Раздел долгосрочного плана:Лишние люди
|
Школа: Карасай батыра |
||||||||||||
Дата: 13.10.23 |
ФИО учителя:Ахмелова Л.А. |
||||||||||||
Класс: 10 |
Количество присутствующих: |
отсутствующих: |
|||||||||||
Тема урока |
Значение творчества А.С.Пушкина для русской и казахской литературы и культуры.Переводы Пушкина на казахский язык. |
||||||||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке |
10.3.1 давать оценку произведению с точки зрения эстетического воздействия на читателя, объясняя собственное отношение к идее, героям в форме устных и письменных высказываний. 10.1.2 понимать содержание художественного произведения, его проблематику, критически осмысливая, выражать своё отношение к услышанному или прочитанному; |
||||||||||||
Цели урока |
Продолжить формирование навыков анализа поэтического текста; Учить давать собственные оценки поступкам героев (устные и письменные); Понимать идейное содержание и художественную ценность классического текста. |
||||||||||||
Критерии оценивания |
· выражает свое отношение к роману, дает личную оценку героям и событиям романа; · использует цитаты и ссылки на ключевые эпизоды; · объясняет, в чем художественная ценность произведения; · составляет письменное высказывание оценочного характера. |
||||||||||||
Языковые цели
|
Основное внимание уделяется подробному изучению романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина. Учащиеся будут развивать и совершенствовать аналитическое чтение и навыки интерпретации текста, что позволит им выполнить ряд устных и письменных творческих работ и заданий, направленных на развитие аналитических навыков и критического мышления. |
||||||||||||
Привитие ценностей
|
Воспитывать бережное отношение к художественному тексту, к слову, умение сострадать литературному герою и друг другу. Воспитывать компетентного читателя – свободную личность с гуманистическими ценностями. |
||||||||||||
Ход урока https://www.google.com/search?q=%D0%92%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE+%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%8B+%D0%9F%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0+%D0%BD%D0%B0+%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%85%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9+%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA&rlz=1C1GGRV_enKZ1030KZ1030&oq=%D0%92%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE+%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%8B+%D0%9F%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0+%D0%BD%D0%B0+%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%85%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9+%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA&aqs=chrome..69i57j33i160.24449j0j7&sourceid=chrome&ie=UTF-8&bshm=rime/1#fpstate=ive&vld=cid:58e970b9,vid:1HDvZO7pSVE,st:0
|
|||||||||||||
Запланированные этапы урока |
Запланированная деятельность на уроке
|
Ресурсы |
|||||||||||
Началоурока |
1. Орг. момент. (1 мин.) 2. Актуализация знаний. Слово учителя: Пушкина не стало в расцвете его поэтических возможностей, а возможности эти были необычайно велики. Но Пушкин успел сделать очень много. Это величайший народный поэт, воплотивший в себе достижения предшествующей отечественной и мировой литературы, обозначивший евоим творчеством более высокий этап ее дальнейшего развития. Его творчество отразило своеобразие всех основных сословий страны — дворянства, крестьянства, буржуазии, мещанства: их обычаи, нравы, интересы, стремления, связи и отношения. Поэт обличал отрицательные характеры, боролся с индивидуализмом и одновременно утверждал положительные образы своей эпохи. Назначение литературы Пушкин видел в духовно-нравственном воспитании человека. С самого начала своего творчества Пушкин проявлял интерес к актуальным вопросам современности, откликался на злободневные вопросы взаимоотношений власти и народа, дворян и крестьянства, общественного развития России ("Борис Годунов", "Капитанская дочка"). Социальная активность стала отличительной чертой всей последующей прогрессивной отечественной литературы. Пушкин — самый яркий выразитель чувств, дум и стремлений своего времени. Поэт писал о прозе: "Она требует мыслей и мыслей" и подтверждал свои слова. На протяжении всего творчества он придерживался декабристских идей, через всю жизнь пронес жизнеутверждающие идеи освободительной борьбы, оставаясь оптимистом, любящим жизнь, гуманистом и неутомимым пропагандистом передовых идей, объединяющих людей высокой нравственности, настоящего человеческого