Меше Людмила Витальевна,
учитель русского языка и литературы
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
на тему: «Концепция совести. Нравственные искания человека в русской литературе XIX – XX веков на примерах
романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и рассказа Ф.А. Абрамова «Потомок Джима» (литература)
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ФИЛОСОФСКИЕ И ЛИТЕРАТУРНЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕСТИ
1.1 Понятие совести в философии и этике XIX-XX веков
1.2 Совесть как одна из ведущих тем в русской литературе XIX-XX веков
1.3 Совесть как этическое и психологическое нравственное сознание в произведениях Ф. М. Достоевского и Ф. А. Абрамова
ГЛАВА 2. СОВЕСТЬ КАК ДВИЖУЩАЯ СИЛА ВНУТРЕННЕГО КОНФЛИКТА И НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО И Ф. А. АБРАМОВА
2.1 Роман “Преступление и наказание”
2.1.1 Внутренний конфликт Раскольникова: совесть - источник мучений
2.1.2 Образ Сони Мармеладовой как нравственный ориентир главного героя
2.1.3 Покаяние - путь к духовному возрождению
2.2 Рассказ “Потомок Джима”
2.2.1 Мотив предательства и чувство вины
2.2.2 Внутренняя борьба главного героя с собственной совестью
2.2.3 Социально-нравственный аспект совести в контексте исторической памяти
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Еще с самых малых лет нас учат различать, что такое “хорошо” и что такое “плохо”, учат полагаться на нашу совесть при принятии решений. Но что же такое совесть?
Совесть - это наш тихий, но непреклонный внутренний голос, который не умолкает и мучит нас изнутри даже тогда, когда все доводы, казалось бы, оправданы и говорят против. Совесть не поддается выгоде, не подчиняется никаким обстоятельствам, она всегда настойчиво напоминает человеку о том, как будет правильнее. Именно совесть становится нашим внутренним судьёй, перед которым человек оказывается на личной аудиенции один на один в самые сложные, неоднозначные и значимые моменты своей жизни. Совесть заставляет нас страдать, но при этом искать искупления, она либо ведет нас по пути раскаяния, либо же навсегда оставляет в невыносимом плену вины. Но разве может существовать настолько могучая сила, способная определять судьбы людей против их воли и желаний? В нашей исследовательской работе на примере русской литературы 19-20 веков мы рассмотрим, как проявляется совесть, где внутренний мир героев часто становится ареной жестоких нравственных сражений, из раза в раз заставляя возвращаться и заново терпеть удар на поле боя.
Целью нашего исследования является выявление особенностей концепции совести в русской литературе серебряного века на примере романа Фёдора Михайловича Достоевского “Преступление и наказание” и рассказа Фёдора Александровича Абрамова “Потомок Джима”. Для достижения цели исследования, были поставлены следующие задачи:
1. Изучить трактовки совести в контексте философии и литературы;
2. Рассмотреть, как тема совести раскрывается в творчестве Достоевского и Абрамова: в чем сходства и различия;
3. Проанализировать внутренний конфликт главных героев обоих произведений через сознание совести;
4. Провести сравнительный анализ механизмов действия совести в различных историкокультурных контекстах.
Актуальность исследования обусловлена тем, что совесть играет ключевую роль в литературе, особенно русской литературе, выступая внутренним нравственным регулятором. Исследование темы совести в произведениях Ф. М. Достоевского и Ф. А. Абрамова позволяют как можно глубже понять влияние совести на человеческое поведение и отношение в разные исторические эпохи.
Новизна исследования заключается в том, что в работе проводится сравнительный анализ двух произведений разных авторов, каждое из которых принадлежит разным историческим эпохам, но объединенным схожими этическими и моральными дилеммами, что, в свою очередь, позволяет проследить эволюцию представлений и мнений о совести в русской литературе.
Объектом исследования выступают роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” и рассказ Ф. А. Абрамова “Потомок Джима”.
Предметом исследования выступает художественное осмысление концепции совести в русской литературе 19-20 веков на примере вышеупомянутых произведений, включая механизмы действия совести в сознании героев, роль совести как морального ориентира в общества, а также ее влияние на поведение и поступки людей.
1.1 Понятие совести в философии и этике XIX-XX веков
Совесть является одной из ключевых категорий нравственного сознания человека, выражающая способность индивида к самоконтролю, осознанию моральных принципов и к оценке совершенных поступков. На протяжении 19-20 веков природа совести трактовалась поразному от одной философской школы к другой. Рассмотрим три основные философские школы и их взгляд на толкование совести, ее происхождения, а самое главное - роли в жизни человека.
