Вариативный урок обобщения и систематизации знаний по теме «Бессоюзное сложное предложение».

  • Документация
  • docx
  • 24.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Вариативный урок повторения и систематизации знаний по теме "Бессоюзное сложное предложение", построенный на основе анализа предложений, взятых из произведений великого русского поэта А.С.Пушкина
Иконка файла материала Вариативный урок обобщения и систематизации изученного о БСП.docx

 

Вариативный урок обобщения и систематизации знаний «Бессоюзное сложное предложение».

Из опыта работы Васильевой Надежды Николаевны, учителя русского языка и литературы ГБОУСОШ № 325 Фрунзенского района г. Санкт-Петербург

 

Цель урока – усвоение знаний и способов действий в комплексе и системе.

Задачи:

1)Развивающая: формирование умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности;  навыков сотрудничества.

2)Воспитательная: формирование у учащихся чувства прекрасного, любви к родному языку на примере художественных текстов А.С.Пушкина; создание условий для формирования культуры умственного труда, воспитание взаимоуважения, умения слушать; пробуждения интереса к знаниям.

3)Учебная: повторить смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения и формировать навык постановки запятой, точки с запятой, двоеточия, тире  между частями БСП, а также в простых предложениях.

Оборудование урока:

Экран

ноутбук,

проектор,

CD диск с презентацией по теме урока,

индивидуальные карточки «Рабочий и контрольный оценочный лист».

тетради,

учебник “Русский язык. 9 класс” (авторы С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков и др.) – М., “Просвещение”, 2024

Тип урока – вариативный урок комплексного применения знаний по теме

Учебный модуль №1. Организация начала занятия. Цель: мотивация на учебно-познавательную деятельность.

1. Вступительное слово учителя.

2. Решение лингвистической задачи.

Выполните следующие действия:                                                                                                                                                                                1) От количества простых предложений, составляющих сложносочиненное предложение: Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит, – отнимите число запятых в нем.  3 – 2 = 1.

2)К числу букв имени (без отчества) няни А.С. Пушкина прибавьте номер склонения полного имени (без отчества) поэта.  5 + 2 = 7.  

3)К количеству н в слове ветреный прибавьте число букв в приставке слова поскользнулся (по скользкому), полученную сумму умножьте на количество е в слове длинношеее(1 + 2) х 3 = 9.  

4) Номер склонения существительного фальшь умножьте на количество штилей, определенных Ломоносовым, и прибавьте количество карт, сыгравших роковую роль в судьбе главного героя «Пиковой дамы» А.С. Пушкина.  3 х 3 + 3 = 12.  

5) Количество богатырей на картине Васнецова умножьте на количество звуков в слове ел3 х 3 = 9.

6) Суммируйте полученные ответы.

 Конечную сумму отнимите от даты смерти А.С. Пушкина. Какое число у вас получилось, о чем оно вам говорит?   1837 – 38 = 1799.                                                                                                                                                                                  

У вас получился ряд 1799 -1837. Ребята, а с чем ассоциируются у вас эти цифры?

Целеполагание. Эти даты ассоциируются с именем А.С.Пушкина. Это годы жизни великого поэта. Языковым материалом на уроке для повторение условий постановки запятой, точки с запятой, тире и двоеточия в БСП будут служить предложения из произведений великого поэта.

Объяснение модульного урока.

Этапы модульного урока

Готовность к уроку.

Самокон
троль

Взаимо
контроль

I. Входной контроль (учитель) №1 Знание теории по теме.

 

 

 

II. Я умею определять знак в схеме БСП и соотносить его с ССП и СПП.

 

 

 

III. Я умею определять сложные предложения

 

 

 

IV. Я умею видеть на письме и на слух границы простых предложений в БСП и правильно ставить знаки препинания

 

 

 

V Творческая работа. Анализ художественного текста, установление смысловых связей, определение стилистической роли БСП.