благородства, возвышенных чувств дружбы и любви. Свое назначение как поэта Пушкин видел в вольнолюбии, в защите бесправных людей, в народности. Об этом он говорит в стихотворении "Я памятник себе воздвиг нерукотворный": И долго буду я любезен тем народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал. Свободолюбивый голос Пушкина был слышен во всех концах страны и вселял надежду на лучшее. Пушкин был настоящим патриотом своей Родины, гордился величавым характером своего народа и славной историей Отечества, напоминал о всемирно-исторической миссии русского народа как освободителя Европы от восточно-монгольского нашествия и наполеоновской тирании. Без Пушкина не было бы Гоголя и Лермонтова, Некрасова и Салтыкова-Щедрина, Тургенева и Гончарова, Толстова и Достоевского, Чехова и Блока и многих других писателей и поэтов. Пушкин русским темам придал общечеловеческое звучание. Идеал Пушкина — это человек, который хочет владеть всем положительным и преодолеть все отрицательное в опыте человечества за всю его историю. Гоголь писал о великом поэте: "Пушкин есть явление чрезвычайное, и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет". Пушкин писал о России и для России, но все его произведения проникнуты духом мировой истории. В Пушкине понимание противоречий реальной жизни уравновешивается осознанием величия и благородства человека — единственного творца истории. Он глубоко и органически воспринял традиции эпохи Просвещения и Возрождения. Как и все просветители, Пушкин верил в силу разума и его победу над тьмой, и его вера основана на глубоком анализе своего времени. Но Пушкин отклонял просветительское противопоставление героя массе, он, наоборот, искал источники, объясняющие необходимость самых крутых поворотов истории. Пушкин преодолел классицистские и сентиментально-романтические влияния, прошел через гражданский романтизм и, опираясь на достижения своих прогрессивных предшественников — Фонвизина, Радищева, Крылова, Грибоедова, стал родоначальником новой русской литературы — литературы действительности. Поведение героев произведений Пушкина обусловлено их социальной средой, но они активно стремятся защитить свои человеческие права и преобразовать окружающую действительность. Переживания, чувства, настроения персонажей раскрываются во внешних действиях, поступках и жестах. Пушкин подчеркивает индивидуальные и раскрывает социально-типические черты героев. Сколько прошло столетий, а язык Пушкина понятен и сейчас! Он предельно ясен, точен и выразителен. Гоголь отмечал, что в каждом слове Пушкина "бездна пространства". По словам Чернышевского, до Пушкина "еще никто не писал таким легким и живым языком". Пушкин смело ломал роды, жанры и создавал новые. Он оставил примеры политической, философской, любовной и пейзажной лирики. Создал первый роман в стихах; писал трагедии и драмы, статьи, предисловия, рецензии, дневники и исторические исследования. Творчество Пушкина стало образцом реалистичного метода и стиля. Пушкин создал образы "лишнего человека", "маленького человека", самоотверженный образ русской женщины. По словам В. Г. Белинского, А. С. Пушкин принадлежит к тем творческим гениям, которые, "работая для настоящего, приуготовляют будущее". Сейчас его произведения переведены на многие языки и изучаются во многих странах мира, его идеи и сегодня сохраняют свою могучую силу. «Евгений Онегин» - роман, основу которого составляют взаимоотношения двух основных героев – Онегина и Татьяны. Если быть вполне точным, надо сказать, что 3-им, а пожалуй, и самым главным является образ самого поэта, голос которого звучит почти в каждой строфе.
Татьяна – сердце романа, Онегин – разум. Человек чувствует прежде всего сердцем («Чуяло моё сердце!»- говорим мы порою). А только потом осмысливаем поступки, события, анализируем их. Поэтому Татьяна (чувствует) делает всё ранее других. А разум отстаёт от действительности, так как событие сначала должно совершиться, а потом осмысливается. Поэтому Онегин всегда опаздывает: и к началу спектакля, и к дуэли, и на именины Татьяны, и любовь его опоздавшая.
Сердце и разум – динамический центр романа.
Итак, сегодня мы проследим историю любви героев, причины их трагедии.
3. Озвучивание темы: «Письмо Татьяны к Онегину». Постановка целей на урок: Продолжить формирование навыков анализа поэтического текста; Учить давать собственные оценки поступкам героев (устные и письменные); Понимать идейное содержание и художественную ценность классического текста. |
фильм «Онегин» Марта Файнс до 1 мин. 39 сек. (первая встреча Онегина и Татьяны).
