Расширяем горизонты чтения: внеурочная деятельность в основном общем образовании
С 2019 года в Лицее №12 г. Лениногорска совестными усилиями школьной библиотеки и кафедрой языкознания реализуется внеурочная деятельность по пропаганде чтения и литературы.
Программа «Буду настоящим читателем» ориентирована на овладение учащимися продуктивным чтением, правильной читательской деятельностью, в процессе освоения которой учащиеся изучат этапы работы с текстом, приобретут читательские умения, в результате чего у них появится интерес и мотивация к чтению. При этом обучение выступает не самоцелью, а условием общекультурного развития детей.
1. Результаты первого уровня (ознакомление школьников с конкретным направлением, с социальной реальностью в повседневной жизни): получение школьниками знаний о содержании трёх шагов технологии продуктивного чтения, читательских умениях и способах разметки текстов для ведения «диалога с автором».
2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): демонстрация навыков по применению читательских умений и знаний о трёх этапах технологии работы с текстом в коллективной деятельности под руководством взрослых. Осознание содержания и структуры технологии; усвоение таких понятий технологии, как «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение», и др. Способность самостоятельно мыслить в процессе обсуждения прочитанного, проявлять интерес к чтению книг, любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия): приобретение опыта использования в практике основных читательских умений, приёмов работы с текстом, аргументирования своей точки зрения, ведения диалога с автором, проявление способности уважать всякий честный труд, талант, гений, сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным. Демонстрация интереса и мотивации к чтению книг.
Особое внимание в рамках внеурочного курса «Буду настоящим читателем!» для 5-9 классов, разработанных педагогом-библиотекарем Мельниковой Л.Г. уделяется знаковым произведениям русской, советской и зарубежной классической литературе, оставшимся за рамками не только школьной программы, но и уроков по внеклассному чтению.
Формы проведения данных мероприятий различны. Это и беседы, просмотр кинофильмов по данным произведениям, диалоги о прочитанном, блиц-турниры, составление кроссвордов и пр, библиотечные уроки, «Мозговые штурмы», практические работы – комменированное чтение произведений.
По своей сути работа с учащимися по данной программе внеурочной деятельности позволяет сформировать активную читательскую и жизненную позицию учащегося, дать навыки работы с текстом произведения художественной литературы и литературной критики, дать возможность учащемуся навык публичного выступления.
Несомненно, что взросление учащегося отражается и на выборе тем, освещаемых в данной учебной деятельности.
К примеру, программа в 5м классе расширяет библиотечно-библиографические знания, полученные учащимися в начальной школе. Добавляются темы по особенностям сбора и содержания личной библиотеки, писатель и творчество, Продуктивное чтение – что это? Высказывание предположений. Опрос взрослых друзей, одноклассников. Запись ответов. Продуктивное чтение и значение слова «продукт». Глубокое восприятие и понимание текста. К примеру, Медленное вдумчивое чтение. Практическая работа с текстом Е.Пермяка «Самое страшное». Вопросы автору, возникающие по ходу чтения. Ответы на вопросы текста. Диалог с автором. Комментирование
6й класс
Представление о настоящем читателе. Книга и читатель. Писатели и их книги. Становление читателя.
Литература художественная и нехудожественная. Воздействие художественного произведения на эмоции и воображение читателя.
Мир приключенческой литературы. Герои, живущие по законам чести. Что делает книгу и её героев бессмертными. Практическая работа с текстом Ж.Верна «Дети капитана Гранта» (главы). Самоотверженность и мужество героев Ж.Верна.Практическая работа с текстом А.Дюма «Три мушкетёра» (главы). Законы чести, по которым живут герои Дюма.
«Законы» приключенческой литературы. Особенности развития действия в приключенческой литературе.
Практическая работа с текстом А.Н.Рыбакова «Кортик» (главы).
Произведения о детстве разных исторических периодова.
И уже в 6м классе в обсуждении произведений мы поднимаем очень важную тему – ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ЗА ЕГО ПОСТУПКИ.
7й класс
Темы Писатель-книга-читатель, Истинное и ложное в жизни человека. Поиски счастья героями. Практическая работа с текстом П.Мериме «Венера Илльская» (в сокращении). Философский смысл новеллы и повести. «Вечные» темы в художественной литературе и разные формы их воплощения. Роль сказки в жизни читателя. Нравственные ценности в сказках для взрослых. Практическая работа с текстом В.Гауфа «Маленький Мук».
Назначение человека и его ответственность перед будущим. Многообразие реального и художественного мира.Практическая работа с текстом К.Г.Паустовского «Старик в станционном буфете».
Формы: беседа, анализ, обсуждение текста, вопросы к автору и пр.
8й класс
Кто такой настоящий читатель. О литературе, писателе и читателе. Субъективность автора и читателя в оценке литературного героя.
Литературный герой и читатель. Автобиографическая и мемуарная литература. Личность автора, её отражение в литературе.
Развиваем тему, работая так:
Практическая работа с текстом А.И.Герцена «Былое и думы» (главы). Роль отрочества в становлении личности автора. «Былое и думы» как образец мемуарной литературы.
Практическая работа с текстом Ш.Бронте «Джен Эйр» (главы). Автобиографическое начало в романе. Вымышленные мемуары. Нравственные проблемы художественной литературы.
Муки человеческой совести.Практическая работа с текстом Л.А.Кассиля «Ранний восход» (главы).
«Ну что с того, что я там был...». Влияние войны на человека – на его жизнь и внутренний мир. Практическая работа с текстом Ч.Т.Айтматова «Первый учитель» (в сокращении). Подвиг учителя Дюйшена. Нравственная красота характера героя.
9й класс
Настоящий читатель много читает. Взросление личности и ее читательских интересов, вкусов, пристрастий. Личность автора. Мои любимые книги.
Продуктивное чтение - многоплановое чтение, чтение текста в разных аспектах (содержательном, литературоведческом, культурологическом и др.). Интерпретация прочитанного текста.
Столкновение выдуманного мира героя с реальной жизнью. Мир чувств читателя и литературного героя. Практическая работа с текстом Ф.Саган «Здравствуй, грусть» (главы).
Сложность и противоречивость внутреннего мира героев. Необходимость бережного отношения к чувствам других. Практическая работа с текстом С.Д.Довлатова «Наши» (в сокращении).
Борьба героев за справедливость и человеческое достоинство. Жажда личного подвига. Человек как главная ценность в мире и в литературе. Гуманистический характер художественной литературы.Практическая работа с текстом М.Горького «Симплонский туннель» (из «Сказок об Италии»).
Великая сила маленького человека. Практическая работа с текстом В.Шаламова «Последний бой майора Пугачева». Бой героя за свое человеческое «Я».
Естественным образом, в конце каждого года обучения ребята осуществляют свой исследовательский проект, самостоятельно подбирая интересные им произведения, рассказывая о них, давая собственную литературоведческую трактовку, говоря об истории создания самого произведения, автора, о современном прочтении книги. Все это проходит в неформальной обстановке дружеской встречи.
Что дает такая внеурочная деятельность нашим учащимся? Это свобода мысли, широта читательских интересов, развитие познавательной активности, понимания философских вопросов и пр.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.