 

 

 

VI. Я справляюсь с заданием ЕГЭ

 

 

 

VII. Рефлексия (самооценка работы на уроке)

 

 

 

 ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА (Контроль учителя)

 

 

 

 

Учебный модуль № 2. Актуализация опорных теоретических знаний, формирование задач исследования и способов их достижения.

Входной контроль. Игра «Блеф-клуб» или цифровой диктант.

Вашему вниманию будут предложены утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным – ставите цифру 1 на листе, если нет – 0. Затем проверим свои ответы и разберемся в ошибках.

Итак, я утверждаю:

1. Сложные предложения бывают союзными и бессоюзными (Да.)

2. Если второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом, то между частями БСП ставится двоеточие (Да.)

3. Запятая между частями БСП ставится, если в них перечисляются какие- то факты (Да.)

4. Части СПП связаны подчинительной связью (Да).

5.Если второе предложение дополняет смысл первого, распространяя один из его членов, то между частями БСП ставится тире (Нет.)

6. Некоторые БСП синонимичны СПП с придаточным времени (Да.)

7. В БСП со значением одновременности и последовательности одно предложение отделяется от другого запятой (Да.)

8. Если части БСП осложнены, между ними ставится точка с запятой (Да.)

9. В БСП ставится тире, если вторая часть поясняет содержание первой (Нет.)

10. В СПП от главного предложения к придаточному можно поставить вопрос (Да). 

Итоговый ответ: 1111011101.  

Самопроверка. 10 баллов. Коррекция знаний.

Учебный модуль №3. Сопоставление схем БСП, ССП и СПП. Работа со знаковой системой.

Задание «Расставьте знаки препинания и найдите соответствия».

УУД: Определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов (со значением перечисления; причины; следствия; пояснения; дополнения; времени; условия; сравнения; противопоставления и неожиданного присоединения, быстрой смены событий). Синтаксические синонимы сложных бессоюзных предложений.  

Взаимопроверка и коррекция ЗУНов. 8 баллов

Учебный модуль №4. Реализация основных идей повторения изученного. Анализ сложных предложений и определение их видов.

Игра «Зашифруем послание». Учащиеся ставят плюсы в соответствующие графы таблицы. Если задание выполнено верно, должна получиться цифра 5.

1.Погасло дневное светило,                                                                                                 На море синее вечерний пал туман.

2.Пирует с дружиною вещий Олег                                                                                   При звоне веселом стакана,                                                                                              И кудри их белы, как утренний снег                                                                                       Над славной главою кургана…

3.И я судьбу благословил,                                                                                              Когда мой двор уединенный,                                                                                              Печальным снегом занесенный,                                                                                                                                                      Твой колокольчик огласил.

4.Где некогда все было пусто, голо, теперь младая роща разрослась.

5.Вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года незаметных.

6. Прошло сто лет, и юный град, полночных стран краса и диво, из тьмы лесов, из топи блат вознесся пышно, горделиво.

7. Мчатся тучи, вьются тучи;                                                                                        Невидимкою луна                                                                                                             Освещает снег летучий;                                                                                                Мутно небо, ночь мутна.  

8. Я памятник себе воздвиг нерукотворный,                                                                                                            К нему не зарастет народная тропа,                                                                                 Вознесся выше он главою непокорной                                                              Александрийского столпа.                                                                                                                                                                                       

9.Чиста небесная лазурь,                                                                                              Теплей и ярче солнце стало.

10.Роняет лес багряный свой убор,                                                                                         Сребрит мороз увянувшее поле,                                                                                                                  Проглянет день как будто поневоле                                                                                                                                             И скроется за край окружных гор.                                                                          

11.Ты под окном своей светлицы                                                                                           Горюешь, будто на часах,                                                                                                              И медлят поминутно спицы                                                                                                                                В твоих наморщенных руках.

12.Кто жил и мыслил, тот не может                                                                                                                         В душе не презирать людей….

Самопроверка и коррекция ЗУНов.  

 Если выявились затруднения, обратиться к опорному конспекту.

Знаки

препинания

Примеры

Значение

,

Воскресли чувства, ясен ум. (А.Пушкин.)

 

Последовательность, перечисление, одновременность (=и)

;

И свет ее улыбкой встретил;                                               Успех наш первый окрылил;                                    Старик Державин нас заметил                                                      И, в гроб сходя, благословил.  (А.Пушкин.)

 

Последовательность, перечисление, одновременность. Части далеки по смыслу, содержат собственные знаки.

:

1)Печален я: со мною друга нет (А.Пушкин.)

2) Но мысль ужасная здесь душу омрачает:                       Среди цветущих нив и гор                                          Друг человечества печально замечает                                     Везде невежества убийственный позор. (А.Пушкин.)

3) Вижу: духи собралися                                                                         Средь белеющих равнин  (А.Пушкин.)

 

1)Причина (= потому что, так как)

2) Пояснение (= а именно, то есть)

 

 

 

3)Изъяснение, предупреждение (= и вижу, и слышу, как)

-

1) Вы грозны на словах – попробуйте на деле! (А.Пушкин.)

2) Желания кипят – я снова счастлив, молод… (А.Пушкин.)

3) Смутились гости молодые -                                              Царь, вспыхнув, чашу уронил                                   И за усы мои седые                                                      Меня с угрозой ухватил  (А.Пушкин.)

 4) Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей…
(А.Пушкин.)

5)… Дохнул осенний хлад – дорога промерзает (А.Пушкин.)

 6) Молвит слово – соловей поет (Пословица.)

1) Противопоставление (=а, но)

2) Быстрая смена событий, неожиданное присоединение (=и вдруг, и сразу)

3) Вывод, результат, следствие (=поэтому, следовательно, так что)

4) Условие (=если)

 

5) Время (=когда)

6) Сравнение (=словно, как)

 

Учебный модуль №5. Определение смысловых отношений в БСП и постановка знаков препинания.

УУД: анализировать и характеризовать синтаксическую структуру сложных бессоюзных предложений, смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов.

Графический тест. Дифференцированное задание по 3 вариантам.

Самопроверка. Вариант 3. КЛЮЧ.

1.Я знаю: дам хотят заставить                                                                       Читать по-русски. 

2.Настанет ночь, луна обходит

Дозором дальний свод небес.

3.Не спится, няня: здесь так душно!

4.Но слушай: в родине моей                                                               Между пустынных рыбарей                                                                         Наука дивная таится.

5. Уж побледнел закат румяный                                                                        

Над усыпленною землей;                                                                                           Дымятся синие туманы.

6.Тропою темной                                                                                   Задумчив едет наш Руслан                                                              

И видит: сквозь ночной туман                                                                           

Вдали чернеет холм огромный.

Учебный модуль №6.  Анализ художественного текста А.С.Пушкина и определение стилистической функции БСП.

УДД: Наблюдение за особенностями употребления бессоюзных сложных предложений в текстах разных стилей и жанров.

Мчатся тучи, вьются тучи; 
Невидимкою луна 
Освещает снег летучий; 
Мутно небо, ночь мутна. 
Еду, еду в чистом поле; 
Колокольчик дин – дин – дин . 
Страшно, страшно поневоле 
Средь неведомых равнин!... 

Посмотри: вон, вон играет, 
Дует, плюет на меня, 
Вон – теперь в овраг толкает 
Одичалого коня; 
Там верстою небывалой 
Он торчал передо мной, 
Там сверкнул он искрой малой 
И пропал во тьме пустой». 

        Беседа по вопросам.

- Из какого стихотворения этот отрывок? «Бесы»

- Каково настроение лирического героя в стихотворении?  

-Какие предложения преобладают в предложенном отрывке? Попробуйте заменить их синонимичными ССП.