|
|||||||||||
Середина урока
|
Задание для первой группы. Ответьте на вопросы: 1. Как знакомит Пушкин своего героя с Татьяной? (Друг Татьяны поэт Ленский, влюблённый в Ольгу, приглашает Евгения к Лариным, чтобы познакомить с избранницей своего сердца). 2. Прав ли Онегин, сказав Ленскому после встречи: « Я выбрал бы другую, когда б я был, как ты, поэт? (Прав. Татьяна поразлила его глубиной душевного мира, поэтичность, робостью, замкнутостью. Онегин увидел своё сходство с ней) 3. Почему любовь Татьяны к Онегину вспыхивает мгновенно? (Она вообразила его героем своего романа, Онегин был не похож на тех людей, которые окружали Татьяну в деревне (на чванливых, пустых людей типа Пустяковых, Буяновых, Скотининых). 4. С кем делится Татьяна своей тайной? Почему? (Но няня не понимает Татьяну, так как вышла замуж не по любви, чувства её давно угасли). Инсценируйте эпизод «Письмо Татьяны». И вот она одна. Всё тихо. Светит ей луна. Облокотясь, Татьяна пишет. Задание для второй группы Ответьте на вопросы: 1.Почему Татьяна решилась написать Онегину? Как вы относитесь к её поступку? (Нужно было очень сильно полюбить, чтобы решится написать Онегину первой. Татьяна верит в его благородство, иначе бы не написала. Её поступок достаточно смел, если соотнести его со временем. Татьяна – то жила в 19 веке). 2.Как ведет себя Татьяна, отправив письмо Онегину? (Татьяна мечется, ждёт скорее не ответа, а его самого.В её порыве всё: и жажда встречи, и любовь, и испуг, и стыд, и радость, и трепет сердца). Инсценируйте эпизод «Исповедь Онегина». …но только повернула В аллею, - прямо перед ней, Блистая взорами, Евгений Стоит подобно грозной тени. Задание для третьей группы Ответьте на вопросы: 1.Почему Онегин не ответил на чувства Татьяны? (Радостям любви он предпочёл холодный покой, свободу. Он не понял Татьяны, он считает, что встретил её слишком поздно. Объяснение с Онегиным носит трагический характер и определяет дальнейшую судьбу Татьяны, оставаясь самым большим горем в её жизни). 2.Пушкин считает, что «очень мило поступил с печальной Таней наш приятель». Согласны ли вы с этим и почему? (Татьяна понимает непозволительность своей любви, но отказаться от неё не может). 3.Почему Онегин покидает деревню? (Он потрясён смертью Ленского, казнит себя, ведь это он ради мнения «глупцов готов убить на поединке друга» Онегин бежал из деревни, томимый поздним и бесполезным раскаянием и тоской). 4.Что нового об Онегине узнаёт Татьяна, посещая его дом, кабинет, читая его книги? (Поняла, что Онегин не таков, какого она вообразила раньше. Он эгоистичен, себялюбив, надменен, разочарован в жизни, в людях, но в то же время страдающий от своих ошибок и недостатков, одинокий, нуждающийся в любви и опоре человек. Таков Онегин, каким она узнала его здесь, ей не нравится, но разлюбить его она не в силах). 1.Что изменилось в судьбе Татьяны? (Выходит замуж). Почему? Ведь она по-прежнему любит Онегина? («Меня слезами заклинаний молила мать»). 2.Изменился ли Онегин после странствий? (Он многое видел, многое пережил, к нему впервые пришла любовь, и он вовсе не умеет её таить, к него «слова нейдут» в присутствии Татьяны. Он сохнет и «едва ль уж не чахоткою страдает». Инсценируйте «Письмо Онегина»
Задание для четвертой группы Ответьте на вопросы: 1.Чьё письмо, по вашему мнению, более трагично? Почему? (Зрелому человеку труднее любить. Страшно купить своё счастье ценою несчастья другого. Трудно писать такое письмо человеку, любовь которого отверг. И Онегин предчувствует, что его исповедь могут не понять). 2. Изменилось ли отношение Татьяны к Онегину? (Она не верит ему, не верит, что он изменился, потому что жизнь преподала ей суровый урок). 1.Почему же отвергла Татьяна любовь Онегина, если по- прежнему любит его? (Их разлучает то, что называется долгом). 2.Как заканчивается встреча героев? (Трагически- полным разрывом, «она ушла»- ушла навсегда, не может человек строить своё счастье на несчастье другого- это закон жизни).
Инсценируйте эпизод«Последняя встреча» Ф. Взаимооценивание Критерии оценивания: 1. дает личную оценку героям и событиям романа; 2. аргументируют цитатами из текста; 3. передает эмоции и чувства героев (для участвовавших в инсценировке).
Дифференциация (Приложение) Пассивных учеников объединить в группу и попросить прокомментировать ключевые слова письма Татьяны.
Что же значит любовь для Татьяны, какой она пред нами предстает? 5.СОР №2 20 мин
5. ИДом.задание : эссе «Как проходят испытание любовью Онегин и Татьяна» Пушкин проводит своих героев через испытание любовью. Онегин не выдержал этого испытания.Перед нами раскрылась большая человеческая драма.Татьяна, умная, глубокая натура, навсегда осталась с мучительным чувством несчастной любви. Онегин, благородный, умный, с недюжинными способностями человек, так и не нашёл себя. Ф. Оценивание учителем Критерии оценивания:
· использует цитаты и ссылки на ключевые эпизоды; · оценивает поступки героев.
|
|
|||||||||||
Конец урока
|
6. Рефлексия: Чемодан, Мясорубка, Корзина - что возьму с собой (Чемодан) - что осталось непонятным (Мясорубка) - что лишнее (Корзина)
7. Д/з:Приемы создания образа.
|
|
|||||||||||
Раздел долгосрочного плана:Лишние люди. А. С. Пушкин «Евгений Онегин»
|
Школа : Карасай батыра |
|||||||||||
Дата 13.10.23 |
ФИО Ахмедова Л.А. |
|||||||||||
Класс: 10 В |
Количество присутствующих: |
отсутствующих: |
|
|||||||||
Тема урока |
Пушкин и Казахстан. Переводы произведений А.С.Пушкина на казахский язык. |
|
||||||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке |
10.2.8 анализировать средства и приемы создания образов, изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса, объяснять их воздействие на читателя. 10.1.3 самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты, связанные с выражением авторской позиции; |
|
||||||||||
Цели урока |
Учащиеся научатся самостоятельно определять в тексте цитаты, фрагменты, отражающие авторскую позицию, обобщая и делая выводы; научатся осмысливать содержание художественного произведения, определять проблематику, будут самостоятельно выражать своё мнение |
|
||||||||||
Критерии оценивания |
- определяет проблематику произведения; - выражает собственное мнение о прочитанном; - аргументирует свои выводы цитатами из текста |
|
||||||||||
Языковые цели
|
Учащиеся будут развивать и совершенствовать аналитическое чтение и навыки интерпретации текста, что позволит им выполнить задания, направленные на критическое осмысление и развитие аналитических навыков |
|
||||||||||
Привитие ценностей
|
На уроке будут прививать такие ценности, как: - Сотрудничество - Открытость - Труд и творчество |
|
||||||||||
Ход урока |
|
|||||||||||
этапы урока |
Запланированная деятельность на уроке
|
Ресурсы |
|
|||||||||
Начало 5 мин |
Разминка «Узнай героя»: Автор или Евгений Онегин?
1.Что можете сказать о герое данного фрагмента? Какое слово является оценочным, ключевым в этой реплике? 2.Распределите реплики в таблице 1. Рано чувства в нем остыли 2. друзья и дружба надоели 3. Онегин, добрый мой приятель 4. Я был рожден для жизни мирной, 5. Я был от балов без ума 6. Зато читал Адама Смита 7. Короче: русская хандра Им овладела понемногу 8. Мы все учились по-немногу 2.Распределите реплики
Самопроверка по доске |
|
|
|||||||||
25 минут |
Задание 1( по 1 главе) Выбрать один из вопросов и кратко ответьте на него: 1.Почему Пушкин описывает только один день из жизни Онегина? 2.Почему «Онегин — сельский житель,//Заводов, вод, лесов, земель //Хозяин полный» заскучал на третий день пребывания в деревне? 3.«Всегда я рад заметить разность //Между Онегиным и мной». Чем именно отличаются Онегин и автор? Дескриптор оценивания 1. Демонстрирует понимание первой главы (в том числе подтекста); 2. Называет проблемы, связанные с образом жизни Евгения/его личными качествами; Выражает свое мнение, подкрепляя его уместными цитатами/ссылками на текст. П Автор в романе «Евгений Онегин» - это повествователь и одновременно «герой», персонаж. Необходимо помнить, что Автор - это художественный образ. Что же такое авторское отношение? Слайд: что такое авторское отношение ? Вывод: авторское отношение выражается через образ, настроение, чувства Тема урока: Способы выражения позиции автора. «Жизнь Онегина в деревне»( 2 глава) Задание 2. 1. Изучите Памятку « Способы выражения авторского отношения» Вывод: какими способами автор может выразить своё отношение к герою? Задание2 1. Прочитать фрагмент 2. Выписать способы выражения авторского отношения к главному герою 3. Сделать вывод: можно ли определить авторское отношение к герою в данном фрагменте?
