 

@ Алгоритмы написания сочинений разных жанров.

Учитель: Для того, чтобы  повторить определение «алгоритма», вернемся к нашим ключевым понятиям в самое начало.
Как написать сочинение-фантазию?

ü Выбери сказочного героя, которого ты хотел бы «переселить» в наше время.

 

ü Вступление.

Придумай, где будет жить и работать твой любимый герой? Чем он будет заниматься в свободное время? Какие его сказочные привычки сохранятся в нашем мире? Какие друзья будут окружать его? Возможно, и ты захочешь подружиться с ним.

ü Основная часть.

Придумай забавную ситуацию, в которую попал сказочный герой, не привыкший к особенностям современной жизни.

!!! Помните, что герой, хоть и попал в другое время, но сохранил свой характер. Рассказывая о герое, постарайтесь сохранить его индивидуальность.

                                                                                          

ü Заключение.                                                                          

Порассуждайте о том, какие черты характера помогают вашему герою жить в  нашем мире, общаться с людьми.
2  Композиция сочинения.

Учитель: Вспомните, как построена сказка. Продумайте, как вы построите свою сказку. Посмотрите, какие у вас есть варианты. 

2  Черновик.

Сначала напишите сочинение на черновике. Только после того, как отредактируете его, перепишите в тетрадь.

2  Оформление.

Можете оформить сочинение на альбомном листе, нарисовать портрет героя или иллюстрацию к рассказанному эпизоду.

 

Учитель: Следуйте инструкции-алгоритму, и у вас всё получится. Желаю творческих успехов!

 

3.    Подведение итогов.  Рефлексия « Лестница успеха».

4.    Домашнее задание: редактировать сказку, переписать в тетрадь.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Больше чем профессия» Кузнецова

Больше чем профессия» Кузнецова

Например, творческая работа в форме письма по произведениям

Например, творческая работа в форме письма по произведениям

За светом в окне скрыт целый мир, собственный мир

За светом в окне скрыт целый мир, собственный мир

Хочу чистого воздуха в моем городе, да и во всей стране!!!

Хочу чистого воздуха в моем городе, да и во всей стране!!!

Распространение педагогического опыта "Больше чем профессия" (методическая разработка урока с применением ЦОР от Академии Мин Просвещения)

Распространение педагогического опыта "Больше чем профессия" (методическая разработка урока с применением ЦОР от Академии Мин Просвещения)

Распространение педагогического опыта "Больше чем профессия" (методическая разработка урока с применением ЦОР от Академии Мин Просвещения)

Распространение педагогического опыта "Больше чем профессия" (методическая разработка урока с применением ЦОР от Академии Мин Просвещения)

Распространение педагогического опыта "Больше чем профессия" (методическая разработка урока с применением ЦОР от Академии Мин Просвещения)

Распространение педагогического опыта "Больше чем профессия" (методическая разработка урока с применением ЦОР от Академии Мин Просвещения)

Урок по предмету "Русский язык" для 5 класса по теме "Сочинение-фантазия (например, современная сказка)"

Урок по предмету "Русский язык" для 5 класса по теме "Сочинение-фантазия (например, современная сказка)"

Этапы урока 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этапы урока 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Актуализация опорных знаний.

Актуализация опорных знаний.

Применение изученного материала (в том числе в новых ситуациях)

Применение изученного материала (в том числе в новых ситуациях)

Вступление. Придумай, где будет жить и работать твой любимый герой?

Вступление. Придумай, где будет жить и работать твой любимый герой?

Черновик. Сначала напишите сочинение на черновике

Черновик. Сначала напишите сочинение на черновике
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2023