- Изменится ли настроение стихотворения?

 (Стихотворение написано А. С. Пушкиным 7 сентября 1830 года в имении Болдино. Это была «тревожная» полоса в жизни поэта. Перед женитьбой он приехал в деревню, чтобы устроить свои денежные дела. Думал, что пробудет там недолго и вернётся в Москву, а задержался на три месяца. Осень была его любимым временем года. Пребывание в Болдине сопровождалось невероятным творческим подъёмом. За короткий срок были написаны «Повести Белкина», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Домик в Коломне», «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы», завершён роман «Евгений Онегин», создано много лирических произведений. Несмотря на это, поэт часто находился в «сквернейшем настроении». Из-за начавшейся холеры откладывалась долгожданная поездка в Москву к невесте Н. Н. Гончаровой. Да и в Москве свирепствует холера, что вызывает тревогу автора за судьбу Натальи Николаевны.

Вывод: БСП передают тревожное состояние лирического героя. БСП создают описания более динамичные, взволнованные, напряженные. БСП с противительным значением выразительны, лаконичны, часто служат для создания контраста, являясь ярким образным средством. БСП по сравнению с союзными более выразительны, поэтому чаще используются в разговорной и художественной речи, подчеркивают стихийность явления и непроизвольность действий

Учебный модуль №7. Выполнение тестового задания №21 ЕГЭ.

Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

 (1)Флаг Ростова-на-Дону представляет собой прямоугольное полотнище «золотого свечения», состоящее из цветов герба города: синего и красного. (2)На флаге в центре воспроизведён малый герб города в контурном изображении: щит рассечён, на синем поле башня, на красном военные доспехи. (3)Цвета флага и гербовые фигуры на оборотной стороне располагаются в следующей последовательности от древка флага: на синем фоне сторожевая башня, на красном военные трофеи. (4)Исследователи отмечают: «Гербовые фигуры воспроизведены схематически, без излишней детализации, белым цветом». (5)В этом много символического: в гербовых фигурах читается чистота помыслов, свобода и доброта ростовчан, мирное сосуществование граждан разных национальностей в городском сообществе, открытость города для своих друзей, готовность горожан к сотрудничеству.

Ответ: 235

Рефлексия.  

Учебный модуль №8. Домашнее задание.

1.Д/З исследовательского характера. Выпишите 10 БСП из произведений А.С.Пушкина, объясните постановку знаков препинания в них.

2.*Д/З творческого характера. Придумать sms сообщение о данном уроке в виде БСП, используя в нем предложения с запятой, точкой с запятой, двоеточием и тире  и отправить его личным сообщением в Сферуме

Приложение №1 к уроку.

Рабочий и контрольный оценочный лист учащегося.

Вариант 1.         ФИО_______________________________________________________

Этапы модульного урока

Готовность к уроку.

Самокон
троль

Взаимо
контроль

I. Входной контроль (учитель) №1 Знание теории по теме.

 

 

 

II. Я умею определять знак в схеме БСП и соотносить его с ССП и СПП.

 

 

 

III. Я умею определять сложные предложения

 

 

 

IV. Я умею видеть на письме и на слух границы простых предложений в БСП  и правильно ставить знаки препинания

 

 

 

V Творческая работа. Анализ художественного текста, установление смысловых связей, определение стилистической роли БСП.

