Активные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы.

  • Документация
  • pptx
  • 25.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя. Значительные трудности испытывают учащиеся с ЗПР и ДЦП при изучении русского языка и литературы. Обучение русскому языку имеет практическую направленность, поэтому принцип коррекции является ведущим, основным.
Иконка файла материала Активные формы обучения нв уроках.pptx

Активные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы

Подготовила презентацию: Сурина Т. В., учитель русского языка и литературы ГКОУ «С(К)ОШИ

2025 г.

Цель:

Развитие творческого потенциала личности путем использования на уроках русского языка и литературы активных форм и методов учебной деятельности.

поиск активных форм и методов формирования прочных знаний, умений, навыков учащихся;
формирование общеучебных умений и навыков с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся;
включение каждого ученика в активную творческую деятельность;
усиление практической направленности обучения русскому языку и литературе на основе вовлечения учащихся в различные виды деятельности.

Задачи:

Активные формы уроков

интегрированные уроки;
урок-исследование;
урок-консультация;
игровые формы уроков;
мультимедийные технологии обучения.

Игровые формы уроков
урок-подготовка к постановке спектакля;
урок-спектакль, концерт;
урок-конференция;
урок-КВН.

Сочинение загадок, сказок, басен

Активные формы и методы обучения (урочная деятельность)

Творческие работы

Работа над текстами разных типов и стилей

Сочинение поучений

Сочинение лингвистическ их миниатюр

Комплексный анализ текста

Составление кроссвордов, ребусов

Работы исследовательско го характера

5-6
класс

7-8
класс

9-10
класс


Составление схем-опор, алгоритмов


Игровая учебная деятельность

Разработка дидактического материала учащимися

Активные методы и приемы работы
на уроках русского языка и литературы

творческие виды пересказа и интерпретация литературных текстов;
поисково-исследовательские методы (создание проблемной ситуации, «мозговой штурм», работа над индивидуальными или групповыми проектами, защита проекта);
взаимоопрос;
взаимопроверка работ;
создание проверочных, самостоятельных работ для одноклассников или учеников младших классов.

Приём «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов

В левой части –простые («тонкие») вопросы,
в правой – вопросы, требующие более сложного, развернутого ответа.

Приём «Синквейн»


Приём "Кольца Венна"

Приём довольно простой, но помогает развивать в детях навыки сопоставления, сравнения.
В месте сращения колец пишутся сходные черты, а в пустых частях кольца - различные.

Несколько проблемных вопросов для урока-суда:
5 класс. Р.Л.Стивенсон «Вересковый мёд» Имел ли право отец убивать собственного сына?
6 класс. Проспер Мериме «Маттео Фальконе» Можно ли оправдать Маттео Фальконе за убийство Фортунато?
7 класс. Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» Достойно ли оправдания предательство Андрия?
7 класс. Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» Прав ли был Тарас Бульба, убив Андрия?

Урок-суд

Приём «Кластер»

Информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев).
В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации, которые обучающиеся логически связывают с ключевым понятием.
В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.

«Продолжите мысль»

«Шапка вопросов».
Вид работы по учебному тексту, требующий общения и взаимосвязи учеников друг с другом. Дети бросают в шапку по 3 записки с вопросом по тексту. 

LearningApps – бесплатный онлайн-сервис, где можно создавать собственные задания, редактировать уже опубликованные и выполнять чужие.

Использование сервиса LearningApps

Проектная деятельность (творческие проекты)

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты

Диагностика обученности по русскому языку

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты