Расширяем горизонты чтения:и внеурочная деятельность в основном общем образовании
Оценка 4.7

Расширяем горизонты чтения:и внеурочная деятельность в основном общем образовании

Оценка 4.7
docx
04.01.2024
Расширяем горизонты чтения:и внеурочная деятельность в основном общем образовании
расширяем горизонты чтения.docx

Расширяем горизонты чтения: внеурочная деятельность в основном общем образовании

С 2019 года в Лицее №12 г. Лениногорска совестными усилиями школьной библиотеки и кафедрой языкознания реализуется внеурочная деятельность по пропаганде чтения и литературы.

Программа «Буду настоящим читателем» ориентирована на овладение учащимися продуктивным чтением, правильной читательской деятельностью, в процессе освоения которой учащиеся изучат этапы работы с текстом, приобретут читательские умения, в результате чего у них появится интерес и мотивация к чтению. При этом обучение выступает не самоцелью, а условием общекультурного  развития детей.

1. Результаты первого уровня (ознакомление школьников с конкретным направлением, с социальной реальностью в повседневной жизни): получение школьниками знаний о содержании трёх шагов технологии продуктивного чтения, читательских умениях и способах разметки текстов для ведения «диалога с автором».

2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): демонстрация навыков по применению читательских умений и знаний о трёх этапах технологии работы с текстом в коллективной деятельности под руководством взрослых. Осознание содержания и структуры технологии; усвоение таких понятий технологии, как «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение», и др. Способность самостоятельно мыслить в процессе обсуждения прочитанного, проявлять интерес к чтению книг, любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия): приобретение опыта использования в практике основных читательских умений, приёмов работы с текстом, аргументирования своей точки зрения, ведения диалога с автором, проявление способности уважать всякий честный труд, талант, гений, сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным. Демонстрация интереса и мотивации к чтению книг.

Особое внимание в рамках внеурочного курса «Буду настоящим читателем!» для 5-9 классов, разработанных педагогом-библиотекарем Мельниковой Л.Г. уделяется знаковым произведениям русской, советской и зарубежной классической литературе, оставшимся за рамками не только школьной программы, но и уроков по внеклассному чтению.

Формы проведения данных мероприятий различны. Это и беседы, просмотр кинофильмов по данным произведениям, диалоги о прочитанном, блиц-турниры, составление кроссвордов и пр, библиотечные уроки, «Мозговые штурмы», практические работы – комменированное чтение произведений.

По своей сути работа с учащимися по данной программе внеурочной деятельности позволяет сформировать активную читательскую и жизненную позицию учащегося, дать навыки работы с текстом произведения художественной литературы и литературной критики, дать возможность учащемуся навык публичного выступления.

Несомненно, что взросление учащегося отражается и на выборе тем, освещаемых в данной учебной деятельности.

К примеру, программа в 5м классе расширяет библиотечно-библиографические знания, полученные учащимися в начальной школе. Добавляются темы по особенностям сбора и содержания личной библиотеки, писатель и творчество, Продуктивное чтение – что это? Высказывание предположений. Опрос взрослых друзей, одноклассников. Запись ответов. Продуктивное чтение и значение слова «продукт». Глубокое восприятие и понимание текста. К примеру, Медленное вдумчивое чтение. Практическая работа с текстом Е.Пермяка «Самое страшное». Вопросы автору, возникающие по ходу чтения. Ответы на вопросы текста. Диалог с автором. Комментирование

класс

Представление о настоящем читателе. Книга и читатель. Писатели и их книги. Становление читателя.

Литература художественная и нехудожественная. Воздействие художественного произведения на эмоции и воображение читателя.

Мир приключенческой литературы. Герои, живущие по законам чести. Что делает книгу и  её героев бессмертными. Практическая работа с текстом Ж.Верна «Дети капитана Гранта» (главы). Самоотверженность и мужество героев Ж.Верна.Практическая работа с текстом А.Дюма «Три мушкетёра» (главы). Законы чести, по которым живут герои Дюма.

«Законы» приключенческой литературы. Особенности развития действия в приключенческой литературе.