Задание 1 группы 1. Составьте в группе кластер, отражающий аргументированные ответы на проблемные вопросы Проблемный вопрос: Какими способами автор выражает своё отношение к Онегину?
1. Как относится к деревенской жизни Онегин? 2. Сходятся ли во взглядах на деревенскую жизнь Автор и Евгений Онегин? Найдите слова и словосочетания в тексте, которые об этом прямо говорят? 3. Определите, какие приёмы выражения авторской позиции использованы в данном фрагменте
- выражает собственное мнение об отношении автора к героям; - выписывает способы выражения авторской позиции; - аргументирует свои выводы цитатами из текста; - представляет групповую работу классу; - соблюдает регламент выступления (3 минуты).
Задание 2 группы Составьте в группе трехчастный дневник, отражающий аргументированные ответы на проблемные вопросы Проблемный вопрос: Какими способами автор выражает своё отношение к Ленскому? 1Найдите слова и словосочетания в тексте, которые описывают а) внешний вид героя; в) творчество героя 2. Определите, какие приёмы выражения авторской позиции использованы в данном фрагменте
Дескрипторы оценивания: - выражает собственное мнение об отношении автора к героям; - выписывает способы выражения авторской позиции; - аргументирует свои выводы цитатами из текста; - представляет групповую работу классу; - соблюдает регламент выступления (3 минуты).
Задание 3 группы Составьте в группе диаграмму Эйлера-Венна, отражающую аргументированные ответы на проблемный вопрос Проблемный вопрос: Какими способами автор выражает своё отношение к дружбе Ленского и Онегина? 1Найдите слова и словосочетания в тексте, которыми автор описывает дружбу двух героев. 2Что их сближало и в чём состояло различие героев? 3. Определите, какие приёмы выражения авторской позиции использованы в данном фрагменте Дескрипторы оценивания: - выражает собственное мнение об отношении автора к героям; - выписывает способы выражения авторской позиции; - аргументирует свои выводы цитатами из текста; - представляет групповую работу классу; - соблюдает регламент выступления (3 минуты). Задание 4 группы Составьте в группе ментальную карту, отражающую аргументированные ответы на проблемные вопросы Проблемный вопрос: Какими способами автор выражает своё отношение к Лариным? 1Найдите слова и словосочетания в тексте, которые описывают а) привычки жены Лариной до и после замужества в) семейные отношения Лариных 2. Определите, какие приёмы выражения авторской позиции использованы в данном фрагменте Дескрипторы оценивания: - выражает собственное мнение об отношении автора к героям; - выписывает способы выражения авторской позиции; - аргументирует свои выводы цитатами из текста; - представляет групповую работу классу; - соблюдает регламент выступления (3 минуты). Защита Методический прием « Посол» Идет обмен учениками, от каждой группы в другую группу отправляется ученик и знакомит с работой своей группы Взаимооценивание групп по критериям ФОПрочитайте отрывок из романа “Евгений Онегин”, выпишите цитаты, свидетельствующие об отношении автора к героине |
текст 1 главы
https://www.youtube.com/watch?v=U-M41YklUBw
Памятка
маркеры |
|
|||||||||
Конец урока 5 мин
|
Рефлексия. Стратегия «ХИМС» Учащиеся напишут, что было Х- хорошо И – интересно М – мешало С – себе на заметку. д/з читать 3 главу. Подумайте, прав ли автор, говоря о дружбе героев, как «от делать нечего друзья»? |
|
|
|||||||||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? |
Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? |
Здоровье и соблюдение техники безопасности |
|
|||||||||
Дифференциация может быть выражена в подборе заданий, в ожидаемом результате от конкретного ученика урока с учетом рационального использования времени. |
Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока. |
Здоровьесберегающие технологии. Используемые физминутки и активные виды деятельности. Пункты, применяемые из Правил техникибезопасности на данном уроке.
|
|
|||||||||
Рефлексия по уроку Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Все ли учащиеся достигли ЦО? Если нет, то почему? Правильно ли проведена дифференциация на уроке? Выдержаны ли были временные этапы урока? Какие отступления были от плана урока и почему? |
Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.
|
|
||||||||||
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.