 

 

 

VI. Я справляюсь с заданием ЕГЭ

 

 

 

VII. Рефлексия (самооценка работы на уроке)

 

 

 

 ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА (Контроль учителя)

 

 

 

1. Лингвистическая задача____________________________________

2. Игра «Блеф-клуб»___________________________________________

3. Расставьте знаки препинания и найдите соответствия. Игра «Жокей – лошадь»

1.[условие] [   ]

 1. [    ], ( так что   ) 

2.[   ]  [причина]

 2. [    ], но [   ]

 3.[   ]  [противопоставление ]

 3. [    ], (что   )

4.[   ]  [пояснение]

 4. (Если  ),  [    ]

5.[время]  [   ]

 5. [    ],[то есть   ]

6.[   ]  [изъяснение, предупреждение]

 6. (Когда  ),  [    ]

7.[   ]  [вывод, следствие, результат]

 7.[    ], (потому что  )

8.[   ]  [неожиданное происшествие, быстрая смена событий]                                                                                                                    

 8.[    ], и [    ]

 

Игра «Зашифруй послание»

СПП

ССП

БСП

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

4

 

 

 

5

 

 

 

6

 

 

 

7

 

 

 

8

 

 

 

9

 

 

 

10

 

 

 

11

 

 

 

12

 

 

 

5. Графический тест.  Вариант 1

 1) Еще страшней, еще чуднее                                                                                                                                     Вот рак верхом на пауке,                                                                                                       Вот череп на гусиной шее                                                                                                              Вертится в красном колпаке,                                                                                                 Вот мельница вприсядку пляшет.                                                                                              

2) Вы грозны на словах  попробуйте на деле!                                                                                   3) Вы улыбнетесь    мне отрада; вы отвернетесь   мне тоска.                                                                     4) Я выглянул из кибитки  все было мрак и вихрь.                                                                         5) Я знаю  в вашем сердце есть                                                                                                    И гордость, и прямая честь.                                                                                                                   6) Он засмеется  все хохочут.                                                                                                                    Нахмурит брови  все молчат.                                                                                                 7) Он видит  окружен волнами,                                                                                               Над твердой, мшистою скалой                                                                                   Вознесся памятник.                                                                                                                   8)Прошла неделя, месяц    он                                                                                                 К себе домой не возвращался.

1

2

3

4

5

6

7

8

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             

 

 

 

Вариант 2.         ФИО_______________________________________________________

Этапы модульного урока

Готовность к уроку.

Самокон
троль

Взаимо
контроль

I. Входной контроль (учитель) №1 Знание теории по теме.

 

 

 

II. Я умею определять знак в схеме БСП и соотносить его с ССП и СПП.

 

 

 

III. Я умею определять сложные предложения

 

 

 

IV. Я умею видеть на письме и на слух границы простых предложений в БСП  и правильно ставить знаки препинания

 

 

 

V Творческая работа. Анализ художественного текста, установление смысловых связей, определение стилистической роли БСП.

 

 

 

VI. Я справляюсь с заданием ЕГЭ

 

 

 

VII. Рефлексия (самооценка работы на уроке)

 

 

 

 ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА (Контроль учителя)

 

 

 

1. Лингвистическая задача____________________________________

2. Игра «Блеф-клуб»___________________________________________

3. Расставьте знаки препинания и найдите соответствия. Игра «Жокей – лошадь»

1.[условие] [   ]

 1. [   ], но [   ]

2.[   ]  [причина]

 2. [   ], (так что   )   

 3. [   ]  [противопоставление ]

 3. [   ], (потому что  )

4.[   ]  [пояснение]

 4. (Когда  ), [    ]

5.[время]  [   ]

 5. [   ],[то есть   ]

6.[   ]  [изъяснение, предупреждение]

 6. (Если  ), [   ]

7.[   ]  [вывод, следствие, результат]

 7.[   ], (что    )

8.[   ]  [неожиданное происшествие, быстрая смена событий]                                                                                                                    

 8.[   ], и [     ]

 

Игра «Зашифруй послание»

СПП

ССП

БСП

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

4

 

 

 

5

 

 

 

6

 

 

 

7

 

 

 

8

 

 

 

9

 

 

 

10

 

 

 

11

 

 

 

12

 

 

 