1. Немецкая классическая философия.
Во второй половине 18 и в начале 19 веков немецкие мыслители трактовали совесть как “внутренний нравственный закон”. Так, Иммануил Кант рассматривал совесть как проявление категорического императива, то есть универсального и единого морального закона для общества, который существует вне зависимости от внешних обстоятельств и доводов. Кант считал, что человек должен действовать согласно рациональному осознанию долга [7]. Один из основоположников западной философии, Георг Гегель, связывал совесть с развитием духа и общества: моральные нормы формируется исторически, поэтому совесть человека неотделима от культуры, внутренних социальных норм отдельно взятого общества и законов
[9].
2. Экзистенциализм.
В 20 веке философы школы экзистенциализма обратили свое внимание на измерение совести с точки зрения личностных особенностей.
Так, немецкий философ Мартин Хайдеггер утверждал, что совесть есть не что иное как внутренний призыв к истинному существованию [11]. То есть, по мнению Хайдеггера, человек, который подчиняется внешним нормам без их анализа, не может слышать этот призыв, то есть не имеет совести. Это же мнение разделял и французский философ Жан-Поль Сартр: по его мнению, человек сам создает свои моральные ориентиры, а чувство вины перед самим собой является единственным инструментом самооценки [9].
3. Русская религиозная философия.
Русские мыслители, научные деятели и литераторы 19-20 веков рассматривали совесть как духовную составляющую, связанную с христианской моралью. Например, поэт и публицист Владимир Сергеевич Соловьёв писал: “...совесть является божественным началом в человеке, ведущим его к наивысшему нравственному совершенствованию” [11]. Николай Александрович Бердяев считал, что совесть - это свидетельство внутренней свободы человека, а также утверждал, что совесть носит функцию не только осуждения, но и активного преодоления греха через искупление [3].
Таким образом, на протяжении 19-20 веков философия и этика трактовали совесть как рациональный закон, так и личностный выбор, а также как духовный ориентир.
1.2 Совесть как одна из ведущих тем в русской литературе XIX-XX веков
Серебряный век русской литературы славится большим вниманием к темам нравственного искания, внутренних переживаний и гонений человека, и, конечно же, совести. Тема совести как движущей силы поступков, источников страдания и нравственного самосознания, пронизывает творчество многих русских писателей данной эпохи. Через непростые и двойственные образы героев, их внутреннюю борьбу и трагические судьбы, классики демонстрируют, как совесть может играть ключевую роль в жизни человека и даже определять его судьбу, толкая к раскаянию, искуплению и освобождению от душевных тягот любым путем.
Одним из первых русских классиков, кто так глубоко исследовал природу совести и основывал на ней свои произведения, был Фёдор Михайлович Достоевский. В его произведениях герои часто сталкиваются с муками совести. Например, в романе “Братья Карамазовы” сюжетная линия выстроена на истории Ивана и Дмитрия Карамазовых, которые, каждый по-своему, сталкиваются с осознанием ответственности за совершенные ими поступки. В романе “Преступление и наказание” Достоевский демонстрирует: как бы Родион Раскольников ни пытался оправдать убийство процентщицы своей принадлежностью к “сильной личности, право имеющей”, он так и не сможет заглушить свои внутренние терзания. Достоевский намеренно гиперболизирует угрызения совести через ночные кошмары Раскольникова, бред и мучительные сомнения, что, в конечном итоге, все же ведет героя к вынужденному раскаянию [4].
Помимо мучений, доставляемых совестью, русская классическая литература показывает, что совесть также становится важным нравственным ориентиром, который ведет героев к духовному очищению. Например, в романе “Война и мир” Льва Николаевича Толстого, Пьер Безухов проходит очень сложный путь морального прозрения, прежде чем осознает свою ответственность перед людьми: его совесть заставляет его отказаться от праздной жизни, найдя смысл в самопожертвовании [6]. Примером “несчастливого конца” данного тропа является роман “Герой нашего времени” Михаила Юрьевича Лермонтова, где Печорин, мучаясь от своей неспособности любить и приносить пользу окружающим, так и не находит в себе силы изменить свою судьбу.