Практическая работа с текстом А.Н.Рыбакова «Кортик» (главы).

Произведения о детстве разных исторических периодова.

 И уже в 6м классе в обсуждении произведений мы  поднимаем очень важную тему – ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ЗА ЕГО ПОСТУПКИ.

 

 

7й класс

Темы Писатель-книга-читатель, Истинное и ложное в жизни человека. Поиски счастья героями. Практическая работа с текстом П.Мериме «Венера Илльская» (в сокращении). Философский смысл новеллы и повести. «Вечные» темы в художественной литературе и разные формы их  воплощения. Роль сказки в жизни читателя. Нравственные ценности в сказках для взрослых. Практическая работа с текстом В.Гауфа «Маленький Мук».

Назначение человека и его ответственность перед будущим. Многообразие реального и художественного мира.Практическая работа с текстом К.Г.Паустовского «Старик в станционном буфете».

Формы: беседа, анализ, обсуждение текста, вопросы к автору и пр.

8й класс

 

Кто такой настоящий читатель. О литературе, писателе и читателе. Субъективность автора и читателя в оценке литературного героя.

Литературный герой и читатель. Автобиографическая и мемуарная литература. Личность автора, её отражение в литературе.

Развиваем тему, работая так:

Практическая работа с текстом А.И.Герцена «Былое и думы» (главы). Роль отрочества в становлении личности автора. «Былое и думы» как образец мемуарной литературы.

Практическая работа с текстом Ш.Бронте «Джен Эйр» (главы). Автобиографическое начало в романе. Вымышленные мемуары. Нравственные проблемы художественной литературы.

Муки человеческой совести.Практическая работа с текстом  Л.А.Кассиля «Ранний восход» (главы).

«Ну что с того, что я там был...». Влияние войны на человека – на его жизнь и внутренний мир. Практическая работа с текстом Ч.Т.Айтматова «Первый учитель» (в сокращении). Подвиг учителя Дюйшена. Нравственная красота характера героя.

 

9й класс

Настоящий читатель много читает. Взросление личности и ее читательских интересов, вкусов, пристрастий. Личность автора. Мои любимые книги.

Продуктивное чтение - многоплановое чтение, чтение текста в разных аспектах (содержательном, литературоведческом, культурологическом и др.). Интерпретация прочитанного текста.

Столкновение выдуманного мира героя с реальной жизнью. Мир чувств читателя и литературного героя. Практическая работа с текстом Ф.Саган «Здравствуй, грусть» (главы).

Сложность и противоречивость внутреннего мира героев. Необходимость бережного отношения к чувствам других. Практическая работа с текстом С.Д.Довлатова «Наши» (в сокращении).

Борьба героев за справедливость и человеческое достоинство. Жажда личного подвига. Человек как главная ценность в мире и в литературе. Гуманистический характер художественной литературы.Практическая работа с текстом М.Горького «Симплонский туннель» (из «Сказок об Италии»).

Великая сила маленького человека. Практическая работа с текстом В.Шаламова «Последний бой майора Пугачева». Бой героя за свое человеческое «Я».

Естественным образом, в конце каждого года обучения ребята осуществляют свой исследовательский проект, самостоятельно подбирая интересные им произведения, рассказывая о них, давая собственную литературоведческую трактовку, говоря об истории создания самого произведения, автора, о современном прочтении книги. Все это проходит в неформальной обстановке дружеской встречи.

Что дает такая внеурочная деятельность нашим учащимся? Это свобода мысли, широта читательских интересов, развитие познавательной активности, понимания философских вопросов и пр.


 

Расширяем горизонты чтения: внеурочная деятельность в основном общем образовании

Расширяем горизонты чтения: внеурочная деятельность в основном общем образовании

Формы проведения данных мероприятий различны

Формы проведения данных мероприятий различны

Темы Писатель-книга-читатель, Истинное и ложное в жизни человека

Темы Писатель-книга-читатель, Истинное и ложное в жизни человека

Столкновение выдуманного мира героя с реальной жизнью

Столкновение выдуманного мира героя с реальной жизнью
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.01.2024