5. Графический тест. Вариант2  

1)В чужбине свято соблюдаю
Родной обычай старины
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.                                                                                                                     
2) Обряд известный угощенья                                                                                                                                                                  Несут на блюдечках варенья,                                                                                                             На столик ставят вощаной                                                                                                                Кувшин с брусничною водой                                                                                                               3) Во дни веселий и желаний я был от балов без ума                                                                    Верней нет места для признаний и для вручения письма!                                                                  4) Ученых много умных мало.                                                                                                          5) Пред ним широко                                                                                                                             Река неслася бедный челн                                                                                                                  По ней стремился одиноко.                                                                                                                      6) Погасло дневное светило
На море синее вечерний пал туман
                                                                                                                     7) Мне время тлеть тебе цвести.                                                                                              8)Я помню чудное мгновенье                                                                                                           Передо мной явилась ты…                                                                                                     

1

2

3

4

5

6

7

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант3.

1.Я знаю  дам хотят заставить                                                                       Читать по-русски. 

2.Настанет ночь  луна обходит                                                                  Дозором дальний свод небес.

3.Не спится, няня  здесь так душно!

4.Но слушай  в родине моей                                                                        Между пустынных рыбарей                                                                                  Наука дивная таится.

5. Уж побледнел закат румяный                                                                           Над усыпленною землей                                                                                            Дымятся синие туманы.

6.Тропою темной                                                                                Задумчив едет наш Руслан                                                                                  И видит  сквозь ночной туман                                                                           Вдали чернеет холм огромный.

Приложение №2.

Знаки

препинания

Примеры

Значение

,

Воскресли чувства, ясен ум. (А.Пушкин.)

 

Последовательность, перечисление, одновременность (=и)

;

И свет ее улыбкой встретил;                                               Успех наш первый окрылил;                                    Старик Державин нас заметил                                                      И, в гроб сходя, благословил.  (А.Пушкин.)

 

Последовательность, перечисление, одновременность. Части далеки по смыслу, содержат собственные знаки.

:

1)Печален я: со мною друга нет (А.Пушкин.)

2) Но мысль ужасная здесь душу омрачает:                       Среди цветущих нив и гор                                          Друг человечества печально замечает                                     Везде невежества убийственный позор. (А.Пушкин.)

3) Вижу: духи собралися                                                                         Средь белеющих равнин  (А.Пушкин.)

 

1)Причина (= потому что, так как)

2) Пояснение (= а именно, то есть)

 

 

 

3)Изъяснение, предупреждение (= и вижу, и слышу, как)

-

1) Вы грозны на словах – попробуйте на деле! (А.Пушкин.)

2) Желания кипят – я снова счастлив, молод… (А.Пушкин.)

3) Смутились гости молодые -                                              Царь, вспыхнув, чашу уронил                                   И за усы мои седые                                                      Меня с угрозой ухватил  (А.Пушкин.)

 4) Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей…
(А.Пушкин.)

5)… Дохнул осенний хлад – дорога промерзает (А.Пушкин.)

 6) Молвит слово – соловей поет (Пословица.)

1) Противопоставление (=а, но)

2) Быстрая смена событий, неожиданное присоединение (=и вдруг, и сразу)

3) Вывод, результат, следствие (=поэтому, следовательно, так что)

4) Условие (=если)

 

5) Время (=когда)

6) Сравнение (=словно, как)

 

Приложение №3.

Мчатся тучи, вьются тучи; 
Невидимкою
 луна 
Освещает
 снег летучий; 
Мутно
 небо, ночь мутна. 
Еду,
 еду в чистом поле; 
Колокольчик
 дин  дин  дин . 
Страшно,
 страшно поневоле 
Средь
 неведомых равнин!... 

Посмотри:
 вон, вон играет, 
Дует,
 плюет на меня, 
Вон
  теперь в овраг толкает 
Одичалого
 коня; 
Там
 верстою небывалой 
Он
 торчал передо мной, 
Там
 сверкнул он искрой малой 
И
 пропал во тьме пустой». 


 

Скачано с www.znanio.ru