Наконец, в ХХ веке тема совести, логично, приобретает новое звучание, посвященное революции и войне. Так, в рассказе Федора Александровича Абрамова “Потомок Джима” герои сталкиваются с чувством вины перед своим питомцем, что становится метафорой нравственного кризиса: совесть более не зависит от общественных норм, а является глубоко личностным конфликтом [10].
1.3 Совесть как этическое и психологическое нравственное сознание в произведениях Ф. М.
Достоевского и Ф. А. Абрамова
Сразу стоит отметить, что, несмотря на то, что оба произведения выстроены вокруг терзаний совести, писатели рассматривают совесть в разных ее ипостасях.
Ф. М. Достоевский в “Преступлении и наказании” представляет совесть как источник мучений и нравственного выбора. Родион Раскольников совершает убийство старухипроцентщицы, руководствуясь философией деления людей на две основные касты: “твари дрожащие” и “право имеющие”, относя себя ко второй. Однако уже после преступления практически сразу герой оказывается в плену мучительных переживаний и мук совести.
Рассматривая совесть с этического аспекта, можно выделить следующие этапы борьбы с совестью в романе:
1) Раскольников изначально пытается оправдать свое преступление рациональными доводами, но несмотря на это, совесть берет верх и разрушает все эти доводы;
2) Раскольникову кажется, что его преступление может быть оправдано в глазах общества, так как, по его мнению, это убийство несет пользу, но внутренний призыв к совести говорит обратное;
3) Благодаря влиянию своей возлюбленной Сони Мармеладовой, в конечном итоге, он признает свою вину и обретает возможность не только правового искупления, но и нравственного [2].
С точки зрения психологического аспекта:
1) Совесть проявляется через психосоматические реакции, бред, кошмары, галлюцинации, навязчивые мысли, депрессию, потерю смысла и неспособность как прежде радоваться жизни;
2) Важно отметить: Раскольников испытывает страх не перед законом и сопутствующим наказанием, а перед самим собой;
3) Покаяние и ссылка в каторгу становятся для него искуплением, путем освобождения от мучений совести [2].
То есть у Федора Михайловича в его романе совесть - это не только социальный конструкт и религиозная догма, но и мощная внутренняя сила, определяющая судьбу человека “его же руками”.
В рассказе Федора Александровича “Потомок Джима” совесть раскрывается как личная моральная ответственность. Во время тяжелой войны, жена главного героя, Елена Аркадиевна, дабы спасти мужа от неминуемой голодной смерти, предает их верного пса по кличке Дар, отдав его на убой. Оба героя страдают от угрызений совести и через непродолжительное время после окончания войны, встретив на улице мужчину с пуделем, скоропостижно умирают. Так Федор Александрович в наивысшей степени отразил, насколько сильными могут быть внутренние угрызения совести, несмотря на отсутствие общественного осуждения, что, в конечном итоге, привело даже к смерти героев.
С точки зрения этического аспекта совести:
1) Героиня осознает, что поступила ужасно, предав самого верного друга;
2) В данном случае, совесть - это не абстрактное понятие, а конкретное чувство вины за предательство.
С точки зрения психологического аспекта совести:
1) Оба героя испытывают сильнейшую моральную боль, осознавая невозможность вернуть содеянное;
2) Герои понимают, что их поступок был рационален, но это не умаляет душевных страданий и угрызений совести [10].
В рассказе Ф. А. Абрамова мы видим, что совесть проявляется не только в тяжких преступлениях, караемых законом, как у Достоевского, но и в обыденной жизни, в поступках, остающихся исключительно на совести совершившего.
ГЛАВА 2. СОВЕСТЬ КАК ДВИЖУЩАЯ СИЛА ВНУТРЕННЕГО КОНФЛИКТА И
НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО И Ф. А.
2.1 Роман “Преступление и наказание”
2.1.1 Внутренний конфликт Раскольникова: совесть - источник мучений.
Одним из центральных сюжетов романа является внутренний конфликт Родиона Раскольникова, главного героя. На протяжении всего повествования Федор Михайлович показывает читателю: совесть является неотъемлемой частью мучений личности, разрушая любые рациональные оправдания, впоследствии приводя человека к моральному прозрению.
Совершив убийство, Раскольников пытается оправдать свой поступок своей же теорией деления общества на “право имеющих” и “тварей дрожащих”, где первым позволено вершить судьбу других, выступая подобием Бога; Раскольников причисляет себя именно к этой категории. Однако после совершенного преступления, острые душевные страдания все же “накрывают” героя с головой, разрушая его уверенность и непоколебимость в своих убеждениях.
Угрызения совести героя проявляются по-разному:
1) Физическое проявление терзаний: Раскольников чувствует постоянную слабость, его мучает лихорадка, бред, он становится неспособен вести нормальный образ жизни;
2) Психическое и психологическое давление: Родиона Раскольникова преследует страх разоблачения (паранойя), проявляется излишняя подозрительность;
2) Символические проявления: герою снятся страшные сны (например, сон о забитой кобыле), он испытывает отвращение к себе, перестает отождествлять себя со своей “старой” личностью, до совершения преступления, но при этом до последнего пытается найти оправдания содеянного.
Получается, что, несмотря на внешнюю независимость, Раскольников в конечном итоге все же оказывается пленником собственной совести.
2.1.2 Образ Сони Мармеладовой как нравственный ориентир главного героя.
Важнейшую роль в духовном пути раскаяния Раскольникова играет его возлюбленная Соня Мармеладова. Соня представляет собой олицетворение сострадания, самоотречения и нравственной чистоты. В отличие от Раскольникова, Соня жертвует собой и своей честью ради своей семьи, сохраняя при этом внутреннюю стойкость и веру [4].
Соня становится для Раскольникова его зеркалом совести, показывая, как низко он нравственно пал. Она убеждает его в том, что ему необходимо покаяться, настаивает: только признав свою вину, он обретет единственный возможный путь к освобождению. Помимо прочего, Соня является для Родиона примером бескорыстной любви и прощения, тем самым помогая ему преодолеть его гордыню и встать на путь истинный.
2.1.3 Покаяние - путь к духовному возрождению.
В финале “Преступления и наказания” Родион Раскольников все-таки проходит большой путь: от отрицания своей виновности до осознания необходимости покаяния и искупления греха. Несмотря на то, что изначально он не желал признавать свое преступление и, самое главное, свою вину, он все же приходит к признанию своей виновности перед людьми, законом и собой.
Первым шагом к осознанию своего заблуждения является сцена признания перед Соней. Затем мы наблюдаем достаточно символическую сцену смирения и отказа от прежних убеждений героя - его исповедь на площади. И, наконец, каторга - испытание, ставшее материальной возможностью к духовному очищению и искуплению героя. Кульминацией духовного возрождения личности является эпилог - Раскольников, вдохновленный верой Сони, открывается для новой жизни. Его покаяние является началом пути к истинному искуплению и освобождению от тягот совести [2]. 2.2 Рассказ “Потомок Джима”
2.2.1 Мотив предательства и чувство вины
Рассказ “Потомок Джима” - это история о предательстве и его моральных последствиях, преследующих человека. Жена главного героя, Елена Аркадиевна, принимает, с одной стороны, прагматичное и рациональное, но, с другой стороны, жестокое и несправедливое решение - отдать на убой своего верного друга и друга своего мужа, добермана по кличке Дар, дабы спасти умирающего мужа - Петра Петровича. Это решение спасает Петра, но становится исходной точкой нравственного кризиса обоих супругов.
Дар был не просто собакой, а настоящим спутником и другом пары, олицетворением чистоты и преданности, поэтому, предав его, герои поступают вразрез с собственными нравственными принципами. Пробуждается чувство вины: сразу после совершенного поступка героев преследует удушающее чувство виновности, не позволяя им жить без тягот на сердце. В конечном итоге угрызения совести становятся настолько сильными, что герои умирают с небольшой разницей (два-три года). Таким образом Абрамов показывает, что совесть выступает мощной внутренней силой, разрушающей и строящей одновременно, против которой невозможно бороться даже рациональными доводами.
2.2.2 Внутренняя борьба главного героя с собственной совестью
После содеянного поступка герои погружаются в глубокий нравственный конфликт. Пытаясь оправдать себя логичными доводами, им так и не удается справиться с муками совести. Помимо того, что герои испытывают поглощающее чувство вины, они даже не разговаривают друг с другом об этом, дабы не повредить и так незаживающую душевную рану. Елена Аркадиевна и Петр Петрович чувствуют, что лишились кого-то настолько важного, что не смогут забыть и простить себе это до конца своих дней. Они пытались объяснить свой поступок необходимостью и рациональным решением в пользу людской жизни, а не собачьей; но внутри себя оба понимали, что чувство вины сильнее логики.
