Учителем русского языка и литературы я работаю первый год. Но за этот промежуток времени я успела накопить небольшой опыт в использовании эффективных технологий, методов, приёмов, форм работы с учащимися на уроках, а также интернет-ресурсов, которые активно применяю на своих уроках. Использование педагогических технологий помогает учителю проводить уроки на современном уровне. И это необходимое требование выполнения ФГОС третьего поколения, потому что современные педагогические технологии превращают урок русского языка из пассивного слушания в активное сотворчество, где каждый ученик — не зритель, а участник языкового процесса.
Действительно, применение современных педагогических технологий кардинально меняет урок русского языка, превращая его из формата односторонней передачи информации в интерактивный процесс, в котором каждый ученик активно участвует, взаимодействует и создаёт, что существенно улучшает понимание и усвоение материала. Активное участие способствует более глубокому пониманию языка и развитию языковых навыков.
На уроках русского языка я применяю элементы некоторых современных образовательных технологий.
Уровневую дифференциацию я применяю как на уроках, так и в качестве домашней работы. Для эффективной реализации этой технологии в образовательном процессе я использую разноуровневые задания на этапах закрепления полученных знаний (урок усвоения новых знаний), систематизации материала (урок обобщения и повторения), контроля и оценки знаний.
Здоровьесберегающие технологии, которые необходимы на каждом уроке для охраны и укрепления здоровья детей. Без применения здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы не обойтись, т.к. они, в свою очередь, «работают» на усвоение учебного материала и влияют на качество образования. Для этого я организую смену видов деятельности, которая позволяет учащимся переключиться и избежать усталости на уроке. Нередко для снятия напряжения после долгого использования интерактивной доски я провожу зрительные гимнастики. Также часто организую двигательные упражнения – физминутки, минутки релаксации под классическую музыку или звуки природы. Как правило, такие мероприятия проводятся на этапе закрепления материала, либо в конце этапа усвоения новых знаний, чтобы снять психологическое и физическое напряжение учащихся.
Игровые технологии. Элементы игровой технологии я часто включаю в этапы актуализации знаний, усвоения новых знаний, закрепления полученных знаний, контроля и оценки знаний. Например, это использование игры на скорость с кнопками, лингвистические викторины, где учащиеся работают в группах, игра «третий лишний» (определение лишнего слова в ряду), «да/нет» (верное/неверное утверждение), ролевые игры, инсценировки на уроках русского язык и литературы.
В последнее время я стала применять элементы и проектной технологии (создание учащимся под контролем учителя новых продуктов: дети писали сказки о частях речи). Это развивает познавательную активность, исследовательское мышление, коммуникативные и практические навыки. Я освоила кейс-технологии (предоставление обучающимся ситуации, содержащей проблему). На уроках русского языка мы используем смоделированные ситуации, с помощью которых учимся решать проблемные вопросы, анализировать их, оценивать альтернативные решения, выбирать правильные варианты. Элементы обеих технологий раскрываются на этапах усвоения новых знаний, закрепления полученного материала, систематизации знаний.
Я стала применять метод проблемной ситуации (постановка противоречия и стимула решить это противоречие), особенно на этапе постановки цели урока. Этот метод способствует развитию мышления, умению находить нестандартные решения, причинно-следственные связи и использовать уже имеющиеся знания.
При планировании домашнего задания использую Онлайн-платформу «ЯКласс», она позволяют снять нагрузку не только с учащихся, но и с меня, так как проверка заданий осуществляется сайтом. И мне проще отследить, какие задания и темы вызывают у ребят наибольшие сложности.
При проведении своих уроков я использую интернет-ресурсы: словари, справочники, онлайн-тренажёры. Готовлю свой наглядный материал в виде презентаций, раздаточного материала, схем, таблиц. Всё это помогает мне максимально доступно донести до учащихся новые знания и систематизировать их.
На своих уроках применяю групповую, парную и индивидуальную форму работы. Групповую форму работы я применяю при работе с текстами и объёмными заданиями. Парную форму работы стараюсь проводить практически на каждом уроке. Индивидуальную работу я использую для развития у своих учеников познавательной самостоятельности, творческих способностей, умения объективно оценивать себя и других учащихся.
Но не только технологии, методы и приёмы помогают мне успешно работать с учениками. Особое внимание я уделяю тому, чтобы на моих уроках ученики не скучали, а были заинтересованы темой урока. Ведь интерес учащихся – это половина успеха при организации образовательного процесса. Именно он определяет, насколько хорошо ребёнок усвоит материал.
Чтобы на моих уроках было интересно, ученики получали прочные знания, я постоянно совершенствуюсь, ищу новые технологии, методы и приёмы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.