Федор Александрович в очередной раз иллюстрирует совесть мощнейшей силой, против которой невозможно выстоять.
2.2.3 Социально-нравственный аспект совести в контексте исторической памяти.
В своем рассказе Ф. А. Абрамов поднимает вопрос не только личной вины, но и исторической памяти: история с Даром воспринимается как символ предательства моральных ценностей ради личной выгоды. Совесть выступает хранителем нравственной памяти, что продемонстрировано в финале рассказа: “...О Даре он не спросил Елену Аркадьевну ни разу, да и вообще разговаривали они теперь только в самых необходимых случаях…на глаза им попался белый пудель. Ни единого слова не было сказано между Еленой Аркадьевной и Петром Петровичем, но с этого дня Елена Аркадьевна слегла и через полгода умерла” [1]. Федор Александрович дает понять: воспоминание о содеянном как никогда живо и осталось с ними навсегда, это рана, которая так и не зажила.
Предательство собаки можно интерпретировать как
отражение утрат моральных ценностей в обществе: сюжет перекликается с
различными трагическими страницами истории.
Вся наша жизнь состоит из принятия решений: человек живет, постоянно делая выбор. Иногда выбор прост, но порой становится настоящим испытанием для нас и нашей совести, становится тем внутренним рубежом, переступив который, мы уже никогда не будем прежними. Как было сказано выше, совесть - это наш внутренний невидимый судья, голос которого неумолимо и беспощадно напоминает нам о содеянном и не дает забыть, не позволяет отгородиться от него никакими оправданиями. Совесть может как мучить и разрушать нашу душу, так и очищать и вести к истинному пути, искупление же дает сил начать заново.
Раскольников мнил себя выше собственной совести, но в результате оказался ее пленником. Он считал, что разум сильнее внутреннего судьи, что у него получится заглушить этот голос, но он оказался неправ: человеческая душа устроена иначе. Он пытался убежать от самого себя, постоянно шагая по пятам и нагоняя, сводя себя с ума. Жизнь в кошмарах, бреду и фоновой тревоге стала новой реальностью Родиона, и только когда он стал честен перед самим собой, позволил себе прочувствовать всю боль вины, он понял, что в покаянии и есть подлинная свобода.
Хоть герои Ф. А. Абрамова не вершили судьбу человека, подобно Раскольникову, их предательство оказалось не менее горьким и тяжким грузом. “Как забыть взгляд того, кто доверил тебе свою жизнь?” - задается вопросом автор. Как заглушить, “отключить” чувство вины, если оно рождено не в уме, а в сердце? Трагичный финал рассказа ясно показывает читателю: нельзя предать и остаться целым; потеряв доверие самого преданного существа, человек теряет часть своей души.
Совесть - это не красивая абстракция, это не литературный эпитет и не выдуманная моральная категория. Совесть - это неприступный судья, живущий в каждом из нас, от которого хочется отвернуться, но именно он делает из нас настоящих людей. Совесть заставляет идти против разумного, против страха наказания, против страха самой страшной участи и заставляет начать искать пути искупления.
В этом, пожалуй, и заключается великая мораль русской литературы: не существует преступления без наказания, также как не существует наказания без надежды на искупление.
1. Абрамов, Ф. А. “Потомок Джима”. - СПБ., 1970 г.
2. Бахтин, М. М. “Проблемы поэтики Достоевского”. - ТРТУ, 1963 г.
3. Бердяев, Н. А. “О назначении человека. Опыт парадоксальной этики”. - СПБ,
1931 г.
4. Гроссман, Л. П. “Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. - М., 1923 г.
5. Достоевский, Ф. М. “Преступление и наказание”. - М., 1866 г.
6. Ильин И. А. “Аксиомы религиозного опыта” (О совести как основе нравственного выбора). - 1911 г.
7. Лосев, А. Ф. “Диалектика мифа”. (О философский аспектах нравственности и совести) - М., 1930 г.
8. Тихомиров, Б. А. “Художественная философия Ф. М. Достоевского”. - Ростов/Д., КИ “Феникс”, 1991 г.
9. Фромм, Э. “Бегство от свободы” (О социальном и индивидуальном аспекте совести). - 1941 г.
10. Щуклина, В. И. “Совесть как этическая категория в прозе Ф. А. Абрамова”. - 1988 г.
11. Юнг, К. Г. “Архетипы и коллективное бессознательное” (Совесть как архетипическая структура). - М., 1954 г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.